• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект урока по биологии в 6 классе по теме: Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество

Конспект урока по биологии в 6 классе по теме: Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по биологии в 6 классе по теме: Условия жизни растений. Лес как растительное сообществоКонспект урока по биологии в 6 классе по теме: Условия жизни растений. Лес как растительное сообществоКонспект урока по биологии в 6 классе по теме: Условия жизни растений. Лес как растительное сообществоКонспект урока по биологии в 6 классе по теме: Условия жизни растений. Лес как растительное сообществоКонспект урока по биологии в 6 классе по теме: Условия жизни растений. Лес как растительное сообществоКонспект урока по биологии в 6 классе по теме: Условия жизни растений. Лес как растительное сообществоКонспект урока по биологии в 6 классе по теме: Условия жизни растений. Лес как растительное сообществоКонспект урока по биологии в 6 классе по теме: Условия жизни растений. Лес как растительное сообществоКонспект урока по биологии в 6 классе по теме: Условия жизни растений. Лес как растительное сообществоКонспект урока по биологии в 6 классе по теме: Условия жизни растений. Лес как растительное сообществоКонспект урока по биологии в 6 классе по теме: Условия жизни растений. Лес как растительное сообществоКонспект урока по биологии в 6 классе по теме: Условия жизни растений. Лес как растительное сообществоКонспект урока по биологии в 6 классе по теме: Условия жизни растений. Лес как растительное сообществоКонспект урока по биологии в 6 классе по теме: Условия жизни растений. Лес как растительное сообществоУсловия жизни растений.

Лес как растительное сообщество

Цель: продолжить знакомство с растительными сообществами, выделить отличительные особенности леса, как растительного сообщества

Задачи:

воспитательные - продолжить формирование бережного отношения к природе;

образовательные - повторить материал по жизненным формам растений, растительным сообществам,

ознакомиться с понятиями: ярусность, светолюбивые, теневые, теневыносливые, холодостойкие, теплолюбивые, ксерофитные, мезофитные, гидрофитные растения,

научиться выделять ярусы в лесу и распределять растения по группам по отношению к воде, свету, температуре;

развивающие - продолжить знакомство с растениями своего региона.

Термины урока: ярусность, факторы среды, светолюбивые,

теневые, теневыносливые, теплолюбивые,

холодостойкие, ксерофиты, мезофиты,

гидрофиты, жизненные формы,

растительное сообщество.

Ход урока

  1. Организационный момент.

В этот весенний день нам так хочется солнечного тепла. Давайте закроем глаза и представим как солнечные лучи согревают нас своим теплом, дарят всем на Земле радость и счастье. Давайте откроем глаза и улыбнемся. Это значит пожелаем друг другу любви и добра!

II. Контроль знаний

  • Мы с Вами изучали разные Царства живой природы. Какие?

  • Что объединяет организмы, которые относятся к царству растений?

  • Какое строение имеет бактерия?

  • Какова роль бактерии в природе и жизни человека?

  • Каковы общие признаки грибов?

  • На прошлом уроке мы познакомились с особой группой живых организмов - лишайниками. Что вы можете о них сказать?

  • Скажите, а в природе все организмы распределены по царствам и обитают изолированно?

  • Как называется явление, когда Папоротники, Мхи, Лишайники, Покрытосеменные обитают совместно

  • Давайте вспомним определение

Растительное сообщество - это совокупность растений произрастающих совместно на общей территории.

  1. Изучение нового материала

Чтобы понять о каком растительном сообществе мы с вами сегодня будем говорить отгадайте загадку

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.

(лес)

Учитель. Что это? Верно, это - лес. Лес это удивительное место где можно отдохнуть от суеты и шума, где чистый воздух, поэтому хочется вдыхать его полной грудью. Лес вдохновляет художников писать картины, а поэтов - стихи.

Здесь в зарослях лесных,

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

(Р. Рождественский)

Сегодня на уроке мы изучим особенности леса, как растительного сообщества, познакомимся с разнообразием лесов, узнаем какие растения произрастают в лесу, а так же поговорим об условиях необходимым растениям для их жизни.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь - мы свои!

У. Лес характеризуется господством деревьев. Назовите деревья, которые мы можем встретить в лесу.

Именно деревья определяют весь облик леса и многие его особенности.

Леса делятся на разные типы в зависимости от преобладающей древесной породы.

Леса



хвойные лиственные смешанные




темнохвойные светлохвойные широколиственные мелколиственные

ель сосна дуб береза

пихта обыкновенная липа осина

сосна лиственница клен ольха

сибирская сибирская ясень

Территория Орловской области расположена в подзоне лесостепи, где участки лесной растительности чередуются с участками северных луговых степей. Условная граница между широколиственно-лесной и степной растительностью - река Ока. В связи с этим зональными типами растительности нашей области являются широколиственные леса и луговые степи. На крайнем северо-западе области широколиственные леса граничат с переходной зоной хвойно-широколиственных лесов.

В настоящее время большая часть территории области относится к сельскохозяйственным землям и только 15% приходится на естественную растительность, из которых 7-9% занято лесами.

