Сценарий открытых уроков по экологии (для старших классов)

Технология реализации здоровьесберегающей педагогики Чтобы способствовать формированию культуры здорового образа жизни у студентов Якутского сельскохозяйственного техникума, в учебный план подготовки специалистов включена дисциплина по выбору «Валеология». В связи с этим разработана и утверждена ав­торская рабочая программа. Одной из задач этой дисциплины яв­ляется привитие чувства ответственности по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, желание жить в соответствии с нравственными ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Сценарий открытых уроков по экологии (для старших классов)toHOi o ogp

Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия)

УРОКИ МАСТЕРСТВА


Якутск 2010

Сценарий открытых уроков по экологии (для старших классов)


КИРИЛЛИНА Елизавета Николаевна

преподаватель учебной дисциплины «Валеология» ГОУ «Якутский сельскохозяйственный

техникум», г. Якутск

Образование: высшее. Якутский государственный университет, биолого-географический факультет.

Квалификационная категория: высшая. Педагогический стаж - 30 лет. Награды и звания:

  • Юбилейный нагрудный знак «Россия-Якутия» (2007 г.);

  • Ветеран педагогического труда (2000 г.);

  • Отличник просвещения Российской Федерации (1992 г.);

  • Почетная грамота Государственного Собрания РС(Я) «Ил Ту-мэн» (2008 г.);

  • Отличник среднего профессионального образования Респуб­лики Саха (Якутия) (2009 г.).

Методическая разработка конкурсного урока

по дисциплине «Валеология»

Тема: Энергетическое строение человека

Пояснительная записка

В Якутском сельскохозяйственном техникуме с 1998 года по ав­торской программе Е.Н.Кириллиной ведется дисциплина «Валеоло­гия». Курс обучения рассчитан на 32 часа и состоит из 5 разделов:

  1. Энергетическое строение человека.

  2. Выявление отклонений в организме при помощи определен­ных признаков.

  3. Вредные привычки.

  4. Распространенные болезни.

  5. Половые болезни.

В раздел «Энергетическое строение человека» входят 2 темы:

«Энергетическое строение человека» (2 часа) и «Активные точки энергетического строения человека» (2 часа). Данный раздел раскры­вает и доказывает существование информационно-энергетического строения человека, а также его значение и использование. Содержа­ние темы имеет внутридисциплинарную связь с темой «Алкоголизм и токсикомания» раздела «Вредные привычки». При употребле­нии различных алкогольных продукций и наркотических веществ информационно-энергетическое строение человека нарушается и уменьшается энергетическая защита. Тогда человек становится уяз­вимым.

Наукой доказано, что все живые организмы имеют видимую и невидимую структуру. Видимая структура - это орган, организм или физическое тело. Например, у растений это корень, стебель, листья, цветок и т.д., а невидимая структура, по-другому, солитоно-голографическая - это биополе и аура.

Энергетическое строение человека увеличивается при правиль­ном дыхании, при контакте с природой, когда влюбляемся и зани­маемся физической культурой. Снижение энергетического поля мы наблюдаем при болезни, когда употребляем алкогольные напитки, наркотические средства, при апатичном состоянии.

Для более эффективного усвоения материала планируется про­ведение комбинированного урока. Особенностью его проведения является использование нанометодики для доказательства наличия информационно-энергетического поля человека. По мнению мно­гих ученых (В.И.Вернадский, В.П.Казначеев и др.), информацион­но-энергетическое поле человека состоит из мельчайших частиц - микролептонов. Микролептоны в миллион раз меньше атомов. Эти частицы создаются и принимаются непосредственно каждой клет­кой организма, образуя информационно-энергетическое поле, кото­рое управляет нашим физическим телом. С развитием нанотехноло-гии биофизики смогут определить энергетическое поле с помощью различных приборов, а также сенсорикой. Таким образом, сущность нанометодики заключается в применении и развитии сенсорной способности человека.

Приобретенные по данной теме знания в перспективе помогут студентам освободиться от различных болезней и негативных воз­действий внешней среды, изменить стереотип отношения к окру­жающей среде.

План занятия

Тип занятия: комбинированный. Вид занятия: урок.

Метод обучения: информационно-развивающие и проблемно-поисковые методы обучения.

