Социальный проект «Школьная метеостанция»

Наша школа ежегодно принимает участие в районном слете «Молодежь родному городу». Мы разрабатываем и реализуем проекты социальной направленности.Данная работа включает в себя все необходимые материалы для создания метеоплощадки на территории школы.Материал можно использовать для организации и отчета по работе летней трудовой бригады. Метеоплощадка,созданная нами, нашла широкое применение при изучении предметов. Ее используют учителя географии, биологии и физики. Учителя начальной школы учат дете...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обоснование возникшей проблемы и потребности.

Жизнь каждого человека неразрывно связана с окружающей средой. Зависит от времен года и погодных условий. Смена времен года предсказуема, а погодные условия весьма изменчивы. Конечно, температуру окружающей среды можно узнать по ТВ и радио. Но из средств массовой информации мы узнаем готовые результаты прогноза погоды. Мы задались вопросом: «А как составляется прогноз?» Чтоб найти ответ на этот вопрос мы посетили Волжскую гидрометеообсерваторию. Во время экскурсии мы познакомились с различными приборами и методами исследования различных параметров окружающей среды. Увиденное нас заинтересовало и у нас появилась идея создания на школьной территории метеоплощадки. Для определения актуальности проекта мы провели опрос среди учителей. И вот что мы услышали:

Учитель экологии: Создание метеоплощадки на территории школы поможет осуществлять научно-исследовательскую деятельность школьников по экологическому направлению. Подобная работа поможет лучше познавать окружающую природу и учащимся младших классов, членам кружка «Живая планета». Показатели с приборов на метеостанции можно будет сравнивать с результатами, полученными на метеостанции (г.Городец), делать выводы о состоянии здоровья человека по этим результатам, т.к. высота над уровнем моря г.Заволжья и г.Городца разная.

Учитель географии: Да, это было бы здорово! В 6 классе по географии у нас есть тема «Атмосфера», где мы знакомимся с географическими явлениями и процессами, которые происходят в атмосфере. Мы должны научить детей наблюдать за погодой; измерять элементы погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, осадкомера, гигрометра); строить графики температуры и облачности, розы ветров; решать задачи на определение влажности, изменений температуры и т.д. Метеоплощадка нам бы в этом помогла!

Учитель биологии: Метеоплощадка послужит необходимым условием в изучении биоритмов человека, влиянии изменений погоды на функциональные возможности организма. Даст возможность узнать когда и какие растения высаживать на пришкольном участке. С помощью данных, полученных на метеоплощадки, можно будет анализировать состояние человека и осуществлять проектную деятельность с большей практической направленностью.

Учитель физики: Метеоплощадка дает возможность учащимся получить возможность практического использования материалов для уроков физики по темам: «Давление» 7 класс, «Влажность» 8 и 10 классы, «Молекулярная физика» 10 класс (связь давления и температуры). На основе работы школьной метеоплощадки можно работать над научно-исследовательскими проектами по темам: «При каких условиях возникает туман»;

«Погода и здоровье человека»;

«исследование загрязнения окружающей атмосферы»;

«Изменение климата. Можно ли прогнозировать погоду?»;

«При каких условиях возникает грозовая туча»;

«Почему поет ветер?» ;

«Как изменить влажность воздуха».

Учителя физической культуры: Метеоплощадка покажет фактическую температуру среды и скорость ветра. По этим данным можно определить место проведения занятий с учащимися разных возрастов.

Учителя начальных классов: Метеоплощадка поможет нам углубить знания детей о связях между высотой солнца и температурой воздуха, количеством осадков и растительностью, о природе родного края. Научит детей вести наблюдения за погодой, направлением ветра, связями живой и неживой природы, уточнять и расширять знания об агрегатных состояниях воды, круговороте воды в природе. Познакомит детей с измерительными приборами: термометром, компасом, флюгером, научить их пользоваться ими для изучения погоды в нашей местности.

НОУ: Площадка это объект для проведения исследований, имеющих практическое значение. На ее базе можно разрабатывать и реализовывать исследовательские проекты. Первым вопрос, над которым будет работать наше общество, станет проект «Солнечные часы».

Предложенный проект - попытка показать на практике систему деятельности МБОУ СОШ №19 по обучению учащихся основам метеорологии. Надеемся, что данная система работы вызовет интерес со стороны учеников, послужит базой для повышения знаний естественных наук, поможет в практической деятельности.

Цель проекта: Создание в школе метеоплощадки для практического применения в учебной деятельности и расширение кругозора учащихся. Практическое применение для работы НОУ.

Задачи проекта:

  1. Разработать план площадки карту-схему.

  2. Изготовить и установить оборудование.

  3. Организовать открытие метеоплощадки.

  4. Найти практическое применение площадки на уроках.

  5. Разрабатывать и реализовывать исследовательские проекты НОУ.

Ожидаемые результаты:

  1. Обустройство метеостанции на пришкольном участке.

  2. Оснащение площадки нужным оборудованием.

  3. Проведение открытия площадки.

  4. Практическое применение в учебном процессе.









Информационная карта проекта

Цели проекта

Создание в школе метеоплощадки для практического применения в учебной деятельности и расширения кругозора учащихся.

