Конспект урока биологии Вес воздуха и атмосферное давление

Ход урока:   Стадия вызова. Учитель.На прошлых уроках мы уже говорили о воздухе и его свойствах. Сейчас вы попробуете составить таблицу «ЗХУ», опираясь на пройденный материал. Для этого сначала заполните первую колонку таблицы «ЗХУ». Для обсуждения информации объединитесь в пары. (Учащиеся в парах обсуждают информацию, которую они предложили бы занести в колонку «Знаю» таблицы «ЗХУ». (Учащиеся делают в тетрадях краткие записи.)   Стадия осмысление.   Учитель просит прочитать информацию, которую ... «Знаю» «Хочу узнать» «Узнал» - Воздух – это смесь газов. - Воздух имеет определённый состав: -азот – 78%; - кислород – 21%; - углекислый газ – 0,03%; - водород, гелий, озон и другие газы – 1%. - В воздухе всегда есть водяной пар. - Озон – защитный слой от ультрафиолетового облучения организмов. - Углекислый газ образуется в процессе дыхания и горения. - Воздух обладает следующими свойствами: - занимает пространство; - сжимается; - обладает упругостью.       После заполнения таблицы учитель переходит к изучению новой темы. Учащимся предлагается заполнить вторую колонку в таблице «ЗХУ». Учитель. Ребята, что бы вам ещё хотелось узнать о воздухе, кроме его состава и свойств? Подумайте, обсудите в парах и предложите свои варианты вопросов. (Учащиеся обсуждают, записывают свои вопросы в тетрадях.) Учитель. Предложите ваши варианты вопросов для заполнения второй колонки «Хочу узнать» таблицы «ЗХУ». (Работая в парах, учащиеся предлагают свои вопросы.) Уч... «Знаю» «Хочу узнать» «Узнал» - Воздух – это смесь газов. - Воздух имеет определённый состав: -азот – 78%; - кислород – 21%; - углекислый газ – 0,03%; - водород, гелий, озон и другие газы – 1%. - В воздухе всегда есть водяной пар. - Озон – защитный слой от ультрафиолетового облучения организмов. - Углекислый газ образуется в процессе дыхания и горения. - Воздух обладает следующими свойствами: - занимает пространство; - сжимается; - обладает упругостью. Почему мы не чувствуем воздух действие воздуха?   Воздух имеет вес или нет?   Как измерить вес воздуха?   Сколько весит воздух?   Если воздух имеет вес, то почему мы не чувствуем его давления на нас?   Как измерить давление воздуха?     Возможно учащиеся зададут другие вопросы. Учитель записывает все вопросы в таблицу на доске. Учитель объявляет тему урока. Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, мы должны изучить тему «Вес воздуха и атмосферное давление». Итак, имеет воздух вес или нет? Проведём опыт. Для этого возьмём физические весы, положим на левую чашку весов детский воздушный шарик, а на правую чашку насыплем песок и уравновесим чаши весов. Наполним шарик воздухом. Завяжем его, чтобы воздух не выходил, и положим на...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок природоведения в 5 классе

Вес воздуха и атмосферное давление


Цели урока:

- образовательная: познакомить учащихся с понятиями «вес воздуха», «атмосферное давление», «Плотность и разреженность»;

- развивающая: научить учащихся выстраивать логический рассказ с использованием метода критического мышления «Перепутанные логические цепи»;

- воспитательная: развивать коммуникативные компетенции, формировать толерантность.

Ход урока:

Стадия вызова.

Учитель. На прошлых уроках мы уже говорили о воздухе и его свойствах. Сейчас вы попробуете составить таблицу «ЗХУ», опираясь на пройденный материал. Для этого сначала заполните первую колонку таблицы «ЗХУ». Для обсуждения информации объединитесь в пары.

(Учащиеся в парах обсуждают информацию, которую они предложили бы занести в колонку «Знаю» таблицы «ЗХУ». (Учащиеся делают в тетрадях краткие записи.)

Стадия осмысление.

