- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа 9 класс
Рабочая программа 9 класс
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Подпорина И.В. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Мирошкинская средняя обшеобразовательная школа»
Первомайского района Оренбургской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании
педагогического совета Заместитель директора по УВР Директор школы
Протокол № 1 _______ /Симонова В.А../ _________ /Жумалиев В.Р./
от «28» августа 2015 г. «29» августа 2015 г. «30» августа 2015 г.
Рабочая программа
по предмету «Биология»
( базовый уровень)
9 класс
2015 г.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа разработана на основе:
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №3266-1 ФЗ от 01.09. 2013 г.
2. Программа курса «Биология». 5-9 классы. Линия «Вектор»/ авт.- сост. Н.И. Романова. - М.: ООО «Русское слово», 2014 г. - (ФГОС. Инновационная школа).
3. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
4. Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 20. 08. 2008 г. № 241, от 30. 08. 2010 г. № 889, от 03. 06. 2011 г. № 1994, от 01. 02. 2012 г. № 74);
5. Приказ от 06. 10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060);
6. Приказ от 17. 12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
7. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г. №189;
8. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
9. Приказ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от18.05.2015 г. № 507)»;
10. Приказ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644)»;
11. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
12. Учебный план МБОУ «Мирошкинская СОШ» на 2015-2016 учебный год
Общая характеристика учебного предмета
Биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Курс биологии должен быть направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции.
При изучении биологии рекомендуется обращать особое внимание на то, что живая материя - это особая форма движения материи во Вселенной. Живое отличается от неживого возникновением, а также хранением, передачей и развертыванием информации.
Следует уделить внимание роли гипотезы в развитии биологии. Необходимо обратить внимание на то, что некоторые биологические явления (возникновение жизни, макроэволюционные события) невозможно наблюдать непосредственно, поэтому их приходится реконструировать и проверять косвенными методами.
Во время изучения курса рекомендуется применять такие формы обучения, как дискуссии, рефераты, доклады.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Цели обучения биологии в 9 классе:
- освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о человеке как биосоциальном существе;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
-формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны, с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
При разработке, программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии.
Система уроков ориентирована как на передачу «готовых знаний», так и на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Общеучебные, умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа, предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на данной ступени основного общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
Программное оснащение учебного плана:
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2010 г.; Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.- М., Дрофа, 2010 г.;
Учебно - методическое оснащение учебного плана:
1.Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. « Биология. Общие закономерности» учебник для9 класса средней школы. М. Дрофа, 2009 г.
2. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология: Общие закономерности» (автор-составитель Гуменюк М. М.). Волгоград, Учитель, 2008 г.
3. Реброва, Л. В., Прохорова, Е. В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение,2009 г.
4. Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - 4-е изд., стереотип. - М: Дрофа, 2008 г.
5.Реброва, Л. В., Прохорова, Е. В. Урок биологии: Технологии развивающего обучения: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2011.
Место предмета в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения биологии в 9 классе из расчета 2 учебных часа в неделю.
Количество плановых Лабораторных работ - 6 Контрольных работ - 5
Тестов - 3
Результаты обучения:
С целью достижения высоких результатов обучения в процессе реализации рабочей программы по курсу « Биология. Общие закономерности» использованы
Формы образования - урок изучения нового материала
- Урок обобщения и повторения
- Урок контроля знаний
- Практические и лабораторные работы
- Тесты
Виды и формы контроля:
Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:
Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах, работа в группах, исследовательская деятельность
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ:
В результате изучения биологии учащиеся должны
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
- строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
- сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
- использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);
современную биологическую терминологию и символику;
уметь:
находить:
- в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
- в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
- в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
объяснять:
- родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
- взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
Учебно - методический комплекс
1.Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. « Биология. Общие законо-мерности» учебник для 9 класса средней школы. М. Дрофа, 2009 г.
2. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология: Общие закономерности» (автор-составитель Гуменюк М. М.). Волгоград, Учитель, 2008 г.
3. Реброва, Л. В., Прохорова, Е. В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение,2009 г.
4. Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - 4-е изд., стереотип. - М: Дрофа, 2008 г.
5.Реброва, Л. В., Прохорова, Е. В. Урок биологии: Технологии развивающего обучения: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2011
Дополнительная литература для ученика
1. Гиляров, М. С. (гл. ред.). Биология. Большой энциклопедиче¬ский словарь. - 3-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008 г.
2. Воронцов, Н. Н., Сухорукова, Л. Н. Эволюция органическо¬го мира: Факультативный курс: Учебное пособие для 9-10 кл. средней школы - М.: Просвещение, 2011 г.
