• Преподавателю
  • Биология
  • Авторский педагогический проект Достижение учащимися основной школы метапредметных результатов освоения образовательной программы по биологии через проектную деятельность

Авторский педагогический проект Достижение учащимися основной школы метапредметных результатов освоения образовательной программы по биологии через проектную деятельность

Разработка авторского педагогического проекта "Достижение учащимися основной школы метапредметных результатов освоения образовательной программы по биологии через проектную деятельность" включает постановку проблемы, цели и задачи, описание проекта, ожидаемые результаты, рабочий план реализации  и ресурсное обеспечение проекта.Проект ориентирует на формирование у каждого школьника опыта творческой деятельности путем вовлечения его в коллективный поиск.    В работе использованы различные типы про...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Родниковская средняя общеобразовательная школа» Соликамского района



Педагогический проект

Достижение учащимися основной школы метапредметных результатов освоения образовательной программы по биологии через проектную деятельность

Сроки выполнения проекта: октябрь 2012 - май 2017гг

География проекта: учащиеся МАОУ «Родниковская СОШ» Соликамского района

Автор:

О.П. Рутина, учитель биологии и химии МАОУ «Родниковская средняя общеобразовательная школа» Соликамского района Пермского края











Родники-2012

Постановка проблемы

Актуальность выбранной темы обусловлена требованиями ФГОС ООО. В стандартах нового поколения в качестве главных результатов образования поставлены личностные, предметные и метапредметные результаты - универсальные учебные действия: регулятивные, коммуникативные, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться: школа должна «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать». Школа призвана воспитывать хорошо подготовленных, предприимчивых и деловых людей, способных к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, умеющих работать в коллективе и адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда.

Решение этой задачи может произойти путем реализации учащимися собственных внутренних резервов, а также за счет внедрения таких форм и методов обучения, которые способствовали бы развитию у каждого школьника самостоятельности, интеллектуальной активности, его духовному совершенствованию и творческому саморазвитию.

Метод проектов является одним из эффективных методов обучения, позволяющий рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение при решении конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников.

МАОУ «Родниковская средняя общеобразовательная школа» является краевой апробационной площадкой по внедению ФГОС ООО, что также способствовало выбору темы педагогического проекта.

В образовательной системе «Школа 2100», по которой обучаются учащиеся нашей начальной школы, накоплен некоторый опыт формирования УУД на основе образовательных технологий по разным предметам, в том числе проектной. Учащиеся ежегодно выступают с выполненными учебными и внеучебными проектами на научно-практических конференциях разного уровня. Использование проектной технологии позволит получить новый образовательный результат - формирование УУД у учащихся основной школы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Предмет деятельности: метапредметная направленность содержания образования через проектную деятельность учащихся, которая позволяет открывать новые знания, самостоятельно решать проблемы, получать проектный продукт и правильно оценить выполненную работу. Каждый учащийся должен научиться контролировать себя, находить, исправлять ошибки, оценивать полученный результат свой и одноклассников, тем самым развивать умения самоконтроля и самооценки.

2. Цели и задачи проекта

Цель: разработать и апробировать организационно-содержательные условия метапредметного образования через проектную деятельность

Задачи:

  • Углубить знания о проектной деятельности.

  • Определить формы работы с классом учащихся (5-9) по данной теме в урочной и внеурочной деятельности.

  • Определить условия для формирования навыков проектной деятельности








3. Описание проекта

Проект ориентирует на формирование у каждого школьника опыта творческой деятельности путем вовлечения его в коллективный поиск, а не у немногочисленной группы учеников и тем более отдельных хорошо успевающих учеников.

