Технологическая карта урока «Освоение Урала и Сибири русскими казаками»

Тема урока: «Освоение Урала и Сибири русскими казаками» Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.  При работе с текстом для разработки заданий в ситуативных задачах использован конструктор задач, разработанный Л.С. Илюшиным. Технология развития критического мышления(ТРКМ). Цель урока: сформировать представление о этапах освоения и колонизации Сибири русскими казаками   и значение присоединения Сибири к России. Задачи: Образовательные: выявить какие слои населения двигались ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока «Освоение Урала и Сибири русскими казаками»

в 5 классе базовый учебник: Природоведение (Земля и люди) 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Еськов К.Ю., Смоктунович Т.Л., Бурский О.В. под редакцией А.А. Вахрушева - М.: Баласс, 2012. - с. 240, по программе «Школа 2100»

Тема урока: «Освоение Урала и Сибири русскими казаками»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

При работе с текстом для разработки заданий в ситуативных задачах использован конструктор задач, разработанный Л.С. Илюшиным. Технология развития критического мышления(ТРКМ).

Цель урока: сформировать представление о этапах освоения и колонизации Сибири русскими казаками и значение присоединения Сибири к России.

Задачи:

Образовательные: выявить какие слои населения двигались в Сибирь, их цели, результаты и последствия походов; создать представление о народах, населяющих Сибирь; формировать понятия «ясак», «острог», «мягкая рухлядь».

Развивающие: развивать умение самостоятельной работы учащихся с текстом, контурными картами, таблицами; обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли. Развивать мышление, речь учащихся, внимание, память; формирование умении и навыков работы с документами

Воспитательные: воспитывать чувства гордости за историческое прошлое, уважения к культуре и традициям народов, проживающих на территории нашей стран, расширить познавательный интерес учащихся к истории своей Родины, воспитание уважения к старшему поколению.

Метапредметные:

  • осознать ограниченность собственного знания, выделить проблему и цель через выполнение задания сопоставление частей организма и органов;

  • анализировать при работе в группе информацию из разных источников, структурировать ее через перевод текстовой и видеоинформации в символы, схемы;

  • провести контроль, оценку и коррекцию знаний о этапах освоения и колонизации Сибири русскими казаками;

  • выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Критерии достижения цели урока:

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Internet;

- дидактический материал для обучающихся -

- карточки с контекстными заданиями для работы в группах;

Мягкая рухлядь - дорогой мех, пушнина.

Острог - небольшая деревянная крепость.

Ясак - налог на местное население. Сдавался пушниной.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Стадия вызова

1.Создает учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности, предлагает посмотреть видео сюжет «Имя Победы» Ермак Тимофеевич - YouTube_files

2. Организует деятельность учащихся по актуализации имеющихся знаний. (работа в таблице З-Х-У в технологической карте, а потом «Мозговой штурм» на доске- создание кластера) работа в группе, фронтальная беседа.

3.Организует учебную ситуацию, приводящую к осознанию неполноты или несовершенства знания.

Четыре века назад к востоку от Уральских гор лежали неведомые, неисследованные земли. Мало кто знал о них. Говорили, что за Камнем (так называли в то время Уральские горы) лежит необъятный край - иди хоть два года и не дойдёшь до конца. В этом краю несметные богатства. И вот на восток, в просторы Сибири и Дальнего Востока, пошли люди. Этих отважных, смелых людей называли первопроходцами.

- Как вы думаете, о чем будет сегодняшний разговор на уроке?

- Важна ли эта тема? Почему?

Сформулируйте тему урока, цель и задачи

  • Обучающиеся смотрят видеосюжет,

  • участвуют в учебной ситуации,

  • осознают мотив и цель предстоящей деятельности,

  • озвучивают цель,

  • актуализируют имеющиеся знания;

  • отвечают на вопросы учителя;

  • заполняют таблицу З-Х-У

  • выявляют проблему и формулируют её;

  • Формулируют тему урока, цель и задачи.



Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-постановка и формулирование проблемы;

-формулирование проблемы

установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3

Осмысление

Предлагает поработать с текстом: прочитать текс, промаркировать его, используя прием «Инсерт», ответить на предложенные вопросы после текста

Значки:

V - информация уже известна

+ - то, что он узнал новое и согласен

− - то, с чем он не согласен

? - совсем непонятно и хочет узнать больше.

Организует деятельность учащихся;

Отслеживает степень активности работы;

Консультирует;

Служит источником информации;

Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном;

Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме.

1. На доске карта России XXI века.

Ребята, перед вами современная карта России, скажите, пожалуйста, всегда ли наша страна была в таких границах?

• Покажите где проходили границы Московского государства в начале XVII века?

• в каких направлениях могла идти колонизация и освоение территорий?

• Почему русский народ выбрал именно эти варианты освоения территории?

Исторически сложилось так, что расширение территории России происходило в северном и восточном направлениях. Так давайте же узнаем, что же такое из себя представляет Сибирь?

Что значит название «Сибирь»? (работа с текстом группы №1)

2. А какое государство было расположено на этой территории? (работа с текстом группы №2)

3. А какие причины колонизации Урала и Сибири? (работа с текстом группы №3)

4. Встаёт вопрос: а кто стал первым и покорителей Сибири? Расскажите о его биографии (работа с текстом группы №4)

5. Давайте теперь обсудим поход Ермака и его Дружины

(работа с текстом группы №5)

6. Каковы причины успеха русской экспедиции? Фронтальная работа с текстом №2.

