- Преподавателю
- Биология
- Урок по теме Кровь
Урок по теме Кровь
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Белобровая В.В. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
17 декабря 2014 г. Класс: 8-А Предмет: биология Учитель Белобровая В.В.
Тема урока: Кровь - компонент внутренней среды организма.. Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методическое обеспечение урока: на основе личностно-ориентированной технологии, деятельностного подхода к обучению, элементов здоровьесберегающей технологии, технологии критического мышления и технологии модерации создать условия для частично-поисковой работы, мини-исследования, решения проблемных вопросов.
Формирование познавательных УУД: формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов самостоятельной исследовательской деятельности ; умение вести самостоятельный поиск и выделение информации; установления причинно-следственных связей; построения логической цепи рассуждений; самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование личностных УУД: осознание значения биологических знаний ,как важного компонента научной картины мира
Формирование регулятивных и коммуникативных УУД: создаются условия для развития умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, вступать в инициативное сотрудничество при поиске и сборе информации, внимательно слушать и толерантно воспринимать иную точку зрения, с уважением относиться к мнению оппонента.
Средства обучения: мультимедийная установка, презентация., учебник, инструктивные карточки.
Приемы и методы формирования общеучебных умений и навыков: проблемная постановка вопросов, анализ и синтез изучаемых явлений, выполнение исследовательской, частично-поисковой работы по предложенному плану; работа в группах, самостоятельная работа.
Структура урока:
Этапы урока
Время (мин)
1. Организационный момент.
1
2. Целеполагание и мотивация
2
3. Актуализация опорных знаний.
4
4. Первичное усвоение материала.
17
5. Осознание и осмысление учебной информации.
5
6. Проверка уровня усвоения и закрепление знаний и умений.
10
7. Информация о домашнем задании.
2
8. Рефлексия, подведение итогов.
4
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный этап.
Цели: создание позитивного эмоционального настроя, включение учащихся в деловой ритм урока.
Проверяет организацию рабочего места. Приветствие учащихся проверка отсутствующих.
Создает благоприятный эмоциональный настрой на работу, предложив повернуться друг к другу лицом и широко улыбнуться.
Проверяют, всё ли готово к уроку.
Улыбаются друг другу, психологически настраиваются на работу.
Приветствие учителя.
Целеполагание и мотивация. Актуализация опорных знаний
Цели: создание условий через опыт обучающихся для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность; воспроизведения ранее полученных опорных знаний.
- Что изображено на экране? слайд 1
- Что такое ткань?
- Вид ткани?
- Как называется эта ткань?
слайд 2
Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой.
- Что такое среда?
- Какая среда окружает наш организм?
- Без какого компонента внешней среды не может функционировать наш организм? В какой среде существуют клетки нашего организма?
- Внутренняя среда - совокупность жидкостей.
-Будет ли кровь являться компонентом внутренней среды?
Тема: Кровь - компонент внутренней среды организма.
-Какова цель и задачи урока?
(изучить состав, значение, свойства, функции крови; узнать больше о своем организме; уметь применять знания в повседневной жизни для сохранения своего здоровья)
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы учителя, обосновывают, заполняют логическую схему.
Формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока.
Среда обитания - это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ.
Отвечают на вопросы учителя и формулируют тему и цель урока, записывают тему в тетрадь.
Усвоение первичных знаний и первичное закрепление
Цели: закрепить теоретические знания на практике, отработать правила взаимодействия в группе, выполняя задания обобщающего и систематизирующего характера, формировать целостную систему ведущих знаний по теме.
Рассказ учителя
Первый компонент внутренней среды Кровь - удивительная жидкость, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. Доноры своей кровью спасают другие жизни. Можно поставить знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь». Это один из видов соединительной ткани, она составляет 7% от веса человеческого тела У мужчин ее содержится 5 литров, а у женщин -4,5 литра у детей и вовсе 3,5-4 литра. В состав клеток этой ткани входит железо, которое придает ей красный цвет. А в народе говорят, что она не вода, и что она бывает дурная, на ней клянутся и даже враги бывают …….(кровные).
Тканевая жидкость (межклеточное вещество) - второй
компонент внутренней среды.
Лимфа - третий компонент внутренней среды.
Организует работу по инструктивным карточкам (Приложение 1)
«Компоненты внутренней среды» в опорных листах. (Приложение)
слайд 4
компоненты внутренней среды
кровь лимфа
тканевая
жидкость
- Можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной?
слайд 5 Гомеостаз -
поддержание относительного постоянства внутренней среды организма
Задание: Запишите определение в инструктивную карточку (Приложение)
- Почему же так важно присутствие крови в организме?
Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 - 4 л у подростков.
слайд 6 Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.
Верхний слой - слегка желтоватая полупрозрачная жидкость - плазма крови. Слайд
Нижний слой - осадок цвета темно-красного цвета, который образован форменными элементами эритроцитами.
Средний слой - осадок светлого цвета, который образован форменными элементами лейкоцитами, и кровяными пластинками - тромбоцитами.