В работе будут использованы различные типы проектов в зависимости от характера доминирующей в проекте деятельности учащихся:

Исследовательские, имеющие логику проведения, приближенную к научному исследованию, а именно:

  • определение актуальной темы исследования для всех участников, связанной с жизненными потребностями и интересами учащихся, отвечающей возрастным особенностям учащихся;

  • формулирование проблемы;

  • выделение объекта и предмета исследования;

  • постановка конкретных целей и задач;

  • выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы;

  • выбор и обоснование методов работы и методов обработки результатов;

  • планирование исследования и проведение его;

  • сбор, систематизация и анализ полученных результатов, корректировка плана исследования;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выдвижение новых проблем исследования.

В процессе выполнения исследовательских проектов у учащихся формируется творческое мышление, рациональные приемы умственной деятельности.

Творческие проекты будут направлены на разработку новых оригинальных идей, продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме (видеофильм, книга, газета).

Ролевые проекты. Участники принимают на себя определенные роли: выдуманные герои имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными ситуациями. Велика степень творчества.

Информационные проекты связаны с поиском и нахождением информации в различных источниках, с помощью социологических опросов. Результатом становится проанализированная, систематизированная и представленная в определенной форме информация - буклет, коллаж, страничка в Интернете.

Практико-ориентированные проекты направлены на решение определенной практической проблемы, получение социально значимого результата деятельности его участников. Например, программы действий, рекомендации, направленные на устранение выявленных нарушений в состоянии природных и социальных объектов. Важна эффективная организация и координация работы участников проекта.

Любой проект требует хорошо продуманной структуры, определения функций каждого участника, четких выводов

Таким образом, осуществление проектной деятельности в одном коллективе учащихся возможно при условии ее специальной организации, учитывающей мотивационный, содержательный и процессуальный аспекты.

Планируется осуществлять монопроекты, проводимые в рамках одного предмета - биологии и межпредметные проекты, затрагивающие три предмета: биологию, химию, географию.

Проекты планируются естественнонаучные, имеющие четко обозначенную исследовательскую задачу и экологические, требующие привлечения исследовательских, поисковых методов, интегративных знаний различных школьных дисциплин. Эти проекты будут одновременно и практико-ориентированными (оценка динамики изменения видового состава флоры и фауны местных лесов).

По характеру контактов участников все проекты должны стать внутренними.

По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые и коллективные.

Проекты будут краткосрочными, средней продолжительности - от недели до месяца и долгосрочными - от одного до нескольких месяцев.

Чаще всего выполняемые учащимися проекты будут иметь комплексный характер, сочетая в себе несколько видов.

При достаточно высоком уровне развития мотивации к деятельности даже «слабые» ученики могут находить оригинальные решения нестандартных проблемных ситуаций, что определяет переход школьников на новый уровень освоения деятельности, к новым формам взаимодействия друг с другом и с учителем.

Меняется позиция учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности учеников. Изменяется и психологический климат в классе.

Метод проектов предполагает обязательный выход на конкретный значимый результат, требует значительное количество времени, самостоятельную серьезную работу учащихся, увлеченность.

4. Организация проектной деятельности включает неразрывно связанную цепь:

  • Наличие для учащихся личностно-значимой и социально одобряемой проблемы, требующей применения интегративных знаний для ее решения и обеспечивающей вовлечение в творческий процесс всего ученического коллектива.

  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, стимулирующая высокую мотивацию деятельности учащихся на протяжении всего времени реализации проекта.

  • Структурирование содержательной части проекта, а именно разработка программы действий, а также творческих заданий для групп учащихся, учитывающих коллективный характер творческой деятельности.

  • Обзор содержания проектной деятельности учащихся в соответствии с принципом доступности в сочетании с высоким уровнем трудности.

  • Выбор и реализация технологических аспектов организации проектной деятельности школьников с учетом их возрастных и индивидуальных качеств.

Педагогический проект рассчитан на пять лет, время, за которое школьники закончат обучение в основной общеобразовательной школе с 5 по 9 классы. Проекты учащихся различны по продолжительности: кратковременные (один урок), средние по продолжительности (2-3 недели) и долгосрочные (до одного года).