Задачи проекта

1.Разработать план метеоплощадки, составить карту - схему.

2.Изготовить и установить оборудование.

3.Подготовить инструкторов.

4.Организовать открытия метеоплощадки.

Участники проекта

  1. Трудовая бригада - 10 человек - учащиеся 10 «А» класса.

  2. Учителя МБОУ СОШ №19

  3. Родители.

  4. Ученический совет старшеклассников

Авторы проекта

Ученический совет старшеклассников, учащиеся 10 «А» класса.

Кураторы проекта

  1. Зам.директора по воспитательной работе - Яруничева Е.Ю.

  2. Учитель биологии - Шерстнева О.Е.

  3. Учитель физики - Щелманова Н.Ю.

  4. Учитель технологии - Любшин Ю.А.

Сроки реализации проекта

Июнь 2013года

Кадровое обеспечение

Учащиеся 10 классов МБОУ СОШ №19

В работе над проектом участвуют следующие кураторы:

  1. Технический отдел - Любшин Ю.А.

  2. Информационный отдел - Яруничева Е.Ю., Шерстнева О.Е., Щелманова Н.Ю.



Управление и кадры



Руководитель проекта Кураторы проекта

Яруничева Е.Ю. Шерстнева О.Е., Щелманова

Н.Ю., Любшин Ю.А.

Инициативная группа

Парфенова Анна, Бурмистрова Дарья, Мухина Елена, Иконников Влад. Никоненков Кирилл, Кокарев Денис







Проекторная группа Группа реализации

Бурмистрова Дарья, Мухина Елена, Иконников Влад, Кокарев Денис, Никоненков Кирилл, Тоскин

Парфенова Анна Валерий, Дуничев Дмитрий,

Бурмистрова Дарья, Парфенова

Анна, Кокарев Денис


Дополнительные кадровые

возможности

Тамарова Н.А. - директор школы




Сбор и анализ информации по проблеме.


Для сбора информации были сформированы инициативные группы

Группа, изучающая нормативные документы

Бурмистрова Дарья Мухина Елена, Иконников Влад

Группа, работающая со СМИ и интернетом

Никоненков Кирилл, Тоскин

Парфенова Анна Валерий, Дуничев Дмитрий

Группа, изучающая принцип и условия работы оборудования

Иконников Влад, Никоненков Кирилл, Кокарев Денис, Тоскин Валерий

Группа, проводящая социологические опросы

Мухина Елена, Дуничев Дмитрий, Парфенова Анна

Группа, занимающаяся дизайном территории метеоплощадки

Бурмистрова Дарья, Кокарев Денис, Иконников Влад

Группа, разрабатывающая план действий

Мухина Елена, Парфенова Анна

Группа, работающая с компетентными специалистами

Дуничев Дмитрий, Никоненков Кирилл, Парфенова Анна.



Деятельность группы, работающей с компетентными специалистами.

Ребята этой группы посетили Волжскую гидрометеообсерваторию. Побеседовали с директором Скворцовым Владимиром Апполоновичем. Мы задали ему несколько вопросов, интересующих нас для реализации социального проекта. Из беседы мы узнали об основных требованиях к установке и размещению приборов на станции.

  • Площадка должна располагаться на открытом и типичном для окружающей местности участке.

  • Должна иметь форму квадрата

  • Передвигаться по площадке только по постоянно проложенным тропинкам

  • Площадка всегда должна содержаться в чистоте, на приборах и оборудовании не должно быть пыли, паутины и грязи.

  • В зимнее время нельзя нарушать естественное состояние снежного покрова.

Деятельность группы, работающей со СМИ и интернетом.

Данная инициативная группа изучала информацию в интернете и публикации в СМИ.

Изучая публикации группа определила какие цветы можно использовать для создания солнечных часов, какие виды часов бывают, как правильно установить оборудование на площадке.

Деятельность группы, изучающей принцип и условия работы оборудования.

Были рассмотрены, предназначенные для измерения отдельных метеорологических элементов.

Осадкомер - прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков. Осадкомер представляет собой цилиндрическое ведро, устанавливаемое на метеоплощадке. Количество осадков определяется путем сливания попавших в ведро осадков в специальный дождемерный стакан. Твердые осадки (снег, крупа, град) предварительно растапливаются.

Анемо́метр - метеорологический прибор для измерения скорости ветра. Состоит из чашечной вертушки, укреплённой на оси, которая соединена с измерительным механизмом. При возникновении воздушного потока, ветер толкает чашечки, которые начинают крутиться вокруг оси.

Для измерения направления ветра служит флюгер , который устанавливается вертикально на открытом и возвышенном месте

Будки выкрашены в белый цвет, их стенки набраны из дощечек так, что воздух в будку проходит свободно, а солнечные лучи не проникают никогда. Возле будки есть постоянная лесенка.

Два термометра срочные, т.е. показывают температуру в данный момент. Они расположены вертикально, шарик которого обернут полоской ткани, конец которой опущен в стаканчик с водой. Термометры соответственно и называются - сухой и смоченный. Возможно, читателю приходилось видеть такую пару термометров в помещениях, где важно следить за влажностью воздуха, например в музеях. Термометры ртутные. Но при очень низких температурах ртутный термометрах заменяют спиртовым (ртуть замерзает при -39°). Температура, которую показывает сухой термометр, и есть температура воздуха в данный момент.