Обсуждение причин успеха экспедиции.

  • Читают и маркируют текст.

  • Договариваются внутри группы о том, как будут отвечать- за всех один учащийся или разберут по вопросам.


  • Осуществляет контакт с новой информацией;

  • Сопоставляет информацию с имеющимся знанием и опытом;

  • Акцентирует внимание на поиске ответов на вопросы;

  • Выявляет неясности и ставит новые вопросы;

  • Отслеживают процесс знакомства с новой информацией;

  • Готовятся к анализу и обсуждению прочитанного и услышанного.




Запись предпосылок и причин освоения Сибири в тетрадь

  • До XVI в. особо ценную пушнину Русскому государству в основном давали печорские и пермские земли, но к середине столетия они заметно «испромышлялись». В то же время спрос на дорогие меха увеличился, особенно за границей. «Соболиные места» Сибири стали привлекать промышленников и торговцев.

  • Близость к восточным пределам России Индии и Китая, торговля с которыми сулила огромный доход казне.

  • «За камнем» надеялись найти месторождения драгоценных металлов (золота, серебра), которые еще не были найдены в России, но требовалось их все больше и больше.

  • освоения Сибири государство пыталось решить другую - избавиться от всякого рода беспокойного, ненадежного в политическом отношении люда, по крайней мере, удалить его из центра государства.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные:

-планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-смысловое чтение;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-синтез - составление целого из частей;

-выбор оснований и критериев для сравнения;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов;

-управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями;

Организует обсуждение, задает вопросы.

Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля (ближайший вектор развития).

Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса.

  1. Заполните 3 колонку в таблице З-Х-У;

  2. Давайте подведем итоги нашей работы;

  3. Что узнали нового? Достигли ли мы цели урока?

  4. Все ли решили задачи?

  5. А что нужно будет рассмотреть нам на следующем уроке?


  • Обмениваются мнениями;

  • Заполняют рефлексивные таблицы,

  • Отвечают на вопросы;

  • Систематизируют новую информацию;

  • Отбирают наиболее важную информацию;

  • Высказывают оценочные суждения;

  • Выражаю новые идеи собственными словами;

  • Самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи;

  • Ставят новые цели.

Личностные:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

-смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

-нравственно этическая ориентация (чувство гордости за историческое прошлое, уважения к культуре и традициям народов, проживающих на территории нашей стран, расширение познавательного интереса к истории своей Родины, уважение к старшему поколению).

Регулятивные:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

-оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-синтез - составление целого из частей:

-выбор оснований и критериев для сравнения;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные:

-управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

5

Домашнее задание

Формулирует задание, комментируя его по необходимости:

Творческое задание, с использованием интернета: Найти легенды о Ермаке и его дружине.

Фиксируют задание.




Приложение №1

Конструктор задач (Л.С. Илюшин)

Ознакомление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1.Назовите основные части…

8.Объясните причины того, что…

15. Изобразите информацию о… графически

22.Раскройте особенности…

29.Предложите новый (иной) вариант…

36.Ранжируйте… и

обоснуйте…

2.Сгруппируйте вместе все…

9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16.Предложите способ, позволяющий…

23.Проанализируйте структуру… с точки зрения…

30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…

37.Определите, какое из решений является оптимальным для…

3.Составьте

список понятий,

касающихся…

10.Покажите связи, которые, на

ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…

31.Найдите

необычный способ,

позволяющий…

38.Оцените значимость…

для...

4.Расположите в определённом

порядке…

11.Постройте прогноз развития…

18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…

25.Постройте классификацию… на основании…

32.Придумайте игру, которая…

39.Определите возможные критерии оценки…

5.Изложите в форме

текста…

12.Прокомментируйте

положение о том, что…

19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)

то, что…

33.Предложите новую (свою)

классификацию…

40.Выскажите критические

суждения

о…

6.Вспомните и напишите…

13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

20.Проведите презентацию…

27.Сравните точки зрения… и … на…

34.Напишите возможный (наиболее

вероятный) сценарий развития…

41.Оцените возможности…

для…

7. Прочитайте самостоятельно…

14. Приведите пример того, что (как, где) …

21. Рассчитайте на основании данных о…

28. Выявите принципы, лежащие в основе…

35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)…

42. Проведите экспертизу состояния…

Компоненты структуры познавательной деятельности

Определение,

смысл

Действия ученика

Действия педагога

Глаголы для

конструирования задач учителем

Ознакомление

Воспроизводство

или определение местонахождения конкретных элементов информации

Отвечает,

Воспринимает,

Запоминает,

Распознаёт

Излагает

Характеризует

Описывает

Руководит

Управляет

Направляет

Рассказывает

Сообщает

Показывает

Проверяет

Сделать сообщение, перечислить, описать, воспроизвести,

установить, что это,

где это и т.п., сформулировать,

узнать, запомнить,

рассказать,

изложить факты,

повторить, определить

Понимание

Усвоение смысла изложенного материала

Объясняет

Истолковывает

Интерпретирует

Доказывает

Раскрывает

Отождествляет

Доказывает

Слушает

Спрашивает

Сравнивает

Сопоставляет

Опрашивает

Проверяет

Измените, превратите,

переформулируйте,

опишите, объясните,

сделайте обзор,

расскажите, суммируйте, свяжите

воедино, разъясните,

сделайте заключение, вывод, изложите основную идею

Применение

Использование правил, концепций, принципов, теорий, идей в новых ситуациях,

«перенос»

Решает новые проблемы,

Доказывает

Отбирает

Организует

Инициирует

Вырабатывает

Конструирует

Показывает

Фасилитирует

Оказывает

содействие

Поддерживает

Наблюдает

Критикует Обсуждает

Примените,

попробуйте на практике, используйте, употребите, решите, докажите,

покажите,

проиллюстрируйте,

сделайте отчёт.

