Рабочая программа линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы)

Рабочая программа по биологии Степень обучения (класс) основное общее (5-9 классы) Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии 6-9 классы. Издательство Просвещение  2011 год.  Реализована предметной линией учебников авторы Сухорукова  Л.Н., Кучменко В.С.. Издательство Просвещение. Рабочая программа линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология изучает...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование Белореченский район,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа 8 г. Белореченска

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета

протокол № 9 от 29.08.14 г.

Председатель педсовета

___________ Т.И. Гараган

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По биологии

Степень обучения (класс) основное общее (5-9 классы)

Количество часов 272 часа

Учитель Полтавская Наталья Александровна

Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии 6-9 классы. Издательство Просвещение 2011 год. Реализована предметной линией учебников авторы Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С.. Издательство Просвещение.

Пояснительная записка

Биология как общеобразовательная дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе, зависимость здоровья человека от наследственных факторов, состояния окружающей природной и социальной среды, образа жизни. Реализация возможностей содержания биологии в формировании нравственно-этического аспекта взаимодействия человека и природы способствует повышению уровня культуры выпускников МБОУ СОШ 8, их компетентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья. Одной из главных задач биологического образования в МБОУ СОШ 8 является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении разнообразия живых организмов для человека.

Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии - эволюции и системной организации живой природы - на стадии их формирования.

Содержание разных разделов курса биологии помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества.

Общая характеристика курса

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественно-научные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их разнообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела может изучаться в виде самостоятельного блока или включаться в содержание других разделов; оно не должно механически дублировать содержание курса «Общая биология» для 10-11 классов.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ из программы по учебному предмету «Биология» МБОУ СОШ № 8 г. Белореченска.

Рабочая программа линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения - 272, из них 34 (1 ч в неделю) в 5 классе, 34 (1 ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


  • социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»

Основные личностные результаты обучения биологии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5)формирование личностных представлений о целостности
природы, осознание значимости и общности глобальных проблем
человечества;

  1. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  2. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

  3. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  4. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  5. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  1. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

  1. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Основные метапредметные результаты обучения биологии:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи

  1. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать гнои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  5. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  7. умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  2. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Основные предметные результаты обучения биологии:

  1. усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира;

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосис темной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  1. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

  2. понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

  3. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

  4. объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

  5. овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

  6. формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

  7. освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



Содержание учебного предмета

5 класс

Введение. Биология - наука о живых организмах. Условия жизни организмов. Осенние явления в жизни растений родного края. Экскурсия «Осенние явления в жизни родного края»

Тема1. Разнообразие живых организмов. Среды жизни. Царства живой природы: Растения. Животные. Грибы. Бактерии. Деление царств на группы. Среда обитания. Экологические факторы Вода как среда жизни.

Наземно-воздушная среда жизни Свет в жизни растений и животных. Почва как среда жизни. Организменная среда жизни. Сообщество живых организмов. Роль грибов и бактерий. Типы взаимоотношений организмов в сообществе.

Тема 2. Клеточное строение живых организмов. Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. Устройство увеличительных приборов. Состав и строение клеток. Строение бактериальной клетки. Строение растительной, животной и грибной клеток. Строение клетки. Образование новых клеток. Одноклеточные растения, животные и грибы.

Покровные ткани растений и животных. Строение покровной ткани листа. Механические и проводящие ткани растений Основные и образовательные ткани растений. Соединительные ткани животных. Мышечная и нервная ткани животных.

Тема 3. Ткани живых организмов. Покровные ткани растений и животных. Строение покровной ткани листа. Механические и проводящие ткани растений. Основные и образовательные ткани растений. Соединительные ткани животных. Мышечная и нервная ткани животных.

6 класс

Введение. Организм - единое целое.

Тема 1.Органы и системы органов живых организмов. Органы и системы органов растений. Побег. Строение побега и почек. Строение и функции стебля. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Строение и функции корня. Видоизменения надземных побегов. Видоизменения подземных побегов и корней. Органы и системы органов животных.

