Урок на тему Упаковка: за и против

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Использование упаковки: за и против

Цель: сформировать представление учащихся о проблемах использования упаковок.

Задачи

- создать условия для осмысления учащимися экологических проблем, связанных с упаковками товаров.

- развить навыки формирования аргументов и контраргументов, способных отстаивать собственную точку зрения.

- способствовать развитию экологического мировоззрения, навыков осмысления и поиска решения экологических проблем.

Форма урока: ролевая игра

Использование интерактивных методов: интерактивной доски, фрагментов видеофильма «В супермаркете», видеоролика «Животные показывают хороший пример»

Ход урока

Эпиграф

«Мусор не может сравниться по ценности с золотом и серебром, но он лучше отображает социальные «ценности»».

Мы упаковываем все: подарки и продукты, мысли и дела. Ни в чем наша цивилизация не достигла таких высот, как в умении упаковывать, ни в чем люди не были так едины, разрушая все культурные барьеры. Кто изобрел лампочку? Эдисон. Кто изобрел радио? Попов. Кто открыл атомные ядра? Резерфорд. Кто изобрел прививки? Пастер. Кто открыл периодическую таблицу элементов? Менделеев. Кто изобрел телефон? Белл. Список можно продолжать и продолжать. Кто изобрел упаковку? Г-м-м… а правда кто? А какую именно: пластиковую или железную, TetraPak или полителен? Ну, просто мы их не знаем, а вот кто изобрел упаковку? Кто придумал первое название, упаковав образ, назначение и смысл в слово. Этого мы не узнаем, потому что сделали это все вместе.

На современном уровне развития общедоступна и близка к совершенству только упаковка! Все остальное достижения отдельных людей или групп людей, но не всей цивилизации. А упаковка достижение всей цивилизации. Стиль мышления нашего мира стал внешним, глаз, скользит по поверхности не проникая в суть. На пути развития цивилизации упаковка занимает почетное первое место по уровню востребованности.

По информации различных экологических служб, только в Европе ежегодно производится несколько миллионов тонн различной упаковки. Из них перерабатывается только 29% с получением различного вида продукции, а около 30% - направляется на сжигание.

Фрагмент видеофильма «В супермаркете»

Ролевая игра. Класс делится на три группы. Для формирования групп используется жребий. Учащиеся выбирают листочки разного цвета

1группа «Защитники» - розовый цвет

2 группа «Противники» - зеленый цвет

3 группа «Консультанты» - голубой цвет.

Каждая группе предоставляется дополнительная информация. Учащиеся самостоятельно знакомятся с ней.

Первая группа доказывает необходимость использования современной упаковки товара.

Вторая группа показывает вред современных упаковочных материалов.

Третья группа представляет экоупаковки.

Первая группа.

В отличие от полиэтиленовых пакетов бумажные пакеты оказывают самое высокое влияние на глобальное потепление. При производстве бумажных пакетов выделяется на 70 % больше углекислого газа, чем при производстве полиэтиленовых пакетов, и в 50 раз большем количестве загрязняется вода. Производство бумажных пакетов также способствует глобальному потеплению и с другой стороны - происходит масштабная вырубка деревьев.

Все знают, что мы живем в эпоху пластиков. В современном производстве упаковки пластики, применяются повсеместно: для упаковки пищевых продуктов, лекарств, электроники, опасных жидкостей… Такое широкое применение пластика в производстве упаковки объясняется его качествами:

- универсальностью применения (позволяет создать бесконечное количество цветов и форм, что очень важно при создании дизайна);

- возможностью получения пластика с широким набором необходимых физических свойств;

- дешевизной сырья;

- легкостью;

- малой энергоемкостью производства (по сравнению с производством стекла, металла, бумаги).

Кроме того, упаковка в основном несет задачу удобства при транспортировке и информирует потребителя о стране - и предприятии-производителе. Упаковка делает товар отличным от других, позволяет им избавиться от обезличенности, повышать узнаваемость товара.

Вторая группа.