Задание: Составьте схему №2
«Состав крови» в инструктивных карточках. (Приложение)
кровь
плазма форменные элементы крови
↓ ↓ ↓
эритроциты лейкоциты тромбоциты
Физкультминутка Упражнение «Сова-сова - большая голова»
Выясним строение и функции форменных элементов крови (работаем в парах)
1 ряд - эритроциты (с.70 в учебнике)
2 ряд - лейкоциты (с.71 в учебнике)
3 ряд - тромбоциты (с.70 в учебнике)
Каждый ряд работает по своему вопросу и заполняет таблицу 2 «Форменные элементы крови» в рабочем листе по своему заданию.
признаки
эритроциты
лейкоциты
тромбоциты
Форма
двояковогнутый диск
округлая или нет постоянной формы
неправильная (кровяные пластинки)
Наличие ядра
нет
есть
нет
Количество в 1 мм3
до 5млн.
6 - 8 тыс.
до 400 тыс.
Место образования
красный костный мозг
красный костный мозг, лимфатические узлы, селезенка
красный костный мозг
Срок жизни
120 дней
от неск часов до неск. месяцев
5 - 8 дней
Роль
транспортная (при помощи гемоглобина):
- переносят кислород и углекислый газ
защитная:
- фагоциты (фагоцитоз)
- лимфоциты (выдел антитела)
свертывание крови
Подводит итог обсуждению.
Читают подготовленые опережающие задания по темам
Сообщение 1.
Тканевая жидкость - промежуточная среда между кровью и клетками организма. Составляет около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки тела. Она состоит на 95% из воды и растворенных в ней органических и неорганических веществ, а также кислорода и углекислого газа. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада и углекислый газ, которые поступают обратно в кровь и ею уносятся.
Сообщение 2.
Лимфа - жидкая соединительная ткань, состоящая из воды с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности. Она перемещается по лимфатическим сосудам и лимфатическим капиллярам, которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфатические сосуды образуют лимфатический проток, через который лимфа попадает в кровь.
Отвечают на вопросы учителя, обосновывают, заполняют логические схемы в инструктивных карточках
№1 «Компоненты внутренней среды»
№2 «Состав крови»
Каждый ряд работает по своему вопросу и заполняет таблицу 2 «Форменные элементы крови» в рабочем листе по своему заданию. Обсуждаем заполнение таблицы и ученики восполняют недостающую информацию в своих листах.
Проверка уровня усвоения и закрепления знаний и умений
А сейчас мы выполним лабораторную работу «Сравнение крови человека с кровью лягушки». В ходе работы нам предстоит выяснить, что представляют собой эритроциты, как они приспособлены к выполнению своей функции (самостоятельная работа в парах). Следуйте инструкции в рабочих листах.
Лабораторная работа «Сравнение крови человека с кровью лягушки»
Цель: сравнить строение эритроцитов человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты «Кровь лягушки» и «Кровь человека».
Ход работы:
1. Исследуйте микропрепарат «Кровь лягушки» под микроскопом.
2. Опишите форму и строение эритроцитов лягушки, сделайте рисунок.
3. Рассмотрите микропрепарат «Кровь человека» под микроскопом. Найдите эритроциты и зарисуйте их в тетради.
4. Сравните эритроциты лягушки и человека, заполните таблицу.
Таблица 3 «Эритроциты лягушки и человека»
Признаки сравнения
Эритроциты лягушки
Эритроциты человека
Размеры
крупные
мелкие
Форма
овальные
двояковогнутые диски
Количество в поле зрения микроскопа
немного
много
Наличие ядра
есть
нет
5. Сравните эритроциты лягушки и человека и сделайте вывод о том, какие из них способны переносить больше кислорода и почему?
Обсуждение результатов лабораторной работы.
В ходе лабораторной работы учащиеся должны выявить следующие особенности эритроцитов человека по сравнению с лягушкой:
-очень малые размеры
-большая концентрация эритроцитов в крови
-необычная форма двояковогнутого диска (увеличивает площадь поверхности эритроцита)
-отсутствие ядер в зрелых эритроцитах (молодые эритроциты ядра имеют, но они в дальнейшем исчезают) позволяет разместить больше молекул гемоглобина.
Делают вывод: строение эритроцитов человека идеально подходит для выполнения ими газовой функции. Благодаря особенностям строения эритроцитов кровь быстро и в больших количествах насыщается кислородом и доставляет его в химически связанном виде в ткани.
Подведение итогов урока. Рефлексия. (5 мин.)
Цели: дать оценку работе класса и отдельных обучающихся, инициировать рефлексию деятельности.
Организует рефлексию в форме «Итогового круга».
Выставляет обучающимся отметки за работу на уроке.
Отметки получают наиболее активные на уроке ученики.
Все получат отметки за лабораторную работу после ее проверки.
Сдаем рабочие листы.
Становятся в круг, взявшись за руки, по очереди называют «уроки», усвоенные в ходе занятия.
Комментируют ответы одноклассников, оценивают степень вовлеченности участников своей группы в обсуждение проблемы.