Конспект урока Клетка-основная структурная и функциональная единица живого

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока в 10 классе.

Тема:Клетка-основная структурная и функциональная единица живого.

Цели:

Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать знания об истории создания клеточной теории, о строении и функциях клеток всех царств живой природы.

  • используя знания клеточной теории показать единство происхождения всего живого на Земле

  • закрепить понятия о клетке как открытой биологической системе,структурной и функциональной единице живого.

Развивающие:

  • развивать у учащихся умения сравнивать,анализировать,делать выводы.,пополнять словарный запас биологических терминов. Обсуждая проблемные задачи, устанавливая взаимосвязь строения и функции органоидов,рассматривая плазмолиз и деплазмолиз в растительной клетке, развивать у учащихся логическое мышление и творческие способности.

Воспитательные:

  • работая в группах, создавать доброжелательную рабочую обстановку сотрудничества, соблюдение дисциплины, активное отношение к учебному труду, выполнению заданий.

Тип урока:

урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование:

Таблица «Строение растительной клетки»,таблица «Строение животной клетки»,микроскопы,лабораторное оборудование,инструктивные карточки к лабораторным работам.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Обобщение и систематизация изученного материала.

Звучит музыка Вивальди «Времена года»-весна.

Эпиграф урока:

Клетки-"элементарные органы", "кирпичики, из которых возведено здание организма",

К. А. Тимирязев.

На сегодняшнем уроке мы должны систематизировать и обобщить знания,полученные при изучении раздела «Клеточный уровень организации живого».Урок проведем в нетрадиционной форме,класс заранее разделили по интересам на 4 творчески работающие лаборатории:цитологов,мембранологов,биохимиков и биофизиков,в каждой лаборатории есть свой руководитель.Все лаборатории получили творческие задания,которые будут решать в ходе выполнения работы.Руководители лабораторий кратко ознакомят членов своих лабораторий с творческими заданиями.На выполнение работы отводится 10-15минут.

Учитель :Клетка. Кто она такая? (открыть изображение клетки на экране)

Маленький комочек слизи, который можно увидеть лишь в микроскоп или мельчайшая частица Вселенной, в которой умещаются все понятия жизни? Чтобы лучше понять это, давайте вернёмся мысленно и зрительно в те далёкие времена, когда люди впервые произнесли слово «клетка».

XVII век - это время, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всём: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите, звучит эта чудодейственная музыка великого композитора Вивальди, который жил и творил в это время. Звучат «Времена года»-Весна, а это и шум весеннего ручейка, и щебет птиц в голубом небе. На доске - работы голландских пейзажистов XVII века и здесь вы видите прекрасные картины природы.

В этом веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей,которые пытались проникнуть в самые тайны живой природы.Представитель от лаборатории цитологов познакомит с историей цитологии.Какие события произошли в биологии,совершившие переворот в воззрениях на строении живых существ.

Презентация «Клеточная теория»

Итак, целый ряд открытий подготовил выход в свет клеточной теории.

Что же такое клетка?

Ученик: Клетка - элементарная единица живой системы. Элементарной структурной единицей она может быть названа потому, что в природе нет более мелких систем, которым были бы присущи все без исключения признаки живого.

19 век ознаменовал себя 3 великими открытиями:

Клеточная теория Шванна и Шлейдена

Эволюционная теория Ч.Дарвина

Закон сохранения и превращения энергии М.В.Ломоносова.

Наши лаборатории выполняют творческие задания,опираясь на положения клеточной теории.Первые три постулата были сформулированы авторами теории Шванном и Шлейденом

Постулат №1: «Все организмы состоят из одинаковых в сущности частей, именно из клеток эти образуются и растут по одинаковым, в сущности, законам».

Постулат №2: «Каждая клетка в определённых границах есть индивидуальное некое самостоятельное целое. Но эти индивидуумы действуют совместно так, что возникает гармоническое целое. Все ткани состоят из клеток или образуются из клеток»

Постулат №3 «Общий принцип развития для элементарных частиц организма - клеткообразование. Вначале имеется бесструктурная неживая субстанция. Из этой субстанции по определённым законам образуются клетки».

Рудольф Вирхов - немецкий патологоанатом внес изменения в 3 постулат в книге «Целлюлярная патология».

«Всякая клетка происходит из другой клетки. Там, где возникает клетка, должна была предшествовать клетка, подобно тому, как животное происходит от животного, растение - от растения».

III. Отчеты творческих лабораторий.

.Лаборатория цитологов №1

Лабораторная работа.

Тема:Сравнение растительной и животной клетки под микроскопом.

Цель:закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом,находить особенности строения клеток различных организмов,сравнивать их между собой.

Оборудование:микроскопы,предметные и покровные стекла,стаканы с водой,стеклянные палочки,лук репчатый,микропрепараты клеток многоклеточных организмов.

Ход работы.

1.Приготовить микропрепараты кожицы лука, рассмотрите их под микроскопом ,а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.

2.Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.

Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

3.Сравните между собой эти клетки.Ответьте на вопросы:в чем заключается сходство и различие клеток?Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов?

4.Вывод:Попытайтесь объяснить,как шла эволюция животных и растений.

Руководитель лаборатории делает вывод,что сходство клеток всех царств живой природы

свидетельствует о единстве живой природы.Выполняя лабораторную работу опирались на положение клеточной теории:Клетки всех живых организмов сходны по строению.

Проблема:С какими патологическими изменениями,происходящими на уровне клеток,могут быть связаны болезни обмена веществ.Приведите примеры.

