- Преподавателю
- Биология
- Лабораторные работы по биологии 6 класс
Лабораторные работы по биологии 6 класс
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Касюкевич О.А. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Лабораторная работа № 1
Тема : Знакомство с увеличительными приборами.
Цель : Познакомится с увеличительными приборами , умением работать сними и приготовления препарата .
Оборудование : УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ стёкла ( лупы) , микроскоп , предметное стекло , покровное стекло , вода, препаровальная игла , скальпель , пипетка , слабый раствор йода, лук .
Ход работы :
Задания для выполнения :
1 Рассмотреть ручную лупу . Какие части она имеет ? Каково их значение ?
2 Познакомьтесь с устройством микроскопа , назовите его составные части (стр 14 ) .
Выясните , Какое значение имеет каждая часть .
3 Познакомьтесь с правилами пользование , микроскопом
на стр. 16
4 Отработайте последовательность действий при работе с МИКРОСКОПОМ.
5 Научиться готовить ПРЕПАРАТЫ и рассматривать их
под микроскопом ( стр. 15 ) .
6 Подпиши составные части микроскопа на рисунке № 1.
7 Сделайте вывод.
Лабораторная работа № 2
Тема : Строение кожицы лука .
Цель : Изучить строение растительной клетки и значение её частей .
Оборудование : Микроскоп , предметное стекло , покровное стекло , вода , препаровальная игла , скальпель, пипетка , слабый раствор йода , таблица « Строение клетки » .
Ход работы .
Задания для выполнения :
1 Рассмотрите на рисунке № 2 последовательность приготовления препарата кожицы лука .
2 Подготовьте предметное стекло , тщательно протерев его марлей .
3 Пипеткой нанесите 1 -2 капли воды на предметное стекло.
4 При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука . Положите кусочек кожицы в каплю вода и расправьте кончиком иглы.
5 Покройте кожицу покровным стеклом , как показано на рисунке.
6 Рассмотрите приготовленный преперат под микроскопом. Отметьте какие части клетки вы видите.
7 Окрасьте препарат раствором йода . Для этого нанесите на предметное стекло около микрообъекта каплю раствора йода.
8 Рассмотрите окрашенный препарат под микроскопом . Какие изменения произошли ?
9 Найдите на препарате темную полосу , окружающую клетку - оболочку; под ней золотистое вещество - цитоплазму ( она может занимать всю клетку или находится около стенок ) . В цитоплазме хорошо видно ядро . Найдите вакуоль с клеточным соком ( она отличается от цитоплазмы по цвету ) .
10 Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука . Обозначьте оболочку ,поры , цитоплазму , ядро , вакуоль с клеточным соком .
11 Сделайте вывод о проделанной работе . Каково строение растительной клетки ?
Лабораторная работа № 3 и №4
Тема : Растительные ткани .
Цель : Познакомиться с видами тканей растений . Их функциями
Оборудование : Микроскоп , комнатные РАСТЕНИЯ , проросток пшеницы , поперечные срезы стеблей , микропрепараты, таблица « Ткани растений » .
Ход работы.
Задания для выполнения :
1 Сделайте микропрепарат из молодого проростка пшеницы , рассмотрите под микроскопом его строение , особенности клеток образовательной ткани , сравните с рисунком в учебнике , зарисовать в тетрадь , написать название основных частей , знать расположение образовательной ткани и её значение .
2 Сделайте препарат из тонного поперечного среза листа любого комнатного растения , рассмотреть под микроскопом , ознакомиться с особенностями клеток основной ткани.
3 Невооруженным глазом рассмотреть косточку урюка , скорлупу грецкого ореха . Растолочь каменистые клетки мякоти плодов груши . Рассмотреть под микроскопом клетки опорной ткани.
4 Невооруженным глазом рассмотреть корнеплоды моркови , свеклы , стебель луковицы и кактуса и ознакомиться с запасающей тканью .
5 Рассмотреть поперечный срез стебля микропрепарата под микроскопом , ознакомиться с проводящей тканью .
6 Используя гербарные образцы растений , выделяющих млечный сок , ознакомиться с выделительной тканью .
7 Заполните таблицу :
Вид ткани
Строение и роль ткани.
8 Сделайте вывод
Лабораторная работа № 5
Тема : Типы корней . Корневые системы.
