- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа Основы гигиены и санитарии
Рабочая программа Основы гигиены и санитарии
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тимофеева Е.А. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
10
ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ
Пояснительная записка
Осведомлённость людей о причинах и факторах, влияющих на их здоровье и жизнеспособность, повышает вероятность их выживания в условиях неблагоприятной экологической, социальной и демографической обстановки.
Элективный курс «Основы гигиены и санитарии» предоставляет учащимся сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, не рассматриваемые в школьной программе по биологии. Получение ими знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи.
Предлагаемый элективный курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он является необходимым для учащихся старшей ступени, так как позволит школьникам понять причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своём здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.
Цель программы: расширить и углубить знания учащихся в области современных достижений гигиены и санитарии.
Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:
-
помочь школьникам овладеть современными достижениями биологической науки в области гигиены и санитарии;
-
формировать осознанное отношение к своему здоровью;
-
научить применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;
-
использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.
Содержание программы раскрывает научно-биологические проблемы, которые в незначительном объёме представлены в базовом курсе биологии 8 класса; включает в себя теоретический и практический материал. В ходе теоретических занятий рассматриваются история гигиены, гигиена питания, дыхания; вопросы профилактики сердечно-сосудистых, кожных и инфекционных заболеваний; предупреждение наркомании и табакокурения. Практическим содержанием программы является определение функциональных сердечно-сосудистых проб, измерение артериального давления и частоты пульса до и после физической нагрузки, выявление плоскостопия и недостатков осанки, определение дыхательных функциональных проб.
По структуре программа элективного курса носит модульный характер. Порядок изучения отдельных тем курса может быть различным. Программа рассчитана на учащихся 8 класса; занятия проводятся 1 час в неделю, всего предполагается 31 час во втором учебном полугодии.
Методы работы: лекции, беседы, диспуты, ролевые и деловые игры, лабораторные работы. Преподаватель выступает в роли инструктора, информатора, организатора и консультанта.
Предполагаемые результаты.
В результате проводимых занятий учащиеся углубят знания о физиологии и здоровье человека, приспособительных ообенностях организмов, о значении правильного питания, дыхания, о необходимости закаливания, соблюдения правил гигиены и санитарии для укрепления здоровья. Важнейшим итогом проведенных занятий станут выполненные учащимися проекты по темам:
-
профилактика наиболее опасных заболеваний данного региона;
-
организация первой помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях;
-
система психофизического саморегулирования;
-
организация труда и отдыха;
-
составление рациона питания;
-
проведение санитарного анализа воздуха в помещении;
-
проведение санитарного анализа природной воды на предмет её пригодности для питья.
Тематический план
Название разделов и тем
Всего часов
Теория
Практика
Экскурсии
Сроки
1
2
3
4
5
I раздел. Введение
Тема 1. Предмет и методы гигиены.
1
1
14-19.01
II раздел. История гигиены
Тема 2. Санитарно-гигиеническая культура древнего мира и средневековья
Тема 3. История гигиены в России
2
1 1
21-26.01
28-2.01
III раздел. Физическая активность и здоровье
Тема 4. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье
Тема 5. Задачи физического воспитания
2
0,5 0,5
0,5 0,5
04-09.02
11-16.02
Продолжение табл.
1
2
3
4
5С
6
IV раздел. Предупреждение инфекционных заболеваний
Тема 6. Инфекционные заболевания Тема 7. Профилактика инфекционных заболеваний
2
1 0,5
0,5
18-23.02
25-01.03
V раздел. Травматизм и его профилактика
Тема 8. Травматизм юношей, обусловленный психическими особенностями Тема 9. Первая помощь при травмах Тема 10. Предупреждение травматизма
3
1 1
1
03-07.03
10-15.03
VI раздел. Предупреждение и первая помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях
Тема 11. Строение и функционирование сердечно-сосудистой системы Тема 12. Тренировка сердца и сосудов Тема 13. Функциональные сердечно-сосудистые пробы Тема 14. Знакомство с кардиографией
4
1
1
1
1
17-22.03
01-05.04
VII раздел. Гигиена дыхания
Тема 15. Особенности функционирования органов дыхания Тема 16. Гигиенические основы дыхания
2
0,5 0,5
0,5 0,5
07-12.04
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
VIII раздел. Гигиена питания
Тема 17. Рацион и режим питания Тема 18. Заболевания органов пищеварения Тема 19. Понятие о диетотерапии
3
0,5 1 1
0,5
14-19.04
IX раздел. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви
Тема 20. Кожа Тема 21. Закаливание. Гигиена.