Лаборатория мембранологов №2.Мембранология-отрасль биологии,изучающая строение мембран,появилась в 50-х годах 20века,развивается быстрыми темпами.Представители лаборатории объясняют строение мембраны,свойства и функции.

Лабораторная работа .

Тема: Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснять полученные результаты.

О б о р у д о в а н и е: микроскопы, предметные и покровные стёкла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

Х о д р а б о т ы:

  1. Приготовьте препарат кожицы лука , рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.

  2. Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.

  3. Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.

  4. Вывод работы:Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: куда двигалась вода ( в клетки или из них ) при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется? Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время? Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?

  5. Руководитель лаборатории делает вывод,что сходство процессов жизнедеятельности свидетельствует о единстве живой природы.

  6. .Выполняя лабораторную работу опирались на положение клеточной теории:Клетки всех живых организмов сходны по процессам жизнедеятельности.

Лаборатория биохимиков №3

Химический состав клеток.Сходство химических элементов,органических и неорганических веществ.

Лабораторная работа .

Тема:Каталитическая активность ферментов в живых тканях.

Цель:сформировать знания о роли ферментов в клетках,закрепить умение работать с микроскопом,проводить опыты и объяснять результаты работы.

Оборудование:свежий 3% раствор пероксида водорода,пробирки ,ткани растений(кусочки сырого и вареного картофеля) и животных(кусочки сырого и вареного мяса или рыбы).

Ход работы.

1.Приготовьте пять пробирок и поместите в первую пробирку немного песка,во вторую-кусочек сырого картофеля,в третью-кусочек вареного картофеля,в четвертую-кусочек сырого мяса,в пятую-кусочек вареного мяса.Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода.Пронаблюдайте,что будет происходить в каждой из пробирок.

2.Составьте таблицу,показывающую активность каждой ткани при различной обработке.

№опыта

что брали

что делали

что наблюдали

вывод

№1

Пробирку с песком

№2

Пробирку с сырым картофелем

№3

Пробирку с вареным картофелем

№4

Пробирку с сырым мясом

№5

Пробирку с вареным мясом


3.Объясните полученные результаты.Ответьте на вопросы:в каких пробирках проявилась активность ферментов.Объясните,почему?Как проявляется активность фермента в живых и мертвых тканях?Объясните наблюдаемое явление.Различается ли активность фермента в живых тканях растений и животных?Как вы считаете,все ли живые организмы содержат фермент каталазу,обеспечивающий разложение пероксида водорода?Ответ обоснуйте.

Руководитель лаборатории делает вывод,что единый химический состав клеток свидетельствует о единстве происхождения всего живого. .Выполняя лабораторную работу опирались на положение клеточной теории:Клетки всех живых организмов сходны по химическому составу.

Лаборатория биохимиков №4

То что в клетке есть электричество,стало известно с появлением теории Бернштейна в 20 веке.Для чего клетке живое электричество?чем обусловлено его появление?

Проблема:

Сравнить клетки мышечной,нервной,костной,эпителиальной покровной ткани.Объяснить, клетки какой ткани обладают только потенциалом покоя(ПП),а какие только потенциалом покоя и потенциалом действия(ПД) и почему?

Отчет по проблеме.Рассматривая проблему опирались на положение клеточной теории:

Клетки всех живых организмов сходны по процессам жизнедеятельности.

III.Общий вывод:

Ученик: клетка - это важнейшая составная часть всех живых организмов. Она их главный компонент в морфологическом отношении; клетка является эмбриональной основой многоклеточного организма. Клеточная теория позволила прийти к выводу о сходстве химического состава всех клеток и еще раз подтвердила единство всего органического мира. Знания о клеточном строении используется в медицине, в вопросах о происхождении органического мира.

Учитель:Дальнейшее совершенствование микроскопической техники, создание электронного микроскопа и появление методов молекулярной биологии открывают широкие возможности проникновения в тайны клетки, познании ее сложной структуры, многообразии протекающих в ней биохимических процессов. Клетка - элементарная единица живой системы.

Сегодня на уроке мы рассмотрели лишь небольшую часть того,что происходит на уровне клетки.Наши знания далеко не абсолютны,каждый год приносит новые открытия,новые сведения о строении и функциях клеток,появляются новые отрасли биологии,изучающие клетку.Наука не стоит на месте,она движется вперед,многие открытия,я уверена,будут сделаны и вами.

IY.Рефлексия.

Прикрепить на доску лист ватмана. На нём нарисовано Вольвокс,имеющий форму шара-по форме напоминает планету Земля.Вольвокса относят к переходным формам между одноклеточными и многоклеточными. Каждый учащийся выбирает листочек зеленого цвета, отражающий клетки вольвокса.и пишит на них высказывания:

- на уроке мне больше всего запомнилось...

- Меня удивило то, что...

- После урока я расскажу свои друзьм о...

- Ещё мне хотелось бы узнать...

- Знания, полученные на уроке, я могу использовать в...

- Лучше всех на уроке работал...

Варианты начала высказываний могут самые разнообразные. «клетки» крепят на доске,заполняя пространство шара-вольвокса.

Y.Рефлексия.

Подведение итогов работы на уроке.

Учитель:На сегодняшнем уроке мы обобщили и подвели итоги по раделу «Клеточный уровень организации жизни».Мы закончили изучение клетки,клетки из которых состоит все живое на Земле.

Оценки за урок.

YI.Домашнее задание.

1.Повторить строение клетки.

2.Процессы жизнедеятельности,протекающие на уровне клетки.

3.Сдать тетради для проверки лабораторных работ,выполненных на уроке.



© 2010-2022