Внеклассное мероприятие по экологии

  Внеклассное мероприятие по экологии   «Таинственное болото»                 Выполнила работу учитель биологии                                                                     БОУ НюМР ВО «Брусенская ООШ»                                                            Мальцева Светлана Витальевна                     2014     Цель: познакомить детей со значением болот, с видовым разнообразием растений и животных болотных экосистем, сформировать положительное отношение к этому природному объекту,...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Внеклассное мероприятие по экологии


«Таинственное болото»



Выполнила работу учитель биологии

БОУ НюМР ВО «Брусенская ООШ»

Мальцева Светлана Витальевна





2014

Цель: познакомить детей со значением болот, с видовым разнообразием растений и животных болотных экосистем, сформировать положительное отношение к этому природному объекту, развивать познавательные интересы детей, любознательность.

Ведущая. Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку: « Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя?». Что это? (Болото). Каждый из вас, наверняка, бывал на болоте. Вокруг нашего поселения их довольно много. Посмотрите на карту Нюксенского района, какие болота находятся поблизости от нашей деревни? (работа с картой, ответы детей). Правильно, это болота - Прудовик, Кительмино. Взгляните ещё на карту: откуда берёт начало река Брусёнка, протекающая по территории нашего поселения? Действительно, истоком реки является болото, вернее два: один рукав берет начало из болота Долгое, а другой из болота Поточное. А что же это такое - болото? Болотами называют участки суши, где почвы постоянно или большую часть года переувлажнены. В болотных экосистемах растительные остатки не перегнивают до конца, и поэтому образуется не гумус, а торф.

Болота - это летопись природы, не было бы болот на Земле, вряд ли бы мы узнали, что в Гренландии и на Шпицбергене когда-то очень давно росли магнолии и пальмы. За сотни миллионов лет слой торфа превратился в горизонты каменного угля. И в них в виде отпечатков явились скелеты диковинных животных и причудливых видов растений.

А знаете ли вы, что 2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий? В 1975 году вступила в силу принятая 2 февраля 1972 года Конвенция о водно - болотных угодьях. Её основная задача - охрана морских заливов, озёр и заболоченных территорий от загрязнения химическими отходами. В России под охрану взяты 35 территорий и акваторий водно-болотных угодий международного значения и ещё 166 участков рекомендуются для внесения в список водно-болотных угодий, охраняемых Рамсарской конвенцией. В Нюксенском районе под охрану взято 6 болот. Около 11% площади нашего района занимают болота: верховые, низинные и переходные.

Как вы относитесь к болотам? (ответы детей). Правильно, с одной стороны болото-это комары, сырость, страх, там можно утонуть, там «живёт нечистая сила», а с другой стороны - человек берёт для себя ягоды, лекарственные растения. Отрицательных черт можно назвать много. Но отношение к болотам в настоящее время меняется. Если леса часто сравнивают с лёгкими нашей планеты, то роль болот в биосфере можно сравнить с ролью печени и почек в организме. Болота-охранители всех других экосистем, обеспечивающих биосферу пресной и чистой водой.

А давайте-ка «прогуляемся» по болоту! Боитесь по нему ходить? Да, оно зыбкое, топкое, пройти его можно только по кочкам! (Ведущая предлагает учащимся поиграть)

Игра «На болоте». В игре участвуют две команды по 5 человек. Первым двум участникам выдаётся по два листа бумаги - это и будут «кочки». Нужно положить лист на пол, встать на него двумя ногами, другой лист положить впереди себя. Переступить на другой лист, обернуться, взять первый лист и положить впереди себя. Таким образом, надо пройти определённое расстояние, вернуться назад и передать листы-«кочки» следующему участнику команды. Выигравшая команда получает приз.