Учитель просит прочитать информацию, которую ученики записали в таблицу, учитель систематизирует эту информацию и переносит в таблицу на доске.

После заполнения первой колонки таблица может выглядеть таким образом:

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»

- Воздух - это смесь газов.

- Воздух имеет определённый состав:

-азот - 78%;

- кислород - 21%;

- углекислый газ - 0,03%;

- водород, гелий, озон и другие газы - 1%.

- В воздухе всегда есть водяной пар.

- Озон - защитный слой от ультрафиолетового облучения организмов.

- Углекислый газ образуется в процессе дыхания и горения.

- Воздух обладает следующими свойствами:

- занимает пространство;

- сжимается;

- обладает упругостью.

После заполнения таблицы учитель переходит к изучению новой темы. Учащимся предлагается заполнить вторую колонку в таблице «ЗХУ».

Учитель. Ребята, что бы вам ещё хотелось узнать о воздухе, кроме его состава и свойств? Подумайте, обсудите в парах и предложите свои варианты вопросов.

(Учащиеся обсуждают, записывают свои вопросы в тетрадях.)

Учитель. Предложите ваши варианты вопросов для заполнения второй колонки «Хочу узнать» таблицы «ЗХУ».

(Работая в парах, учащиеся предлагают свои вопросы.)

Учитель заполняет вторую колонку в таблице на доске.

После заполнения второй колонки таблица может выглядеть таким образом:

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»

- Воздух - это смесь газов.

- Воздух имеет определённый состав:

-азот - 78%;

- кислород - 21%;

- углекислый газ - 0,03%;

- водород, гелий, озон и другие газы - 1%.

- В воздухе всегда есть водяной пар.

- Озон - защитный слой от ультрафиолетового облучения организмов.

- Углекислый газ образуется в процессе дыхания и горения.

- Воздух обладает следующими свойствами:

- занимает пространство;

- сжимается;

- обладает упругостью.

Почему мы не чувствуем воздух действие воздуха?

Воздух имеет вес или нет?

Как измерить вес воздуха?

Сколько весит воздух?

Если воздух имеет вес, то почему мы не чувствуем его давления на нас?

Как измерить давление воздуха?

Возможно учащиеся зададут другие вопросы. Учитель записывает все вопросы в таблицу на доске.

Учитель объявляет тему урока. Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, мы должны изучить тему «Вес воздуха и атмосферное давление».

Итак, имеет воздух вес или нет? Проведём опыт. Для этого возьмём физические весы, положим на левую чашку весов детский воздушный шарик, а на правую чашку насыплем песок и уравновесим чаши весов. Наполним шарик воздухом. Завяжем его, чтобы воздух не выходил, и положим на весы.

Учитель. Что вы наблюдаете? (Чаша весов с надутым шариком перевешивает.)

Учитель. Какой вывод мы можем сделать? (Ненадутый воздушный шарик весит меньше, чем надутый, следовательно, воздух, который содержится в надутом детском воздушном шарике, имеет вес.)

Учитель. Прочитайте текст «Вес воздуха» на странице 71 учебника. (здесь и далее используется учебник под редакцией В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой «Природоведение. 5 класс», М. : Дрофа, 2008.)

(Учащиеся читают текст и находят подтверждение, того, что воздух имеет определённый вес.)

Учитель. Запишите ответы на вопросы в третью колонку таблицы «ЗХУ».

Учитель вносит ответы учащихся в таблицу:

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»

- Воздух - это смесь газов.

- Воздух имеет определённый состав:

-азот - 78%;

- кислород - 21%;

- углекислый газ - 0,03%;

- водород, гелий, озон и другие газы - 1%.

- В воздухе всегда есть водяной пар.

- Озон - защитный слой от ультрафиолетового облучения организмов.

- Углекислый газ образуется в процессе дыхания и горения.

- Воздух обладает следующими свойствами:

- занимает пространство;

- сжимается;

- обладает упругостью.

Почему мы не чувствуем воздух действие воздуха?

Воздух имеет вес или нет?

Как измерить вес воздуха?

Сколько весит воздух?