Тема 2. Строение и жизнедеятельность живых организмов. Движение живых организмов. Почвенное питание растений. Фотосинтез - воздушное питание растений. Испарение воды листьями. Листопад. Питание животных. Питание бактерий и грибов. Дыхание растений, бактерий и грибов. Дыхание и кровообращение животных. Транспорт веществ в организме. Выделение обмен веществ. Размножение организмов. Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений. Половое размножение растений. Строение цветка. Опыление. Оплодотворение у цветковых растений. Плоды и семена. Размножение многоклеточных животных. Индивидуальное развитие растений. Индивидуальное развитие животных. Расселение и распространение живых организмов. Сезонные изменения в природе и жизнедеятельности организмов.

7 класс

Тема 1. Организация живой природы. Организм. Вид. Природное сообщество. Разнообразие видов в сообществе. Экосистема.

Тема 2. Эволюция живой природы. Эволюционное учение. Доказательства эволюции. История развития жизни на Земле. Систематика растений и животных.

Тема 3. Растения - производители органического вещества. Царства растения. Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки. Изучение одноклеточных и многоклеточных зеленых водорослей. Роль водорослей в природных экосистемах. Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные. Изучение строения мхов. Роль мхов в образовании болотных экосистем. Папоротникообразные. Отдел Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов. Отдел Голосеменные. Разнообразие хвойных. Роль голосеменных в экосистеме тайги. Отдел Покрытосеменные, или цветковые. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Бобовые. Семейство Пасленовые. Семейство Лилейные. Семейство Злаки. Выращивание овощных растений в теплице. Роль покрытосеменных в развитии земледелия.

Тема 4. Животные - потребители органического вещества. Царство животные. Подцарство одноклеточные. Роль одноклеточных в экосистемах. Тип Споровики. Тип Инфузории. Подцарство многоклеточные. Беспозвоночные животные. Тип кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип кольчатые черви. Роль червей в почвенных экосистемах. Тип Моллюски. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс насекомые. Класс Насекомые. Размножение, развитие, разнообразие. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Класс хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Класс Земноводные. Класс пресмыкающиеся. Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем. Класс Млекопитающие. Особенности размножения и развития млекопитающих. Млекопитающие разных экосистем. Млекопитающие родного края. Роль птиц и млекопитающих в жизни человека.

Тема 5. Бактерии, грибы - разрушители органического вещества. Лишайники. Царство бактерии. Царство грибы. Роль грибов в природе и жизни человека. Лишайники.

Тема 6. Биоразнообразие. Видовое разнообразие. Экосистемное разнообразие и деятельность человека. Пути сохранения биоразнообразия. Разнообразие птиц леса родного края.

8 класс

Введение. Науки об организме человека. Культура здоровья- основа полноценной жизни.

Тема 1. Наследственность, среда и образ жизни - факторы здоровья. Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Наследственность и здоровье. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Наследственные болезни медико-генетическое консультирование. Факторы окружающей среды и здоровье. Образ жизни и здоровье.

Тема 2. Целостность организма - основа его жизнедеятельности. Компоненты организма человека. Строение и принципы работы нервной системы. Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция. Внутренняя среда организма- основа его целостности. Кровь. Форменные элементы крови. Кроветворение. Иммунитет. Иммунология и здоровье.

Тема 3. Опорно-двигательная система и здоровье. Общее строение скелета. Осевой скелет. Добавочный скелет. Соединение костей. мышечная система строение и функции мышц. Основные группы скелетных мышц. Осанка. Первая помощь при травмах скелета.

Тема 4. Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья. Строение сердечно-сосудистой системы. Работа сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения. Первая помощь при обморожениях и кровотечениях. Лимфатическая система. Строение и функции органов дыхания. Этапы дыхания. Легочные объемы. Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушениях дыхания. Обмен веществ. Питание пищеварение. Органы пищеварительной системы. Пищеварение в полости рта. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Пищеварение в тонкой и толстой кишке. Барьерная роль печени. Регуляция пищеварения. Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмены веществ. Витамины и их значение для организма. Культура питания. Особенности питания детей и подростков. Пищевые отравления и их предупреждение. Строение и функции мочевыделительной системы. Мочеобразование и его регуляция. Строение и функции кожи. Культура ухода за кожей. Болезни кожи. Роль кожи в регуляции температуры тела. Закаливание.

