Разработка урока по биологии на тему Семейство паслёновые ( 6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель биологии первой категории КГУ «Школа-гимназия №10» акимата города Рудного Кургамбекова Дельдет Елтаевна.

Түсіндірме хат.

Пояснительная записка.

Сабақтын такырыбы:

Тема урока: Семейство Паслёновые.

Сабақтын мақсаты:

Цели урока:

Білімдік:

Образовательная: познакомить учащихся с растениями семейства пасленовых, сформировать общее понятие о них; закрепить знания о строении, применении растений в быту.

Дамыттушылық:

Развивающая: развивать навык самостоятельной работы с текстом, рисунками, схемой; умение распознавать растения по гербариям, по рисункам; развивать практические навыки описания растений по внешнему строению, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Тәрбиелік:

Воспитывающая: воспитывать чувство взаимопомощи; чувство бережного отношения к живой природе, развивать внимание, любовь к природе, интерес к истории растений.

Сабақтын түрі:

Тип урока: комбинированный

Пәнаралық байланыс:

Межпредметные связи: русская литература, география, связь с жизнью,бытом.

Көрнекі күралдар:

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, листы с текстом, карточки самооценки, презентация, флипчарт, рисунки и гербарии паслёновых растений, муляжи плодов и живые плоды.

Планируемый результат:

Предметный: умение распознавать паслёновые растения, называть их; умение объяснять особенности строения паслёновых растений; умение находить сходство и отличие между объектами, определять его систематическое положение;

Системно - деятельностный: умение работать с информацией на опережение (анализировать, систематизировать, делать выводы), владение методами познания, исследования.

Личностный: стремление беречь и приумножать природу родного края, своей страны, проявление высокой культуры человеческого общения (умение работать в паре).

Формирование компетенций:

Для формирования информационно-комуникативных компетенций даны опережающие задания, задания ориентированные на самостоятельное исследование. Дети могут представить свои результаты в виде анализа текста, могут обсуждать информацию в паре, обобщать и представлять её. Также на уроке формируется готовность и способность школьника к осуществлению самоанализа.

Пояснения к уроку:

1. Тема «Семейство Паслёновые» третий урок по изучению семейств растений. Учащийся должен усвоить многообразие, признаки семейства, отличительные черты класса растений, семейства, видовые названия.

2. На стадиях урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

Проверка домашнего задания: задание «Допиши предложения» оценивается в 5 баллов(взаимопроверка).

Изучение нового материала направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией через исследовательскую работу, опережающие задания, проблемный вопрос, работу в паре. Дети сами определяют тему и задачи урока.

Рефлексия проходит в форме самооценки, самоанализа.

Методы и приёмы на уроке способствуют:

• лучшему запоминанию изученного материала;

• активизируют деятельность учащихся на уроке;

• развитию познавательных процессов.

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.




Проблемный вопрос.

Изучение нового

Беседа





Лабораторная работа



Самостоятельная работа


Закрепление нового материала.

Рефлексия



Домашнее задание (дифференцированное)

Здравствуйте, ребята, я желаю вам хорошего настроения и удачной недели. Давайте вспомним материал прошлого урока. Я вам предлагаю задание, где нужно дописать слова в предложениях по смыслу.

Теперь вы можете выставить оценки в листах оценивания и будете это делать в течение всего урока. Также вы можете зарабатывать баллы, активно участвуя на уроке. Каждый ответ оценивается в один балл (один жетон - один балл).

Тему и задачи урока определите самостоятельно. Для того чтобы определить тему урока, предлагаю угадать, что находится в чёрном ящике. У меня для вас есть несколько подсказок (подсказки на слайдах).

Задачи:

- изучить признаки паслёновых растений;

-научиться распознавать пасленовые растения в быту;

-самостоятельно оценивать и анализировать свою работу.

По каким признакам растения объединяют в одно семейство паслёновых?

Ребята, у нас есть корзина с плодами растений.

Как называются растения?

Где вы видели эти растения?

Можете ли вы сказать, откуда пришли к нам растения?

О родине и полезности растений нам расскажут Кристина и Даша (опережающее задание). Предлагаю вам названия растений записывать в тетрадь.

Ребята, вы много интересного узнали об этих растениях, как вы думаете, какое общее название мы дадим этим растениям? (овощные)

Оказывается, среди паслёновых встречается очень много ядовитых растений. О них нам расскажут Сережа и Настя.

Ребята, запомните названия растений.

Скажите, а к какой ёще группе мы можем их отнести? (лекарственные)

Демонстрирую слайд с декоративными растениями семейства.

А что же объединяет эти растения?

Давайте выполним лабораторную работу № 24. Какова цель нашей работы?