Форма проведения: нестандартная.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Цели:

Дидактическая: восприятие и осмысление студентами наличия энергетического строения человека, применение знаний для повы­шения иммунитета и активизации биологически активных точек.

Развивающая: активизация познавательно-исследовательской деятельности студента, развитие навыков использования энергети­ческого поля человека.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности личности за свое здоровье, стремление к созданию здоровой окружающей среды, понимание уникальности каждой личности.

Межпредметная связь:

- обеспечивающие: «Социальная психология», «Философия», «Фи­
зическая культура», «Квантовая физика», «Национальная культура».

- обеспечиваемые: «Биология», «Этика», «Экология».
Внутрипредметная связь: «Вредные привычки», «Алкоголизм и токсикомания».

Метод контроля знаний: комбинированный контроль: индиви­дуальный, групповой, устный фронтальный опрос.

Дидактические материалы: презентационные слайды, раздаточ­ный материал.

Технические средства обучения: персональный компьютер, муль­тимедийный проектор.

Ожидаемый результат:

  1. Студент должен знать о наличии энергетического поля челове­ка, его функции и использование.

  2. Студент должен уметь определять и расширять свое энергети­ческое поле, используя сенситивные методы, для укрепления физи­ческого тела.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

А) Основная:

Реява А.П. Биоэнергетика. - Ростов-на-Дону, 2005. - 32 с.

Б) Дополнительная:

  1. Волков А.И. Настольная книга экстрасенса. 2-е издание. - М., 1992. - 14 с.

  2. Зуев Е.И. Древо целительства. Биоэнергосистематерапия. - М., 1998. - 28 с.

  1. Казначеев В.П. Основы общей валеологии / Учебное пособие. - М.: Изд-во Института практической психологии, 1997. - 48 с.

  2. Малахов Г.П. Создание собственной системы оздоровления. - СПб.: «Комплект», 1996. - 302 с.

  3. Сельченок КВ. Тайны восточной медицины. - Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1994. - 446 с.

  4. Хунданов Л.Л. Тибетская медицина/Л.Л. Хунданов и др. - М.: Про­метей, 1993. - 288 с.

  5. Сайты в Интернете: istina.rin.ru, doneckforam.com



Структура учебного занятия

Этапы

Содержание

Время (в минутах)

I

Организационный момент:

Изложение цели и задачи урока.

Сообщение студентам плана структуры занятия.

2

II

Актуализация опорных знаний.

3

III

Изложение нового материала: Энергетическое строение.

Демонстрация и доказательство наличия энергетиче­ского биополя человека.

20

TV

Выполнение практической работы. Определение уровня биополя. Использование студентами своего энергетического поля на практике (хождение по разбитому стеклу).

15

V

Рефлексия и подведение итога.

5

Итого:

45

Техническая карта занятия

Этапы урока

Деятельность

Средства обучения

Методы и приемы обучения

Результат

преподавателя

студента

1

Организа-

Сообщение цели и задачи

Подготовка

Классная

Настрой

ционный момент

урока; целеполагание.

к занятию.

доска.

студентов на

творческое

мышление

2

Актуализа-

Организация работы и

Слушают

Проектор.

Фронталь-

Выявление

ция знаний

проведение среза знаний по данной теме. Вопросы устного фрон­тального опроса: Существуют ли невиди­мые структуры человека? Что такое биополе? Что такое аура?

вопросы; отвечают устно.

ный опрос.

уровней знании об энергетиче­ском строении человека

3

Изложение

Рассказ; демонстрация

Слушают и

Персональный

Рассказ;

Глобализация,

новой темы

наличия энергетического поля.

записывают.

компьютер; Проектор; презентаци­онный слайд; раздаточный материал.

демонстра­ция; эври­стическая беседа

активизация ноосферного мышления

4

Выполнение практических заданий

Инструкция по выпол­нению практического задания

Контрольные вопросы: Что такое информационно-энергетическое поле? Что усвоили на этом уроке? Что такое микролептоны? Как можно увеличить биополе?

Когда уменьшается биопо­ле или информационно-энергетическое поле?

Выполняют задание.

Битое стекло.

Рассказ, демонстрация.