2
1
1
21-26.04
X раздел. Нервная система и психическое здоровье
Тема 22. Нервная система Тема 23. Стресс Тема 24. Поведение Тема 25. Психическое здоровье
4
1 1 1
1
28-23.05
XI раздел. Предупреждение вредных привычек
Тема 26. Наркотики. Борьба с курением и алкоголизмом Тема 27. «Имя беды - наркотики» (пресс-конференция)
2
1 1
05-10.05
XII раздел. Гигиена труда
Тема 28.Понятие о работоспособности Тема 29. Особенности учебной деятельности Тема 30. Выбор профессии Тема 31. Защита проектных работ учащихся
4
1
1 1 1
12-17.05
19-24.05
26-31.05
Всего
31
24
6
1
Содержание курса
Раздел I. Введение. (1 час)
Тема 1. Предмет и методы гигиены.
Гигиена как профилактическое направление медицины, изучающее влияние факторов природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья. Санитария как прикладная часть гигиены. Методы гигиены: анализ факторов внешней среды, физиологические и клинические наблюдения, санитарное обследование. Отрасли гигиены. Связь гигиены с анатомией, физиологией человека и другими науками.
Раздел П. История гигиены. (2 часа)
Тема 2. Санитарно-гигиеническая культура древнего мира и средневековья. (1час)
Санитарно-гигиеническая культура Греции и Древнего Рима. Античные философы (Гиппократ, Гален) о здоровом образе жизни. Римские бани, водопровод. Гигиена детства, физическое воспитание.
Санитарно-гигиеническое состояние городов и поселений средневековья. Возникновение ритуальных обрядов. Христианская церковь и её влияние на санитарно-гигиеническую культуру средневековья.
Санитарное состояние населения Европы в период новой истории. Возникновение гигиены как науки. Влияние работ Луи Пастера на развитие гигиенической науки. Гигиенисты XIX в. (Парке, Паттенкофер, Рубнер и др.).
Тема 3. История гигиены в России. (1 час)
Санитарная культура Руси XV-XVI вв., её отражение в «Домострое». Санитарное состояние населения Руси XVII-XVTII вв. Реформы Петра I. Вклад М. В. Ломоносова в становление гигиенической науки. Гигиена и санитария XIX в.: Н. И. Пирогов, Д. Ф. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман. Совершенствование системы здравоохранения в настоящее время.
Раздел III. Физическая активность и здоровье. (2 часа)
Тема 4. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье. (1 час)
Роль опорно-двигательной системы в физическом и психическом развитии ребёнка. Роль мышечной активности в жизни человека. Необходимость сочетания умственного и физического труда.
Лабораторная работа № 1 . Строение и работа мышц; анализ мышечных движений.
Тема 5. Задачи физического воспитания, (1 час)
Физические упражнения, подвижные игры, спорт. Значение и правила выполнения утренней зарядки. Приёмы самоконтроля, выявление нарушений осанки. Приёмы и упражнения, корригирующие осанку. Плоскостопие, его предупреждение и коррекция.
Лабораторная работа № 2 . Выявление плоскостопия и недостатков осанки, корригирующие упражнения.
Раздел IV. Предупреждение инфекционных заболеваний.
(2 часа)
Тема 6. Инфекционные заболевания. (1 час)
Микроорганизмы - возбудители болезней. Защитные силы организма. Учение об иммунитете. Понятие об инфекционных заболеваниях. Условия возникновения эпидемий. Стадии инфекционного заболевания: инкубационный и острый периоды, выздоровление.
Тема 7. Профилактика инфекционных заболеваний. (1 час)
Профилактика инфекционных заболеваний (ликвидация источников инфекции, пресечение её передачи, повышение устойчивости человека к данной инфекции). Предупредительные прививки. Наиболее часто встречающиеся инфекции в данном регионе, их профилактика. Средства личной гигиены, первая доврачебная помощь, уход за инфекционными больными.
Лабораторная работа № 3. Приёмы дезинфекции и стерилизации, используемые в домашних условиях.
Раздел V. Травматизм и его профилактика. (3 часа)
Тема 8. Травматизм юношей, обусловленный психическими особенностями. (1 час)
Ушибы, растяжения, вывихи, переломы, ожоги, обморожения.
Кровотечения; способы остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений. Повязки, обработка ран.
Тема 9. Первая помощь при травмах.
Лабораторная работа № 4. (1 час)
Использование кровоостанавливающих и дезинфицирующих средств, наложение шин, теплоизолирующих повязок при обморожениях I и III степени.
