• Преподавателю
  • Биология
  • ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ «Подготовка наших студентов к рабочим будням, подготовка их как специалистов»

ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ «Подготовка наших студентов к рабочим будням, подготовка их как специалистов»

Почему молодые специалисты не спешат в школу? Ответ банален и всем известен: низкая зарплата, отсутствие жилья, непрестижность профессии, наконец, повышенная социальная ответственность и эмоциональная перегрузка. "Белых ворон", которые идут работать в школу действительно по призванию, становится все меньше. Но может ли быть что-нибудь страшнее "случайного педагога"? О каком воспитании, не говоря уже об уровне преподавания, может в таком случае идти речь? Это уже трагедия не одного класса, не одн...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5Проблемная лекция Монахова С.В.

«Подготовка наших студентов к рабочим будням,

подготовка их как специалистов»

Проблема, которая меня волнует, это подготовка наших студентов к рабочим будням, подготовка их как специалистов.

Почему молодые специалисты не спешат в школу? Ответ банален и всем известен: низкая зарплата, отсутствие жилья, непрестижность профессии, наконец, повышенная социальная ответственность и эмоциональная перегрузка. "Белых ворон", которые идут работать в школу действительно по призванию, становится все меньше. Но может ли быть что-нибудь страшнее "случайного педагога"? О каком воспитании, не говоря уже об уровне преподавания, может в таком случае идти речь? Это уже трагедия не одного класса, не одной школы и даже не всей системы образования, а всей страны, ее будущего.

Кстати, недавно провели небольшое исследование, почему молодые специалисты, получив специальность учителя, не идут работать в школы, и почему, скажем, проработав год-два, они уходят из школы. Выяснилась такая ситуация: 48% из них, поступая в педагогический вуз, рассматривали его как вуз для получения высшего образования, то есть поступили туда не из желания идти работать в школу. Более 80% абитуриентов педвузов при ПОСТУПЛЕНИИ не собираются связывать свою жизнь со школой.
ОДНАКО поступают по следующим причинам:

1.Очень низкий конкурс. Особенно для мальчиков.

2.Место, где можно перекантоваться. Может, за это время найдут работу.

3.Сильно не напрягают, да и выгоняют редко.

4.Человек, закончивший педагогическое высшее учебное заведение вполне может прижиться в любой сфере деятельности - иностранцы - переводы, филологи - издательства, историки - туристический бизнес.

5.Поступить в хороший ВУЗ - нужны хорошие знания и хорошие деньги. Здесь - нет, но тоже высшее.

Вот еще какая мысль постоянно «сидит» в голове и тревожит: почему так странно проходит сейчас практика у студентов?

Зачем руководство Вузами ставит большие цели и задачи педагогической практики студентов, если на деле они не выполнимы.

И как можно осуществить на деле эти задачи, да и чему может научиться студент за 3 - 5 выданных часов педагогической практики?! Не так давно присутствовала практика, на которой студенты должны были вести намного больше уроков и выдавать несколько зачетных, с приглашением на них методистов и студентов. А что изменилось сейчас? Неужели руководители практикой считают, что этого времени достаточно для того, чтобы студент действительно сформировался как молодой педагог? Неужели все остальные дисциплины в университете важнее педагогической практики?

Вот пример одной из педагогических практик студентов нашего Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета, которую проходили студенты факультета математики и информатики в этом учебном году. Это были студенты 5 - го курса, длительность практики была 4 недели, которые распределились следующим образом: 1 - ая неделя - пассивная практика (она выпала не последнюю неделю I четверти); 2 - ая неделя - школьные каникулы; 3 и 4 -ые недели - проведение уроков, внеклассных занятий, анкетирование учащихся и т.д. Вот и возникает вопрос: «Почему руководство университетом не согласовывает график работы школ города (а ведь он единый и утверждается в начале сентября месяца) и не планирует педагогическую практику студентов исходя из работы школ?»

Ежегодно я работаю со студентами, которые проходят на базе нашей школы педагогическую практику. Опрос студентов 5 - го курса нашего университета показал: из 14 опрошенных за последние два года решили следующее:

1 студент возможно пойдет работать в школу по окончанию университета, если будет место.

2 - ое из опрошенных студентов сказали, что пойдут работать в школу только в том случае, если никакой другой работы не найдут.

И 11 студентов категорически ответили: «Нет».

А как может решиться идти работать в школу педагог, которого не научили быть учителем за период обучения в университете.

