Урок-проект Формула здоровья 8А класса

При изучении биологии у детей возникает много вопросов, которые не рассматриваются в пределах школьной программы. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для поиска дополнительной информации. Главное, чтобы виды проектной деятельности были бы адекватны возрасту, чтобы весь процесс был окрашен положительными эмоциями, поскольку любая проектная деятельность осуществляется исключительно на добровольной основе. Основной формой реализации проектного о...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-проект по биологии по теме «Формула здоровья 8 А класса.»



Форма проведения: урок-проект

Цели:

Образовательные:

- Создать условия для обобщения знаний по вопросу сохранения собственного здоровья в современном обществе.

- Продолжить формировать знания о здоровом образе жизни.

Развивающие:

- Развивать навыки групповой работы и основы творческой деятельности.

- Способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников и правильно формулировать выводы в процессе обобщения изученного.

Воспитательные:

- Воспитывать атмосферу делового сотрудничества и взаимоуважения.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, плакат «Формула здоровья».

Метод обучения: проектно-исследовательский, проблемный.

Предварительная работа:

- тестирование;

- исследование проблемы;

- пути её решения.

Творческие группы:

Социологи. Исследователи. Специалисты.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Именно так мы приветствуем друг друга при встрече. И в этом заложен большой смысл. Мы желаем человеку здравствовать. Жить здраво, т.е. полезно и для себя, и для окружающих. Жить в гармонии с природой. Жить одухотворенно. Жить качественно.

А как точно написал о значении сказанного при встрече «здравствуйте» В. Солоухин:

- Здравствуйте!

Поклонившись мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте!

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше мы ведь ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда - нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека - самая главная его ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем!

Сегодня у нас необычный урок, сегодня вы не просто зрители действий, которое будет происходить на сцене, - сегодня мы вместе с вами выведем формулу здоровья, от каждого из вас будет зависеть успех нашего общего дела. Результатом урока - проект в виде плаката с «формулой здоровья».

2. Работа над проектом.

Каждому из нас хочется быть красивым, умным, сильным, здоровым! Еще в 19 веке немецкий философ Артур Шопенгауэр сказал: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое благо не может доставить удовольствия». (Презентация 1)

Но вернемся к самому началу. Прежде чем вывести формулу здоровья, давайте уточним, что же такое здоровье? Запишите на цветных листочках ваше определение. Заслушаем некоторые. Ваши определения мы поместим на плакат.

Предполагаемые ответы:

- Здоровье- это когда ничего не болит;

- Здоровье- это когда тебе хорошо;

- Здоровье - от слова «здорово»;

- Здоровье- это гибкость и стройность;

- Здоровье- это выносливость;

- Здоровье- это гармония;

- Здоровье - когда у человека хороший аппетит;

- Здоровье- это красота;

- и т. д.

До 1940 года здоровьем подразумевалось отсутствие заболевания. Здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни.

Здоровье - это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия. (Презентация1) Поднимите, пожалуйста, руки, кто не болел в этом году ни разу. А кто один раз в году? А кто 2 и более раз? Посмотрите, мы привыкли к тому, что человеку естественно болеть! А ведь это неверная установка! Давайте изменим установку и запомним: что человеку естественно быть здоровы! Ученые доказали, что человек должен жить 150 - 200 лет! Так, например, древние греки (пеласги) считали, что умереть в 70 лет - это почти то же самое, что умереть в колыбели. Как свидетельствуют историки, продолжительность жизни пеласгов составляла около 200 лет. При этом до конца своих дней они сохраняли жизненные силы и не седели. Человеческое сердце имеет потенциал как минимум на 300 лет жизни, легкие - лет на 200 и примерно столько же лет все внутренние органы! Одним словом, средняя продолжительность жизни человека должна составлять как минимум 150 лет. Станет ли это реальностью, предугадать невозможно, но уже сегодня средняя продолжительность жизни в Европе составляет 74,9 лет, а в Японии - 87,5 лет.