Любой товар из ПВХ пластика, приобретаемый покупателем, потенциально опасен. С течением времени ПВХ начинает выделять канцерогенное вещество - яд. Экспериментально доказано, что ядовитое вещество переходит в продукт, с которым контактирует. Например, в минеральную воду из пластиковой бутылки. Установлено, что винилхлорид имеет прямую связь с раковыми заболеваниями, заболеваниями печени, опухолями мозга и легких, нарушениями функций репродуктивных органов. Мало того, для повышения стойкости к теплу и свету в этот полимер вводят стабилизаторы - соединения свинца, цинка, бария, кадмия, олова.

С точки зрения охраны окружающей среды существует еще одна серьезная проблема использования ПВХ - это сложность его утилизации. Дело в том, что при сжигании ПВХ образуется свободный хлор, при захоронении пластик не разлагается сотни лет, продолжая выделять ядовитые вещества.

Отказ от пластиковых пакетов диктуется следующим:

1. Ключевые компоненты в полиэтиленовых пакетах - невозобновляемые и ограниченные природные ресурсы - нефть и природный газ. На их производство тратится 4 процента всемирной добычи нефти.

2. Самый большой недостаток полиэтиленовых пакетов - то, что они не подвергаются процессам биологического разложения. Фактически время разложения пластикового пакета может длиться до 1000 лет (!).

3. Легкие пластиковые пакеты уносятся ветром, забивают сточные трубы, попадают в общественные водные пути, реки, океаны. В 2005 году город Мумбай в Индии испытал сильное наводнение, приведшее по крайней мере к 1 000 смертельных случаев. Городские чиновники возложили ответственность на ПЭ-пакеты, которые забивали желоба и канализации, препятствуя дождевой воде стекать по подземным системам коммуникации. Подобное наводнение случилось в 1988 и 1998 годах в Бангладеш, что привело к запрету ПЭ-пакетов в 2002 году.

Урок на тему Упаковка: за и против

4. Капитан Чарлз Мур, участвующий в морских путешествиях Морской исследовательской организации «Альгалита» (AMRF), пришел к выводу, что четвертая часть водной поверхности покрыта плавающим пластиковым мусором.

Урок на тему Упаковка: за и против

Сегодня Великий тихоокеанский мусорный участок на 90 процентов состоит из пластика, общая масса которого в шесть раз превышает массу естественного планктона. Сегодня площадь обоих пятен превосходит даже территорию США! Каждые 10 лет площадь этой колоссальной свалки увеличивается на порядок. В ближайшие 10 лет площадь поверхности «мусорного супа» станет угрожать не только Гавайям, но и всем странам Тихоокеанского региона. В том числе и России.

Всемирная общественная организация «За природу» установила, что ежегодно от пластиковых кульков только в Ньюфаундленде умирают более 100 тысяч китов, тюленей, черепах. Более миллиона (!) морских птиц и млекопитающих погибают ежегодно от заглатывания пластикового мусора. В желудках павших морских птиц находят куски пластиковых пакетов, зажигалки и зубные щетки-все эти предметы птицы заглатывают, принимая их за еду. Словом, все то, что попадает в океан, рано или поздно оказывается в желудках у океанских обитателей. Так, 24 августа 2000 года кит-полосатик Брайда умер в Заливе Тринити, в двух километрах от австралийского побережья. Вскрытие показало, что желудок кита был забит пластиковыми пакетами из супермаркетов, пищевой упаковкой, тремя большими листами пластмассы и остатками пакетов для мусора. Еды в желудке кита не обнаружили.

Урок на тему Упаковка: за и против

Урок на тему Упаковка: за и против

Полиэтиленовые пакеты: нефти, используемой, чтобы сделать 14 полиэтиленовых пакетов, достаточно, чтобы проехать на автомобиле 1,6 км. Триллионы полиэтиленовых пакетов, которые люди выбрасывают каждый год, делаются из миллионов баррелей нефти, способствуют глобальному потеплению, исчерпывая нефтяные ресурсы. Опасность для дикой природы, вызванная полиэтиленовыми пакетами, хорошо известна. Более чем миллиард (!) морских птиц и млекопитающих погибают ежегодно от заглатывания пластикового мусора.

Третья группа

Без упаковки нам, конечно же, не обойтись. И сделать ее мы должны союзником, а не врагом.