Изучаем растения по гербариям. Вспомните, как нужно обращаться с гербариями.

Итог работы представляют на флипчарте.

По каким признакам растения объединяют в одно семейство паслёновых? Определите систематическое положение паслёна чёрного.

Физминутка .

Посмотрите на слайд, ещё об одном удивительном растении ( табак курительный) расскажет нам Назар.

Ребята, на столах у вас есть учебный текст ( текст о вреде курения), прочитайте текст и выполните задание в тетради «Верите ли вы?» (задание на слайде). Проверьте правильность ответов.

Предлагаю вам задание «Кто лишний».

Оцениваете в три балла.

Самостоятельно подсчитайте баллы, выставьте оценку. Предлагаю оценить свой вклад в достижение поставленных задач в начале урока, свою активность (листы - самоанализа) (слайд)

  1. Чему вы научились сегодня на уроке?

  2. Пригодятся ли вам в жизни эти знания?

  3. Где вы их можете использовать?

  4. Что вам понравилось, и что не понравилось на уроке?

§44 , буклет, реклама или кроссворд, таблица №2

Урок окончен, всем спасибо за работу.

Дети выполняют задания, затем взаимно проверяют, выставляют оценки в листах оценивания.

Учащиеся тему и задачи урока формулируют самостоятельно.

Тему урока записывают в тетрадь.


Ребята отвечают на вопросы.


Ребята думают и отвечают на вопрос.

Записывают названия растений в тетрадь.


Дети выполняют

лабораторную работу, работают с текстом § учебника (работа в паре)

Ученики работают с флипчартом.


Идет обсуждение.

Оценки выставляют в своих листах

Выполняют задание и оценивают.

Ребята оценивают свою работу на уроке, высказывают своё мнение.


Записывают д/з в дневник.



САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ТЕМЕ

«Семейство Паслёновые»

Данный урок является третьим при изучении семейств растений по биологии в 6 классе и 16-м в разделе «Основные отделы растений».

Тип урока: комбинированный.

Перед уроком ставились следующие задачи:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с растениями семейства пасленовых, сформировать общее понятие о них; закрепить ботанические знания о строении, применении растений в быту.

  2. Развивающая: развивать навык самостоятельной работы с текстом, рисунками, схемой; умение распознавать растения по гербариям, по рисункам ; развивать практические навыки описания растений по внешнему строению; осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

  3. Воспитывающая: воспитывать чувство взаимопомощи; чувство бережного отношения к живой природе, развивать внимание, любовь к природе, интерес к истории растений.

На уроке были использованы различные формы работы, методы обучения. Наблюдается взаимосвязь элементов урока, а также учитываются учебные особенности учащихся. Класс сильный по знаниям, активный, уровень памяти учащихся высокий, мыслительная деятельность сформирована достаточно хорошо. Содержание урока соответствует теме и поставленным задачам. Используется фронтальная, индивидуальная формы работы, работа в паре, сочетание которых способствует развитию саморегуляции на уроке и эффективной организации учебной деятельности. Тему и задачи урока ребята определяют сами. Для того чтобы дети могли определить тему и задачи урока, были использованы различные подсказки, что пробуждает интерес учащихся. На уроке применялись методы обучения: наглядные, для развития наблюдательности, словесные, для формирования теоретических знаний, метод самостоятельной работы для развития самостоятельности в учебной деятельности, исследовательский - для формирования навыков учебного труда. Работа проходит в сотрудничестве.

Тема моего самообразования «Формирование основных образовательных компетенций через различные формы преподавания биологии». Программа и Государственные стандарты образования предусматривают формирование различных компетенций у учащихся, поэтому для формирования информационных, учебно-познавательных, социальных, личностных компетенций даны опережающие задания, задания ориентированные на самостоятельность. Дети могли представить свои результаты в виде анализа текста, обобщения информации в виде схемы, могли обсуждать информацию в паре, представлять её. На уроке дети учились самостоятельно или через обсуждение найти верное решение. Также на уроке формировалась готовность и способность учащегося к осуществлению самооценки и самоанализа. Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществляется логический переход от одного этапа к другому.

Также я использовала наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, что способствовало активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, формированию интереса к изучению материала темы. С целью развития познавательных процессов учащихся были использованы различные приемы: презентация, флипчарт, загадки, опережающие задания, проблемный вопрос, что способствовало развитию мышления, памяти, внимания. Думаю, что активность учащихся была достаточно высокой. Темп урока оптимальный, плотность урока достаточная. Думаю, что атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.

Считаю, что урок достиг цели, результативен, так как учащиеся с интересом выполняли задания. Задачи урока реализованы.



© 2010-2022