Анализ

Разделение информации на составные части, выявление взаимосвязей

Обсуждает

Раскрывает

Перечисляет

Анализирует

Разделяет на части

Разбирает критически

Исследует

Руководит

Стимулирует

наблюдает

Предоставляет

ресурсы

Проанализируйте,

разделите на части,

разыщите, найдите, определите, различите, проверьте, сравните, классифицируйте, опровергните

Синтез

Создание из различных идей нового или уникального продукта или плана

Обсуждает

Обобщает

Связывает

Сопоставляет

Резюмирует

Суммирует

Организует

обратную связь

(рефлексию)

Расширяет

Оценивает

Развивает идею

Дискутирует

Создайте, изобретите, предскажите,

сконструируйте,

оформите, измените, вообразите, улучшите, предложите

Оценка

Оценивание значения материала или идей на основе определённых критериев или стандартов

Судит, оценивает

Обсуждает, подвергает сомнению

Формирует, составляет

Высказывает своё мнение

Принимает,

допускает

соглашается,

признаёт

Раскрывает

критерии

Гармонизирует,

согласовывает

Составьте мнение,

Придите к выводу,

отберите, выберите,

оцените, разберите,

обсудите, проверьте, аргументируйте, рекомендуйте,

определите, оправдайте, убедите

Пример конструирования задачи по работе с текстом

«…Мы поселились на берегу океана в маленьком старом доме. Он отчаянно нуждался в ремонте. Среди прочего - не открывалось окно в моем кабинете. Пришёл плотник, починил раму, сменил подоконник. Когда он закончил работу, окно стало открываться, но погас свет. Приглашённый электромонтёр обнаружил, что в проводку был забит гвоздь, вызвавший короткое замыкание. Он поправил дело, лампы зажглись, но тут оказалось, что в итоге его возни оконное стекло треснуло. Явился стекольщик, сменил стекло, но умудрился изрядно исцарапать раму. Я позвал маляра, чтобы навести окончательный лоск. Теперь всё в порядке, объявил я, после чего выяснилось, что окно, покрашенное в закрытом положении, опять не открывается…»

(из книги Лоуренса Дж.Питера «Принцип Питера или почему дела идут вкривь и вкось»)

Задания

(произвольный выбор ячеек «Конструктора задач» - 7 - 14 - 15 - 23 - 34 - 39)

7. ОЗНАКОМЛЕНИЕ. Прочитайте текст самостоятельно и составьте перечень операций (действий), которые выполняли работники.

14. ПОНИМАНИЕ. Приведите пример (не из текста) того, что результаты (отрицательные) работы одного человека могут создать проблемную ситуацию, которую должен будет решать другой.

15. ПРИМЕНЕНИЕ. Изобразите последовательность операций, производившихся с окном, в виде схемы

23. АНАЛИЗ. Проанализируйте позицию Л. Питера с точки зрения выраженности в ней рационализма и прагматизма

34. СИНТЕЗ. Напишите возможный наиболее вероятный сценарий продолжения сюжета

39.ОЦЕНКА. Предложите возможные критерии оценки работы специалистов, приходивших в дом к Л.Питеру

В общем виде, ситуационную задачу можно определить, как один из видов учебных материалов, в котором перед учеником ставится познавательная проблема и предлагается ее решить различными способами. «Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности. Это описание включает изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности» (О.Е. Лебедев).

Модель ситуационной задачи может быть представлена следующим образом: название задания; личностно-значимый познавательный вопрос; информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде; задания на работу с данной информацией

Для разработки заданий в ситуативных задачах может быть использован конструктор задач, разработанный Л.С. Илюшиным. Данный конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, которые могут быть предложены учащимся на разных этапах освоения определенной информации: ознакомления, понимания, применения, анализа, синтеза, оценки.



Приложение №2

Группа №1

Задание №1 Заполните таблицу:

Знаю

Хочу узнать

Узнал




Текст №1 Что такое «СИБИРЬ»?

Существует несколько версий происхождения слова «Сибирь», и до сих пор не установлено, какая из них является истинной.

Версии, связанные с происхождением от какого-либо языка алтайской группы:

«Сибәр/чибәр» - тюркское (башкиры/татары) слово, означающее «красивый/красивая».. Также в тюркских языках (в частности, в татарском языке) имеется слово «Себер(-ү)», означающее «мести», «метель (поземка)», таким образом название «Сибирь» дословно может означать «Метель».

«Шибир» - монгольское слово, означающее болотистую местность, поросшую березами, лесную чащу. Предполагается, что так во времена Чингисхана монголы называли пограничную с лесостепью часть тайги.