MULTIMEDIA - поддержка курса « Биология. Общие закономерности»
1.Лабораторный практикум. Биология 6 - 11 класс.
2.Виртуальный репетитор по биологии -vschool.km.ru/repetitor.asp?subj=99
3.База знаний по биологии - obi.img.ras.ru
Содержание курса
(68 часов, 2 часа в неделю)
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.
Раздел 1
Эволюция живого мира на Земле (23 часа)
Тема 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Демонстрация схем структуры царств живой природы.
Тема 1.2 Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Латарка.
Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Тема 1.3 Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (4 часа)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отбо-ре.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Тема 1.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (3 часа)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Тема 1.5 Микроэволюция (3 часа)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические харак-теристики популяций. Популяция - элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Лабораторные и практические работы
Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сор-тах культурных растений*.
Тема 1.6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, посте-пенное усложнение организации.
Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Тема 1.7 Возникновение жизни на Земле (3часа)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), био-логический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 1.8 Развитие жизни на Земле (3 часа)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и рас-пространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.
Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».
Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.
Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.
Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.
Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.
Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.
Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.
РАЗДЕЛ 2
Структурная организация живых организмов (11 часов)
Тема 2.1 Химическая организация клетки (2 часа)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры - белки; структурная ор-ганизация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК - молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).
Тема 2.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2 часа)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 2.3 Строение и функции клеток (7 часов)
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро - центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о диффе-ренцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Лабораторная работа
Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*.
Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобак-терии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма - главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.
Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
РАЗДЕЛ 3
Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов)
Тема 3.1 Размножение организмов (2 часа)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.
Тема 3.2 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (4 часа)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша - гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, по-звоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.
Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологи-ческое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.
Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.
РАЗДЕЛ 4
Наследственность и изменчивость организмов (16 часов)
Тема 4.1 Закономерности наследования признаков (9 часов)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лабораторная работа
Решение генетических задач и составление родословных.
Тема 4.2 Закономерности изменчивости (3 часа)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
Лабораторная работа
Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Тема 4.3 Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного произ-водства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
РАЗДЕЛ 5
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (12 часов)
Тема 5.1 Биосфера, ее структура и функции (8 часов)
Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения - симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения - нейтрализм.
Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих от-дельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;
б)карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;
в)диафильмов и кинофильма «Биосфера»;
г)примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*.
Тема 5.2 Биосфера и человек (4 часа)
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
Практическая работа
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.
Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.
Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.
Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.
Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Календарно-тематическое планирование
№
Дата.
Тема урока
Кол-во часов
Виды и формы контроля
Домашнее
задание
Дата
Введение (1час)
1
Биологическая наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей
1
Текущий
Задания со своб. ответом
Стр.3-5
Р.1. Эволюция живого мира на Земле (19 час)
Т.1.1.Многообразие живого мира, основные свойства живых организмов (2час)
2
Признаки живых организмов
1
Текущий
Р.Т. №3-8
Гл.1, с.7-11
3
Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие
1
Текущий
Р.Т. №1-7
Гл.2, §1
Т.1.2.Развитие биологии в додарвинский период (1час)
4
Предпосылки возникновения и учения Ч.Дарвина
1
Текущий
Устные ответы
§2,3,4.
Устно отв. на вопр.
Т.1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
(3час)
5
Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе
1
Текущий
Инд. опрос
§5, с.24-26,
Вопр. 3,4,6
6
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе
1
Текущий
Инд. опрос
§5, вопр. 1,2,5,7
7
Формы естественного отбора
1
Текущий
Инд. опрос
§6, ворп.1-3
Сообщ. о присп.
Т.1.4.Приспособленостьорганизмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора(2час)
8
Результат эволюции-приспособленность организмов к среде обитания.
1
Текущий
Сообщения
Гл. 4. §7,8,9
9
П.Р.1 «Выявление приспособленности к среде обитания» Р.К.
1
Текущий
П.Р.1
§9 повт., вопр.1-5
Т.1.5. Микроэволюция (3час)
10
Вид, его критерии и структура
1
Текущий
Гл. 5, §10, записи в тетр.
11
Популяция
1
Текущий
Гл. 5, §10,Вопр.6
12
Видообразование
1
Текущий
Р.Т.№2,3
Гл. 5, §11 вопр.1-4
Т.1.6. Макроэволюция (3час)
13
Биологические последствия адаптации
1
Текущий
Устн.опрос
Гл.6, с. 59,повт. тему
14
Главные направления эволюции
1
Текущий
Гл. 6, §12, сообщ.