Тема 10. Предупреждение травматизма. (1 час)
Техника безопасности при работе с инструментами, сельскохозяйственными орудиями, с подвижными механизмами; защитные приспособления.
Раздел VI. Предупреждение и первая помощь при сердечнососудистых заболеваниях. (4 часа)
Тема 11. Строение и функционирование сердечно-сосудистой системы. (1 час)
Особенности сердечно-сосудистой системы юношества. Заболевания сердца и сосудов, их предупреждение. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердечно-сосудистую систему.
Тема 12. Тренировка сердца и сосудов. (1 час)
Лабораторная работа № 5. Рассматривание под микроскопом препарата сердечной мышцы.
Лабораторная работа № 6 . Измерение частоты пульса и артериального давления до и после физической нагрузки.
Лабораторная работа № 7. Определение скорости кровенаполнения в капиллярах ногтевого ложа; влияние мышечной деятельности на скорость тока крови в венах большого круга кровообращения.
Тема 13. Функциональные сердечно-сосудистые пробы. (1 час)
Лабораторная работа № 8. Функциональные сердечно-сосудистые пробы.
Тема 14. Знакомство с кардиографией. (1 час)
Экскурсия в кардиологический кабинет районной поликлиники.
Раздел VII. Гигиена дыхания. (2 часа)
Тема 15. Особенности функционирования органов дыхания. (1 час)
Физиологические тесты и функциональные дыхательные пробы. Понятие о кислородном голоде.
Лабораторная работа № 9. Дыхательные, функциональные пробы: измерение времени максимальной задержки дыхания при глубоком вдохе, при глубоком выдохе, до и после дозированной нагрузки.
Тема 16. Гигиенические основы дыхания. (1 час)
Гигиеническая оценка микроклимата помещения. Меры первой помощи при отравлении угарным газом и удушье. Поддержание чистоты в помещении. Развитие голосового аппарата. Мутация голоса. Гигиена голоса. Техника безопасности при работе с ядохимикатами. Вредное влияние курения на органы дыхания.
Лабораторная работа № 1 0. Санитарный анализ воздуха в помещении. Изготовление простейших респираторов.
Раздел VIII. Гигиена питания. (3 часа) Тема 17. Рацион и режим питания. (1 час)
Принципы рационального питания. Равновесие между энергией, поступающей с пищей, и расходуемой. Санитарно-гигиенические требования к хранению и употреблению пищевых продуктов. Режим питья. Гигиеническая оценка питьевой воды.
Лабораторная работа № 11. Санитарная проверка пищевых продуктов.
Лабораторная работа № 12. Санитарная проверка пригодности для питья природной воды.
Тема 18. Заболевания органов пищеварения. (1 час)
Пищевые отравления. Меры первой помощи. Гипо- и гипер- витаминозы, их предупреждение. Инфекционные, неинфекционные, острые и хронические заболевания органов пищеварения; глистные инвазии. Вредное действие наркотиков, алкоголя и курения на органы пищеварения.
Тема 19. Понятие о диетотерапии. (1 час)
Диетотерапия как наука о терапевтическом воздействии пищевых продуктов на организм человека. Лечение и профилактика заболеваний методом диетотерапии. Энергетическая ценность и химический состав продуктов. Физические свойства пищи. Перечень разрешённых и рекомендованных пищевых продуктов.
Раздел IX. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви. (2 часа)
Тема 20. Кожа. (1 час)
Функции кожи и причины их нарушения. Уход за кожей. Профилактика аллергических, гнойничковых и грибковых заболеваний, чесотки. Защита кожных покровов в быту и на производстве.
Лабораторная работа № 1 3 . Определение типа кожи: нормальная, сухая, жирная.
Тема 21. Закаливание. Гигиена. (1 час)
Теплорегуляция и приёмы закаливания. Механизмы действия природных факторов. Методы и формы закаливающих процедур. Гигиена одежды. Подбор одежды и обуви с учётом погодных условий. Профилактика воздействия на организм опасных для здоровья метеорологических факторов. Закаливание. Первая помощь при солнечных, тепловых ударах, доврачебная помощь при переохлаждении организма.
Раздел X. Нервная система и психическое здоровье. (4 часа) Тема 22. Нервная система. (1 час)
Значение нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Понятие о динамическом стереотипе, его роли в повседневной жизни. Навыки и привычки.
Тема 23. Стресс. (1 час)
Стресс и фазы его развития: тревога, адаптация, истощение. Предупреждение отрицательных последствий стрессов.
Тема 24. Поведение. (1 час)
Выработка навыков и привычек. Понятие об активном и реактивном поведении. Режим дня как проявление реактивного поведения. Гигиена сна. Несостоятельность оккультизма. Вред суеверий.