Цель : Изучить корневые системы , их отличия друг от друга .
Оборудование : Образцы корневой системы , гербарии различных растений.
1 Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений . Чем они различаются ? .
2 По учебнику стр 30 -31 , какие корневые системы называются стержневыми , какие мочковатыми .
3 Отберите растения со стержневой корневой системой , рассмотрите , найдите в них главный корень и боковые корни . Зарисуйте их в тетради и обозначьте части .
4 Отберите растения с мочковатой корневой системой , рассмотрите . Зарисуйте их в тетради и обозначьте части .
5 Подумайте какие корни называются придаточными ?
6 Обращая внимания на особенности стержневой и мочковатой корневых систем рассмотренных вами растений , сопоставьте их с рисунками.
7 Заполните таблицу знаками (+) и (-) :
№
Название растений
Корневая система
Стержневая
Мочковатая
1
Пшеница
2
Горох
3
Лук
4
Кукуруза
5
рис
8 Сделайте вывод о проделанной работе.
Лабораторная работа № 6
Тема : Изучение участков корня.
Цель : Познакомиться со строением зоны корней , местоположением , значением и функцией каждой зоны .
Оборудование : Микроскоп , увеличительное стекло , проращенная пшеница ,
таблица « зоны корней » , микропрепараты .
Ход работы .
Задания для выполнения :
1 Рассмотрите корешок проростка пшеницы невооруженным глазом , а затем в лупу . Найдите на конце корешка корневой чехлик .
2 Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика и зоны роста . Найдите выросты в виде пушка - Корневы волоски . Прочитайте по учебнику , какое они имеют
строение и значение .(стр 32 -33)
3 Положите корешок на предметное стекло в калю воды , подкрашенную чернилами , и рассмотрите под микроскопом . Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунков , зарисуйте и сделайте надписи .
4 Заполните таблицу :
Функции тканей корня .
Зоны корня
Какой тканью представлена
Какую функцию выполняет .
-
Сделайте выводы.
Лабораторная работа № 7
Тема : Знакомство с внутренним строением стебля.
Цель : Познакомиться с внутренним строением стебля .
Оборудование : Кора молодых побегов различных деревьев , микроскоп , микропрепараты , лупа , таблица « Внутренние строение стебля » .
Ход работы .
Задания для выполнения :
1 Обратите внимание на цвет коры молодых побегов различных деревьев., найдите чечевички , рассмотрите под лупой её форму и сделайте зарисовку. С помощью учебника выясните их значение .
2 Рассмотрите микропрепарат поперечного среза под микроскопом , опишите внутреннее строение стебля . Определите толщину каждого слоя , обратите внимание на их цвет . Рассмотрите особенности клеток сердцевины..
3 Сравните с рисунком . Зарисуйте в тетрадь и обозначьте составные части .
4 Найдите в учебнике описание : кожицы , пробки, луба , камбия , древесины , сердцевины .Каково их значение. Заполните таблицу :
-
Внутреннее строение стебля
Выполняемые функции
Кора
Камбий
Древесина
Сердцевина
5 Сделайте вывод об особенностях внутреннего строения стебля.
Лабораторная работа № 8
Тема : Работа с годичными кольцами древесного ствола.
Цель : Научиться определять возраст дерева по годичным кольцам .
Оборудование : распилы древесных стеблей разных возрастов , побеги , лупы ,
таблицы « Строение стебля » .
Ход работы .
Задания для выполнения :
1 Изучите текст в учебнике и выясните , из какой ткани образуются годичные кольца.
2 Рассмотрите спилы под лупой ,подсчитав годичные кольца , определите возраст . Почему годичные кольца различны по ширине .
3 Объясните , какие кольца образовались раньше . как связан рост стебля в толщину с условиями внешней среды ?
4 Зарисуйте рассмотренные спилы и укажите их возраст.
5 Сделайте вывод о проделанной работе .
Лабораторная работа № 9
Тема : Знакомство с видоизмененными подземными побегами.
Цель : Изучить видоизмененные побеги.
Оборудование : Гербарий ,луковицы , таблицы « Видоизмененные побеги » , лупы ,клубни картофеля проращенные.
Ход работы.
Задания для выполнения :
1 Используя гербарии пырея , ландыша найдите чешуйки листа почки и придаточных корней корневища , сравните и нарисуйте .