Влажность фиксируется также еще одним прибором - волосным гигрометром. Его действие основано на том, что в зависимости от влажности обезжиренный человеческий волос - обязательно женский (он тоньше) и светлый (пигмент ухудшает его восприимчивость к влаге) - несколько изменяет свою длину.

Гигрометр помещается в той же будке, что и психрометр. Его показания менее точны, их проверяют по психрометру, но зато он позволяет определить влажность сразу, без расчетов: его шкала отградуирована в процентах относительной влажности.

За последние десятилетия все больше входят в научный и технический обиход электронные приборы. Но сохраняют свое место и традиционные измерительные приборы; они обычно служат эталонами, по которым все остальные приборы поверяют, по которым их настраивают.

Деятельность группы, проводящей социологические опросы.

Данная группа провела опрос среди учащихся и учителей школы. Учащимся были заданы следующие вопросы:

  • Знаете ли вы, что такое метеостанция?

  • Есть ли у нас в районе метеостанция?

  • Какие данные можно получить с помощью метеостанции?

  • Нажна ли школьная метеостанция?

  • Хотел бы ты сам попробовать определить количество осадков?

(Результаты анкетирования можно увидеть в приложении)

Деятельность группы, занимающейся дизайном территории метеоплощадки.

Проведя достаточно большую по раннее собранному и изученному материалу, была создана план-схема метеорологической площадки. Было размечено место расположения установок и оборудования.

  • Дорожки

  • Солнечные часы

  • Установки для определения метеорологических явлений

  • Метеорологический приборы

Деятельность группы, разрабатывающей план действий.

Ребята данной группы выяснили, что на данный момент необходимо выполнить следующие работы:

  • Необходимо правильно выбрать место для метиоплащадки, руководствуясь всем требованиям.

  • Необходимо составить схему расположения установок на метеорологической площадке.

  • Необходимо изготовить и установить оборудование.

  • Необходимо подготовить экскурсоводов

Механизм реализации проекта

I.Подготовительный (сбор информации по проблеме)

  • "Банк идей" (поиск, изучение эффективных технологий и методик по работе с метеостанцией)

II Концептуальный

  • Педагогическая оценка результатов диагностики, прогноз результативности

  • Подходы к взаимодействию с специальными службами (метеостанция г. Городец)

  • Выбор концепции реализации проекта

  • Обоснование, предсказания путей реализации проекта



III Практический

  • Маркировка площадки, разметка основных объектов

  • Изготовление и установка необходимого оснащения

  • Разработка и накопление методических материалов

Основные направления работы по проекту

Профилактическое:

  • Знакомство учащихся с метеорологическими факторами

  • Составление прогнозов для метеозависимых людей

  • Составление прогнозов для занятий на уроках физической культуры

Организационное:

1. Организация предметно-развивающей среды в МОУ СОШ №19

2. Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;



Финансовое обоснование проекта

Наименование

кол-во

стоимость

итого

финансирование (найдено)

требуемая сумма

1

Труба диаметр 25мм

27.5 м

94 руб

2585 руб

2585 руб

2

Труба диаметр 40мм

7.5 м

152 руб

1140 руб

1140 руб

3

Пруток диаметр 8 мм

8.5м

19 руб

161.5 руб

161.5 руб

4

листовой металл 0.7 мм 2м*1м

1шт

525 руб

525 руб

525 руб

5

подшипники

3шт

65 руб

195 руб

195 руб

6

брусок 40*20

115м

14 руб

1610 руб

1610 руб

7

термометры

3шт

450руб

1350руб

спонсорская помощь Волжской гидрометеообсерватории

8

барометр

1шт

2500руб

2500руб

МБОУ СОШ№19

9

анемометр

1шт

1800руб

1800руб

спонсорская помощь Волжской гидрометеообсерватории

10

рукав

1шт

1375руб

1375руб

спонсорская помощь И.П.Иванова

11

саморезы

1кг

270 руб

270 руб

270 руб

12

шкаф для измерения температуры

1 шт

465руб

465руб

спонсорская помощь Волжской гидрометеообсерватории

итого:

15326.5 руб

7490руб

7836.5 рублей





Финансирование

Спонсор

Сумма

Молодежный центр

3500 рублей

Директор Волжской гидрометеообсерватории В.А.Скворцов

Оказание содействия в реализации социального проекта (оборудование и установки)

ООО Флайг + Хоммель

Оказание содействия в реализации социального проекта (поставка труб)

ИП Иванова Г.В.

Оказание содействия в реализации социального проекта ( приобретение ткани и пошив оборудования для измерения скорости ветра)

ООО «Перспектива»

Оказание содействия в реализации социального проекта

МБОУ СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов

2500 рублей


Трудовая бригада - 10 человек

Сроки выполнения работ

Расчет затрат труда и времени

Выполнение работ

Количество человек

Дни

1.

Изготовление оборудования для станции

5 чел

18

2.