15
Зачет 1 «Учение об эволюции органического мира»
1
Тематический
Тестирование
Повторить тему
Т.1.7. Возникновение жизни на земле (2час)
16
Современные представления о происхождении жизни на Земле
1
Текущий
Фронт. опрос.
Гл.7, §14.
Вопр. 1-4
17
Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни
1
Текущий
Беседа
Гл.7,§15,повт. §11,сообщ.
Т.1.8.Развитие жизни на Земле (3часа)
18
Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры
1
Текущий
Сообщения
Р.Т. № 1-12
Гл. 8, §16,17, вопр.1-4
Р.Т. додел.
19
Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры
1
Текущий
Сообщения
Р.Т.№ к§18
Гл.8, §18.19,
Р.Т. к §19
20
Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.
1
Текущий
Р.Т. №1,3,4,8,11
Гл.8, §20,Р.Т. додел.
Р.2.Структурная организация живых организмов (14часов)
Т.2.1. Химическая организация клетки (4часа)
21
Химическая организация клетки. Неорганические вещества
1
Текущий
Фронт. и индив. опрос
Гл.9, §21.
Вопр.1-4.
Р.Т.№1-5
22
Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.
1
Текущий
Устн. опрос
Р.Т.№12-19
Гл.9, §22,
Вопр.1,5-9
23
Органические вещества клетки. Белки.
1
Текущий
Устн. опрос и
Письм.работа Р.Т.№2-10
Гл.9, §22,с.107-109, вопр.1-4
24
Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты
1
Текущий
Р.Т.№26-29
§22, с.111-112
Т.2.2. Обмен веществ и энергии в клетке (3часа)
25
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.
1
Текущий
Р.Т. №1,2
§23, стр.113, повт. фотосинтез
26
Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов.
1
Текущий
Фронт. и инд. опрос
§23,записи в тетр.
Вопр.1-5
27
Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание.
1
Текущий
Р.Т. №1-14
§24, вопр.1-4
Т.2.3. Строение и функции клеток (7 час)
28
Прокариотические клетки. П.Р.2 «Изучение клеток бактерий».
1
Текущий
П.Р.2
Устн. опрос
Гл.11, §25,
Вопр.1-5
29
Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, органоиды цитоплазмы.
1
Текущий
Устн. опрос
Гл.11, §26,вопр.1-4
30
Эукариотическая клетка. Ядро.
1
Текущий
Уст. и письм. опрос
§27, задания Р.Т.
31
П.Р.3 «Изучение клеток растений и животных».
1
Текущий
П.Р.3
Повт. по уч.6 кл. о делении клеток
32
Деление клеток
1
Текущий
Р.Т.№1-5
§28, вопр.1-5
33
Клеточная теория строения организмов.
1
Текущий
Вопр.1-3 со своб. ответом
§29, подг. к зачету.
34
Зачет 2 по теме «Клетка»
1
Тематический
Тестирование
Повт. о размножении
Р.3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (5час)
Т.3.1. Размножение организмов (2час)
35
Бесполое размножение организмов
1
Текущий
Р.Т. №1-5
§30, гл.12, с. 146
36
Половое размножение организмов. Развитие половых клеток. Оплодотворение.
1
Текущий
Задания Р.Т.
§31
Р.Т. доделать
Т.3.2. Индивидуальное развитие организмов (3час)
37
Онтогенез. Эмбриональный период развития.
1
Текущий
Фронт. и инд. опрос
§32, гл.13, вопр. 1-6
38
Онтогенез. Постэмбриональный период развития.
1
Текущий
Уст. опрос
Р.Т.№ 1,2,4,6,7
§33, гл.13
39
Общие закономерности развития.
1
Текущий
Р.Т.№3,4,6
Тесты
§34, гл.34
Р.4.Наследственность и изменчивость организмов (13час)
Т.4.1.Закономерности наследования признаков (8час)
40
Генетика как наука. Основные понятия генетики
1
Текущий
Биол. диктант
Р.Т.№1,4,6,7
Гл.14,§35
41
Гибридологический метод изучения наследственности
1
Текущий
Устн. опрос
§36
Р.Т. №1-7
42
Законы Менделя. Моногибридное скрещивание
1
Текущий
Устн.опрос
Генет. задачи
§37,с.176-180
Р.Т.№1-6
43
Дигибридное скрещивание
1
Текущий
Р.Т. №7-14
§37, с.180-185
44
Сцепленное наследование генов
1
Текущий
Устн. опрос
Генет. задачи
§38
Вопр. уст.