Участниками проектной деятельности являются учащиеся основной школы, обучающиеся по новым образовательным стандартам с 5 по 9 классы. Школьники являются субъектами проектной деятельности. Роль обучающихся как субъектов проектной деятельности в данном случае проявляется в том, что они:

-выступают в роли целевой группы, на которой проводится исследование;

-активно участвуют в диагностических исследованиях на начальном и конечном этапах проектной работы;

- проект предоставляет каждому из субъектов уникальный шанс проявить и развить свои творческие способности и компетенции,

- своей деятельностью на выходе проекта демонстрируют степень достижения поставленных целей и задач.

Работу по организации проектной деятельности следует начать с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных спланировать дальнейшую работу, которую нужно строить в сотрудничестве с родителями, учителями, общественными организациями. Каждый ученик продолжает создавать портфолио своих достижений, накапливать творческие, проектные и исследовательские работы.

Проектная деятельность будет осуществляться по двум направлениям: урочной и внеурочной. Специфической особенностью проектных уроков является их направленность на обучение детей приемам совместной деятельности с учетом возрастных особенностей, с возрастанием доли самостоятельности и творческой активности учащихся.

Формы организации проектной и учебно-исследовательской деятельности

Организация учебно-исследовательской деятельности - это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления школьника к самостоятельному изучению окружающего мира, что должно способствовать его творческой самореализации, развитию интеллекта и критического мышления, формированию и развитию исследовательских умений, умению самостоятельно добывать и применять знания.

Формы организации проектной деятельности многообразны: уроки, факультативы, кружки, олимпиады, турниры, выставки творческих работ, школьное научное общество, конференции, работа в лагере труда и отдыха, экспедиции. Приобретенные умения, опора на опыт и познавательный интерес школьника являются важными ресурсами повышения эффективности учебной деятельности в целом.

Выполненные проекты будут представлены на четырех уровнях: школьном, муниципальном, региональном, всероссийском.

Для осуществления проектной деятельности необходимо соблюдение следующих условий:

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию проектно-исследовательских умений должна проходить регулярно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать проектное обучение в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо научить учащихся видеть смысл творческой деятельности, желание реализовать собственные возможности, способности и таланты.

Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживает интерес к проектной работе.

Психологический комфорт. Одна из задач учителя - поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя - не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Каждому ученику необходимо создать ситуацию успеха, дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Личность педагога. Для организации проектной работы нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой атмосферы.

Учет возрастных особенностей. Обучение проектно-исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, задание должно быть посильным, интересным и полезным.

Метод проектов не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения воспитанники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя.

Метод проектов требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях, что формирует универсальные учебные действия. Через проектную деятельность происходит становление современного человека. Главный результат применения проектного метода в обучении - формирование экологически грамотной личности с научным мировоззрением, обладающей умением учиться, жить, принимать самостоятельные решения и делать самостоятельные выводы.




5. Ожидаемые результаты

  • на уровне ученика: положительная динамика сформированности личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД, опыта переноса и применения УУД в жизненных ситуациях, для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, развития компетенций в предметной области «биология» и проектной деятельности;

  • на уровне учителя: овладение технологией проектной деятельности, приемами развития и оценивания УУД, овладение способами самооценки профессиональной компетентности.

Формирование УУД через проектную деятельность позволит обеспечить учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, приобретения умений и формирования компетентностей в предметной области познания на основе самореализации; развитие умений ставить учебные цели и задачи, выдвигать гипотезы, решать проблемы, делать выводы, создавать проектные продукты и уметь открыто защищать их. Для этого находить и использовать необходимые средства, приемы и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты, сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться обеспечит во взрослой жизни личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.

Критерии оценки результатов проектной деятельности

  • на уровне ученика:

положительная динамика сформированности личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД, опыта переноса и применение УУД в жизненных ситуациях, для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, повышение эффективности усвоения учащимися знаний и учебных действий, развития компетенций в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности мониторинг формирования УУД у учащихся, защита проектных работ; общественные смотры знаний; участие в конкурсах, фестивалях различного уровня, самооценка, взаимооценка.