Тема 25. Психическое здоровье. (1 час)
Психическое здоровье: человек в коллективе, межличностные отношения, оценка окружающих и самооценка, соотношение переживаний и конкретных действий. Психогигиена.
Раздел XI. Предупреждение вредных привычек. (2 часа)
Тема 26. Наркотики. (1 час)
Свойства наркотиков. Реакция на наркотики здорового организма. Стадии развития наркомании. Физическая и психическая деградация личности наркомана. Борьба с курением, предупреждение развития пьянства и алкоголизма.
Тема 27. «Имя беды - наркотики». Пресс-конференция. (1 час)
Раздел XII. Гигиена труда. (4 часа)
Тема 28. Понятие о работоспособности. (1 час)
Понятие о работоспособности. Динамика работоспособности: фазы врабатывания, наибольшей работоспособности, истощения. Утомление, усталость. Объективные признаки утомления. Причины переутомления. Правильная организация труда.
Тема 29. Особенности учебной деятельности. (1 час)
Работоспособность школьника и её поддержание. Развитие наблюдательности. Роль произвольного внимания в учении. Активизация внимания. Развитие памяти, воссоздающего и творческого мышления. Качества ума. Гигиена учебного труда.
Тема 30. Выбор профессии. (1 час)
Эмоции и воля в учебном процессе. Понятие мотивации. Темперамент и формирование характера. Способности и одарённость. Выбор профессии.
Тема 31. Защита проектных работ учащихся. (1 час)
Примерные темы проектных работ учащихся.
-
Инфекционные заболевания и их профилактика.
-
Первая помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях.
-
Система психофизического саморегулирования.
-
Перспективы адаптации человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Организация труда и отдыха. Режим дня.
-
Анализ пригодности для питья природной воды.
Рекомендуемая литература
-
Агаджанян, А. Н. Ритмы жизни и здоровье. - М.: Знание, 1975.
-
Блум, Ф., Лейзерсоп, А., Хофстедтер, Л. Мозг, разум, поведение. - М.: Мир, 1998.
-
Вольк, Р. Занимательная энциклопедия. - М.: Мир книги, 1999.
-
Губергриц, А. Я. Лечебное питание. - Киев, Высшая школа, 1985.
-
Дмитриева, Т. А. и др. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 кл. Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.
-
Кальченко, Е. И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1983.
-
Климов, Е. А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. - М.: Знание, 1986.
-
Колесов, Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М.: Просвещение, 1984.
-
Коростелев, Н. Б. Всем, кто хочет быть здоров. - М.: Молодая гвардия, 1978.
-
Селье, Г. Стресс без дистресса. -М.: Прогресс, 1982.
-
Ярыгин, Б. М. Биология для поступающих в вузы. - М.: Высшая
школа, 2003.
Приложение
ОПЫТ «НАРУШЕНИЕ СВОЙСТВ БЕЛКОВ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ НА НИХ АЛКОГОЛЯ».
Цель опыта: убедить учащихся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.
Ход опыта: в две пробирки налить по 2 мл яичного белка. В одну добавить 8 мл воды, а в другую столько же 80-90%-ного спирта.
Результат опыта: в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым веществом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок - в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции.
Вопрос учащимся:
- Что же происходит с клетками организма, когда в них поступает алкоголь высокой концентрации?
Ответ:
- Белки клетки начинают разрушаться, что ведёт к нарушению работы всех клеток и органов.
О П Ы Т «ОБНАРУЖЕНИЕ В ТАБАЧНОМ ДЫМЕ КИСЛОТ И НИКОТИНА».
Цель опыта: дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма, выявить в нём наличие кислот, никотина.
Ход опыта: развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить их. В фильтре окурка темно-коричневого цвета осталась часть никотина, образующегося при курении. Эти же вещества оседают на стенках альвеол. Фильтры бросают в пробирки с окрашенной содовой водой. Красная окраска в пробирке с фильтром от окурка исчезает под действием кислот (реакция нейтрализации), появление бурой окраски обусловлено присутствием никотина, смол и частиц угля.
Вопрос учащимся:
- Как влияют на организм человека продукты, образующиеся при курении?
Вывод: вы видите, что проблемы эти носят глобальный характер. В разных странах по-разному борются с этим злом. Популяризация здорового образа жизни и отказа от вредных привычек приносит свои плоды. В западных странах «модно» быть здоровым, заниматься спортом, посещать спортивные залы, бассейны, в нашей же стране количество курящих пока неуклонно растёт.