Тема 5. Репродуктивная система и здоровье. Строение и функции репродуктивной системы. Внутриутробное развитие и рождение ребенка. Репродуктивное здоровье.

Тема 6. Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье. Центральная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг: задний и средний мозг. Промежуточный мозг. Конечный мозг. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Эндокринная система. Гуморальная регуляция. Строение и функции желез внутренней секреции.

Тема 7. Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы. Органы чувств. Анализаторы. Зрительный анализатор. Слуховой и вестибулярный анализаторы. Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы. Гигиена органов чувств.

9 класс

Введение. Особенности биологического познания. Живые системы и экосистемы. Почему важно их изучать. Методы биологического познания.

Тема 1. Организм. Организм - целостная саморегулирующаяся система. Размножение и развитие организмов. Способы размножения комнатных растений. Определение пола. Половое созревание. Возрастные периоды онтогенеза человека. Наследственность и изменчивость- свойства организма. Основные законы наследования признаков. Решение генетических задач. Закономерности наследственной изменчивости. Экологические факторы и их действие на организм. Адаптация организмов к условиям среды. Влияние природных факторов на организм человека. Ритмическая деятельность организма. Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков на организм человека.

Тема 2. Вид. Популяция. Эволюция видов. Вид и его критерии. Популяционная структура вида. Динамика численности популяций. Саморегуляция численности популяций. Саморегуляция численности популяций. Структура популяций. Учение Дарвина об эволюции видов. Современная эволюционная теория. Формирование приспособлений- результат эволюции. Видообразование- результат действия факторов эволюции. Селекция- эволюция направляемая человеком. Систематика и эволюция. Доказательства и основные этапы антропогенеза. Биологические и социальные факторы эволюции человека. Высшая нервная деятельность. Особенности высшей нервной деятельности человека. Мышление и воображение. Речь. Память. Эмоции. Чувство любви-основа брака и семьи. Типы высшей нервной деятельности.

Тема 3. Биоценоз. Экосистема. Биоценоз. Видовая и пространственная структура. Конкуренция-основа поддержания видовой структуры биоценоза. Неконкурентные взаимоотношения между видами. Разнообразие видов в природе- результат эволюции. Организация и разнообразие экосистем. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Разнообразие и ценность естественных биоценозов суши. Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. Фитоценоз. Естественной водной экосистемы. Развитие и смена сообществ и экосистем. Агроценоз. Агроэкосистема. Парк как искусственная экосистема. Биологическое разнообразие и пути его сохранения.

Тема 4. Биосфера. Среды жизни. Биосфера и ее границы. Живое вещество биосферы и его функции. Средообразующая деятельность живого вещества. Круговорот веществ- основа целостности биосферы. Биосфера и здоровье человека.



Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

1

Введение

3

4


2

Разнообразие живых организмов. Среды жизни.

12

12


3

Клеточное строение живых организмов

8

9


4

Ткани живых организмов

9

9


5

Введение

1

1

6

Органы и системы органов живых организмов

11

11

7

Строение и жизнедеятельность живых организмов

23

22

8

Организация живой природы

5

5

9

Эволюция живой природы

4

4

10

Растения - производители органического вещества

22

22

11

Животные - потребители органического вещества

28

28

12

Бактерии, грибы - разрушители органического вещества. Лишайники

4

4

13

Биоразнообразие

5

5

14

Введение

2

2

15

Наследственность, среда и образ жизни - факторы здоровья

7

7

16

Целостность организма человека - основа его жизнедеятельности

7

7

17

Опорно- двигательная система и здоровье

7

7

18

Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья

28

28

19

Репродуктивная система и здоровье

3

3

20

Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье

7

8

21

Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы

6

6

22

Введение особенности биологического познания

2


2

23

Организм

19


20

24

Вид. Популяция. Эволюция видов

25


25

25

Биоценоз. Экосистма

14


14

26

Биосфера

7


7






Ресурсное обеспечение рабочей программы

Литература:

  1. Учебник Биология 5-6 Авторы: Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Изд-во Просвещение Линия учебно-методических комплектов «Сферы»

