Рабочая программа по внеурочной деятельности Цветик - семицветик

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шелеховского района

«Средняя общеобразовательная школа №7»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО ЕМЦ

«___»_____________2015 года

Протокол № _____

Руководитель МО ЕМЦ

_____________Е.И.Кошкина

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

____________О.Н.Добржанская

«___»_____________2015 год

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ «СОШ № 7»

____________С.В.Куренкин

«___»_____________2015 год














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Цветик - семицветик»

4 - 5 класс


СОСТАВИТЕЛЬ:

Лихачева Марина Юрьевна, учитель биологии и химии

I квалификационной категории

МКОУ «СОШ № 7»









д.Олха, 2015 г

Содержание:



№п/п

Разделы


Страницы

Пояснительная записка

3

Содержание учебного предмета

9

Тематическое планирование

12

Критерии оценки

15

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

17

Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе

19





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Озеленение помещений (жилых, служебных и др.) в настоящее время получает все большее распространение, интерес к декоративным растениям, пригодным для этой цели, постоянно растет. В связи с этим по уходу за комнатными растениями, в разъяснениях об их влиянии на организм человека, их пользе или вреде.

Научные исследования, проведенные в этом направлении, дают основание утверждать, что растения в комнатах оздоравливают воздух. Они повышают влажность воздуха, что очень ценно для помещений с центральным отоплением, где в отопительный сезон влажность воздуха падает до 35 %. Содержание пыли в воздухе комнаты, где выращиваются растения, резко снижается, а количество углекислого газа не повышается, так как ночью растения выделяют ее во много раз меньше, чем поглощают днем. Кроме того, почти все растения обладают фитонцидными свойствами, т. е. способностью выделять в воздух летучие вещества, убивающие микроорганизмы или замедляющие их рост и размножение, как бы дезинфицируя окружающий нас воздух.

Большое значение имеют растения в создании благоприятной среды в коридорах школы и во время учебного процесса, а также на переменах, где учащиеся отдыхают. Озеленение коридоров улучшает психологический климат, снимает нервное напряжение, растения поглощают часть шума и т.д.

Вся работа кружка направлена на изучение декоративных растений, условий их содержания, элементы ухода за ними.

Программа направлена на:

-развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- создание условий творческой самореализации личности ребенка.

Новизна программы:

Содержание программы отличается, от имеющихся курсов экологической и практической направленностью, личностной ориентацией.

У учащихся формируются следующие образовательные компетенции:

1.Ценнностно-смысловая (обучающийся способен видеть и понимать окружающий мир)

2. Общекультурная (опыт усвоения учащимися научной картины мира).

3.Учебно-познавательная (участие в проектной деятельности, формулирование полученных результатов, овладение приемами исследовательской деятельности).

4.Информационная (извлечение необходимой информации из различных источников - текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда; осуществление поиска нужной информации по заданной теме в источниках разного типа; использование мультимедийных ресурсов и компьютерной технологии для обработки, передачи информации, подготовки презентаций).

5. Коммуникативная (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).

6. Социально-трудовая (овладение этикой взаимоотношений с кружковцами при выполнении заданий; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).

7. Компетенция личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения).

Актуальность:

Воспитание экологической культуры, это одна из актуальнейших задач в сложившемся потребительском отношении к природе. Идеалы общего воспитания всесторонне развитой личности, согласуются с способностью жить в гармонии с окружающей природной средой. Через живые объекты, растения, осуществляется связь познания себя и отношение к себе и окружающему миру, как части самого себя.

Цель программы:

Обучить ребят специфическим знаниям, необходимым для цветовода; привить практические умения и навыки по выращиванию растений; углубить знания обучающихся о разнообразии комнатных растений.

Исходя, из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Формирование; познавательного интереса, при сборе информации о растениях, дополнительных знаний о комнатных растениях.

- Воспитание бережного отношения к природе.

- Развитие эстетического вкуса, умения ценить красоту в себе и окружающем мире.

Отличительные особенности:

Программа предназначена для учащихся 4-5 классов, проявляющих склонность к занятиям естественно - научного цикла. В программе осуществляются межпредметные связи с биологией, экологией, географией.