Ведущая. А вы знаете, какие растения растут на болоте? (ответы детей). Молодцы! Действительно, растений на болоте не так много, но все они своеобразны. Трудно растениям на болоте: большая влажность, воздух и тепло плохо проникают в глубь торфяной толщи, вода бедна азотом, отличается кислой реакцией. В таких условиях могут жить немногие растения. Одно из таких растений - росянка круглолистная (демонстрация). Это растение - хищник, она способна «ловить» и переваривать насекомых! Всем известно, что болото - мошкаринное и комариное царство. И вот комарик уселся на лист росянки, лапки у него прилипли. Он дергается, но при этом только задевает за всё новые капельки слизи. Волоски на листе начинают медленно шевелиться. А по прошествии около получаса пластинки листа смыкается над пойманным комаром подобно закрытой ладони. Когда через два - три дня лист росянки снова откроется, на его поверхности окажутся лишь остатки от комара: крылышки, лапки и брюшные колечки; всё остальное уничтожено - впитано листом.

Эй, комарик, берегись!

На лист росянки не садись -

Придётся с жизнью распрощаться:

Раз сядешь - вновь уж не подняться…

Но вместе с тем росянка - растение полезное, из неё изготавливают лекарство от простудных заболеваний, из неё получают жёлтую и красную краски, её используют в кондитерском деле и даже для консервирования молока.

Ещё одно растение болот (из семейства вересковых)- багульник (демонстрация). Он напоминает о своём присутствии, прежде всего запахом: вы вступили в болото, ещё не видите растения, но почти сразу же ощущаете резкий, дурманящий запах. Его стебли и листья выделяют летучее ароматное масло. Оно обладает раздражающим и наркотическим действием, в больших дозах парализует нервную систему. В гомеопатии растение используют при лечении ревматизма, артрита, астмы, коклюша.

На болоте можно встретить ещё растения из семейства вересковых: клюкву, бруснику, голубику (демонстрация растений). Чем они похожи? (ответы детей). Правильно, их объединяет то, что все они кустарнички или полукустарнички с деревянистыми стволиками и с кожистыми листьями. Они могут быть вечнозелёными (как брусника) или листопадными (как голубика).

Игра для двух команд: Задание. Выбрать все вересковые (багульник, брусника, голубика, клюква) из предложенных растений (+ шиповник, малина, рябина и т.п.)

Одну из болотных осок называют пушицей (демонстрация). При созревании у неё на концах стеблей образуются пушинки. Они помогают мелким, лёгким семенам улететь с ветром. «Ватой» из пушицы в деревнях, стоящих вблизи болот, набивали подушки и матрацы и даже делали из неё ткани.

А знаете ли вы, как выглядит рогоз? (показ растения.) В народе его часто неправильно называют камышом или тростником. У рогоза есть два замечательных приспособления, чтобы пережить зиму. Первое - семена. Те самые бархатные головки, которыми вы часто любуетесь летом. Они состоят из множества семян, снабжённых, как у одуванчика, летальными волосками. Второе приспособление - толстые корневища, разросшиеся в илистой, топкой почве. В них на зиму откладываются питательные вещества. Они понадобятся рогозу весной, когда наступит пора пробуждения.

Отгадайте-ка ещё одну загадку. « Мягок, а не пух, зелен, а не трава». (Мох.)

Больше всего на болоте мхов. Пушистым зелёно - бурым, коричневатым ковром они покрывают все кочки и углубления. И самый распространённый среди них - сфагновый (торфяной). (Ведущая показывает мох сфагнум.) Этот мох обладает замечательным свойством - он поглощает и удерживает в себе много воды. В десятки раз больше, чем весит сам! Недаром в переводе с греческого «сфагнос» означает «губка». (Демонстрируется впитываемость сфагнума: положить сухой сфагнум в прозрачную ёмкость с водой, через некоторое время показать.) Он обладает способностью беспрерывно, из года в год, нарастать вверх. В то время как верхушка стебля нарастает и разветвляется, нижний конец его постепенно отмирает. Не только корней, отсутствующих у всех мхов, но и ризоидов у сфагнума нет. Отмирающие части идут на образование торфа.