Распространение термина «Сибирь» на огромные территории непосредственно связано с названием столицы Сибирского ханства татар, аннексированного Московским царством во времена Ивана Грозного. Вот отрывок из русской Есиповской летописи: «…пришед в Сибирскую землю…татарове же сего убояшася русских вой много пришествия, избегоша от града своего, иде же прежде сего быть в Сибири татарский их городок стольный усть Тобола и Иртыша иже именуемый Сибирь, оставиша его пуста. Рустии же вои придоша и седоша в нём и утвердивше град крепко, иде же бо ныне именуемый Богоспасаемый град Тоболеск.»

Начиная с XII века Сибирью начинают называть не только народность, но и местность, где она проживала. Но геополитическое применение слова «Сибирь» связано обозначением всех территорий, лежащих к востоку от Волги. В послании к королеве Елизавете (1570 г.) Иван Грозный так и называл себя: «Государь Псковский и великий князь Смоленский, Тверский, земли Черниговский, Рязанский, Полоцкий, рос… (часть слова не сохранилась) и всея Сибирские земли».

Николай Михайлович Ядринцев, публицист и этнограф, автор фундаментального труда «Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении», определяет границы Сибири следующим образом:

Сибирь занимает весь север Азии и тянется на север до Северного Ледовитого океана, на востоке она достигает до Тихого океана, на юге границы её составляет Китайская империя, на юго-востоке она граничит со среднеазиатскими владениями Российской империи, а на севере -западе и на западе Сибирь отделена от Европейской России Уральским хребтом. Имея площадь в 12 577 400 км² (исключая Дальний Восток - около 10 000 000 км²), Сибирь составляет около 73,56 % территории России, её площадь даже без Дальнего Востока больше территории второго по площади после России государства мира -Канады.

Основой освоения и закрепления занимаемых территорий было создание системы острогов - укреплённых населённых пунктов, служивших базами для дальнейшей экспансии. При этом, в силу отсутствия сообщения (например, от Оби до Москвы добираться нужно было несколько месяцев, причём сообщение было возможно не круглый год) между Россией и Сибирью освоение велось вдоль рек - Тобола, Иртыша, Оби, Енисея.

Задание для работы с текстом:

1.Ознакомление.Прочитайте текст и промаркируйте его, прием инсерт

2.Понимание.Обьясните происхождение слова «Сибирь» и почему с XII века Урал и Пермская земля относились к сибирским Землям

3.Применение. Решите задачку: Во сколько раз площадь Сибири меньше территории России.

4.Анилиз. Найдите в тексте подтверждение того что распространение термина «Сибирь» на огромные территории непосредственно связано с названием столицы Сибирского ханства татар.

5.Синтез. Найдите необычный способ, позволяющий измерить границы Сибири в настоящее время.

6. Оценка. Оцените значимость присоединения Сибири к России.

Текст № 2 Причины успеха русской экспедиции

Освоение русскими Дальнего Востока и всей Сибири прошло успешно. Каковы были причины успеха похода Ермака в Сибирь и последующих экспедиций на восток?

Многие народы этих земель без проблем входили в состав России, а те, кто оказывали сопротивление не были так уж едины и решительны в том, чтобы прогнать иноземцев. Да и такие столкновения носили скорее локальный характер для каждого народа. Народы Сибири не объединялись между собой против русских, как это, например, делали арабы против крестоносцев. Одной из основных причин этого может быть особый менталитет русского народа. Русские терпимо относился к вере, культуре, быту, обычаям и языку чужого народа. Наши предки не старались сломать чужой менталитет, они даже сами охотно перенимали обычаи иноземцев. Конечно, народы покорённых русскими земель должны были согласиться войти в состав России и платить ей дань, но эта дань была настолько мала, что её спокойно можно было расценить как подарок. В замен же эти народы получали защиту и могли написать царю письмо в случае каких-либо больших проблем, после чего этот вопрос подлежал разбору в Москве.

Во многом благодаря этим особенностям русского менталитета произошло присоединение Сибири к России и других земель.

Задание для работы с текстом:

1.Ознакомление.Прочитайте текст;

2.Понимание.Сформулируйте и запишите в тетради основные причины успеха русской экспедиции;

3.Применение. Почему как вы думаете многие народы не оказывали сопротивление и не были так уж едины и решительны в том, чтобы прогнать иноземцев?

4.Анализ. Выделите главную причину успеха русской экспедиции.

5.Синтез.Предскажите, как бы повернулись события, если народы сибирских земель были едины и решительны?

6. Оценка. Оцените значимость освоения русскими казаками Дальнего Востока и всей Сибири.

Группа №2 Задание №1 Заполните таблицу

Знаю

Хочу узнать

Узнал




Текст №1

СИБИРСКОЕ ХАНСТВО После распада Золотой Орды в Сибири образовалось Сибирское ханство с центром в Искыре (Кашлыке). В 1563 г. к власти в ханстве пришёл Кучум, который окружил себя бухарскими воинами и пытался насаждать ислам среди местного населения. Летом 1573 г. лучший военачальник Кучума Маметкул напал на русские поселения на реке Чусовой.

