Разработка урока Тема «Органы чувств» (8-й класс)

Изменение содержания влечет за собой и изменение в организации учебной деятельности. Одной из основных  задач является воссоздание на занятиях процесса  научного исследования, раскрытие пути экспериментального (наблюдение, измерение, эксперимент) теоретического исследования учебного предмета в форме понятий, суждений, умозаключений и т.п.); воспроизведение методологии научного творчества, т.е. умение открывать для себя новое знание на основе  и с использованием экспериментальных и теоретических ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация деятельности учащихся в реализации идеи гуманитаризации

Разработка урока

Тема «Органы чувств» (8-й класс)

Это первый урок главы «Органы чувств и восприятие».

Учение на данном занятии осуществляется в форме учебной деятельности самих детей, которые творчески участвуют в исследовании и поиске решения проблем, задач и осмыслении различных текстов.

Содержание занятия преимущественно осваивается, осмысливается в разнообразных формах диалога, создании диалогических ситуаций.

Предшествующая работа:

Повторить к уроку термины - периферическая нервная система, центральная нервная система, центростремительный нейрон, центробежный нейрон, рецептор, орган чувств, чувствительность, раздражимость, рефлекс, инстинкт.

Ответить на вопрос - «Что общего в биологическом плане в строении органов зрения, слуха, обоняния животных и человека? Что «досталось» человеку от животных?»

«Слух, зрение, нюх и вкус,

и осязанья нить

охватывают все,

что можно ощутить.» Абу али Ибн Сина.

С этих слов начинается обсуждение вопросов.

Что такое органы чувств? Какие есть органы чувств?

Каково значение органов чувств в живом мире?

Каков принцип строения всех органов чувств?

(уч-ся приходят к выводу об одинаковом принципе строения всех органов чувств, подчинении их определенным законам)

Каков механизм восприятия раздражения?

(уч-ся выстраивают цепочку -

рецепторы →нервные пути → мозговые центры)

Вводится понятие, предложенное И.П. Павловым, анализатор. Пользуясь учебником и справочным материалом необходимо распределить звенья анализатора и подумать, почему они получили такие названья. Что значит анализировать?

(при обсуждении ответов уч-ся, обратить внимание на философский закон «единство противоположностей», анализ - синтез, общее - частное).

Пользуясь рисунком учебника «Схема строения анализатора», уч-ся выписывают виды анализаторов, центры коры головного мозга каждого анализатора.

Уч-ся получают задание - Проследить нервный путь от отдельных анализаторов в строго определенные центры головного мозга и подумать над вопросами: Чем будет являться обратная реакция организма? Почему ощущения бывают разных видов? Благодаря чему осуществляется целостное восприятие окружающего мира?

Человек - часть живой природы. Для доказательства этого единства рассмотрим эволюционный путь развития органов чувств в царстве «Животные».

(Уч-ся делятся на группы по видам органов чувств и, пользуясь подготовленным в качестве домашнего задания материалом по вопросу - Что досталось нам от животных?, раздаточным материалом с рисунками животных, справочным материалом, выстраивают пути эволюционного развития определенного органа чувств в царстве «Животные».

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что органы чувств человека неслучайны, их накапливала, отшлифовывала, усложняла Природа. В биологическом плане, у органов чувств общее строение, в психологическом плане - ощущение.

При работе со справочником уч-ся выделили, что анализатор - это биофизическая система. Значит, она подчинена общим физическим законам.

(учащиеся работают с рисунками учебника, где изображены строение глаза и уха. Вспоминают из курса физики о законах оптики и формировании звуковой волны. Делают вывод, что система любого анализатора подчинена общим физическим законам природы. Еще раз убеждаются в том, что в человеке заключены все законы природы.)

Следующим этапом урока является работа по составлению схемы отличия ощущений человека от ощущений животных. Учащиеся приводят различные примеры из мира животных. Далее учащиеся предлагается прослушать стихотворение, отрывок музыкального произведения, рассмотреть репродукцию и ответить на вопрос «Какие образы, ассоциации, ощущения у них возникали? С чем это связано? Может ли что-нибудь подобное возникнуть у животных?»

Результат этой работы составленная таблица:

Ощущения животных

Ощущения человека

- это приспособленность на основе рефлексов и инстинктов.

- это воспроизведение и естественной и искусственной среды на основе сознания, психики.

Урок заканчивается словами:

«Лишь благодаря ощущениям мы обретаем чудную соразмеренность с жизнью, но не можем насытиться палитрой запахов, образов, цвета, звука, погружаемся в воспоминания и задумываемся о настоящем и будущем».

Лев Этинген.

Домашнее задание:

Подумать над вопросами -

Как образ может управлять поведением?

Почему органы чувств - это окна в мир?

Почему глаз - кусочек мозга на периферии?

© 2010-2022