1.Восприятие
и осмысление
студента­ми наличия
энергетического строения
человека.

2.Используя
энергетическое
поле, студенты
преодолевают
сложное пре­
пятствие.

5

Рефлексия и подведе­ние итогов

Вопросы студентам и подведение итога урока

Слушают и отвечают

Раздаточный материал

Фронталь­ный опрос

1. Осознание
уникальности
каждой лич­
ности.

2. Повышение
уровня ва-
леологической
культуры.

Педагогическая концепция

Кириллиной Елизаветы Николаевны

«Здоровьесберегающая педагогика и технологии ее реализации»

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отра­жающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабиль­ность, экономическое благополучие и морально-нравственный уро­вень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья подростков, молодежи (4).

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудни­чества, личностно-ориентированной педагогике и др.)- Ее главная отличительная особенность - приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного про­цесса. Это определяет последовательное формирование в учебных заведениях здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, студенты, их родители со­гласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за результаты. Благодаря этому обеспечивается не только защита здоровья студен­тов и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и формирование и укрепление здоровья студентов, воспитание у них и у их учителей культуре здоровья.

Одним из принципов здоровьесберегающей педагогики является принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье как частный случай ответственности за свое поведение, свою жизнь. Привнесен в педагогику из психологии, где этой проблеме уделяет­ся должное внимание не на констатирующем уровне - в призывах и декларациях, а в воспитательных программах и многочисленных приемах индивидуальной и групповой работы с целью формирова­ния этого важнейшего качества у личности, ее ориентации на здо­ровый образ жизни.

Технология реализации здоровьесберегающей педагогики

Чтобы способствовать формированию культуры здорового образа жизни у студентов Якутского сельскохозяйственного техникума, в учебный план подготовки специалистов включена дисциплина по выбору «Валеология». В связи с этим разработана и утверждена ав­торская рабочая программа. Одной из задач этой дисциплины яв­ляется привитие чувства ответственности по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, желание жить в соответствии с нравственными нормами и законами, помочь студенту осознать себя как частицу целого мира.

Курс «Валеология» представляет систему знаний, приобщающих студентов к знаниям законов развития человека на личностно-зна­чимом уровне. Она разработана с учетом возрастных, психофи­зиологических особенностей, имеет определенную социально-эко­номическую направленность. Настоящий курс не только форми­рует мнение студента и помогает ему жить в гармонии с собой, но и найти свой путь, стиль в ЗОЖ, и ставит задачу использовать по возможности все средства духовной, национальной, эколого-валеологической культуры для формирования установок на индиви­дуальное здоровье. На данный курс выделено 34 аудиторных часа.

Основываясь на полученных знаниях по валеологии, студенты ведут мониторинговые исследования по выявлению наличия вред­ных привычек среди студентов техникума, их знаний о влиянии на здоровье и др.

Например, по результатам исследования на тему «Курение» было выявлено, что все 100% опрошенных знают о вреде курения, но при этом 70% респондентов все равно курят. Из числа курящих 44-47% пытаются бросить курить. Отмечено, что в большинстве случаев первую сигарету предлагают друзья. При выявлении при­чины курения установлено, что у 70% курящих молодых людей при­чиной курения является «привычка», а 10% говорят, что не знают, почему курят. Также необходимо отметить и тот факт, что родители не всегда проводят беседу о вреде курения со своими детьми или не пытаются разговаривать на эту тему.

Если говорить об употреблении алкогольных напитков, то все опрошенные студенты знают о вреде алкоголя для здоровья челове­ка. При этом установлено, что чаще всего причиной употребления алкоголя является предложение друзей выпить. Отсюда напрашива­ется вывод, что первые шаги к алкоголизму начинаются с общения с выпивающими друзьями. На вопрос «Часто ли вы употребляете алкоголь?», с каждым годом наблюдается увеличение количества молодых людей, ответивших «да». Не секрет, что постоянное упо­требление алкоголя медленными шагами приводит к «тяге».