Изготовление ограждения

5 чел

14

3.

Изготовление солнечных часов

5 чел

2

4.

Оформление площадки

5чел

4

5.

Подготовка «инструкторов - метеорологов»

5 чел

2

Результаты анкетирования























Цветы для солнечных часов.

Есть и растения-часы, и если их посадить на грядке, получатся часы из цветов. Разумеется, для каждой климатической зоны и погоды существует очень много вариантов, на работу таких часов напрямую влияет влажность воздуха, температура и сила солнечного света. Но это еще интереснее - наблюдать за природой и находить какие-то закономерности. Для начала можно перечислить некоторые обычные растения, растущие на участке или вокруг.
Например, шиповник раскрывает цветки в 4-5 часов утра, а закрывает в 19-20, цикорий - соответственно в 4-5 и 14-15, мак - открывает в 5, а закрывает в 14-15, одуванчик распускается в 5-6, а закрывается тоже в 14-15. Картофельными цветками, которыми, кстати, раньше украшали свои платья модницы, можно любоваться с 6-7 утра до 14-15. Цветы кувшинки на соседнем болоте или пруду открываются в 7-8 часов, а закрываются в 18-19. Ноготки просыпаются позднее - в 9, зато и засыпают позднее других - в 20 или 21, их можно смело привлечь для поддержания дисциплины у детей, поскольку режим сна примерно совпадает и детям интересно его соблюдать. В 9 раскрывает цветки мать-и-мачеха, а закрывает в17-18.
Есть цветы, которые, наоборот, оживают только к вечеру, среди них много растений с белыми цветками и сильным ароматом, например душистый табак. Яркие цветки своим броским видом привлекают пчел и других насекомых-опылителей днем, а чтобы привлечь насекомых в сумерки, нужны аромат и светлая окраска. Все знают и мирабилис (ночную красавицу), которая раскрывает цветки только вечером, тогда сад наполняется тонким и приятным ароматом. К сожалению, каждый отдельный цветок ночной красавицы живет только одну ночь, а утром осыпается, к вечеру его место занимает следующий. Утром льняное поле выглядит как голубое море, да еще с отраженным солнечным светом, так уж устроены цветки у льна. А вот живет это голубое чудо тоже только один день, вечером опавшие лепестки засыпают всю землю под растениями.
Вечером меняет свой вид и поле, заросшее клевером. Два боковых листочка у клевера складываются вместе, как две ладони, а средний склоняется, плотно прикрывая цветущую головку от росы и холода. Каждый в лесу наблюдал, как заросли кислички меняют вид к вечеру, или накануне дождя, или перед похолоданием, при этом днем все три листика расположены горизонтально, а вечером отгибаются вниз в виде пирамидки. Так нежное растение перенесет любой дождь и холодную росу.
Есть множество других цветущих растений, здесь для творчества и фантазии полный простор. Надо просто наблюдать за растениями с часами в руках, вести кое-какие записи, и цветочные часы без циферблата готовы. Чтобы определить время, достаточно будет посмотреть на клумбу.

Список цветов для клумбы-часов


В списке указаны растения для "живых часов" с указанием времени на широте Москвы в летнее время.

Раскрываются цветы


Время


Название и фото цветка


3.00 - 4.00


Социальный проект «Школьная метеостанция»

Козлобородник луговой (Tragopogon pratensis)


5.00


Социальный проект «Школьная метеостанция»

Лилейник буро-желтый (Hemerocallis fulva)


Социальный проект «Школьная метеостанция»

Мак голостебельный (Papaver nudicaule)


6.00 - 6.30


Социальный проект «Школьная метеостанция»

Картофель


Социальный проект «Школьная метеостанция»

Лен многолетний (Linum perenne)


7.00


Социальный проект «Школьная метеостанция»

Ястребинка волосистая (Hieracium pilosella)


Социальный проект «Школьная метеостанция»

Кульбаба шершавая (Leontodon hispidus)


8.00


Социальный проект «Школьная метеостанция»

Колокольчик крапиволистный (Campanula trachelium)


9.00 - 10.00


Социальный проект «Школьная метеостанция»

Эшшольция калифорнийская (Eschscholzia californica)


Социальный проект «Школьная метеостанция»

Календула лекарственная (Calendula officinalis)


10.00 - 11.00


Социальный проект «Школьная метеостанция»

Торичник красный (Spergularia rubra)


11.00 - 12.30


Социальный проект «Школьная метеостанция»

Абутилон мегапотамский (Abutilon megapotamicum)


Социальный проект «Школьная метеостанция»

Никандра (Nicandra physaloides)

Закрываются цветы


Время


Название и фото цветка


12.00


Социальный проект «Школьная метеостанция»

Осот полевой (Sonchus arvensis)


13.00 - 14.30


Социальный проект «Школьная метеостанция»
Пазник укореняющийся (Hypochoeris radicata)


14.00 - 15.00


Социальный проект «Школьная метеостанция»
Паслен сладко-горький (Solanum dulcamara)


15.00


Социальный проект «Школьная метеостанция»

Кульбаба шершавая (Leontodon hispidus)