Формы проведения занятий и режим: индивидуальная, групповая, всем коллективом. В течении всей программы учащиеся приобретают теоретические знания. Теоретическая часть, подкрепляется практической деятельностью, направленная на исследовательские задания, игровые занятия, занятия практикумы.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются творческие задания, практические работы, проекты, изготовление этикеток, паспортизация растений, экскурсии по подбору материала для составления композиций, ведение календаря ухода за комнатными растениями, экологические акции.

Программа разработана для обучающихся 4- 5 класса на 34 часа занятий - 1 раз в неделю.

В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающегося;

  • развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся.

Предметные результаты:

  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Метапредметные результаты программы внеурочной деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями предмета;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Результативность и целесообраз­ность работы по программе «Цветик- семицветик» выявляется с по­мощью комплекса диагностических методик: тестирование уча­щихся, в течение учебно­го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей.

Формами подведения итогов и резуль­татов реализации программы выступают выставки работ, конкурсные программы, участие в массовых мероприятия( участие в конкурсах и мероприятиях на школьном, региональном и федеральном уровне).

Личностными результатами программы внеурочной деятельности является способность:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые биологические и экологические понятия. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Показатели в личностной сфере ребёнка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости;

- сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.)

Метапредметными результатами освоения программы являются:

- умение работать с разными источниками информации;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение организовать свою деятельность, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

- осуществление контроля и коррекции в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном;

- формирование у школьников целостной картины окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях;

- формирование экологической и культурологической грамотности;

- формирование нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;

- воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Учащиеся знакомятся с методами познания окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация и др.); усваивают предметные знания и умения, а также комплекс личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Формирование УУД

Реализация возможностей формирования у школьников УУД обеспечивается: логикой развёртывания содержания и его структурой, представленной в учебниках; системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности учащихся (она представлена в учебниках различными методическими приёмами); системой учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач, предложенных в учебниках, в рабочих тетрадях, в тетрадях для тестовых заданий; методическими рекомендациями учителю, в которых даны советы по формированию предметных и универсальных учебных умений при организации познавательной деятельности учащихся.

  1. формирование основ экологической и генетической грамотности:

способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  1. формирование первоначальных систематизированных представлений

о биологических процессах, явлениях, закономерностях, их роли в жизни организмов и человека; овладение понятийным аппаратом биологии;

  1. приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

  2. освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

  3. овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);

  4. создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Личностные УУД

В сфере личностных универсальных учебных действий формируется:

  • умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;

  • осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья.

Регулятивные УУД:

В сфере регулятивных универсальных учебных действий формируется умение:

  • осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе;

  • понимать перспективы дальнейшей учебной работы;

  • определять цели и задачи усвоения новых знаний;

  • оценивать правильность выполнения своих действий;

  • вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности.

Познавательные УУД:

При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия:

  • умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.);

  • описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств);

  • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.;

  • пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания

  • моделировать объекты и явления окружающего мира

  • проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.

Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

Развиваются и коммуникативные способности учащихся:

  • обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми;

  • приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

  • осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;

  • осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами;

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других.

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служат технологии:

  • технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог)

  • проектная деятельность дифференциация по интересам;

  • информационные и коммуникационные технологии;

  • игровые технологии;

  • обучение на основе «учебных ситуаций»;

  • социально - воспитательные технологии;

  • технология саморазвития личности учащихся.

Формы учета для контроля и оценки планируемых результатов освоения

программы внеурочной деятельности.

Формы учета для контроля и оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности

Для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Ожидаемые результаты образовательной программы и способы определения их результативности.

В результате прохождения программы обучающиеся

узнают:

- Строение декоративных растений.

- Особенности содержания растений в комнатах.

- Способы ухода за комнатными растениями.

- Основные способы размножения комнатных растений.

- Жизненные формы растений.

- Ассортимент комнатных растений.

- Правила размещения растений в комнате.

- Способы защиты от вредителей.

