«Метапредметность в современном уроке биологии»

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Углубляя собственную предметную специализацию, мы сами должны хорошо ориентироваться в другой научной дисциплине и учебном предмете. Таким образом, любой педагог-предметник должен быть немножко полипредметником, метапредметником. И здесь без освоения ме...  В основу своей деятельности я заложила принципы научной школы Хуторского А.В., который считает, что важным приоритетом школьного образования является формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Метапредметность в современном уроке биологии.


Савина Наталья Васильевна

Учитель биологии

МАОУ «Лицей № 9», г.Пермь


Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Углубляя собственную предметную специализацию, мы сами должны хорошо ориентироваться в другой научной дисциплине и учебном предмете. Таким образом, любой педагог-предметник должен быть немножко полипредметником, метапредметником. И здесь без освоения метапредметного подхода нам не обойтись.

В основу своей деятельности я заложила принципы научной школы Хуторского А.В., который считает, что важным приоритетом школьного образования является формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).

Метапредметы - это определённый взгляд на интегративность. Особенности метапредметного занятия: это интегрированное занятие. В процессе своей работы я зафиксировала рост познавательного интереса учащихся к предметам под влиянием межпредметных связей и интегрированного обучения. Применение на интегрированных уроках биологии мультимедийных презентаций и интернет технологий делает процесс познания наиболее эффективным. Интегрированное обучение стимулирует тягу к знаниям, укрепляет интерес к предмету, расширяет заинтересованность, углубляет знания, способствует становлению интересов профессионального плана, способствует развитию научного стиля мышления учащихся, формирует комплексный подход к учебным предметам; формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике; приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

Я считаю наиболее удачными те уроки, где биология проводилась, интегрировано с химией, физикой и ОБЖ. Например, при изучении темы: «Клеточное строение организма», мы рассматриваем расщепление пероксида водорода ферментами, содержащимися в клубне картофеля, опуская картофель в пероксид водорода, наблюдаем за происходящей реакцией. При изучении темы: «Строение костей», мы лабораторным путем определяем наличие минеральных и органических веществ (одну кость, сжигая, а другую, опуская в соляную кислоту). При изучении темы: «Внешнее строение птиц», мы рассматриваем влияние нефти на перьевой покров, попутно знакомясь с физическими свойствами нефти (биология + химия). Из физики вспоминаем закон аэродинамики.

Тему: «Газообмен в легких и тканях» можно понять, только вспомнив диффузию. Изучая «Слуховой анализатор» знакомимся с камертоном (биология+физика).

Сочетание таких тем позволяет формировать у учащихся личностные универсальные учебные действия (развитие познавательных интересов, развитие интеллектуальных умений, строить рассуждения, анализировать, сравнивать).

Умело, показанные связи биологии с ОБЖ усиливают практическую направленность в обучении биологии. Изучая тему: «Пищеварение», мы рассматриваем гигиену питания. Обязательно поговорим и о гигиене кожи и гигиене одежды, изучая тему «Покровные органы. Терморегуляция», «Первая помощь при заболевании сердца и сосудов» напрямую связана с «Экстренной реанимационной помощью». При изучении темы «Кровь» рассматриваем механизм поражения лимфоцитов, вирусом СПИДа, затрагивая и тему наркомании. На этих уроках происходит формирование не только личностных УУД, но и регулятивных (умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат).

Интегрированные уроки помогают увидеть неразрывную связь между учебными предметами. Такие уроки формируют познавательные универсальные учебные действия (происходит формирование научного мировоззрения при решении задач во взаимосвязи биологии, химии, физики, ОБЖ, умение осуществлять сравнение, производить поиск информации, анализировать), практически на всех уроках происходит развитие коммуникативных универсальных учебных действий (умение аргументировать свою точку зрения, понимать точку зрения другого, в дискуссии уметь выдвинуть свои контраргументы).

В своей педагогической деятельности одним из основных методов я считаю исследовательский метод. Назначение этого метода заключается в организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению проблем и проблемных задач. Предмет биология позволяет использовать активные методы обучения, а именно исследовательские методы, вовлекающие школьников в практическую деятельность.

Таким образом, интегрированные уроки биологии с использованием активных методов обучения способствуют формированию метапредметных универсальных учебных действий.

Литература

1 . Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. - 2003. - №2. - С. 3-10.

2. Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. - М.: Высшая школа, 2007. - С.159-182.

3. Метапредметные функции образовательных компетенций // Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - С. 140-144.

4. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.



© 2010-2022