Социальный проект «Школьная метеостанция»

Лен многолетний (Linum perenne)


16.00


Социальный проект «Школьная метеостанция»

Календула лекарственная (Calendula officinalis)


17.00


Социальный проект «Школьная метеостанция»

Кубышка желтая (Nuphar lutea)


18.00


Социальный проект «Школьная метеостанция»

Лютик длиннолистный (Ranunculus lingua)


19.00


Социальный проект «Школьная метеостанция»

Мак голостебельный (Papaver nudicaule)


19.00 - 20.00


Социальный проект «Школьная метеостанция»

Кувшинка белая (Nymphaea alba)


Социальный проект «Школьная метеостанция»

Шиповник (Rosa cinnamomea)


21.00 - 22.00


Социальный проект «Школьная метеостанция»

Смолевка поникшая (Silene nutans)

Типы Солнечных часов

Различают солнечные часы экваториальные, горизонтальные, вертикальные (если плоскость циферблата вертикальна и направлена с запада на восток), утренние или вечерние (плоскость вертикальна, с севера на юг). Строились также конические, шаровые, цилиндрические солнечные часы. Классические экваториальные, горизонтальные и вертикальные солнечные часы могут исправно работать лишь на широтах севернее Северного тропика и южнее Южного тропика.

Экваториальные солнечные часы состоят из кадрана (плоскость с часовыми делениями) и гномона. Часовые деления на кадран наносятся через равные угловые промежутки, как на циферблате обыкновенных часов, а гномон обычно представляет собой металлический стержень, устанавливаемый на кадране перпендикулярно его поверхности. Затем кадран ориентируется в горизонтальной плоскости так, чтобы прямая, соединяющая основание гномона и часовое деление, соответствующее полудню, была направлена параллельно полуденной линии в сторону юга - для Северного полушария, или в сторону севера - для Южного полушария, и наклоняется относительно плоскости горизонта, соответственно, в сторону севера или сторону юга на угол α=90°-φ, где φ - географическая широта места установки солнечных часов. Кадран будет параллелен небесному экватору (отсюда - название этого типа солнечных часов), а поскольку небесная сфера в течение дня вращается равномерно, то и тень от гномона за любой час дня будет описывать равные углы (поэтому часовые деления и проводятся так же, как на циферблате обычных часов).

Социальный проект «Школьная метеостанция»

Горизонтальные солнечные часы с характерными для Южного полушария особенностями: тень в полдень - на юге, а Cолнце - на севере; видимый путь Cолнца по небосводу проходит справа налево, поэтому нумерация часов идёт против часовой стрелки.

Равные угловые промежутки (t=15°) между соседними часовыми делениями, как на циферблате обычных часов, и перпендикулярность гномона кадрану являются основными преимуществами экваториальных солнечных часов над горизонтальными и вертикальными. Главный недостаток экваториальных солнечных часов - то, что они, в отличие от горизонтальных, будут работать только от дня весеннего равноденствия до дня осеннего равноденствия (в Северном полушарии весеннее равноденствие - в марте, осеннее - в сентябре, в Южном полушарии весеннее равноденствие - в сентябре, осеннее - в марте). В остальную часть года они работать не будут, поскольку Солнце будет находиться по другую сторону от плоскости небесного экватора, и вся верхняя поверхность кадрана будет в тени. Конечно, этот недостаток можно устранить, если сделать кадран в виде пластины, нанести часовые деления и на верхнюю, и на нижнюю поверхность, а гномон продолжить под пластину, но и тогда в дни, близкие к дню весеннего или осеннего равноденствия солнечные часы не будут работать - Солнце будет светить на пластину не сверху и не снизу, а сбоку.

Если обозначить географическую широту места установки часов через φ, количество часов до полудня (после полудня) через m, то угол между полуденной линией и соответствующим часовым делением на часах α можно определить по формуле:

Социальный проект «Школьная метеостанция»

Вертикальные солнечные часы . Идеальная ориентация кадрана у этих часов - юг, перпендикулярно полуденной линии, но можно поставить кадран и под острым углом к ней. В обоих случаях гномон устанавливают несколько выше центра кадрана, в вертикальной плоскости, проходящей по полуденной линии. Гномон наклонен вниз под углом, равным 90°- f (географическая широта местности). Часовые деления лучше принять по показаниям механических часов, но последовательность будет идти в обратном направлении. Деление «13» - внизу циферблата на вертикали от основания гномона. Эти часы располагают высоко от земли - на столбах, оградах, стенах построек.



  1. Исследовательско - подготовительный этап.

Современные тенденции развития рынка труда, проблемы, связанные с отношением молодежи к труду, с получением специального профессионального образования, безработицей среди молодых, заставляют обратить на трудовое воспитание более пристальное внимание, принять программу развития данной сферы.

Главную роль в трудовом обучении и воспитании играют общеобразовательные школы, где данный процесс направлен на выполнение Государственной программы обучения.

В данном документе отмечается, что целью учебно-воспитательной работы каждой школы является формирование личности, которая

- желает и умеет конструктивно сотрудничать,

- понимает необходимость труда (работы) для развития человека и общества,

-предприимчива (инициативна), успешно справляется с изменениями, происходящими в учебной, жизненной среде и на рынке труда.