  • на уровне учителя:

овладение проектной технологией, приемами развития и оценивания УУД, овладение способами самооценки профессиональной компетентности, открытые уроки, творческий отчет учителя, презентация образовательных продуктов учащихся, защита дидактических и методических разработок, публикация методических материалов, самооценка.

Перечень ожидаемых продуктов апробационной деятельности:

методическая разработка «Достижение учащимися основной школы метапредметных результатов освоения образовательной программы по биологии через проектную деятельность», методические разработки уроков, дидактические материалы, диагностический инструментарий с использованием компетентностно-ориентированных заданий. Оценочные материалы для учителя, ученика

Диагностический инструментарий

Определены три критерия образовательного эффекта проекта:

Первый критерий - динамика уровня мотивации и мотивационной ориентации обучающихся. Диагностируется по методикам психологического сопровождения.

Второй критерий - динамика уровня обученности диагностируется по административным срезам по биологии.

Третий критерий - динамика психологического состояния учащихся. Диагностируется по методикам психологического сопровождения.

Результаты работы представить в виде графика (сравнение успеваемости учащихся до и после реализации проекта), в виде достижений учащихся (успеваемость, победы в конкурсах и олимпиадах).

Проектная деятельность обычно связана со многими рисками, трудностями. Для успешности проектной деятельности учащихся и учителя необходимо риски предвидеть и управлять ими.

1. Риск перекоса в распределении ролей в совместном осуществлении различных видов проектов. Согласовать авторский план реализации проекта с общешкольным планом проектной деятельности учителей - предметников с целью предупреждения перегрузки учащихся.

2. Риск переоценки результата проекта и недооценки самого процесса работы над ним. И даже если результат был оформлен не на очень высоком уровне, необходимо отметить достижения в деятельности проектанта, стимулировав его тем самым на дальнейшую исследовательскую работу и устранение допущенных ошибок.

3. Риск превращения исследовательского проекта в простой реферат. Для преодоления данного риска на всех этапах проектной работы необходимо стимулировать самостоятельную деятельность обучающегося, развивать способность анализировать, творчески перерабатывать имеющуюся информацию, экспериментировать.

При условии устранения и преодоления этих рисков совместная работа учителя и ученика будет давать результаты, которые от нее ожидают.

6. Рабочий план реализации проекта

Этап

Срок

Содержание деятельности

Участники с обязанностями

Предполагаемый результат

Критерии оценки результативности

1

09.2012г.

Подготовительный

Провести анализ научно-методической литературы по применению проектного метода.

Готовность к осуществлению проекта

Наличие ресурсного обеспечения: информационного, материально-технического, финансового, временного

2

11.2012г.

Определить цель, задачи, выбрать направления деятельности

Учитель - в проекте, учащиеся в подпроектах

Четкое, емкое определение целей и задач

Цель четко обоснована, ясно сформулирована

3

11.2012г.

Планирование работы

Учитель - в проекте, учащиеся в подпроектах

Появление поэтапного плана работы над проектом

Развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели. Утвердить на методическом совете школы

4

11.2012 - 05.2017гг.

Практическая деятельность по реализации проекта.

Учитель руководит работой учащихся.

5 класс Урочные проекты:

  • ИсслИП Квартира как экосистема;

  • ГП Моделирование Клетка;

  • ГП Моделирование простейшего организма.

Внеурочные проекты:

  • ИсслИП Какова роль бактерий в жизни моей семьи?

  • ИсслИП Опасная пыль;

  • ИнфГП Растительный и животный мир родного края.

6 класс Урочные проекты:

  • ИнфМоделГП Органы цветкового растения;

  • ИсслГП Фотосинтез;

  • ИсслГП В чем тайна жизни: существует ли жизнь без питания и дыхания?