В последние годы стали проводить исследования по выявлению употребления студентами наркотиков. Так, по нашим исследовани­ям было установлено, что до 2006 года 32% опрошенных студентов доводилось попробовать наркотики. При этом на вопрос «Употре­бляете ли в данное время наркотики?» положительный ответ дан 4% респондентов, тогда как в 2004 году ни один респондент не дал по­ложительного ответа. В настоящее время о последствиях употребления наркотиков и об их воздействии на организм знают почти все студенты. Одним из тревожных сигналов является и то, что среди опрошенных у 20% студентов есть наркоманы среди знакомых. Та­ким образом, результаты тестирования показали, что общение под­ростков с наркоманами увеличивается с каждым годом.

Аналогичные опросы нами проводятся по выявлению употребле­ния наркотического вещества «насвай» с 2008 года. Каково же было мое удивление, когда своим рассказом о «насвай» на уроке валео-логии я никого не удивила. Оказалось, что про насвай знают 53,3% студентов, а пробовали - 23%. Причем о последствиях употребле­ния насвая знают 47,5% опрошенных. Кроме того, установлено, что среди 37,5% респондентов знакомые употребляют насвай.

В последние годы быстрыми темпами ухудшается здоровье деву­шек. Так, исследование здоровья девушек, обучающихся в технику­ме, показало, что из 214 опрошенных заболеванием зоба страдают 56,1%, почек - 31,7%, мочевого пузыря - 20,7%, циститом - 21,6%, кожными заболеваниями - 17,5%.

Таким образом, не только в школах, но и в средних учебных за­ведениях проблема здоровья молодых людей остается актуальной. В связи с этим необходимо внедрять здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс. Для этого учебно-воспитательный про­цесс стараюсь направить на формирование представлений, развитие творческих начал личности. При этом, в основном, образователь­ную технологию строю на приоритете позитивных воздействий. Так, на своих занятиях реализую проектный, проблемный методы обу­чения, формирующие логическую культуру, творческую активность студентов. При этом для предотвращения утомляемости учащихся в аудитории создаю комфортные для занятия условия. В первую очередь, как заведующий кабинетом слежу за соответствием каби­нета санитарно-гигиеническим нормам. Во-вторых, периодически с помощью студентов обновляю учебные стенды, озеленяю кабинет, готовлю различные дидактические материалы. В-третьих, стараюсь не применять на занятиях приемы и методы, негативно влияющие на психологическое здоровье студентов: монотонность речи, фор­мальное использование наглядности, упреки и т.д. Таким образом, внедрение здоровьесберегающей технологии в учебный процесс за­висит от педагогической компетенции преподавателя.

Внеклассную воспитательную работу реализую через работу предметного кружка «Эколог». Вместе со студентами разрабатыва­ем план исследований, проводим учебно-исследовательскую работу. Результаты своих исследований студенты докладывают на различ­ных научно-практических конференциях, обсуждают на тематических классных часах, занятиях кружка. Также результаты исследова­ний по изучению вредных привычек среди студентов техникума об­суждаются на педсовете. На основании своих исследований студен­ты выпускают различные стенгазеты, плакаты, освещающие данные проблемы. Традицией стало проведение декады ЗОЖ, Дней отказа от никотиновой зависимости, Дней против алкоголя, СПИДа, в па­мять умерших от СПИДа. В рамках этих мероприятий организуем и проводим конкурсы и выставки плакатов по ЗОЖ, тематические ве­чера, кураторские часы. Все эти мероприятия являются достаточно эффективными для формирования здорового образа жизни.

Реализация здоровьесберегающей технологии достигает цели лишь при осознании всеми педагогами образовательного учрежде­ния солидарной ответственности за сохранение здоровья студентов и получении необходимой профессиональной подготовки для ра­боты в этом направлении. Следовательно, для более эффективной реализации здоровьесберегающих технологий требуются владение преподавателями здоровьесберегающей педагогикой, включение в учебный план предмета «Валеология» или «Культура здоровья», на­личие здоровьесберегающего пространства в учебном заведении.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Довгань Л.Л. Формирование здорового образа жизни студентов сред­них специальных учебных заведений. - М.: ИПР СПО, 2004. - 142 с.

  2. Казначеев В.П. Основы общей валеологии. Учебное пособие. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. - 48 с.

  3. Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании. - М.: Просве­щение, 1987. - 77 с.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и
психология здоровья в школе. - АРКТИ, 2005. - 320 с.

© 2010-2022