Для достижения данной цели необходимо разработать местную программу трудового воспитания, в которой интегрированы все знания о трудовой деятельности, которая позволяет воспитывать положительное отношение к труду и вырабатывать конкретные современные профессиональные знания, умения и навыки у молодежи. Необходимо добиться, чтобы трудовое воспитание было направлено на воспитание нравственного отношения учащихся к труду: на трудолюбие, отношение к труду как к важнейшему общественному долгу, добросовестное отношение к любой работе, уважение к труду и его результатам, коллективизм, творческий подход к труду, внутреннюю потребность работать в полную силу.

Поэтому необходимо применение разнообразных методов трудового воспитания, в зависимости от целевой группы и местных условий. Наиболее распространены молодежные трудовые отряды, т.е. молодежные проекты, объединяющие досуг и работу, в основном, в летнее время. Во многих школах работают ученические фирмы, которые способствуют развитию предпринимательского мышления у молодежи.

Трудовое обучение и воспитание в нашей школе имеют большое значение. Школа № 19 - самая молодая в городе Заволжье. В этом году она отметила свой пятилетний юбилей. Тем не менее, у нас есть свои хорошие начинания, ставшие традициями. Приоритетные направления работы школы - экологическое и военно-патриотическое, поэтому в рамках этих направлений с первого года работы школы старшеклассники разрабатывают и осуществляют социальные проекты: по благоустройству территории около школы (очистка водоёма, высадка деревьев, разбивка клумб и сооружение скамеечек, мобильного автогородка) и территории внутри школы (создание зимнего сада, стрелкового тира, оформление рекреаций).

Деятельность трудовых бригад в нашей школе началась в марте 2008 года. Мы работаем над реализацией проектов, которые сами и разрабатываем. Весной и летом 2008 года мы работали над проектом «Экологическая тропа», этот проект занял в области 1 место. В 2009 был разработан проект «Школьная страна», реализация которого рассчитана на три года: 2009-2010 «Благоустройство пришкольного озера», 2010-2011 «Благоустройство школьных рекриаций и создание зимнего сада», 2011-2012 «Озеленение территории вокруг школы». В 2010 году разработали проект «Школа безопасности» рассчитанный на два года: 2010-2011 «Зеленый свет», 2011-2012 «Меткий стрелок». В текущем году мы работали над проектом «Школьная метеоплощадка».

Исследовательско - подготовительный этап длился с января по март 2013 года. В течение нескольких месяцев мы собирали информацию о требованиях по созданию метеорологической площадки. Мы разделились на несколько групп, каждая из которых занималась собственным делом. Кто - то встречался со специалистами Волжской Гидрометеообсерватории, изучали нормативные документы, работали со СМИ и интернетом, занимались дизайном территории площадки, разрабатывали план действий. В ходе сбора информации мы не раз сталкивались с трудностями, которые преодолели с достоинством. В результате нашей деятельности мы научились многому. Например, составлять планы, графики работ, изучили принцип работы приборов, распределять ответственности. Мы рассчитали примерные расходы на реализацию проекта, которые составили 15326.5 рублей. После создания плана действий мы стали искать спонсоров. Обратились за помощью к руководителям предприятий города и родителям. В результате нами были получены деньги в размере 7490рублей и, частично, необходимое оборудование. Денежные средства были потрачены на приобретение приборов. На этом первый этап подошел к концу и начался этап реализации.





  1. Этап реализации.

В марте мы посетили Волжскую гидрометеообсерваторию где встретились с директором Скворцовым В.А. Рассказали о нашем проекте, получили консультацию квалифицированных специалистов.

Социальный проект «Школьная метеостанция»

В апреле 2013 года мы решили привлечь внимание общественности к проекту. В нашей школе проходила конференция научного общества учащихся «Умники и умницы», приуроченная ко Дню науки. В ней приняли участие учащиеся с 5 по 11 класс. Был представлен ряд работ, среди которых «Школьная метеостанция». При защите проекта, мы отметили, что внимание к нашей работе уже проявили компетентные специалисты. Мы постарались донести до участников конференции суть нашего проекта, в надежде что кто - нибудь из них сможет нам помочь. Экспертная группа внимательно выслушала наш проект. Комиссия сделала вывод, что это действительно значимый проект, над реализацией которого стоит потрудиться. По итогам конференции наша группа получила диплом 1 степени.

24 апреля мы вновь договорились о встречи с директором Волжской гидрометеообсерватории Скворцовым В.А. В результате переговоров мы прояснили некоторые моменты реализации проекта:

  • Метеорологические наблюдения проводятся почти полностью на метеорологической площадке. Поэтому правильное расположение площадки, правильная расстановка на ней приборов и тщательный уход за площадкой в значительной степени определяют качество материалов наблюдений.

  • Метеорологическая площадка должна находиться на открытом и типичном для окружающей местности участке.

  • Размеры площадки должны быть определенных размеров - это квадрат размером не менее 5х5 м.

  • Для сохранения поверхности площадки в естественном состоянии, передвигаться по ней разрешается только по постоянно проложенным тропинкам.