2 Рассмотрите и отличите основание и верхнюю часть клубня картофеля . Обратите внимание - в какой части расположено больше глазков ?
3 Разрезав клубень поперёк на 2 части , сравните со строением стебля , знакомым вам.
Обратите внимание на внешнее строение луковицы , рассмотрите особенности наружных , внутренних чешуек , корневую систему.
5 С помощью лупы рассмотрите разрезанную вдоль луковицу , отличите её донце ( укороченный стебель ) и почки , сравните с рисунком , нарисуйте и подпишите.
6 Сделайте вывод
Лабораторная работа № 10
Тема : Внутреннее строение листьев .
Цель : Изучить внутренне строение листа .
Оборудование : Листья комнатных растений , микроскоп , микропрепараты ,лупа, таблица « Строение листа » .
Ход работы .
Задания для выполнения :
1 Изучите готовые микро препараты поперечного среза листа . Найдите клетки верхней и нижней кожицы , устьица, сравните с рисунком в учебнике
2 Приготовить препарат из тонкого поперечного среза листовой пластинки и рассмотреть его под микроскопом . Определить столбчатые , губчатые клетки мякоти , расположенные под кожицей , рассмотреть хлорофилловые зёрна .
3 На этом же препарате ознакомьтесь с межклеточным пространством и жилкованием листа.
4 Зарисуйте поперечный срез листа и подпишите все части.
5 Сделайте вывод
Лабораторная работа №11
Тема : Черенкование комнатных растений
Цель : Изучить размножение черенками комнатных растений .
Оборудование : Комнатные растения , цветочные горшки , почва , песок .
Ход работы .
Задания для выполнения :
1 Осторожно срежьте стеблевые черенки с 3-4 листьями с предложенных вам комнатных растений .
2 Удалите с них 2 нижних листа , поместите в стаканы ( или банки ) с водой так , чтобы нижний узел был в воде . Поставьте черенки для ускорения в теплое и хорошо освещённое место .
3 Через каждые 3-4 суток воду в сосудах заменяйте отстоявшейся водопроводной водой .
4 После того как придаточные корешки достигнут 2 см , высадите черенки в цветочные горшки с почвой .
5 Накройте черенки стеклянной банкой и выдерживайте на рассеянном свету до тех пор , пока у них полностью не разовьётся корневая система и они не тронутся в рост .
6 За развитием черенков растений ведите регулярные наблюдения .
Данные записывайте в таблицу :
Название растений
Даты.
Начало
окоренения
Начало
Образования
Придаточных корней
Высадки в цветочные
горшки
Начало роста побегов
7 Сделайте вывод .
Лабораторная работа № 12
Тема : Строение цветка .
Цель : Изучить строение цветка , функции , значение в природе.
Оборудование : Увеличительное стекло , Вырезки частей цветка , Таблица « Строение цветка » , Настоящие цветки .
Ход работы .
Задания для выполнения :
-
На цветке или наглядном пособии , найдите цветоножку , цветоложе , околоцветник и главные части цветка.
-
На цветке ознакомьтесь с порядком расположения его частей . Расчлените цветок , подсчитайте число чашелистиков , лепестков , тычинок .
-
Какой около цветник у данного цветка - простой или двойной ? Какая чашечка - раздельнолистная или сростнолистная ? Венчик свободнолепестной или сростнолепестной ?
-
Рассмотрите под лупой строение тычинок . Найдите пыльник и тычиночную нить . В пыльнике множество мельчайших пыльцевых зёрен .
-
В центре цветка виден пестик . Рассмотрите его строение под лупой . Разрежьте завязь поперек , рассмотрите под лупой , найдите семязачаток . Что формируется из семязачатка ?
-
Зарисуйте части цветка и подпишите их названия , Какие функции они выполняют ?.
-
Значение в природе.
-
Сделайте вывод о строении цветов .
Лабораторная работа № 13
Тема : Знакомство с простыми и сложными соцветиями .
Цель : Знакомство с видами соцветий , их биологическое значение .
Оборудование : Гербарий , колос пшеницы , Таблица « Соцветия », .
Ход работы.
Задания для выполнения :
1 Рассмотрите гербарий данных вам соцветий и пользуясь учебником (стр 80 -81 ) , напишите в тетрадь названия растений , имеющий данный тип соцветия .