  • ИсслИП Зависимость прироста сосны от чистоты атмосферы.

Внеурочные проекты:

  • ИсслГП Загрязнение воздуха микроорганизмами;

  • ИсслИП Мой домашний любимец;

  • ИсслГП Жизнь в Чашкинском озере;

  • ИсслИП Влияние музыкальных произведений на рост и развитие растений.

7 класс Урочные проекты:

  • ИнфГП Растения- рекордсмены;

  • ИнфГП Животные -рекордсмены;

  • ИнфГП Почему доисторические чудовища поражают наше воображение?

  • ИнфГП Глобальные экологические проблемы

Внеурочные проекты:

  • ИсслГП Экологическое состояние хвойных растений на территории Соликамского района;

  • ИсслИП Возможна ли психическая деятельность у рыб?

  • ИсслИП Влияние условий существования на поведение красноухой черепахи;

  • ИсслГП Влияние условий выращивания на урожайность «второго хлеба»

8 класс Урочные проекты:

  • КомбТГП Пищеварение;

  • Интегр ХБИИГП Роль металлов в организме человека;

  • ИсслГП Опорно-двигательная система человека;

  • ИнфГП Вредные привычки;

Внеурочные проекты:

  • ИсслИП Вред курения и влияние культуры знаний на отношение к курению;

  • ИнфИП Правши и левши: два разных мира;

  • ИсслИП Чипсы - лакомство или яд?

  • ИсслИП Газированные напитки - польза или вред?

9 класс Урочные проекты:

  • ИсслГП Проект-практикум «Мир воздуха»;

  • ИсслИП Мое родословное древо;

  • ИсслГП Влияние солеотвалов объединения «Уралкалий» на живые организмы (в т.ч. и на организм человека).

  • ИнфИП Современные происхождение на возникновение жизни на Земле

Внеурочные проекты:

  • ИсслИП Влияние шумового загрязнения на человека;

  • ИнфИП Трансгенный рай или трансгенный апокалипсис?

  • ИсслИП Жизнь приспособлена к чему-то или что-то приспособлено к ней?

  • ИсслГП Учет хвои сосны для определения загрязненности атмосферы.

Учитель - в проекте, учащиеся в подпроектах

Формирование метапредметных образовательным результатам ФГОС, основанных на личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД

1. Умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения

целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения задач.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия

решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности.

В ходе реализации подпроектов, появятся проектные продукты: компьютерные презентации, рефераты, пособия для учащихся начальной школы, стенгазета, сборник задач по биологии, рисованный фильм, письмо курильщику, модели (простейшего организма) и некоторые другие.

Учитель: творческий подход, оригинальное отношение руководителя к идее проекта

Учащиеся:

Глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

5

11.2012 - 05.2017гг. по ходу выполненных проектов

Оформление и представление результатов

проектантами






Представление результатов организатором проекта

Учитель - в проекте, учащиеся в подпроектах

Использование материалов проектов на уроках по соответствующей теме курса Биология 5-9 классы.

Школьная, муниципальная, региональная, всероссийская («Первые шаги», фестивале «Портфолио») научно-практические конференции научно-исследовательских работ учащихся. Сертификаты и дипломы участников (или призеров).

Методическую разработку и рекомендации «Достижение учащимися основной школы метапредметных результатов освоения образовательной программы по биологии через проектную деятельность» представить на заседании РМО учителей биологии, методическом совете школы и Всероссийском фестивале «Открытый урок»

Четкое и грамотное оформление в точном соответствии с существующими правилами. На защите удалось вызвать большой интерес аудитории. Проектный продукт полностью соответствует требованиям качества

6

11.2012 - 05.2017гг. по ходу выполненных проектов

Рефлексия результатов проектной деятельности, определение задач на будущее

Учитель - в проекте, учащиеся в подпроектах

Исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы проектов и планов работы в старшей школе.