  2. Рабочая программа. 5-9 классы. Линия учебно-методических комплектов «Сферы» Авторы: Сухорукова Людмила Николаевна Кучменко Валерия Семеновна

  3. Тетрадь тренажер Часть1, УМК "Биология. Живой организм. 5-6 классы" линия «Сферы».Сухорукова Людмила Николаевна, Кучменко Валерия Семеновна, Дмитриева Елена Александровна

  4. Тетрадь тренажер Часть 2 УМК "Биология. Живой организм. 5-6 классы" линия «Сферы». Авторы: Сухорукова Людмила Николаевна Кучменко Валерия Семеновна Котляр Ольга Геннадьевна

  5. Тетрадь-практикум. УМК "Биология. Живой организм. 5-6 классы" линия «Сферы». Авторы: Сухорукова Людмила Николаевна
    Кучменко Валерия Семеновна

  6. Тетрадь-экзаменатор. УМК "Биология. Живой организм. 5-6 классы" линия «Сферы».Авторы: Сухорукова Людмила Николаевна, Кучменко Валерия Семеновна

  7. Поурочные методические рекомендации. УМК "Биология. Живой организм. 5-6 классы" линия «Сферы». Авторы: Сухорукова Людмила Николаевна Кучменко Валерия Семеновна Дмитриева Елена Александровна

  8. Учебник Биология 7 Авторы: Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Изд-во Просвещение Линия учебно-методических комплектов «Сферы»

  9. Тетрадь тренажер, УМК "Биология. Живой организм. 7 класс" линия «Сферы».Сухорукова Людмила Николаевна, Кучменко Валерия Семеновна, Дмитриева Елена Александровна

  10. Тетрадь-практикум. УМК "Биология. Живой организм. 7 класс" линия «Сферы». Авторы: Сухорукова Людмила Николаевна
    Кучменко Валерия Семеновна

  11. Тетрадь-экзаменатор. УМК "Биология. Живой организм. 7 класс" линия «Сферы».Авторы: Сухорукова Людмила Николаевна, Кучменко Валерия Семеновна

  12. Поурочные методические рекомендации. УМК "Биология. Живой организм. 7 классы" линия «Сферы». Авторы: Сухорукова Людмила Николаевна Кучменко Валерия Семеновна Дмитриева Елена Александровна

  13. Учебник Биология 8 Авторы: Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Изд-во Просвещение Линия учебно-методических комплектов «Сферы»

  14. Тетрадь тренажер, УМК "Биология. Живой организм. 8 класс" линия «Сферы».Сухорукова Людмила Николаевна, Кучменко Валерия Семеновна, Дмитриева Елена Александровна

  15. Тетрадь-практикум. УМК "Биология. Живой организм. 8 класс" линия «Сферы». Авторы: Сухорукова Людмила Николаевна
    Кучменко Валерия Семеновна

  16. Тетрадь-экзаменатор. УМК "Биология. Живой организм. 8 класс" линия «Сферы». Авторы: Сухорукова Людмила Николаевна, Кучменко Валерия Семеновна

  17. Поурочные методические рекомендации. УМК "Биология. Живой организм. 8 классы" линия «Сферы». Авторы: Сухорукова Людмила Николаевна Кучменко Валерия Семеновна Дмитриева Елена Александровна

  18. Учебник Биология 8 Авторы: Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Изд-во Просвещение Линия учебно-методических комплектов «Сферы»

  19. Тетрадь тренажер, УМК "Биология. Живой организм. 9 класс" линия «Сферы».Сухорукова Людмила Николаевна, Кучменко Валерия Семеновна, Дмитриева Елена Александровна

  20. Тетрадь-практикум. УМК "Биология. Живой организм. 9 класс" линия «Сферы». Авторы: Сухорукова Людмила Николаевна
    Кучменко Валерия Семеновна

  21. Тетрадь-экзаменатор. УМК "Биология. Живой организм. 9 класс" линия «Сферы».Авторы: Сухорукова Людмила Николаевна, Кучменко Валерия Семеновна

  22. Поурочные методические рекомендации. УМК "Биология. Живой организм. 9 классы" линия «Сферы». Авторы: Сухорукова Людмила Николаевна Кучменко Валерия Семеновна Дмитриева Елена Александровна

Таблицы

  1. АТФ.