45
Генетика человека
1
Текущий
Р.Т. №1-7
Уст.опрос
§39, сост. родослов. семьи (по желанию)
46
Взаимодействие генов
1
Текущий
§40
47
П.Р.4 «Решение генетических задач»
1
Тематический
П.Р.4
Повт. тему
Т.4.2.Закономерности изменчивости. (2час)
48
Наследственная (генотипическая) изменчивость
1
Текущий
Р.Т. № 1-12
§41, Р.Т. доделать
49
Фенотипическая изменчивость. П.Р.5. «Построение вариационного ряда и кривой длины листьев» Р.К.
1
Текущий
Р.Т. №1-5, П.Р.5
§42, вопр. уст.
Т.4.3.Селекция растений, животных, микроорганизмов (3час)
50
Методы селекции растений и животных
1
Текущий
Усн.опрос
Эврист.беседа
§43,§44
51
Селекция микроорганизмов
1
Текущий
§45,подг. к зачету
52
Зачет 3 по т. «Наследственность и изменчивость»
1
Тематический
Тестирование
Р.5.Взаимоотношения организмов и среды (11час)
Т.5.1. Биосфера, ее структура и функции (7час)
53
Структура биосферы. Р. К. «Основные экосистемы Архангельской области»
1
Текущий
Беседа
Гл.17,с.216, §46
54
Круговорот веществ в природе.
1
Текущий
Устн. опрос
Гл.17, §47, сост. схему кругов.серы (по жел.)
55
Биогеоценоз и биоценоз.
1
Текущий
Беседа
§49
56
П.Р. 6 «Изучение и описание экосистемы своей местности» Р.К.
1
Текущий
П.Р.6.
Повт. §49
57
Абиотические факторы среды.
1
Текущий
Задания Р.Т.
§50,51
58
Пищевые связи в экосистемах. П.Р.7 «Составление схем передачи веществ и энергии» Р.К.
1
Текущий
П.Р.7
§52, вопр. (уст.), сообщ. о взаимоот.
59
Биотические факторы. «Взаимоотношения между организмами в экосистемах Европейского Севера». Р.К.
1
Текущий
Беседа
Сообщения
§52, §53, сообщ. о ресурсах земли
Т.5.2. Биосфера и человек (4час)
60
Природные ресурсы и их использование. Р.К. «Природные ресурсы Архангельской области»
1
Текущий
Сообщения
§54, задания Р.Т.
61
Роль человека в биосфере. П.Р.8 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах Архангельской области» Р.К.
1
Текущий
Беседа
§55, сообщ.о
Пинежском запов., редких видах
62
Охрана природы в Архангельской области. Р. К.
1
Текущий
Сообщения
Записи в тетр., сообщ.
63
Экологические проблемы
1
Тематический
Сообщения.
Повт. гл.2-6
Обобщение (5час)
64
Становление современной теории эволюции
1
Тематический
Повт. гл.9-11
65
Клетка - структурная и функциональная единица живого
1
Тематический
Повт. гл.14-16
66
Закономерности наследственности и изменчивости
1
Тематический
Повт. гл. 17-18
67
Взаимодействие организма и среды обитания
1
Тематический
Подг. к итог. К.Р.
68
Итоговая контрольная работа
2
Итоговый
Тестирование
-
Практическая часть
-
П.Р.1 «Выявление приспособленности к среде обитания» Р.К.
-
П.Р.2 «Изучение клеток бактерий».
-
П.Р.3 «Изучение клеток растений и животных».
-
П.Р.4 «Решение генетических задач»
-
П.Р.5. «Построение вариационного ряда и кривой длины листьев» Р.К.
-
П.Р. 6 «Изучение и описание экосистемы своей местности» Р.К.
-
П.Р.7 «Составление схем передачи веществ и энергии» Р.К.
-
П.Р.8 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах Архангельской области» Р.К.
-
-
Учебно-методический комплекс.
Для уч-ся:
Учебник «Биология. Общие закономерности» С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин М. «Дрофа» 2013г
Биология. Общие закономерности. Рабочая тетрадь к учебнику. А.Ю. Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. М.: Дрофа 2013
Для учителя:
«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 классы» Н.И. Сонин М. «Дрофа» 2013г
Методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности». М. «Дрофа» 2012г
Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, В.В.Пасечника, И.Н. Пономаревой. Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип.- М.:Глобус,2013.
Региональный компонент общего образования Смоленской области. Биология. ПГУ, 2006, АО ИППК РО, 2012.