Научатся:

- Приготавливать земельную смесь, для посадки растений.

- Высаживать растения в приготовленную смесь.

- Подвязывать растения.

- Подбирать вазоны для комнатных растений.

- Составлять композиции из соленого теста, природного материала.

- Классифицировать растения.

- Проводить паспортизацию растений.

- Изготавливать этикетки.

-Вести календарь ухода за комнатными растениями.
Формы проведения итоговых занятий по реализации программы: итоговые занятия проводятся в виде: конкурса творческих работ, конференции.

Содержание образовательной программы:

Раздел 1. Введение.( 2 часа)

Раздел 2. Строение декоративных растений.(5 часа)

Особенности строения комнатных растений. Стебель. Классификация стеблей (по сочности, по деревянистости, по характеру роста и положению в пространстве). Видоизменения стебля (колючки и усики). Кладодий. Побег. Корневище. Луковица. Клубень. Клубнелуковица.

Лист. Строение листа. Виды листовых пластинок. Формы листа. Простые и сложные листья. Узел. Междоузлие. Прилистники. Жилки. Цветок. Строение цветка. Соцветия. Виды соцветий. Плод. Виды плодов.

Раздел 3. Особенности содержания комнатных растений. (8 часов)

Световые условия. Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые комнатные растения. Растения длинного, короткого и нейтрального дня. Применение ламп накаливания.

Теплолюбивые, умеренно теплолюбивые, холодостойкие растения. Воздушный режим. Водный режим. Полив растений.

Дерновая, перегнойная, листовая, торфяная земля. Земляная смесь.

Физиологическая роль питательных веществ в жизни растений. Макро- и микроэлементы. Удобрения, вносимые с учетом фаз развития растений.

Практическая работа №1 Приготовление земельной смеси.

Раздел 4. Уход за комнатными растениями.(8 часов)

Пересадка и перевалка комнатных растений. Прищипка, обрезка и омолаживание. Посадка на «пень». Подвязка и купание растений. Посуда для посадки растений.

Практическая работа №2 Пересаживание растений.

Практическая работа №3 Подвязка и купание растений.

Раздел 5. Основные способы размножения комнатных растений.(4 часа)

Размножение листовыми и стеблевыми черенками.

Размножение отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями.

Раздел 6. Выращивание комнатных растений без почвы. (2 часа)

Понятие о гидропонике. Субстраты. Приготовление питательных растворов. Состав питательных растворов. Аэропоника. Вазоны для гидропонной культуры.

Раздел 7. Ассортимент комнатных растений. (8 часов)

Жизненные формы растений. Лианы. Ампельные. Суккуленты. Луковичные. Травянистые. Древесные. Ассортимент комнатных растений. Сказки. Легенды. Загадки.

Раздел 8. Композиции из цветов (5 часа)

Композиции из цветов (уголок пустыни, тропического леса, садик из орхидей, кактусарий, каменистые мини-садики, «расцветающие камни», эпифитное дерево).

Аранжировки (композиции из цветов). Сочетание цветов. Виды букетов. Свободные композиции из цветов. Пропорции аранжировок. Приспособления и наколки для укрепления срезанных цветов.

Практическая работа № 4 Изготовление композиций из природного материала.

Практическая работа № 5 Изготовление композиций из соленого теста.

Раздел 9. Паспортизация растений. (4 часа)

Паспортизация растений.

Практическая работа № 6 Изготовление паспортов комнатных растений

Раздел 10. Размещение растений в комнате. (3 часа)

Размещение растений в комнате. Использование растений в вазонах. Декоративные столики. Подставки и подиумы. Настенное расположение. Вертикальное расположение растений. Оформление комнат (прихожей, гостиной, спальни, кухни, ванной комнаты).

Раздел 11. Защита комнатных растений от вредителей. Методы борьбы. Болезни комнатных растений. (3 часа)

Вредители (зеленая листовая тля, паутинный клещ, белокрылка, щитовка и ложнощитовка, мучнистые червецы, трипсы, ногохвостки (подуры)). Классификация болезней.