В конце XVI - XVII вв. на всей территории Сибири, но мнению историков, проживало всего 200 - 220 тыс. человек. Более плотное население на юге и очень редкое на севере различалось по языку, хозяйственному развитию. На севере Западной Сибири, в тундре от Урала до реки Хатанги - ненцы, энцы, получившие от русских наименование «самоеды» (около 8 тыс. чел.). Южнее их в таежной полосе - ханты и манси (15 - 18 тыс.), русские звали их остяками. На средней Оби и среднем Енисее - селькупы (около 3 тысяч человек) и другие племена, также именовавшиеся остяками. На юге Западной Сибири кочевали тюркские племена: на среднем Иртыше, Ишиме, Тоболе - сибирские татары (15 -20 тыс. чел.), верхнем Енисее- енисейские киргизы и другие племена (8-9 тыс. чел.), на Алтае, верховьях Оби - томские, чулымские и кузнецкие татары (5-6 тыс. чел. ) - предки современных шорцев, алтайцев, хакасов. Татарами русские звали и племена на верхнем Енисее и Саянском нагорье.

В первой половине XVI в. Сибирское ханство на западе граничило с Пермской землей. Казанским ханством, на востоке с племенами нарымских селькупов, на севере достигало низовьев Оби, на юге - казахстанских степей. Основу экономики составляло пастбищное скотоводство в сочетании с земледелием и ремеслами: гончарным, скорняжным, ткачеством, обработкой металла. Торговля была со Средней Азией. Религией был ислам. Верхушку общества представляли мурзы и беки. Они управляли улусами, использовали в своих хозяйствах труд рабов - военнопленных и обедневших общинников. К низшим слоям принадлежали рядовые, улусные «черные» люди. Они несли военную службу в отрядах владельца улуса и приносили ему дары пушниной, рыбой, скотом. Во главе ханства стоял хан. При нем имелись визирь и советники. Административными и опорными базами были укрепленные городки. Ставка хана располагалась на берегу Иртыша (у современного Тобольска): По всей территории имелись представители хана ясаулы, сборщики дани (ясака) - даруй, беки и мурзы. Они со своими отрядами участвовали в военных предприятиях хана. Война была одним из средств обогащения сибирских татар. Сибирское ханство подчинило себе племена антов и манси на Урале, в низовьях Иртыша и на Оби. До прихода русских вооруженные столкновения между родами, племенами в Сибири за новые территории (в связи с кочевым образом жизни большинства сибирских народов) были обычным явлением.

Задание для работы с текстом:

1.Ознакомление.Прочитайте текст и промаркируйте его, прием инсерт

2.Понимание. Сколько всего и какие народы проживали в Сибирском Ханстве.

3.Применение. Перечислите границы Сибирского ханства

4.Анализ. Проанализируйте причины вооруженных столкновений между родами и племенами в Сибири

5.Синтез. Составьте схему управления Сибирским Ханством.

6. Оценка. Оцените состояние армии Сибирского ханства.

Текст № 2

Причины успеха русской экспедиции

Освоение русскими Дальнего Востока и всей Сибири прошло успешно. Каковы были причины успеха похода Ермака в Сибирь и последующих экспедиций на восток?

Многие народы этих земель без проблем входили в состав России, а те, кто оказывали сопротивление не были так уж едины и решительны в том, чтобы прогнать иноземцев. Да и такие столкновения носили скорее локальный характер для каждого народа. Народы Сибири не объединялись между собой против русских, как это, например, делали арабы против крестоносцев. Одной из основных причин этого может быть особый менталитет русского народа. Русские терпимо относился к вере, культуре, быту, обычаям и языку чужого народа. Наши предки не старались сломать чужой менталитет, они даже сами охотно перенимали обычаи иноземцев. Конечно, народы покорённых русскими земель должны были согласиться войти в состав России и платить ей дань, но эта дань была настолько мала, что её спокойно можно было расценить как подарок. В замен же эти народы получали защиту и могли написать царю письмо в случае каких-либо больших проблем, после чего этот вопрос подлежал разбору в Москве.

Во многом благодаря этим особенностям русского менталитета произошло присоединение Сибири к России и других земель. Савва Есипов "О взятии Сибирския земли",

Задание для работы с текстом:

1.Ознакомление.Прочитайте текст, и промаркируйте его, прием инсерт

2.Понимание.Сформулируйте и запишите в тетради основные причины успеха русской экспедиции;

3.Применение. Почему как вы думаете многие народы не оказывали сопротивление и не были так уж едины и решительны в том, чтобы прогнать иноземцев?

4.Анализ. Выделите главную причину успеха русской экспедиции.

5.Синтез.Предскажите, как бы повернулись события, если народы сибирских земель были едины и решительны?

6. Оценка. Оцените значимость освоения русскими казаками Дальнего Востока и всей Сибири.