Я отработала в школе уже 15 лет и до сих пор с благодарностью вспоминаю нашего методиста, Син Елисей Елисеевича, которого мы в свое время называли Е в квадрате исходя из специфики нашего факультета.

Он проводил с нами очень интересные и познавательные практические занятия по методике преподавания математики. Мы разрабатывали и проводили не по одному уроку перед своими одногруппниками, обсуждая каждое движение, каждое слово.

Но когда пришли на педагогическую практику в школу, стало ясно, что провести урок перед группой совсем не то, что провести его перед классом детей. Когда видишь глаза детей, которые пытливо смотрят на тебя, как бы спрашивая: «Поймем ли мы тебя, поймем ли мы друг друга?».

Вот когда понимаешь всю свалившуюся на тебя ответственность, когда осознаешь, что все проведенные уроки на практических занятиях, оказывается, ничего тебе не дали, ничему не научили.

Главное, они не научили тебя не бояться: не бояться ребят, не бояться уложиться во времени, не бояться сказать не верное слово, не бояться сделать неправильный жест, не научили быть уверенным в себе.

А наши студенты, приходя на практику, только успевают напугаться, и с облегчением вздыхают после последнего проведенного урока. И если в первые дни педагогической практики (на 3 - ем курсе) у них еще присутствует неуверенность - пойду ли я работать в школу по окончанию университета, то после проведенных трех - пяти уроков на 5 - ом курсе - почти полная уверенность в том, что учителем он не будет: трудно быть тем, кем тебя быть не научили.

А у студента нет возможности научиться, у него просто нет на это времени.

Когда я, в свое время, проходила педагогическую практику на 5 - ом курсе, ее длительность была четверть (с 1 - го сентября по 1 ноября). И мы проводили каждый урок в определенном классе. На каждом уроке обязательно присутствовал наш методист, затем он обсуждал с нами каждую минуту проведенного урока.

По итогам той практики я получила «отлично», но до сих пор помню ту единственную тройку за один из моих уроков, который, как мне казалось, прошел просто идеально, и я чувствовала, что у меня, наконец - то, получилось.

Помню то свое состояние, когда в ожидании хорошей оценки за урок, с волнением спросила, как оценил меня методист, услышав в ответ «три», была вся в оцепенении. Я не понимала, что происходит, ничего ли он не перепутал. И на мой вопрос: «за что?» мне был задан встречный вопрос: «В какой руке вы держали тряпку во время урока?».

Конечно же, я не помнила, я вообще не помнила, а держала ли я тряпку в руке, ведь весь урок старалась выполнить все требования к уроку, старалась не упустить не одной детали, старалась уложиться во время урока. На что получила вполне разумное, по нынешним моим понятиям, пояснение: « Если вы во время урока не контролируете себя, не замечаете, в какой руке держите тряпку, как вы можете контролировать весь класс?».

В те минуты я его ненавидела, я была готова бросить институт, у меня была просто истерика. Но, когда я пришла домой, успокоилась, уговорила сама себя «Тяжело в учении, легко в бою», поняла, наконец, что он был прав, и стала готовиться к следующему занятию.

Но это замечание произвело на меня очень серьезное впечатление, стало так называемой встряской, помогло и помогает мне в моей работе.

Я понимаю, что причин такого маленького числа часов для педагогической практики студентов много, что проблема в первую очередь, в финансировании, -наверное, нет возможности оплачивать учителям практику студентов. Второе, возможно, планирование университета. И еще одна из возможных причин, это методисты, преподающие в университете, которые не имеют опыта работы в школе.

Вот почему молодой специалист бежит из школы:

1)нет подготовки, и психологической в том числе;

2)нет мотивации к работе вообще и к школе в частности;

3)материальные затруднения (в стране, где прожиточный минимум более 3 тысяч, не может учитель на ставку получать 4);

И еще:

1. Если государство нуждается в педагогических кадрах, то почему подготовка этих кадров ведется не на должном уровне?

2. Почему педагогическая практика не регламентируется жестко?

Средний возраст российского учителя, по статистике - 52 года. Но пока не будут решены вышеизложенные проблемы, вопрос об омоложение педагогических кадров будет открыт, а средний возраст учителя будет увеличиваться.

Спасибо за внимание!ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ «Подготовка наших студентов к рабочим будням, подготовка их как специалистов»

© 2010-2022