Болезни: (мучнистая роса (бель), ложная мучнистая роса, ржавчина, белая пятнистость, черная пятнистость, черная ножка, корневая гниль). Методы борьбы. Профилактика болезней комнатных растений.

Раздел 12. Аптека на подоконнике.(2 часа)

Комнатные лекарственные растения.

Раздел 13.Цветоводство и творчество. Искусство «Икебана».(8 часов)

Композиция из сухоцветов.

Панно из растительного материала.

Техника «Оригами».

Композиции в техники «Квилинг».

Раздел 14. Это интересно.

Экскурсия. (8 часов)

Сбор природного материала.

Итоговое занятие (2 часа).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов

и тем

Всего часов

В том числе

теоретические занятия

практические занятия

Раздел 1. Введение

1

1

-

Раздел 2. Строение декоративных растений.

5

3

2

Раздел 3. Особенности содержания комнатных растений.

Тема 1. Световые условия. Тепловой режим.

Тема 2. Воздушный режим. Водный режим.

Тема 3. Почвенные условия.

Тема 4.Питание комнатных растений и их удобрение.

8


2

4

1

1

5


2

4

1

1

3


-

-

-

-

Раздел 4. Уход за комнатными растениями.

Тема 1. Пересадка и перевалка.

Тема 2. Прищипка, обрезка и омолаживание.

Тема 3. Подвязка и купание растений.

Тема 4. Посуда для посадки растений.

8

3

2

2

1

5

1

1

1

2

3

1

1

1

-

Раздел 5. Основные способы размножения комнатных растений.

Тема 1. Размножение листовыми и стеблевыми черенками.

Тема 2. Размножение отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями.

4


2


2

2


1


1

2


1


1

Раздел 6. Выращивание комнатных растений без почвы.

2

2

-

Раздел 7. Ассортимент комнатных растений

Тема 1-2. Жизненные формы растений.

Тема 3-4. Ассортимент комнатных растений.

Тема 5-6. Сказки. Загадки. Легенды.Стихи.

8

2

4

2

8

2

4

2

-

-

-

-

Раздел 8. Композиции из цветов.

5

2

3

Раздел 9. Паспортизация растений

4

1

3

Раздел 10. Размещение растений в комнате

3

1

2

Раздел 11. Защита комнатных растений от вредителей

3

1

2

Раздел 12.Аптека на подоконнике.

2

2

-

Раздел 13.Цветоводство и творчество

8

1

7

Раздел 14. Это интересно.

Экскурсии

8


1

7

Итоговое занятие

1

1


ИТОГО:

70

36

34

Календарно - тематическое планирование (первый год обучения)

№ занятия

дата

Название темы

Кол-во часов

по плану

по факту

1

Введение

1

Строение декоративных растений

5

2

Стебель.

1

3

Лист.

1

4

Цветок.

1

5

Плод

1

6

Итоговое занятие

1

Особенности содержания комнатных растений.

8

7

Световые условия.

1

8

Тепловой режим.

1

9

Воздушный режим

1

10

Водный режим.

1

11

Почвенные условия.

1

12

Практическая работа №1 Приготовление земельной смеси

1

13

Питание комнатных растений и их удобрение.

Практическая работа №2 Питание комнатных растений и их удобрение

1

15

Подведем итоги

1

Уход за комнатными растениями.

8

16

Пересадка и перевалка.

1

17

Практическая работа №2Пересаживание растений.

1

18

Прищипка, обрезка и омолаживание.

1

19

Практическая работа№3 Прищипка, обрезка и омолаживание.

1

20

Подвязка и купание растений

1

21

Практическая работа №2 Подвязка и купание растений

1

22

Посуда для посадки растений.

1

23

Подведем итоги

1

Основные способы размножения комнатных растений.

4

24

Размножение листовыми черенками.

Практическая работа № Размножение листовыми черенками.

1

25

Размножение стеблевыми черенками

Практическая работа № Размножение стеблевыми черенками

1

26

Размножение отпрысками, корневищами

Практическая работа №

1

27

Размножение луковицами, клубнями

Практическая работа № Размножение луковицами, клубнями

1

Цветоводство и творчество.

