- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по биологии на тему: отдел папоротниковидные (6 класс)
Конспект урока по биологии на тему: отдел папоротниковидные (6 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чечкенева Л.В. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сценарий урока в 6 классе по теме:
«Отдел папоротниковидные. Общая характеристика и значение».
Цели: 1. Изучить общую характеристику, особенности размножения, значение папоротниковидных, в сравнении с моховидными и запомнить.
2. Переводить информацию из текстовой формы в схематичную.
Оборудование: ПК, мультимедийная презентация, проектор, интерактивная доска, демонстрационные карточки «размножение папоротника», таблица «развитие папоротника» , микроскопы, гербарии папоротника, хвоща и плауна, рабочии листы для уч-ся, информационные листы.
Ход урока:
-
Постановка проблемной ситуации
Учитель: в повести "Вечера накануне Ивана Купала" Н. В. Гоголь рассказывал о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет. Н. В. Гоголь так описывает цветение папоротника:
" Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя". "Теперь пора!" - подумал Петро и протянул руку... Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло..." Сорвал цветок папоротника и подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад.
Почему же так и не посчастливилось учёным найти чудесный цветок?
Уч-ся: выдвигают гипотезы.
Учитель (фиксирует гипотезы на доске) чтобы найти ответ на этот вопрос, надо изучить папоротники. Что вы знаете о папоротниках?
Уч-ся: перечисляют то, что им известно о папоротниках.
-
Актуализация знаний.
Учитель: прежде чем мы начнём изучение новой темы, вспомним, то что мы проходили.
Уч-ся: отгадывают кроссворд по основным терминам в презентации (слайд 3)
-
Решение проблемной ситуации.
-
Лабораторная работа «Изучение внешнего строения папоротниковидных растений» (работа в парах).
Учитель: к группе папоротниковидных относят 3 отдела: отдел папоротники, отдел плауны и отдел хвощи. У вас на столах лежит гербарий представителей этих отделов. Изучите их строение по информационным листам и оформите результаты работы на рабочем листе.
-
Первичное закрепление материла (работа с интерактивной доской)
Учитель: на доске сделайте подписи к рисункам.
Уч-ся: делают подписи к рисункам строение папоротника, хвоща, плауна.
Учитель: что же у этих растений общее и почему их относят к одной группе, а чем они отличаются?
Уч-ся: у них есть корневище и придаточные корни, спорангии со спорами, но спорангии располагаются по разному: у папоротников с нижней стороны листа в сорусах, у плаунов и хвощей в спороносных колосках - стробилах.
-
Размножение и развитие папоротников.
Учитель: прочитайте на информационном листе № 2 стихотворение о развитии папоротника и выполните задание 2 в рабочих листах.
-
Первичное закрепление материла (работа с демонстрационными карточками у доски)
Учитель: расставьте картинки с этапами развития папоротника в правильной последовательности, начиная со спорофита. ( 1 ученик)
Учитель: а теперь расставьте к этим картинкам подписи. ( 1 ученик)
-
Работа в группах
1 группа: значение папоротниковидных.
2 группа: многообразие папоротниковидных.
3 группа: папоротниковидные Красной книги Югры.
4 группа: приспособления папоротниковидных к обитанию на суше, по сравнению со мхами.
5 группа: а знаете ли вы?
6 группа: образование каменного угля.
Уч-ся: оформляют результаты на листах и докладывают.
-
Решение проблемной ситуации.
Учитель: давайте вернёмся к нашем гипотезам и ответим на вопрос урока.
Уч-ся: никто не нашёл цветка папоротника, потому что папоротники никогда не цветут.
Учитель: а что такое клад?
Уч-ся: это зарытые деньги….
Учитель: а что ещё можно сравнить с кладом?
Уч-ся: для кого-то другой человек - клад, для кого-то знания - клад.
Учитель: как вы думаете, вы сегодня стали богаче?
Уч-ся: мы приобрели новые знания и стали богаче.
-
Рефлексия.
Групповая работа
Учитель: на образных цветках папоротника напишите что вам на уроке больше всего запомнилось, что поразило ваше воображение и приклейте в наш сундук с кладом наших знаний на доске.
-
Планирование домашнего задания.
-
П. 41 прочитать, материал рабочего листа знать.
-
По желанию: подготовить сообщение: «эти удивительные папоротники»
-
Составить кроссворд по теме: папоротниковидные растения.