Статья: Интеллектуальное обеспечение образовательной деятельности обучающихся

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Буракова Татьяна Ивановна,

Россия, г.Шахты, государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж»


Интеллектуальное обеспечение образовательной деятельности обучающихся

В современных условиях глобализации и модернизации образовательного пространства основной целью профессионального образования является подготовка высококвалифицированного специалиста, способного к эффективной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, все больше отстает от современных требований.

Одним из возможных путей дальнейшего развития системы образования является внедрение и использование инноваций, то есть обновления. Стимулируют инновационную направленность педагогической деятельности социально-экономические преобразования, которые происходят в обществе и в самой системе образования. Суть обновленной образовательной политики заключается в модернизации содержания образования, введении новых учебных предметов, изменении отношения педагога к факту освоения образовательных новшеств и использование их в практической работе обучаемыми. Инновация - это внедрение и распространение педагогических систем, например, системы проектирования, управления, обучения и воспитания. Развитие образовательной деятельности подразумевает создание интеллектуального обеспечения. Следовательно, необходимо использовать в образовательном пространстве метода проектирования, эвристических методов решения проблем, экспериментально-поисковых образовательных задач, обеспечивающих решение проблем высокой степени сложности.

В учебном процессе должны преобладать методы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, основной функцией которых является развитие у них логического осмысливания учебного материала, самостоятельности в поиске новых знаний. Такие методы требуют от студентов умения осуществлять мыслительный эксперимент, формулировать проблему и искать пути ее решения на основе теоретических знаний. Они способствуют реализации принципа перехода от обучения к самообучению, что актуально в современных условиях модернизации образования.

Постановка творческих (познавательных) задач позволяет проявиться творческой деятельности обучающихся, так как им необходимо предложить эксперимент, выдвинуть гипотезу, доказать их справедливость и возможность проверки.

С помощью заданий подобного типа формируются такие учебные умения, как: умение видеть проблему, намечать план ее решения, привлекать имеющиеся теоретические знания, аргументировать решения. Например, на уроках биологии предлагаю такие задания к теме «Цитология - наука о клетке»

Задание №1

Известно, что цитоплазма в клетке практически прозрачна. Предложите способ, с помощью которого можно было бы доказать, что она постоянно перемещается.

Задание №2.

Известно, что все живые организмы имеют клеточное строение, а каждая отдельная клетка сложно устроена. Объясните, чем обусловлено такое сложное строение.

Задание №3.

Известно, что одна растительная клетка делится быстрее, а другая - медленнее. Чем объясните это явление? Приведите наибольшее число возможных причин подобных различий.

Задание №4

У одного растения в клетках сначала было много питательных веществ, а потом их количество стало быстро уменьшаться. Как это можно объяснить?

Развивают самостоятельность и задания на установление аналогий, например, на уроках Возрастной анатомии, физиологии и гигиены

Условие задания: между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из пяти приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.

1.Эпителий - ткань - аорта - ?

а) сердце; б) внутренний орган; в) артерия; г) вена; д) кровь

2.Целлюлоза - глюкоза - белок - ?

а) нуклеотиды; б) глицерин; в) аминокислота; г) липид; д) углевод

Подобные вопросы побуждают обучаемых к классификации объектов по различным основаниям. Рассуждение идет так: эпителий - это ткань, а аорта - это сосуд, несущий артериальную кровь. Значит правильный ответ артерия.

Задания на отражение последовательности событий на уроках биологии

Условия задания: установите последовательность реакций биосинтеза белка, выписав цифры в нужном порядке:

  1. снятие информации с ДНК;

  2. узнавание антикодоном т-РНК своего кодона на и-РНК;

  3. отщепление аминокислоты к белковой цепи с помощью фермента.

  4. Перемещение информации к рибосомам;

  5. Отщепление молекулы белка от рибосомы.

Ответ: 1, 4, 2, 3, 5.

Подобные задания способствуют формированию таких умений, как умение воспринимать цепь суждений из нескольких звеньев, оценивать их точность и переформулировать мысль в соответствии с логикой вопроса.

На уроках Возрастной анатомии, физиологи и гигиены предлагаю задания - завершить фразу:

1.Если бы каждый человек мог воспользоваться своим правом на здоровье…

2.Если каждый человек не избавится от беспечного отношения к своему здоровью…

3.Пока каждый не поймет в чем ценность и уникальность жизни…

4.Единственная красота, которую я знаю - это здоровье… (Генрих Гейне)

Поисковые задачи должны способствовать переводу обучаемых на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий, при пассивной их роли, к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.

Например: при изучении темы «Строение и функции кожи»

I вариант.

1. Худые люди быстрее замерзают, чем полные.

2. Если предложить человеку с закрытыми глазами прокатить ладонями винт или шуруп, то он не ощутит нарезки винта. Прокатить винт подушечками пальцев, он ощутит нарезку.

3. После бани «легче дышится».

4. При усилении потоотделения уменьшается деятельность почек.

II вариант.

  1. Когда вам холодно или страшно, у вас волосы «встают дыбом».

  2. Окраска кожного покрова у разных людей отличается оттенком и цветом. После пребывания на солнце появляется загар.

  3. Ногти на руках за неделю вырастают на 1 мм, на ногах в 4 раза медленнее. Летом они растут быстрее, чем зимой.

  4. На холодном воздухе наша кожа вначале краснеет, а при длительном охлаждении бледнеет.

Для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо понимание учебного материала, а так же, что наиболее оптимально, творческое его восприятие

Примером могут служить задания к теме «Органы пищеварения. Обмен веществ».

Задание №1

В последнее время выпускают много витаминных препаратов, которые можно купить в аптеке без рецепта. Правильно ли утверждение: «Чем больше витаминов съешь, тем будешь здоровее?»

Задание №2

Некоторые утверждают, что в растительной пище содержатся все витамины необходимые человеку и предлагают питаться только сырой растительной пищей. Правы ли они?

Задание №3

Известно, что сырая морковь содержит каротин (провитамин А). Усвоит ли организм витамин А, если человек будет потреблять лишь одну сырую морковь?

Следует подчеркнуть, что выбор тематики проблемных заданий способствует возникновению межличностного общения обучаемых, повышает мотивацию их учебной деятельности и способствует успеху в их профессиональной деятельности.

Литература:

1.Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - с.432

2. Гурьев, А.И. Инновационные методы и приемы обучения в современном образовательном пространстве.//Мир науки, культуры, образования. - 2007.-№1(4). - с.85

3.Радов, С.А. Педагогика на стыке наук.- Пермь, 2001. - с.78-82

4

© 2010-2022