Мы можем предложить следующее:

1. Сумки многократного использования: сумки многократного использования уменьшают все эти экологические, социальные, и финансовые затраты в сотни раз. Каждая ЭКОСУМКА может заменить до 4 полиэтиленовых пакетов каждый раз, когда она используется. Разработанная, чтобы прослужить 2 года, каждая их них заменит более 400 полиэтиленовых пакетов если использующийся только один раз в неделю. Поскольку люди вкладывают в них капитал, они вряд ли будут разбрасываться по обочинам дорог или на морском берегу.

‛Бумага или пластик?‛ - неправильный вопрос. Пришло время понять, если мы не хотим выбросить наши ресурсы, загрязнять нашу окружающую среду, и наши деньги каждый раз, когда мы делаем покупки, то в следующий раз, когда Вы пойдете в магазин, приносите свою собственную сумку.

Урок на тему Упаковка: за и противУрок на тему Упаковка: за и против

2. Использование макулатуры - это решение сразу двух проблем: вторичной переработки утильсырья и создания оригинальных упаковочных изделий.

Одним из главных преимуществ упаковки из макулатурной массы является то, что она жесткая, но мягкая. Дело в том, что при упаковке изделий сложной конфигурации производители сталкиваются с проблемой: для защиты товара при транспортировке нужно, чтобы он был надежно закреплен внутри упаковки, а сама она была достаточно твердой, чтобы гасить удары и вибрацию.

В процессе производства тары и упаковки используется макулатура и вода. Вид упаковочных изделий может быть практически любым.


Урок на тему Упаковка: за и против

3. Как известно пластиковые бутылки не разлагаются - никаким микроорганизмам они не по зубам. Однако появилась надежда, что вскоре на замену "вечным" 6утылкам придут "смертные" из полилактида, сделанного на основе кукурузы. При температуре 50-60 градусов Цельсия, высокой влажности и наличии микроорганизмов к примеру, в садовом компосте тара из него разлагается в течение месяца, при менее благоприятных условиях - меньше чем за 100 дней, а кроме того, усваивается микробами в морской воде.

Урок на тему Упаковка: за и против

4. Другое, не менее популярное направление - упаковка, которую можно просто взять и съесть. Первыми подобное чудо сотворили американские химики из Службы сельскохозяйственных исследований агрономического управления США. Она не только сохраняет продукты свежими, препятствуя их соприкосновение с воздухом, но и является полноценной заменой какого-либо фрукта, ягоды или овоща. Удивляться не стоит, ведь, по сути, это пленка, спрессованная из высококонцентрированного плодоовощного пюре. Содержащиеся в нем полисахариды и глюкоза придают ей прочность и гибкость. Специально поеденные в состав нерастворимые в воде органические вещества - липиды - обладают водоотталкивающими свойствами, благодаря чему съедобная упаковка не размокает в холодильнике. При этом выглядит она весьма аппетитно, чем-то неуловимо напоминая блинчики. Съедобная упаковка обладает широкой палитрой вкуса - капуста, морковь, томаты, манго, персик, груша, яблоко, земляника и др. Можно использовать ее и в качестве соуса - достаточно приправить съедобную упаковку кетчупом, перед тем как заморозить, а затем разогреть и съесть. Не беда, если съедобная упаковка кому-то придется не по вкусу и окажется на свалке. В отличие от традиционных "собратьев" - алюминиевой или пластиковой пленки, она легко разлагается микроорганизмами. Большие перспективы - у материалов сделанных из кукурузы и молочного протеина

Видеоролик «Снова животные нас спасают», на этот раз они демонстрируют, что в магазинах легко обходятся без пластиковых пакетов, которые губительны для экологии.

Наши предложения

1. Всячески распространять фильмы, в которых показывать страшные картины загрязнения и давать статистические сведения о масштабах производства, использования и переработки пластика, полиэтилена .

2. производить опросы общественного мнения и их высвечивать в листовках. Активно внедрять образ престижности и экологичности бумажной, металлической, полотняной, керамической и возвратной стеклянной тары.

3. Написать сочинения на тему: "Что бы я сделал для решения пластиковой проблемы".

4. Организовать выставку данных сочинений .


© 2010-2022