2 Рассмотрев соцветия кисть и простой колос , определите отличия и сходство , начертите схему, написать название растений.
3 Рассмотреть отличия и сходство соцветий простой и сложный зонтик , начертите схему.
4 Сравните соцветия простой зонтик и головка , начертите схему.
5 Сравнить соцветия початок и корзинка , начертить схему , записать названия растений.
6 Сравнить соцветия сложный колос и метелка начертите схему.
7 Какова роль цветков и соцветий .
8 Сделайте вывод .
Характеристика соцветий .
1 Кисть - цветки располагаются поочередно на удлиненной главной оси ( смородина , черемуха, редька дикая , акация белая , ландыш ).
2 Простой колос - на удлиненной главной оси расположены сидячие или на очень коротких цветоножках цветки ( подорожник , каштан ).
3 Сложный колос - на главной оси сидят отдельные колоски ( рожь , пшеница, ячмень , пырей ).
4 Початок - очень сходный с простым колосом , но имеет мясистую утолщенную главную ось
( кукуруза , рогоз, аир )
5 Простой зонтик - имеет укороченную главную ось . Цветки на длинных цветоножках , выходя их одного места , образует зонтик ( вишня, примула , вяз ,лук).
6 Метелка , или сложная кисть , - от главной оси отходят боковые ветвящиеся кисти ( полынь ,овес , мятлик , мужские соцветия кукурузы ) .
7 Корзинка - имеет расширенную , как чаша , мясистую главную ось . На ней расположено множество сидячих цветков . По краям корзинка окружена многими листьями , которые образуют обертку ( подсолнечник , ромашки , васильки, астры).
8 Сережка - цветки расположены на тонкой и гибкой главной оси . Она имеет общий план строения с простым колосом.
9 Сложный зонтик - отличается от простого тем , что на концах осей находится не одиночные цветки , а мелкие зонтики ( морковь, петрушка , укроп)
10 Головка - главная ось укорочена , цветки сидячие или на очень укороченных цветоножках ( клевер).
Лабораторная работа № 14
Тема : Знакомство с сочными и сухими плодами.
Цель :Изучить типы плодов , их строение , отличие друг от друга , значение в жизни человека.
Оборудование : Природные объекты сочных и сухих плодов , иллюстрации , таблицы « Сухие и сочные плоды » .
Ход работы .
Задания для выполнения :
1 Сравнить боб и стручок , нарисовать и отметить отличия .
2 Назвать отличительные признаки зерновки и семянки , у каких растений встречаются , нарисовать плоды .
3 Рассмотреть виды ореха и крылатки , сравнить с рисунками в учебнике( стр 87 -89) . Разделите сухие плоды на односемянные и многосемянные .
4 Среди сочных плодов отделить ягоды от костянок , обратить внимание на их семена .
5 Сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные . С помощью учебника определите их названия.
6 Заполните таблицу :
Название плода
Тип плодов
Какие растения имеют такой вид
Сочный или сухой плод
Односемянный или многосемянной
-
Сделайте вывод.
Лабораторная работа № 15
Тема : Строение семян однодольных и двудольных растений
Цель : Изучить строение семян однодольных и двудольных растений.
Оборудование : Увеличительное стекло , семена фасоли , зерновка пшеницы,
таблица « Строение семян » .
Ход работы.
Задания для выполнения :
1 Изучив форму сухого и набухшего семени фасоли , цвет кожуры , расположение рубчика и семявхода , зарисуйте семя и подпишите его части .
2 Осторожно удалив кожуру набухшего семени , зарисуйте две семядоли , находящиеся под ней , и расположение зародыша ( сравните с рисунком)
3 С помощью увеличительного стекла рассмотрите части зародыша , зарисуйте и подпишите названия .
4 Рассмотрите внешнее строение и форму зерновки пшеницы . Найдите часть семени , где расположены зародыш ( ЗАОСТРЕННАЯ сторона ) и опоясывающий бугорок семядоли . Зарисуйте семя , подпишите названия его частей .
5 Разрежьте зерновку бритвой вдоль на две части , изучите внутреннее строение .
6 Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку . Найдите эндосперм и зародыш , Пользуясь рис. 50 учебника , изучите строение зародыша.
7 Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите её части.
8 Сделайте вывод о строении семени однодольных и двудольных растений .