3

28

Искусство «Икебана».

1

29

Композиция из сухоцветов.

1

30

Панно из растительного материала.

1

Это интересно.

5

31

Сказки. Легенды. Загадки.

1

32,33,34

Экскурсия в ботанический сад ( г. Иркутск)

3

35

Итоговое занятие

1

Календарно - тематическое планирование (второй год обучения)

№ занятия

дата


Название темы

Кол-во часов

по плану

по факту

1

Введение

1

Выращивание комнатных растений без почвы.

2

2

Понятие о гидропонике. Приготовление питательных растворов

1

3

Аэропоника. Вазоны для гидропонной культуры

1

Ассортимент комнатных растений.

5

4

Жизненные формы растений :Лианы. Ампельные.

1

5

Жизненные формы растений: Суккуленты. Луковичные.

1

6

Жизненные формы растений :Травянистые.

1

7

Жизненные формы растений : Древесные.

1

8

Сказки. Легенды. Загадки.

1

Композиции из цветов

5

9

Композиции из цветов (уголок пустыни, тропического леса)

1

10

Композиции из цветов (садик из орхидей, кактусарий)

1

11

Композиции из цветов (каменистые мини-садики, «расцветающие камни», эпифитное дерево)

1

12

Практическая работа № 4 Изготовление композиций из природного материала.

1

13

Практическая работа № 5 Изготовление композиций из соленого теста.

1

Паспортизация растений

4

14

Паспортизация растений.

1

15

Практическая работа № 6 Изготовление паспортов комнатных растений

1

16

Практическая работа № 6 Изготовление паспортов комнатных растений

1

17

Практическая работа № 6 Изготовление паспортов комнатных растений

1

Размещение растений в комнате

4

18

Размещение растений в комнате.

1

19

Вертикальное расположение растений

1

20

Оформление комнат (прихожей, гостиной)

1

21

Оформление комнат(спальни, кухни)

1

Защита комнатных растений от вредителей. Методы борьбы. Болезни комнатных растений.

3

22

Вредители. Методы борьбы.

1

23

Классификация болезней.

1

24

Профилактика болезней комнатных растений.

1

Аптека на подоконнике.

2

25

Комнатные лекарственные растения

1

26

Комнатные лекарственные растения

1

Цветоводство и творчество.

4

27,28

Композиции в техники «Оригами».

2

29,30

Композиции в техники «Квилинг».

2

Это интересно.

4

31,32,33

Экскурсия в СИФиБР

3

34,35

Итоговое занятие

2

Критерии оценки

Оценка устного ответа

Отметки

Показатель ответа

«5»

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

«4»

Ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требо­ванию учителя.

«3»

Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.

«2»

  • Ответ обнаруживает непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые уча­щийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

  • Отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметки

Показатели умений

«5»

Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; высокий уровень сформированности экспериментальных умений (чистота рабочего места, порядок на столе); письменная работа (отчет об эксперименте) выполнена полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы.

«4»

Эксперимент выполнен полностью с учетом правил техники безопасности, при этом допущены несущественные ошибки или эксперимент проведен не полностью, в письменном отчете об эксперименте сделаны правильные наблюдения и выводы.

«3»

В ходе эксперимента допущена существенная ошибка, исправленная по требованию учителя; письменный отчет об эксперименте выполнен правильно не менее чем наполовину (имеются упущению в объяснении и оформлении работы).

«2»

  • В ходе эксперимента допущены две (и более) существенные ошибки, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; письменный отчет о проделанной экспериментальной работе выполнен меньше чем наполовину, содержит существенные ошибки в объяснении и оформлении работы.

  • У учащегося отсутствуют экспериментальные умения; письменный отчет об экспериментальной работе отсутствует.

Оценка письменных контрольных работ

При оценке выполнения письменной контрольной работы необ­ходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметки

Показатели работ

«5»

Работа выполнена правильно и полно на основании изученных теоретических положений, в определенной логической последовательности, литературным языком, самостоятельно.

«4»

Работа выполнена правильно, в ней допущены две несущественные ошибки (или упущены два нехарактерных факта).

