Конспект урока по окружающему миру на тему Гейзеры (6 класс)

                                                                                                               ОМ – 6 класс урок тему              Гейзеры  цели урока:      а) познакомить шестиклассников  с гейзерами и горячими источниками;                         б) формировать идею о постоянном развитии земной коры;                         в) развивать умения школьников выделять основную мысль, формулировать выводы по тексту учебника, работать с текстом учебника.   оборудование урока:  карти...   Название       материка Абсолютная высота Действующий или потухший Ключевская Сопка Евразия 4900 м Действующий Везувий Евразия 1280 м Действующий Этна Евразия 3340 м Действующий Эльбрус Евразия 5642 м Потухший   На контурной карте обозначьте действующие вулканы красной звездочкой, потухшие – синей. Ключевская Сопка Гекла Везувий Этна Эльбрус Кракатау Фудзияма Котопахи Орисаба  5.Задание на дом: читать и пересказывать материал, с.102 – 104, закончить работу с контурной картой.
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОМ - 6 класс

урок 07 (59). Гейзеры

цели урока: а) познакомить шестиклассников с гейзерами и горячими источниками;

б) формировать идею о постоянном развитии земной коры;

в) развивать умения школьников выделять основную мысль, формулировать выводы по тексту учебника, работать с текстом учебника.

оборудование урока: картины, рисунки, иллюстрирующие гейзеры и горячие источники.

содержание урока:


  1. Организация учащихся на урок

  2. Проверка домашнего задания:

вопросы классу:

  • Объясни постороннему человеку, почему происходят вулканические извержения. Что общего между извержением вулкана и открытием бутылки с газированной водой или шампанским? Какие силы заставляют расплавленную магму подниматься по жерлу вулкана?

  • Благодаря чему подъем магмы по жерлу вулкана может ускоряться по мере подъема? А что, напротив, может тормозить подъем и к чему это приводит? При каких условиях извержения вулканов происходят с взрывами, а при каких достаточно спокойно?

  • Как далеко от вулкана может разлиться лава? От чего это зависит?

3. Изучение нового материала:

справка: гейзер - источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара до высоты 20 - 40 м и более. Гейзер - одно из проявлений вулканизма. Гейзеры обнаружены в Исландии, Российской Федерации (на Камчатке), США, Новой Зеландии, Японии.

Слово "гейзер" исландского происхождения; оно происходит от "гейза", что означает "хлынуть".

В стихотворении, посвященном Исландии, русский поэт К. Бальмонт писал:

Валуны и равнины, залитые лавой,

Сонмы глетчеров, брызги горячих ключей,

Скалы, полные грусти своей величавой,

Убеленные холодом бледных лучей …

Картина залитых лавой равнин нам уже знакома (вспомним об извержении вулкана Лаки). Глетчеры - это ледники по-немецки. А вот под" брызгами горячих ключей" поэт подразумевал гейзеры.

Среди различных проявлений вулканизма наиболее интересными являются паро-водяные вулканы-гейзеры. Очень интересны их извержения.

Вулканы начинают действовать внезапно. Вдруг раздается подземный шум, который то прерывается, то возобновляется с повышенной силой. Вода в воронке гейзера вспучивается, изгибаясь в виде выпуклого свода; появляются пузыри паров; они лопаются на поверхности, и вода взлетает на несколько метров вверх. Затем все стихает, густой белый пар окутывает некоторое время воронку. Взрывы происходят через определенные промежутки времени. Внезапно картина меняется: из глубины раздается страшный грохот, вода снова в воронке сильно вспучивается, на этот раз начинает вихреобразно кружиться и вздыматься вверх; вырывается масса пара, и через несколько мгновений вылетает водяная струя; она поднимается на 30 - 40 м и рассыпается в воздухе ослепительно белой мельчайшей пылью; водяные брызги еще не успели достигнуть земли, как вдруг вторая струя, затем третья; с каждым разом они поднимаются все выше и выше. Водяные струи разлетаются во всех направлениях, разбрасываются в стороны, описывая дуги, поднимаются вверх с шипением и шумом, точно ракеты во время фейерверка; огромные облака пара окутывают водяные столбы; в глубине раздается глухой удар, и в сопровождении массы камней вырывается последняя огромная струя. Все смолкает…

Когда ветер разнесет густые пары, перед глазами раскрывается лишенная воды воронка, покрытая серо-пепельными натеками. В глубоком канале вода стоит спокойно и тихо, как и во всяком колодце; проходит час - опять слышится грохот, начинается клокотание и шипение воды, чтобы закончиться таким же величественным зрелищем.

4. Закрепление материала.

  • Работа с физической и контурной картой.

  • Заполните таблицу

Название вулкана

Название материка

Абсолютная высота

Действующий или потухший

Ключевская Сопка

Евразия

4900 м

Действующий

Везувий

Евразия

1280 м

Действующий

Этна

Евразия

3340 м

Действующий

Эльбрус

Евразия

5642 м

Потухший


  • На контурной карте обозначьте действующие вулканы красной звездочкой, потухшие - синей.

  • Ключевская Сопка

  • Гекла

  • Везувий

  • Этна

  • Эльбрус

  • Кракатау

  • Фудзияма

  • Котопахи

  • Орисаба

5.Задание на дом: читать и пересказывать материал, с.102 - 104, закончить работу с контурной картой.

© 2010-2022