Относительно крупные лесные массивы встречаются в западных районах: Дмитровском, Хотынецком, Знаменском, Шаблыкинском и Мценском. На остальной территории небольшие лесные участки приурочены в основном к балкам, долинам рек и значительно удалены друг от друга. В юго-восточных Должанском и Ливенском районах лес занимает всего около 1% территории.

В Орловской области можно встретить различные типы лесных сообществ: лиственные, хвойные и смешанные леса различного видового состава

Растительный покров Орловской области

Конспект урока по биологии в 6 классе по теме: Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество

Лесные сообщества, распространенные на территории Орловской области.

Лиственные леса
(85,8% всей площади лесов)

Конспект урока по биологии в 6 классе по теме: Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество

Широколиственные
(44, 3% всей площади лесов)

Конспект урока по биологии в 6 классе по теме: Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество

Мелколиственные
(41, 5% всей площади лесов)

Первый ярус составляют дуб, липа и ясень. В нашей области распространены
дубравы, с преобладанием
в первом ярусе
дуба черешчатого.

Развиваются часто на месте
вырубленных широколиственных.
Первый ярус образуют береза и осина. По сравнению с
широколиственными, включают меньшее число видов растений
и имеют меньшее количество ярусов.



Хвойные леса
(14,2% всей площади лесов)

Смешанные леса

Конспект урока по биологии в 6 классе по теме: Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество

Темнохвойные

Конспект урока по биологии в 6 классе по теме: Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество

Светлохвойные

Первый ярус
темнохвойных лесов у нас
образует ель. Еловые леса
включают малое
число видов растений.
Почва в ельниках
чаще всего покрыта ковром
зеленых мхов
или лишайниками.

Первый ярус
образует сосна.
Под ее пологом
развивается
второй ярус
с рябиной, черемухой
и крушиной.
Травянистый ярус
содержит
большое число
видов.

Первый ярус
образуют лиственные и
хвойные деревья.
В нашей
области наиболее
часто встречаются
дубово-сосновые
леса.


Растения эфемероиды

Раннее цветение некоторых травянистых растений можно наблюдать в широколиственном лесу. Глубокий рыхлый снег и лесная подстилка из опавшей листвы предохраняют почву от промерзания, поэтому травянистые растения появляются на свет сразу после схода снега. К лету надземная часть отмирает, а в почве сохраняются подземные органы (клубни, луковицы, корневища).

Когда Вы приходите в лес, на что в первую очередь обращается ваше внимание?

Если приглядеться, можно обнаружить мхи и лишайники.

Распределение растений по высоте называется - ярусностью.

Ярусы:

1. Деревья

2. Низкие деревья

3. Кустарники

4. Травы

5. Мхи и лишайники

Учитель показывает ярусы на таблице.

Пользуясь учебником, назовите растения каждого яруса и покажите их на плакате

«Везде математика!»
Вам, ребята, конечно, известна благотворная роль, которую играют зеленые растения в населенных пунктах и вокруг них. Это очистка воздуха от пыли и углекислого газа, обогащение воздуха кислородом, прохлада в жаркий день...

Давайте посчитаем.

Задание:

  1. Сколько кубометров воздуха очистит от пыли лес площадью 40 га за 5 лет, если известно, что 1 га лесного массива за год очищает 18 млн. м3 воздуха? (ответ 3600 млн. м3)


  1. Подсчитано, что над 50 км2 леса в воздухе находится около 50 т. пыли, а над такой же площадью безлесного пространства - в 11 раз больше. Сколько тонн пыли может находиться над 100 км2 безлесного пространства? (Ответ 1100 т)


  1. В 1 м3 городского воздуха содержится около 5000 микробов. Сколько микробов в 1 м3 лесного массива, если известно, что их содержание в лесу ниже в 9 раз? (Ответ 555 или 556)


  1. В жаркую летнюю погоду в городском парке температура воздуха на 2,2 градуса ниже, чем на городской улице и на 1,5 градуса выше, чем в лесу. Определите температуру воздуха в лесу, если на оживленной городской улице она составляет 31 градус. (Ответ 27,3 градуса)

А всем ли растениям одинаково живется в лесу? Давайте подумаем.

На растения влияют: освещенность, влажность, температура, которые называются факторами среды

Давайте вместе заполним схему:

Группы растений по отношению к: Свет: Вода: Температура:

Группы растений по отношению к свету

светолюбивые теневые теневыносливые

Шалфей кислица колокольчик

Нивяник вороний глаз купальница

Пустырник барвинок

Группы растений по отношению к воде

ксерофиты мезофиты гидрофиты гигрофиты

ковыль колокольчики осока рогоз

верблюжья гвоздика череда остролист

колючка

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи её полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она - твой давний добрый лекарь,

Она - союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она - одна.

(В.Шефнер)

Д/з пр 62

Окончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Хочу, чтобы знания вам пригодились

Задание: Распредели следующие растения по ярусам в лиственном лесу.

1 ярус_______________________________________________________________

2 ярус_______________________________________________________________

3 ярус_______________________________________________________________

4 ярус_______________________________________________________________

5 ярус_______________________________________________________________


Растения: Жимолость, кукушкин лен, дуб, рябина, малина, шиповник, брусника, кислица, липа, береза, подберезовик, черника, земляника, осина, груздь, ягель, черемуха, пролеска.




9


© 2010-2022