«3»

Работа выполнена не менее чем наполовину, допущены одна существенная ошибка и две-три несущественные ошибки.

«2»

  • Работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

  • Работа не выполнена.

Оценка тестовых работ.

Для теста из 5 вопросов (используется в качестве проверочной работы)

Отметки

Показатель работы

«5»

нет ошибок

«4»

одна ошибка

«3»

две ошибки

«2»

три ошибки

Для теста из 30 вопросов (используется в качестве итоговой проверочной работы)

Отметки

Показатель работы

«5»

25-З0 правильных ответов

«4»

19-24 правильных ответов

«3»

13-18 правильных ответов

«2»

меньше 12 правильных ответов

Оценка реферата: Реферат оценивается по следующим критериям: соблюдение требований к его оформлению; необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации; умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате; способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Методическое обеспечение программы:

-методические разработки занятий с использованием различных методов и практических работ.

-презентации учителя:

  1. «Побег. Виды почек»

  2. «Лист. Функции листа»

  3. «Стебель. Видоизменения стебля»

  4. «Цветок»

  5. «Основные способы размножения комнатных растений»

  6. «Жизненные формы растений»

  7. «Композиции из растений»

  8. «Аранжировки»

  9. «Виды букетов»

  10. «Пропорции аранжировок»

  11. «Паспортизация растений»

  12. «Размещение растений в комнате»

Список литературы

Литература для учителя:

1. Бочкарева, Н. Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся / Н. Ф. Бочкарева. - Калуга, 1996. -С. 122.

2. Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. - М.: Эксмо, 2009. - 240 с. : ил.

3. Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и
младшего школьного возраста / Н. Ф. Виноградова.- М., 1996. - С. 35-42.

4. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на -Дону: Издательский центр «МарТ» , 2005. - 256 с. (Серия «Школьный корабль»).

5. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 143 с., ил., 8 ил.

6. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно- экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. - М.: 5 за знания, 2005. - 208 с. (Методическая библиотека).

7. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989. - 144 с.: ил.

8. Мак- Милан Броуз Ф. Размножение растений: Пер. с англ. - М.: Мир, 1987. - 192 с., ил.

9. Биология Приложение «Первое сентября» №6 2001с.1, 4-5.

Литература для учащихся:

1. Аксенова, М. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2 / М. Аксенова, С. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1995.

2. Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. - М.: Эксмо, 2009. - 240 с. : ил.

3. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М: ООО «Издательство Астрель», 2000.

4. Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений /Ю.В.Сергиенко. - М.: АСТ, 2008. - 319, (1) с.

Дополнительная литература

1. Ангелиев В., Николова Н. 599 советов цветоводу-любителю /Пер. с болгарского В.И.Толмачева. - Алма-Ата: Кайнар, 1985. - 280 с.

2. Букин, А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М., 1991.

3. Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. - М.: Эксмо, 2009. - 240 с. : ил.

4. Ганичкин, А. Любимые домашние цветы / А. Ганичкин, О. Ганичкина. -М.: Оникс, 2006.

5. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М: ООО «Издательство Астрель», 2000.

5. Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений /Ю.В.Сергиенко. - М.: АСТ, 2008. - 319, (1) с.

6. Семенова Д.В. Цветы в саду и дома. Милые, любимые, колючие.

Приложение к журналу «Приусадебное хозяйство» №8 1998. Издательский дом «Сельская новь».

7. Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. - 3-е изд., перераб. и доп. - Л.: Ауропромиздат. ЛЕНИНГРР, отд-ние, 1990. - 352 с., ил.

8. Тулинцев В.Г. Комнатное цветоводство. Государственное издательство сельскохозяйственной литературы Москва- Ленинград, 1956.

9. Клевенская Т.М. Цветы в интерьере: Альбом. - М.: Агропромиздат, 1990. - 63 с.: ил.

10. Удалова Р.А., Вьюганина Н.Г. В мире кактусов. - Л., «Наука», 1977, 134 с.








ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Дата внесения изменений дополнений

Содержание

Согласие с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись












































© 2010-2022