Сфагновый мох обладает сильным бактерицидным (т.е. убивающим бактерии) действием. Во время войны его использовали для повязок. Применяют сфагнум и для утепления стен (его закладывают между брёвен). А где ещё можно применить этот мох? (ответы детей.)

Болото - это не только растения, но и места обитания многих животных, здесь они находят пищу и укрытие. Один из главных элементов болот - водоплавающие птицы (ознакомление с экспозицией.) Каких болотных птиц вы можете назвать? (кулики, гуси, утки…) На сфагновые болота приходят кормиться и млекопитающие: лиса, волк, медведь. А без кого ещё невозможно представить болото?

Загадки: - Не зверь, не птица,

Нос как спица,

Летит - кричит,

Сядет - молчит... (комар.)

- И в лесу мы и в болоте;

Нас всегда везде найдёте,

На поляне, на опушке,

Мы зелёные …(лягушки.)

Действительно, без комаров и лягушек болото трудно себе представить. Лягушку даже можно назвать королевой болот, потому что их там бывает очень много.

Игра: «Лягушка на охоте».

Играют две команды. Для эстафеты потребуется две пары ласт и два теннисных мячика. Ласты помогут вжиться в образ лягушки, а теннисный шарик будет «лягушачьей жертвой» - комаром. Итак, первый участник надевает ласты на ноги, садится на корточки и по сигналу начинает движение вперёд, прыгая, как лягушка. Доскакав до поворотной отметки, он разворачивается лицом к своей команде. В это время следующий участник, стоящий на линии старта, бросает «лягушке» теннисный мяч - «комара». «Лягушка» должна поймать «добычу» и вернуться с ней домой, т.е. к команде, передать ласты второму участнику, а мяч - третьему. Чья команда справится быстрее.

Сейчас мы с вами посетим мастерскую Лесовичка, он приглашает каждого из вас сделать для себя лягушку (под руководством взрослого занимаются оригами).

Игра с бумажными лягушками: «Чья лягушка дальше прыгнет?»

А сейчас проверим, всё ли вы знаете о лягушках. Игра «Вопрос - ответ».

Вопрос и ответ на разных листочках, но под одним номером. Ученик берёт листок с вопросом, если не может ответить, то берёт листок из ответов, но под тем же номером.

Вопрос: Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу? Почему?

Ответ: Кожа лягушки это одежда, которая прикрывает и защищает тело то различных воздействий двух сред - суши и воды. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у обычных лягушек происходит до 4 раз в год. Старую кожу земноводные съедают.

Вопрос: Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки? Почему?

Ответ: Нельзя. У лягушки нет рёбер и грудной клетки. Отсутствуют и дыхательные мышцы, которые поднимают и опускают рёбра при вдохе и выдохе.

Вопрос: Мигают ли лягушки? Если мигают то почему?

Ответ: Мигание - приспособленный процесс, возникший в связи с пребыванием лягушек на суше. Их глаза приобрели парные подвижные веки и мигательную перепонку, которые защищают роговицу от высыхания и засорения.

Вопрос: Почему лягушка пучеглазая?

Ответ: Глаза у лягушки принимают участие в акте глотания, который характерен только для земноводных. Глазные яблоки, вдавливаясь внутрь, благодаря сокращению специальной мышцы, способствуют проталкиванию пищи в глотку.

А теперь попробуем подвести итог сегодняшней встречи и ответить на вопросы: для чего нужны болота в природе?

- какова роль болот в жизни человека?

- что вам сегодня особенно запомнилось?

- что нового вы узнали?

Большое спасибо всем принявшим участие в этом мероприятии.

До следующей встречи!

Литература:

  1. Ботанический кружок «В мире растений». Паланов А. В. 1993 г.

  2. Экологическое воспитание в школе. Норенко И. Г. 2007 г.

  3. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия по биологии. Касаткина Н. А. 2008 г.

  4. Журнал «Биология в школе» №8 2006 г.

  5. Ботанические экскурсии. Полянский И. И. 1968 г.

  6. Дикорастущие полезные растения. Губанов И. А., Киселёва К.В. 1987г.

8

© 2010-2022