Группа №3

Задание №1

Заполните таблицу

Знаю

Хочу узнать

Узнал




Текст №1

Причины колонизации Урала и Сибири

С 1558 г. Иван IV начал свою знаменитую борьбу за Ливонию. В то время владения Ливонские охватывали Эстляндию с главным городом Ревелем, Лифляндию с Ригою, Курляндию с Митавою и острова Эзель и др. В Ливонии не было внутреннего мира, города не желали повиноваться ни тому, ни другому и мечтали о независимости; реформация, проникшая из Германии, делала большие успехи и вела к религиозному междоусобию. Неустройство и безначалие очень ослабили Ливонию и делали ее легкою добычею для соседей. Хорошо зная положение дел в Ливонии, Грозный не желал, чтобы она досталась кому-либо иному, и сам желал подчинить ее. По своему положению у моря Ливония была очень важна для Москвы. Теперь Иван Грозный ставит себе целью подчинение всей Ливонии и начинает переговоры с Орденом, требуя от него уплаты дани, иначе говоря, признания зависимости от царя. Слабая Ливония согласилась на уплату дани, но не выплатила ее в срок. Тогда, с начала 1558 г., московские войска вошли в Ливонию, и началась война, затянувшаяся на целых 25 лет. Враг оказался сплочённее и сильнее. Русские проиграли войну и возможность завоевание западных земель. Иван Грозный решил направить свое внимание на расширение восточных границ.

Поход на Сибирь был делом частной предприимчивости богатой землевладельческой семьи Строгановых. Происходя от старых новгородских бояр, Строгановы удержались в новгородских землях после московского завоевания. Мало-помалу они сосредоточили в своих руках громадные земли по р. Каме и на среднем Урале. Окруженные там дикими инородцами, Строгановы просили и получили от государя право строить укрепления («города») и содержать в них вооруженные отряды для защиты своих людей и промыслов от нападений вогулов, вотяков, остяков, татар и других инородцев. Обладая такими исключительными средствами, Строгановы легко могли вести колонизацию за Уралом, в нынешней Сибири. Там, за Уральскими горами, русские люди бывали еще в XIV ст. Именно новгородцы проникали на восток, даже до Оби. Воеводы великого князя Ивана III в исходе XV ст. покорили землю Пермскую и Югорскую до самой р. Оби. Русской власти и колонизации за Уралом, однако, встретилось препятствие в том татарском ханстве, которое было основано ногайскими князьками в пределах нынешней Тобольской губернии. Во второй половине XVI в. в этом ханстве, носившем тогда название «Сибири», появился деятельный хан Кучум, который не давал покоя ни Строгановым, ни тем инородцам (остякам), которые платили Дань («ясак») московскому царю пушниной, золотом, драгоценными камнями. На этого-то Кучума и решили идти Строгановы. Они, по данному им праву, пригласили к себе на службу вольных казаков с «поля» и с Волги, с атаманом Ермаком Тимофеевым, и послали их (1582) походом на Сибирское царство. Ермак добрался с Камы до р. Иртыша с отрядом в 840 человек, разбил Кучума, взял его город Сибирь и, покорив все ханство, известил об этом Строгановых, а Строгановы - царя.

Задание для работы с текстом:

1.Ознакомление.Прочитайте текст и промаркируйте его, прием инсерт

2.Понимание. Что заставило царя обратить внимание на восточные Земли?

3.Применение. Какую пользу имели Строгоновы от колонизации Урала и Сибири?

4.Анализ. Проанализируйте причину, приглашения к себе на службу вольных казаков с «поля» и с Волги, с атаманом Ермаком Тимофеевым.

5.Синтез. Предложите иной вариант событий, если бы войскам Ивана Грозного удалось победить Ливонию.

6. Оценка. Оцените вклад Строгоновых в освоение Урала и Сибири.

Текст №2. Причины успеха русской экспедиции

Освоение русскими Дальнего Востока и всей Сибири прошло успешно. Каковы были причины успеха похода Ермака в Сибирь и последующих экспедиций на восток?

Многие народы этих земель без проблем входили в состав России, а те, кто оказывали сопротивление не были так уж едины и решительны в том, чтобы прогнать иноземцев. Да и такие столкновения носили скорее локальный характер для каждого народа. Народы Сибири не объединялись между собой против русских, как это, например, делали арабы против крестоносцев. Одной из основных причин этого может быть особый менталитет русского народа. Русские терпимо относился к вере, культуре, быту, обычаям и языку чужого народа. Наши предки не старались сломать чужой менталитет, они даже сами охотно перенимали обычаи иноземцев. Конечно, народы покорённых русскими земель должны были согласиться войти в состав России и платить ей дань, но эта дань была настолько мала, что её спокойно можно было расценить как подарок. В замен же эти народы получали защиту и могли написать царю письмо в случае каких-либо больших проблем, после чего этот вопрос подлежал разбору в Москве.

Во многом благодаря этим особенностям русского менталитета произошло присоединение Сибири к России и других земель.

Задание для работы с текстом:

1.Ознакомление.Прочитайте текст и промаркируйте его, прием инсерт

2.Понимание.Сформулируйте и запишите в тетради основные причины успеха русской экспедиции;

3.Применение. Почему как вы думаете многие народы не оказывали сопротивление и не были так уж едины и решительны в том, чтобы прогнать иноземцев?

4.Анализ. Выделите главную причину успеха русской экспедиции.

5.Синтез.Предскажите, как бы повернулись события, если народы сибирских земель были едины и решительны?

6. Оценка. Оцените значимость освоения русскими казаками Дальнего Востока и всей Сибири.