  • Для предохранения оборудования и приборов от повреждения метеорологическую площадку следует оградить.

  • В зимнее время нельзя нарушать естественное состояние снежного покрова на площадке.











ИЮНЬ

Социальный проект «Школьная метеостанция»Социальный проект «Школьная метеостанция»

Социальный проект «Школьная метеостанция»

В первую очередь мы провели собрание, на котором разработали план действий. План работы на июнь состоял из нескольких пунктов: реализация нашего проекта, помощь школе и восстановление проекта «Экологическая тропа»

Основная наша задача - это правильно выбрать и оборудовать место для метеоплощадки. Т.к. площадка должна быть удалена от крупных препятствий и водных объектов мы выбрали самое оптимальное место на территории школы. Нами была проведена работа по очистке территории от высокой травы, т.к. травяной покров не должен разрастаться выше 20 см. Изготовили и установили ограждение. И приступили к изготовлению оборудования.

В июне в школе начал работать школьный лагерь «Родник». Мы не остались равнодушными и помогали подготовить школу к приему детей. Кроме этого мы занимались озеленением пришкольной территории, реализовали еще один проект - Школьная экологическая тропа «Удивительное рядом». Работа над этим проектом ведется давно. В 2008 году на областном конкурсе наш проект занял 1 место. Ребятами была проведена огромная работа по оформлению маршрута тропы. К сожалению, свою роль сыграл человеческий фактор - установленные стенды были повреждены. 2013 год объявлен годом экологии и мы решили возобновить тропу и сделать ее мобильной. А одной из станций стала наша метеоплощадка.

Социальный проект «Школьная метеостанция»Социальный проект «Школьная метеостанция»

Социальный проект «Школьная метеостанция»Социальный проект «Школьная метеостанция»



21 июня прошло торжественное открытие нашей площадки. Она было приурочено к закрытию школьного лагеря. На открытие присутствовали корреспонденты газеты «Городецкий вестник», телекомпания «Мост», директор школы.

Социальный проект «Школьная метеостанция»

Социальный проект «Школьная метеостанция»

В этот же день мы провели экскурсию по Экологической тропе. Социальный проект «Школьная метеостанция»

Социальный проект «Школьная метеостанция»

Социальный проект «Школьная метеостанция»

После мероприятия мы подвели итоги проделанной работы. Несмотря на все трудности, мы считаем проект полностью завершенным и надеемся, что наш труд не прошел даром. Мы рады, что первого сентября школа встретит своих учеников красивыми цветущими клумбами и новыми площадками.



План сетка реализации социального проекта «Школьная метеостанция».

Июнь 2013г.



1

2

3

Подготовка территории для станции

4

Изготовление ограждения

5

Изготовление ограждения

6

Установка и покраска оборудования

7

Изготовление

оборудования

8

9

10

Изготовление

оборудования



11

Изготовление

оборудования

12

Изготовление солнечных часов

13

Изготовление солнечных часов

14

Установка солнечных часов

15

16

17

Покраска оборудования

18

Покраска оборудования


19

Установка оборудования

20

Подготовка к открытию станции

21

Открытие метеостанции

22

23

24

Изготовление информационного стенда для населения



25


26

27

28

29

30





СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЕЙ УЧАЩИХСЯ, РАБОТАЮЩИХ В ТРУДОВОЙ БРИГАДЕ





Вывод:

На диаграмме видно, что в трудовую бригаду зачислены подростки из семей, подлежащих социальной защите. В школе созданы условия для трудоустройства данных детей и поддержки их материального благополучия.

Анкетирование:

  1. Как вы считаете, легко ли подростку найти работу в летнее время?



  1. Работали ли вы раньше?



  1. Работали ли вы в трудовой бригаде?



  1. В какое время вы хотели бы начинать работу?



  1. Как вы думаете, с какой целью создаются трудовые бригады?

Правовая база.

Кодекс законов о труде РФ (ст. 173) допускает снижение возраста для приема на работу до 15 лет, но при этом ограничивает дееспособность несовершеннолетних недопущением к работам, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет (ст. 175 КЗоТ). При определенных условиях могут быть приняты на работу, для выполнения легкого труда, учащиеся образовательных учреждений, общих и профессиональных, по достижении ими 14 лет с согласия родителей, усыновителей, попечителя. В целом по объему дееспособности в осуществлении своих гражданских и трудовых прав несовершеннолетние могут быть разделены на три категории: первая - несовершеннолетние, обладающие дееспособностью в полном объеме по совершению самостоятельно действий в сфере имущественных и трудовых отношений. Это граждане, вступившие в брак до достижения 18-летнего возраста, когда это допускается законом (ст. 21 ГК), а также несовершеннолетние, достигшие 16 лет и работающие по трудовому договору (контракту) или занимающиеся предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК - "Эмансипация"); вторая - несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, которые могут совершать имущественные сделки (ст. 26 ГК) и быть принятыми на работу (с 14 и до недостижения 15 лет) только с письменного согласия родителей, усыновителей, попечителя (ст. 173 КЗоТ); третья - несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, за которых сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны, и они не могут быть допущены к работе по трудовому договору (контракту) или к какой-либо предпринимательской деятельности.