  2. Белки. Ферменты

  3. Нуклеиновые кислоты.

  4. Строение клетки.

  5. Метаболизм / Вирусы.

  6. Многообразие эукариотических клеток / Бактерии.

  7. Многообразие живых организмов.

  8. Редкие и исчезающие виды животных / Среда обитания.

  9. Скелет. Мышцы

  10. Строение экосистемы / Биотические взаимодействия.

  11. Цепи питания / Сукцессия.

  12. Деление клетки.

  13. Мышцы

  14. Пищеварительная система

  15. Скелет

  16. Женская половая система

  17. Мышцы, вид спереди

  18. Дыхательная система

  19. Мужская половая система

  20. Выделительная система

  21. Кровеносная и лимфатическая система

  22. Нервная система

Модели

1. Модель строения молекулы ДНК

Диски

1

Видеоиллюстрации Общая биология. Основы селекции.

2

Жизнь животных

3

Наглядная биология. Введение в экологию

4

Биология человека. Электронное наглядное пособие

5

Экология учебное пособие 10-11 классы

6

Биология Анатомия и физиология человека 9 класс. Мультимидийное учебное пособие нового образца

7

Наглядная биология. Химия клетки. Вещества клетки и ткани растений

8

Электронный атлас для школьника Анатомия 8-9 классы

9

Наглядная биология. Эволюционное учение

10

Биология Интерактивные творческие задания

11

Единый Государственный Экзамен Биология

12

Открытая биология

13

Электронный атлас для школьника Ботаника 6-7 классы

14

Интерактивная Энциклопедия Занимательная наука Основы естествознания

15

Электронный атлас для школьника Анатомия 8-9 классы

16

Лабораторный практикум Биология 6-11 класс

17

Учебное электронное издание Экология

18

Учебное электронное издание Биотехнология

19

Занимательная Экология

20

Экология Общий курс

21

Биология в школе Наследование признаков

22

Биология в школе Природа в состоянии динамического равновесия

23

Биология в школе Организация жизни

24

Биология в школе Влияние человека на природу

25

Биология в школе Функции и среда обитания животных организмов

26

Биология в школе Жизнедеятельность животных

27

Биология в школе Растительный мир

28

Биология в школе Взаимное влияние живых организмов

29

Биология в школе Генетическая изменчивость и эволюция

30. Наглядная биология. Растения. Грибы. Бактерии.

31. Наглядная биология. Растение - живой организм.

32. Наглядная биология. Человек. Строение тела человека.

33. Наглядная биология. Животные.

34. Биология человека.

Портреты ученых : Авицена, Антонио Ван Левенгук, Аристотель, В.И. Вернадский, Гиппократ, Ж.Б. Ламарк, К. Линней, Луи Пастер, И.И Мечников, И.П. Павлов, Н. И. Пирогов, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, Ч. Дарвин

Лабораторное оборудование

1. Микроскопы

2.Микропрепараты:

Ботаника 1.

Ботаника 2.

Зоология.

Анатомия.

Общая биология.

3.Биологическая микролаборатория.

4. Комплект учебно-лабраторного оборудования по экологии, химии, биологии для учащегося.

5. Комплект учебно-лабраторного оборудования по экологии, химии, биологии для учителя.

6. Цифровая лаборатория по предметам естественно научного цикла.

Планируемые результаты изучения курса.

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

В структуре планируемых результатов выделяются:

•ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;

•планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи:

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и

объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять

взаимосвязи);

- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в

природе.

Учащийся: получит возможность научиться:

•соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

•выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

•осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

•находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;

•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Живые организмы

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Человек и его здоровье

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедея-тельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопа-ющего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

• выделять эстетические достоинства человеческого тела;

• реализовывать установки здорового образа жизни;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

• характеризовать общие биологические закономерности, их практи-ческую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

• использовать составляющие проектной и исследовательской деятель-ности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

протокол заседания заместитель директора по УВР

методического объединения учителей ____________Т.А. Кандейкина

химии, биологии и географии МБОУ СОШ 8 «29» августа 2014 года

от «29» августа 2014 года №1

__________ /Н.А. Полтавская/

© 2010-2022