Сравнить полученный результат со своим замыслом Ответить на вопросы: Были ли ошибки, внести исправления, если можно. Как изменился взгляд на проблему, какой новый опыт приобретен?






7. Ресурсное обеспечение проекта

Информационное:

  1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. - Самара, 2003.

  2. Голуб Г.Б Организация проектной деятельности школьников химико-экологической направленности., Волгоград., 2009.

  3. ГорбачЛ.В. Социально-ориентированные технологии в образовательной практики школы (опыт разработки и реализации) Пермь, Гимназия №10, 2007.

  4. Веселкова Н.В., Прямикова Е.В. Социальная компетентность взросления. Екатеринбург. Изд-во Уральского гос. ун-та. 2005.

  5. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб., 2002.

  6. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспекти­вы. - М., 1991.

  7. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, тех­нологии: монография / отв. ред. В. В.Сериков. - Волгоград, 2000.

  8. Основы проектной деятельности в начальной школе. Сборник материалов, составленный на основе деятельности педагогов гимназии №10/ Составитель ГорбачЛ.В.,Минеева Л.В. - Пермь, Гимназия №10, 2009.

  9. Поддубная Л.Б. Элективный курс Секретные материалы о твоем здоровье, Волгоград, 2005.

  10. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии, Издательство «Глобус»,2008.

  11. Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения: Как учить всех по-разному. - М., 2005.

  12. Цыбасова В.И. Биология 9 класс Проектная деятельность, Изд. Корифей., Волгоград, 2008.

  13. Чередниченко И.П. Экология 6-11 классы Внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся, Издательство «Учитель», Волгоград, 2009.

  14. Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. Дидактические материалы для обучения педагогов / Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. №1. - Самара: Профи, 2002.

Возможности социума:

Привлечение родителей, библиотекарей школьной и сельской библиотек.

Материально-техническое:

Компьютер, мультимедиапроектор, видеоматериалы, лупы, микроскопы, видеофильм «Транспорт в городе».

Опытно-экспериментальное оборудование:

Ловушки с липкой поверхностью, предметные стекла.

Лопаты, газеты, полиэтиленовая пленка, перчатки, блокнот, карандаш, линейка, палочки с веревкой.

Широкие емкости для сбора дождевой воды, фильтры, пипетки, пробирки, штативы, сосуды, индикаторная бумага, чашки Петри, наполненные питательной средой.

Пробы почвы, стеклянные емкости, мерный цилиндр, ложка, воронка, 10% раствор хлорида калия, раствор уксусной кислоты, известь.

Растворы солей свинца, раствор белка.

Оборудование и материалы:

  • Демонстрационный материал: «Химический состав организма человека», карточки с рисунками для составления схемы «Проникновение ионов свинца в организм человека».

  • Раздаточный материал: таблицы «Химический состав организма человека», «Влияние металлов на жизнедеятельность человеческого организма», текстовое изложение домашнего задания. Кроме того, будет использовано в работе ресурсное обеспечение, созданное самим учителем для обеспечения итоговых проектов, научно-исследовательских конференций, конкурсов и ролевых игр на бумажных и электронных носителях (в виде презентаций и видеофрагментов).

  • Отрывки из литературных произведений о влиянии металлов на человеческий организм.

  • Эпиграф для доски: «Природа не признает шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей» (В. Гете).

  • Методика проведения эксперимента будет взята из методической литературы информационного ресурсного обеспечения.

  • В работе будут использованы учебники биологии 5-9 классы, переработанные авторами с учетом ФГОС второго поколения, учебники издательства БАЛЛАС, соответствующие образовательной линии «Школа-2100».

Временное ресурсное обеспечение:

Проекты кратковременные (один урок), средние по продолжительности (2-3 недели) и долгосрочные (до одного года). В целом же педагогический проект рассчитан на пять лет, время, за которое школьники осуществят обучение в основной общеобразовательной школе с 5 по 9 классы.

19


© 2010-2022