Работа трудовой бригады основана на принципах:

1. Принцип гуманизации отношений

Построение всех отношений на основе человек центристской направленности, уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, учителям необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2. Принцип преемственности как связь качественно различных стадий развития, субъективности личности, степеней ее самостоятельности и ответственности.

Преемственность - объективно необходимая связь между новым и старым в процессе развития, предполагающая не только ликвидацию старого, но и сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, без чего невозможно движение вперед.

3. Принцип дифференциации воспитания:

Дифференциация в рамках профильного оздоровительного лагеря предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- свободный выбор деятельности и права на информацию;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

4. Принцип толерантности.

Толерантность - это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека на ошибку и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. Культура и философия толерантности базируются на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои национальные и религиозные воззрения, своё отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру. Задача учителя в том, чтобы изучить особенности поведения школьника и оказать ему необходимую педагогическую поддержку.

Сценарий открытия метеоплощадки.

Лена:

Нынче день такой чудесный

Собрались мы дружно вместе

Будет здесь у нас рассказ

О площадке «Высший Класс»

Егор:

Не спортивная она

И не танцевальная,

Хоть она забав полна,

Но и не игральная!

Она почти научная-

К опытам приученная.

Нас на ней приборы ждут,

Интересно будет тут!

Лена:

А кто же догадается,

Как площадка называется?

Метеоплощадка!

Знают взрослые и дети-

Очень важно на планете

Видеть все и все узнать,

И мы рады показать

Метеоплощадку нашу.

Интересней нет и краше

Во всем городе у нас

Посмотрите…

Егор:

А сейчас, ребята, я расскажу вам интересные факты о приборах, которые находятся на нашей площадке!

  1. (Показать солнечные часы) Ребята, а вы знаете, что это такое? (Ребята хором: Да, солнечные часы) А знаете ли вы, что существует целая наука, изучающая солнечные часы! Эта наука называется Гномоника. Учёные-гномоники занимаются изучением солнечных часов, их истории и их изготовлением. Вот, например, эти часы изготовлены специально для нашей школы, ни в Нижнем Новгороде, ни в Москве эти часы не будут показывать время правильно, так как они изготавливались с учётом особенностей географического положения нашей школы.

Ребята, а вы видите надпись(девиз) на наших СЧ: «показываю только светлое время!»? Догадайтесь, почему они показывают ТОЛЬКО светлые часы?!...

Кстати говоря, видите этот штырь (показываю). Он смотрит прямо на Полярную звезду!

Лена:

  1. Ребята, посмотрите, какой у нас красивый флюгер, он имеет форму петуха. А знаете, почему так часто флюгеры имеют такую форму? С древних времён петух был символом предостережения и бдительности. По старинному поверию петух отпугивал воров. Но флюгер нам нужен не только, как украшение, но с его помощью мы также можем определять силу и направление ветра.

Егор:

  1. А здесь вы видите осадкомер, с его помощью мы можем узнать сколько и чего выпало за вчерашний день, за неделю, за год. В некоторых местах, однако, осадкомер не нужен, например в пустыне Атакама в Южной Америке. Там дождь бывает ОЧЕНЬ редко!

Егор:

Труд на ней нам интересен,

Знатокам он всем известен.

Все приборы мы тут знаем,

За погодой наблюдаем.

Ждут нас Гидрометеоприборы.

Отгадайте-ка загадки:

Шкалу круглую имеет,

Он давление измерит.

(Барометр)

Ведущий показывает прибор и объясняет, как его использовать.

Лена:

Утром я гляжу в окно…

Не знаю: холодно, тепло?

Как мне в школу одеваться?

Может в шубу замотаться?

Или платье мне надеть?

Может шляпку приглядеть?

Кто подскажет, господа?

Обращаться мне куда?

У умников и знатоков

Тут ответ давно готов!

(Градусник или термометр)

Ведущий показывает прибор и объясняет, как его использовать.

Егор:

Температуру воздуха, почвы, воды

Легко измеряем и я, и ты!

А как нам с ветром совладать?

Силу ветра, как узнать?

Сильный, слабый ветерок,

Куда он направляется?

Нам, друзья, прибор поможет,

Как он называется?

(Колдун и др.)

Ведущий показывает прибор и объясняет, как его использовать.



Лена:

Молодцы, ребята! Нам было очень приятно провести с вами время. Надеемся, вы узнали много нового и интересного сегодня.

Егор:

Завтра будет нам опять

Ярко солнышко сиять!

Ветер слабый поласкает,

Пока дождик не пускает,

Ни когда чтоб не хворали,

За погодой наблюдали,

Пусть всем будет тут чудесно,

Изучать мир интересно!

Всё! Прощаться нам пора,

До свидания, детвора!

Посещение Волжской гидрометеообсерватории

Социальный проект «Школьная метеостанция»

Социальный проект «Школьная метеостанция»

Социальный проект «Школьная метеостанция»

Социальный проект «Школьная метеостанция»

Социальный проект «Школьная метеостанция»



Социальный проект «Школьная метеостанция»










© 2010-2022