Урок по теме Кровь

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме КровьУрок по теме КровьУрок по теме КровьУрок по теме КровьУрок по теме КровьУрок по теме КровьУрок по теме КровьУрок по теме Кровь17 декабря 2014 г. Класс: 8-А Предмет: биология Учитель Белобровая В.В.

Тема урока: Кровь - компонент внутренней среды организма.. Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методическое обеспечение урока: на основе личностно-ориентированной технологии, деятельностного подхода к обучению, элементов здоровьесберегающей технологии, технологии критического мышления и технологии модерации создать условия для частично-поисковой работы, мини-исследования, решения проблемных вопросов.

Формирование познавательных УУД: формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов самостоятельной исследовательской деятельности ; умение вести самостоятельный поиск и выделение информации; установления причинно-следственных связей; построения логической цепи рассуждений; самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование личностных УУД: осознание значения биологических знаний ,как важного компонента научной картины мира

Формирование регулятивных и коммуникативных УУД: создаются условия для развития умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, вступать в инициативное сотрудничество при поиске и сборе информации, внимательно слушать и толерантно воспринимать иную точку зрения, с уважением относиться к мнению оппонента.

Средства обучения: мультимедийная установка, презентация., учебник, инструктивные карточки.

Приемы и методы формирования общеучебных умений и навыков: проблемная постановка вопросов, анализ и синтез изучаемых явлений, выполнение исследовательской, частично-поисковой работы по предложенному плану; работа в группах, самостоятельная работа.

Структура урока:

Этапы урока

Время (мин)

1. Организационный момент.

1

2. Целеполагание и мотивация

2

3. Актуализация опорных знаний.

4

4. Первичное усвоение материала.

17

5. Осознание и осмысление учебной информации.

5

6. Проверка уровня усвоения и закрепление знаний и умений.

10

7. Информация о домашнем задании.

2

8. Рефлексия, подведение итогов.

4

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап.

Цели: создание позитивного эмоционального настроя, включение учащихся в деловой ритм урока.

Проверяет организацию рабочего места. Приветствие учащихся проверка отсутствующих.

Создает благоприятный эмоциональный настрой на работу, предложив повернуться друг к другу лицом и широко улыбнуться.

Проверяют, всё ли готово к уроку.

Улыбаются друг другу, психологически настраиваются на работу.

Приветствие учителя.

Целеполагание и мотивация. Актуализация опорных знаний

Цели: создание условий через опыт обучающихся для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность; воспроизведения ранее полученных опорных знаний.


- Что изображено на экране? слайд 1

- Что такое ткань?

- Вид ткани?

- Как называется эта ткань?

слайд 2

Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой.

- Что такое среда?

- Какая среда окружает наш организм?

- Без какого компонента внешней среды не может функционировать наш организм? В какой среде существуют клетки нашего организма?

- Внутренняя среда - совокупность жидкостей.

-Будет ли кровь являться компонентом внутренней среды?

Тема: Кровь - компонент внутренней среды организма.

-Какова цель и задачи урока?

(изучить состав, значение, свойства, функции крови; узнать больше о своем организме; уметь применять знания в повседневной жизни для сохранения своего здоровья)

Слушают учителя.


Отвечают на вопросы учителя, обосновывают, заполняют логическую схему.

Формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока.

Среда обитания - это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ.

Отвечают на вопросы учителя и формулируют тему и цель урока, записывают тему в тетрадь.

Усвоение первичных знаний и первичное закрепление

Цели: закрепить теоретические знания на практике, отработать правила взаимодействия в группе, выполняя задания обобщающего и систематизирующего характера, формировать целостную систему ведущих знаний по теме.

Рассказ учителя

Первый компонент внутренней среды Кровь - удивительная жидкость, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. Доноры своей кровью спасают другие жизни. Можно поставить знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь». Это один из видов соединительной ткани, она составляет 7% от веса человеческого тела У мужчин ее содержится 5 литров, а у женщин -4,5 литра у детей и вовсе 3,5-4 литра. В состав клеток этой ткани входит железо, которое придает ей красный цвет. А в народе говорят, что она не вода, и что она бывает дурная, на ней клянутся и даже враги бывают …….(кровные).

Тканевая жидкость (межклеточное вещество) - второй

компонент внутренней среды.

Лимфа - третий компонент внутренней среды.

Организует работу по инструктивным карточкам (Приложение 1)

«Компоненты внутренней среды» в опорных листах. (Приложение)


слайд 4

компоненты внутренней среды

кровь лимфа

тканевая

жидкость

- Можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной?



слайд 5 Гомеостаз -

поддержание относительного постоянства внутренней среды организма

Задание: Запишите определение в инструктивную карточку (Приложение)

- Почему же так важно присутствие крови в организме?

Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 - 4 л у подростков.

слайд 6 Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.

Верхний слой - слегка желтоватая полупрозрачная жидкость - плазма крови. Слайд

Нижний слой - осадок цвета темно-красного цвета, который образован форменными элементами эритроцитами.

Средний слой - осадок светлого цвета, который образован форменными элементами лейкоцитами, и кровяными пластинками - тромбоцитами.