Если воздух имеет вес, то почему мы не чувствуем его давления на нас?

Как измерить давление воздуха?

Он очень лёгкий.

Воздух имеет вес.

Взвесить пустой шарик, а затем надутый.

1м3 воздуха весит 1290 г. вес воздуха меняется с высотой: чем выше от поверхности Земли, тем воздух больше разряжен. Менее плотен, а значит, меньше весит.

Учитель. Мы с вами нашли ответы на три поставленных вопроса. Чтобы найти ответы на вопросы о давлении воздуха, прочитайте текст учебника: первые три абзаца на стр. 72.

(Учащиеся читают текст, выделяя карандашом ответы для внесения в третью колонку таблицы.)

Учитель. Найдите отрывок в тексте, в котором объясняется:

- почему человек не чувствует давление воздуха:

- какова причина такого воздействия воздуха на организм.

(Учащиеся зачитывают информацию, учитель коротко заносит её в третью колонку таблицы.)

Учитель. Наличие давления воздуха я вам продемонстрирую с помощью опыта, который вы просмотрите в учебном фильме. (Берётся стакан с водой, накрывается листом бумаги, при этом придерживается лист бумаги рукой. Стакан быстро переворачивается вверх дном. Отнимается рука от листа бумаги. Вода из стакана не выливается).

Учитель. Как вы думаете, почему вода из стакане не выливается?

(Учащиеся высказывают своё мнение: на бумагу оказывает давление воздух, поэтому вода из стакана не выливается.)

Учитель предлагает сделать записи в третью колонку таблицы

(учащиеся заполняют третью колонку таблицы в тетрадях.)

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»

- Воздух - это смесь газов.

- Воздух имеет определённый состав:

-азот - 78%;

- кислород - 21%;

- углекислый газ - 0,03%;

- водород, гелий, озон и другие газы - 1%.

- В воздухе всегда есть водяной пар.

- Озон - защитный слой от ультрафиолетового облучения организмов.

- Углекислый газ образуется в процессе дыхания и горения.

- Воздух обладает следующими свойствами:

- занимает пространство;

- сжимается;

- обладает упругостью.

Почему мы не чувствуем воздух действие воздуха?

Воздух имеет вес или нет?

Как измерить вес воздуха?

Сколько весит воздух?


Если воздух имеет вес, то почему мы не чувствуем его давления на нас?


Как измерить давление

воздуха?

Он очень лёгкий.

Воздух имеет вес.

Взвесить пустой шарик, а затем надутый.

1м3 воздуха весит 1290 г. вес воздуха меняется с высотой: чем выше от поверхности Земли, тем воздух больше разряжен. Менее плотен, а значит, меньше весит.

На человека давит 15 тонн воздуха, но он не ощущает его, так как кровь и другие жидкости в организме испытывают давление, равное атмосферному.

Воздух оказывает давление на все предметы, находящиеся на поверхности Земли, и его давление измеряют с помощью барометра.

Учитель. Я предлагаю вам прочитать на стр. 73-74 учебника историческую справку об опыте с магдебургскими полушариями и расположить слова на доске, логической последовательности.

На доске представлена «перепутанная логическая цепь» данных опыта: город Магдебург, Отто фон Герике, изготовил, металлические полушария, бургомистр города, 1654 год, 2, 16, упряжка, лошадей, откачали воздух, тянули по команде, целостность шара не нарушалась, закачивали воздух, полушария распались, использовал.

(Учащиеся читают историческую справку об опыте с магдебургскими полушариями, определяют порядок следования слов, цифр, дат и словосочетаний в логической цепи.)

Учитель предлагает составить рассказ с использованием слов логической цепи.

(Учащиеся составляют рассказ, а затем некоторые из них зачитывают в классе.)

Стадия рефлексии.

Учитель подводит итоги урока, обращая внимание учащихся на записи в колонке таблицы «Узнал», и просит составить синквейны по теме урока.

(Учащиеся составляют синквейны и некоторые из них зачитываются в классе.)

Учитель задаёт домашнее задание: п.18.





© 2010-2022