- Преподавателю
- Биология
- Использование цифрового микроскопа на уроках биологии
Использование цифрового микроскопа на уроках биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бекетова Н.Ф. |
Дата | 21.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Автор:
Бекетова Н.Ф.
Место работы:
учитель высшей категории МБОУ ЯСОШ
Тема «Мастер - класса»
Использование цифрового микроскопа на уроках биологии
Цель:
Познакомить участников мастер - класса с возможностями использования цифрового микроскопа на уроках биологии
Задачи:
-
Познакомиться с работой цифрового микроскопа.
-
Освоить правила работы с микроскопом.
-
Рефлексия своей деятельности
Оборудование: микроскоп, цифровой микроскоп, микролаборатория, лук, гриб Мукор, Культура бактерии
План работы:
1 этап (теоретический)
цифровой микроскоп позволяет учителю
2 этап (практический)
Проведение лабораторной работы (работа по группам)
3 этап
Представление опыта работы с цифровым микроскопом на уроке
4 этап
Рефлексия деятельности ( обсуждение участниками своей деятельности в качестве учеников и слушателей)
1 этап (теоретический)
цифровой микроскоп позволяет учителю
Начало ХХI в. проходит под знаком модернизации школьного образования.
Появляются новые педагогические технологии, методики, учебники.
Совершенствование средств и методов преподавания биологии должно ориентироваться на развитие познавательной деятельности и творческого мышления учащихся, выработку умений применять знания на практике. Для существенного улучшения организации обучения необходимо обращать внимание на такие формы работы, которые активизируют работу учеников. Всё шире в учебный процесс внедряются информационные технологии.
Сейчас компьютеры с проекционными устройствами, интерактивные доски появились во многих школьных кабинетах. Многие уроки биологии проходят с использованием компьютерной техники
К инновационным информационно-коммуникативным средствам обучения на уроках биологии относится цифровой микроскоп.
Цифровой микроскоп сочетает в себе световой микроскоп и цветную цифровую камеру, оптическая ось которой совпадает с оптической осью микроскопа. Световой микроскоп можно использовать и без камеры, которая устанавливается на место окуляра после настройки изображения. Камера имеет подключение к USB порту компьютера.
Что позволяет сделать цифровой микроскоп?
-
Точно передать формы, границы и цвета объекта,
-
Выполнять разнообразные тонкие работы,
-
Сохранить результаты исследования,
-
Производить наблюдения с экрана монитора,
-
Передавать результаты наблюдения на расстояния,
-
Редактировать изображения и проводить видеосъёмку процессов жизнедеятельности.
-
Распечатывать полученный графический файл в трёх разных режимах:
9 уменьшенных изображений на листе А4, лист А4 целиком, увеличенное изображение, разбитое на 4 листа А4
Надо сказать, что работа с микроскопом - один из наиболее любимых видов деятельности у учащихся любых возрастов. Использование цифрового микроскопа делает её еще более яркой, запоминающейся, да и самому учителю такая работа доставляет удовольствие.
Одна из самых больших сложностей, подстерегающих учителя биологии при проведении лабораторной работы с традиционным микроскопом, это практически отсутствующая возможность понять, что же в действительности видят его ученики. Сколько раз зовут ребята совсем не к тому, что нужно - в поле зрения либо край препарата, либо пузырёк воздуха, либо трещина…
В этом случае реально производимые и одновременно демонстрируемые через проектор действия с препаратом и получаемое при этом изображение - лучшие помощники.
Они наглядно предъявляют ученику правильный образ действия и ожидаемый результат. Резкость изображения и в компьютерном варианте микроскопа достигается с помощью поворота винтов.
При проведении лабораторных работ на уроках цифровой микроскоп оказывает значительную помощь. Он дает возможность:
-
изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера;
-
использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;
-
изучать объект в динамике;
-
создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме;
-
использовать изображения объектов на
-
бумажных носителях.
-
активизирует работу учащихся на уроке Способствует развитию познавательной, информационной и исследовательской компетенций учащихся
-
Повышает уровень мотивации обучающихся помогает проводить практические и лабораторные работы индивидуально, фронтально и в группах
-
повышает интерес к поисково-исследовательской деятельности
-
способствует повышению успеваемости учащихся.
Важно и то, что можно указать и подписать части препарата, собрав из этих кадров слайд-шоу. Сделать это можно как сразу на уроке, так и в процессе подготовки к нему.
2 этап (практический)
Проведение лабораторной работы (работа по группам)
На столах лежат листы:
Приложение №1 (Правила работы с микроскопом»
Приложение №2 ( инструктивная карточка лабораторной работы)
Приложение №3 ( лист самооценки)
3 этап
Представление опыта работы с цифровым микроскопом на уроке (Приложение №4)
4 этап
Рефлексия деятельности (обсуждение участниками своей деятельности в качестве учеников и слушателей) (Приложение №5 - отзыв слушателей).
Использование цифрового микроскопа на уроках биологии позволяет повысить интерес к предмету, повысить качество обучения, отразить существенные стороны биологических объектов, воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Полученный с помощью цифрового микроскопа материал может быть использован как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности (кружок, факультатив, элективный курс).