Задание: Составьте схему №2

«Состав крови» в инструктивных карточках. (Приложение)


кровь


плазма форменные элементы крови

↓ ↓ ↓

эритроциты лейкоциты тромбоциты


Физкультминутка Упражнение «Сова-сова - большая голова»

Выясним строение и функции форменных элементов крови (работаем в парах)

1 ряд - эритроциты (с.70 в учебнике)

2 ряд - лейкоциты (с.71 в учебнике)

3 ряд - тромбоциты (с.70 в учебнике)

Каждый ряд работает по своему вопросу и заполняет таблицу 2 «Форменные элементы крови» в рабочем листе по своему заданию.

признаки

эритроциты

лейкоциты

тромбоциты

Форма

двояковогнутый диск

округлая или нет постоянной формы

неправильная (кровяные пластинки)

Наличие ядра

нет

есть

нет

Количество в 1 мм3

до 5млн.

6 - 8 тыс.

до 400 тыс.

Место образования

красный костный мозг

красный костный мозг, лимфатические узлы, селезенка

красный костный мозг

Срок жизни

120 дней

от неск часов до неск. месяцев

5 - 8 дней

Роль

транспортная (при помощи гемоглобина):

- переносят кислород и углекислый газ

защитная:

- фагоциты (фагоцитоз)

- лимфоциты (выдел антитела)

свертывание крови


Подводит итог обсуждению.

Читают подготовленые опережающие задания по темам

Сообщение 1.

Тканевая жидкость - промежуточная среда между кровью и клетками организма. Составляет около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки тела. Она состоит на 95% из воды и растворенных в ней органических и неорганических веществ, а также кислорода и углекислого газа. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада и углекислый газ, которые поступают обратно в кровь и ею уносятся.

Сообщение 2.

Лимфа - жидкая соединительная ткань, состоящая из воды с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности. Она перемещается по лимфатическим сосудам и лимфатическим капиллярам, которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфатические сосуды образуют лимфатический проток, через который лимфа попадает в кровь.
Отвечают на вопросы учителя, обосновывают, заполняют логические схемы в инструктивных карточках

№1 «Компоненты внутренней среды»

№2 «Состав крови»











Каждый ряд работает по своему вопросу и заполняет таблицу 2 «Форменные элементы крови» в рабочем листе по своему заданию. Обсуждаем заполнение таблицы и ученики восполняют недостающую информацию в своих листах.



Проверка уровня усвоения и закрепления знаний и умений

А сейчас мы выполним лабораторную работу «Сравнение крови человека с кровью лягушки». В ходе работы нам предстоит выяснить, что представляют собой эритроциты, как они приспособлены к выполнению своей функции (самостоятельная работа в парах). Следуйте инструкции в рабочих листах.

Лабораторная работа «Сравнение крови человека с кровью лягушки»

Цель: сравнить строение эритроцитов человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты «Кровь лягушки» и «Кровь человека».

Ход работы:

1. Исследуйте микропрепарат «Кровь лягушки» под микроскопом.

2. Опишите форму и строение эритроцитов лягушки, сделайте рисунок.

3. Рассмотрите микропрепарат «Кровь человека» под микроскопом. Найдите эритроциты и зарисуйте их в тетради.

4. Сравните эритроциты лягушки и человека, заполните таблицу.

Таблица 3 «Эритроциты лягушки и человека»

Признаки сравнения

Эритроциты лягушки

Эритроциты человека

Размеры

крупные

мелкие

Форма

овальные

двояковогнутые диски

Количество в поле зрения микроскопа

немного

много

Наличие ядра

есть

нет

5. Сравните эритроциты лягушки и человека и сделайте вывод о том, какие из них способны переносить больше кислорода и почему?




Обсуждение результатов лабораторной работы.

В ходе лабораторной работы учащиеся должны выявить следующие особенности эритроцитов человека по сравнению с лягушкой:

-очень малые размеры

-большая концентрация эритроцитов в крови

-необычная форма двояковогнутого диска (увеличивает площадь поверхности эритроцита)

-отсутствие ядер в зрелых эритроцитах (молодые эритроциты ядра имеют, но они в дальнейшем исчезают) позволяет разместить больше молекул гемоглобина.

Делают вывод: строение эритроцитов человека идеально подходит для выполнения ими газовой функции. Благодаря особенностям строения эритроцитов кровь быстро и в больших количествах насыщается кислородом и доставляет его в химически связанном виде в ткани.

Подведение итогов урока. Рефлексия. (5 мин.)

Цели: дать оценку работе класса и отдельных обучающихся, инициировать рефлексию деятельности.

Организует рефлексию в форме «Итогового круга».

Выставляет обучающимся отметки за работу на уроке.

Отметки получают наиболее активные на уроке ученики.

Все получат отметки за лабораторную работу после ее проверки.

Сдаем рабочие листы.

Становятся в круг, взявшись за руки, по очереди называют «уроки», усвоенные в ходе занятия.

Комментируют ответы одноклассников, оценивают степень вовлеченности участников своей группы в обсуждение проблемы.


© 2010-2022