Группа №4

Задание №1

Заполните таблицу

Знаю

Хочу узнать

Узнал




Текст №1 Биография Ермака

О биографии Ермака Тимофеевича известно мало. Он родился, предположительно, в 30-40 гг. XVI в. Умер 1585 г . Ермак - это сокращение от имени Ермолай, также у него было прозвище Токмак, намекавшее на большую физическую силу (от токмачить, т. е. бить). Сохранилась народная песня о том, как Ермак помог Ивану IV взять Казань, хотя Ермак, конечно, не мог участвовать в Казанских походах. Р. Г. Скрынников цитирует первого сибирского историка Семёна Ремезова, который дал такой портрет Ермака: «бе бо вельми мужествен и разумен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою и власами кудряв, возраст (рост) средний и плоск, плечист». Достоверно известно, что во время Ливонской войны Ермак командовал отрядом волжских казаков, участвовал в боях под Могилёвом, Псковом, Новгородом. После января 1580 г. Ермак находится в Поволжье. Там он объединяется с атаманом Иваном Кольцо, который прославился нападениями на ногаев, в обход царского указа, и даже захватил Сарайчик - столицу Ногайской орды. Среди местного населения казаки всегда слыли разбойниками. Царь издает приказ о наказании казаков, вплоть до смертной казни. Они стали продвигаться к Уралу. Скоро волжских казаков приглашают на службу Строгановы.

Строгановы, владевшие землями на Урале, часто подвергались нападениям сибирских войск. В сентябре 1581 г. в их владения вторгся пелымский князь. Через год, в сентябре 1582 года воевода уральской крепости Чердынь сообщил царю, что на него напали пелымский князь и сибирский хан, а Строгановы вместо того, чтобы ему помочь, отправили дружину Ермака в Сибирь. Царь потребовал вернуть Ермака, но было уже поздно. Интересно, что долгое время историки, начиная с Н. М. Карамзина, путали эти даты и считали, что Ермак отправился в путь не в 1582 г., а в 1581.

Точно неизвестно, сколько человек было под началом Ермака. Скорее всего, их было около 600. Флотилию Ермака составляли лёгкие струги, в которые помещалось по двадцать человек. Каждый из казаков был вооружён саблей и двумя пищалями. Съестные припасы состояли из крупы и сухарей. Первое, что приходит на ум при словах "присоединение Сибири" - это взятие Ермаком Сибирского царства. Подвиг Ермака "со товарищи" вошел в число героических мифов сразу и без оговорок. Характер подвига был самый эпический. Горстка казаков-разбойников завоевала целое царство и поднесла царю в "гостинец":

Ты прими-де Грозный царь, ты поклон от Ермака,

"Посылаю те в гостинец всю Сибирскую страну,

"Всю Сибирскую страну, дай прощенья Ермаку!"

Грозный царь Иван Васильевич повел себя, как в песнях поется, - сменил гнев на милость, простил удалых разбойников и по заслугам пожаловал. Станичники Ермака брали Сибирское царство напрямую, дерзко и жестко и никогда подло. К побежденным татарам, вогулам, остякам[вогулы - манси, остяки - ханты], Ермак был великодушен. Даровал забвение прошлого и обещал покровительство и защиту. Казаков за обиды местных наказывал. В памяти сибирских татар Ермак остался героем, а не злодеем.

. Задание для работы с текстом:

1.Ознакомление.Прочитайте текст и промаркируйте его, прием инсерт

2.Понимание.Раскажите биографию Ермака

3.Применение. Почему Строгоновы пригласили Ермака и его дружину на службу

4.Анализ. Проанализируйте этапы жизни Ермака

5.Синтез.Предскажите чем мог закончиться поход Ермака в Сибирь.

6. Оценка. Оцените лидерские качества Ермака

Текст №2 Причины успеха русской экспедиции

Освоение русскими Дальнего Востока и всей Сибири прошло успешно. Каковы были причины успеха похода Ермака в Сибирь и последующих экспедиций на восток?

Многие народы этих земель без проблем входили в состав России, а те, кто оказывали сопротивление не были так уж едины и решительны в том, чтобы прогнать иноземцев. Да и такие столкновения носили скорее локальный характер для каждого народа. Народы Сибири не объединялись между собой против русских, как это, например, делали арабы против крестоносцев. Одной из основных причин этого может быть особый менталитет русского народа. Русские терпимо относился к вере, культуре, быту, обычаям и языку чужого народа. Наши предки не старались сломать чужой менталитет, они даже сами охотно перенимали обычаи иноземцев. Конечно, народы покорённых русскими земель должны были согласиться войти в состав России и платить ей дань, но эта дань была настолько мала, что её спокойно можно было расценить как подарок. В замен же эти народы получали защиту и могли написать царю письмо в случае каких-либо больших проблем, после чего этот вопрос подлежал разбору в Москве.

Во многом благодаря этим особенностям русского менталитета произошло присоединение Сибири к России и других земель.

Задание для работы с текстом:

1.Ознакомление.Прочитайте текст и промаркируйте его, прием инсерт

2.Понимание.Сформулируйте и запишите в тетради основные причины успеха русской экспедиции;

3.Применение. Почему как вы думаете многие народы не оказывали сопротивление и не были так уж едины и решительны в том, чтобы прогнать иноземцев?

4.Анализ. Выделите главную причину успеха русской экспедиции.

5.Синтез.Предскажите, как бы повернулись события, если народы сибирских земель были едины и решительны?

6. Оценка. Оцените значимость освоения русскими казаками Дальнего Востока и всей Сибири.

Группа №5

Задание №1

Заполните таблицу

Знаю

Хочу узнать

Узнал




Текст №1 Поход Ермака и его Дружины

Казаки плыли по Чусовой, повернули на Серебряную, потом волоком перебрались в реку Жаровлю, впадающую в Тагил, а через Туру попали в Тобол. 26 октября произошла битва на Чувашевом мысу, возле Искера. Ермак разбил войско Кучума и занял Искер. Началась зимовка. Вокруг было достаточно леса для дров и пушных зверей, чтобы использовать их меха для тёплой одежды. Кучум поставил во главе войска Маметкула, которого Ермак разбил в битве у Абалака, 5 декабря. Р. Г. Скрынников утверждает, что «не занятие Кашлыка, а победа под Абалаком окончательно определила успех сибирской экспедиции».

Весной казаки занялись сбором ясака, московскому царю присягнули хантыйский князь Бояр и мансийские князья Шибердей и Суклем. Двадцать пять человек во главе с Черкасом Александровым повезли ясак в Москву. В конце 1583 г. царь принял казаков и простил всем прежние преступления. Он приказал отправить большой отряд на помощь Ермаку, но болезнь и смерть царя задержали поход. Уже после смерти Ивана, в 1584 г. в Искер прибыл воевода Волховский со стрельцами. В это время у казаков начинался голод: собственные запасы уже кончились, а маленькое поле под Искером давало немного зерна. Волховский тоже не взял с собой запасов провизии. Стрельцы поголовно погибли от голода. Хотя Волховский приказал Ермаку вернуться, но он вскоре умер, и Ермак остался.

Осенью 1584 г. погиб Иван Кольцо, которого заманил в ловушку Карача, бывший визирь Кучума. Весной 1585 г. Карача осадил отряд Ермака в Искере, только в июне Матвей Мещеряк перебил татар и прекратил осаду. Ермак получил сообщение об идущем в Искер бухарском торговом караване и поспешил к устью Вагая, где погиб в стычке с Кучумом. Это случилось в августе 1585 г. Оставшиеся в живых казаки вернулись на Русь. Они не знали, что на подмогу им движется отряд Ивана Мансурова. Мансуров дошёл до Искера, но увидел там не казаков, а татар. Сначала он хотел догнать казаков, но потом решил зимовать.

Многие сподвижники Ермака позже вернулись в Сибирь. Например, Черкас Александров и Матвей Мещеряк прибыли в Сибирь с отрядом Василия Сукина, который в 1586 г. основал Тюменский острог, первый русский город в Сибири. Черкас Александров прослужил в Сибири более пятидесяти лет, он упоминается в документах 1638 г.

Сибирь стала материальной базой России на много лет. Н. И. Костомаров пишет: «Сибирь сразу открыла для русского государства неизмеримое богатство пушных зверей. Лучшие меха доставлялись царю и раздавались в огромном размере в качестве подарков, жалованья, по воле государя, заменяя денежные выдачи. Образовалась в Москве богатая, так называемая сибирская казна… С Петра Великого Сибирь начала доставлять России металлические богатства, составляющие до сих пор важнейшее достоинство края, которого обладанием Россия обязана Ермаку».

Задание для работы с текстом:

1.Ознакомление.Прочитайте текст и промаркируйте его, прием инсерт

2.Понимание.Что принесло успех Сибирской экспедиции

3.Применение. Составьте и опишите путь казаков в Сибирь на карте

4.Анализ. Почему царь простил казаков?

5.Синтез. Предскажите причину гибели Ермака

6. Оценка. Обсудите вопрос: Почему Сибирь стала материальной базой России на много лет?

Текст №2

Причины успеха русской экспедиции

Освоение русскими Дальнего Востока и всей Сибири прошло успешно. Каковы были причины успеха похода Ермака в Сибирь и последующих экспедиций на восток?

Многие народы этих земель без проблем входили в состав России, а те, кто оказывали сопротивление не были так уж едины и решительны в том, чтобы прогнать иноземцев. Да и такие столкновения носили скорее локальный характер для каждого народа. Народы Сибири не объединялись между собой против русских, как это, например, делали арабы против крестоносцев. Одной из основных причин этого может быть особый менталитет русского народа. Русские терпимо относился к вере, культуре, быту, обычаям и языку чужого народа. Наши предки не старались сломать чужой менталитет, они даже сами охотно перенимали обычаи иноземцев. Конечно, народы покорённых русскими земель должны были согласиться войти в состав России и платить ей дань, но эта дань была настолько мала, что её спокойно можно было расценить как подарок. В замен же эти народы получали защиту и могли написать царю письмо в случае каких-либо больших проблем, после чего этот вопрос подлежал разбору в Москве.

Во многом благодаря этим особенностям русского менталитета произошло присоединение Сибири к России и других земель.

Задание для работы с текстом:

1.Ознакомление.Прочитайте текст и промаркируйте его, прием инсерт

2.Понимание.Сформулируйте и запишите в тетради основные причины успеха русской экспедиции;

3.Применение. Почему как вы думаете многие народы не оказывали сопротивление и не были так уж едины и решительны в том, чтобы прогнать иноземцев?

4.Анализ. Выделите главную причину успеха русской экспедиции.

5.Синтез.Предскажите, как бы повернулись события, если народы сибирских земель были едины и решительны?

6. Оценка. Оцените значимость освоения русскими казаками Дальнего Востока и всей Сибири.


© 2010-2022