Средняя продолжительность жизни в России у мужчин 63 года, у женщин 71 - 72 года. В большинстве регионов Сибири продолжительность ниже, чем в целом по стране, а в Кузбассе ниже, чем в целом по Сибири. Ожидаемая продолжительность жизни в России 66,6 лет, чуть выше этого показателя Омская и Новосибирская области 67,1и 67 лет. На уровне России - Алтайский край. В Томской области продолжительность жизни составляет 65,5 лет, в Кемеровской области меньше всех - 63,4 года. Для сравнения: ожидаемая продолжительность жизни в Японии - 80 лет, в Канаде - 79 лет, в Швейцарии - 78,6, Швеции - 78,5.

Средние сроки жизни человека в разные эпохи. (Презентация 1)

Век Возраст

Каменный век 19

Бронзовый век 21,5

Европейская античность 20 - 30

XVI в. 27, 5

XVII в. 29

XVIII в. 28,5

1801 - 1880 гг. 35,5

1891 - 1900 гг. 40,6

1901 - 1910 гг. 44,8

1924 - 1926 гг. 56

1932 - 1936 гг. 59,8

1946 - 1947 гг. 57,7

1970 - 1980 гг. 73

1990 - 2000 гг. 68

2000 - 2010 гг. 64

- А сколько лет тебе отпущено природой? Это мини-исследование проводила в вашем классе Якушева Юля, сейчас она выступит по этому вопросу. (Презентация 2)

- Выступление с презентацией ученицы.

Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% - от работы медиков. Остальные 85% в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению. (Презентация1).

- А теперь послушаем наших исследователей, которые предоставят нам картину заболеваемости в нашем классе. Карпенко Артём работал над темой «Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей» (Презентация 3), Герасименко Ксения - «Состояние здоровья по медицинским показаниям» (Презентация 4).

Итак, по результатам этих мини-исследований мы увидели состояние вашего здоровья. Вам только по 14-15 лет, а уже есть много проблем. Такая картина, наверное, ещё и потому, что у подростков другие приоритеты.

Если бы вас попросили распределить по важности следующие понятия: квартира, деньги, здоровье, путешествия, карьера, дети. Что получилось? Что у вас на первом месте? Здоровье? А если бы вы были не на уроке биологии, то ваши оценки совпали бы с опросами социологов, оказывается, в основном все школьники ставят здоровье на 4 место.

А теперь попробуем найти пути решения этих проблем. Больше всего в вашем классе болеют простудными заболеваниями. Это о чём говорит? О слабом иммунитете. Как же сопротивляться инфекции?

Чтобы поддерживать высокий уровень работоспособности, японцы начинают закаляться с 4 лет, т.к. большие умственные нагрузки требуют большой физической выносливости. Итак, один из факторов, положительно влияющих на здоровье, ЗАКАЛИВАНИЕ. По данному вопросу у нас специалист Гетман Андрей. (Презентация5)

- Выступление ученика.

Один из известных диетологов сказал: «Одно только поколение правильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столько редким явлением, что на них будут смотреть, как на нечто необыкновенное».

- Выступление о правильном питании. Горкуша Артём (Презентация 6)

Пожалуй нет человека у которого не было бы кариеса, у вас в классе тоже есть и эта проблема. Вы знаете, что зубы могут быть источником инфекции в организме. Какие же профилактические меры мы можем предпринимать? Об этом расскажет Ананьева Ира.

- Выступление ученицы. Правила в виде листовки помещает на плакат.

Есть такая поговорка: «Человек настолько молод и здоров, насколько молод и здоров его позвоночник». (Презентация 1) Статистика говорит, что после 35 лет каждый пятый из нас становится обладателем радикулита - одного из многочисленных синдромов остеохондроза. Вообще болезни позвоночника - это источник страданий, которые в той или иной степени выпадают на долю практически каждого современного человека. Проблемы этим уже коснулись и вашего класса. Дадим слово специалистам: Сухих Кристине и Грязиной Яне.

- Выступление учениц. Поднимают всех присутствующих и проделывают некоторые упражнения. На плакат помещают комплекс упражнений.

Один из способов быть счастливым, считают американцы, - проявлять физическую активность доставляет здоровому человеку настоящее наслаждение. Академик И.С. Павлов назвал это «мышечной радостью». По мнению некоторых ученых, при физических усилиях в мозгу вырабатываются своего рода естественные наркотики, приводящие к эйфории. Для этого годятся бег, ходьба на лыжах, любые виды спорта, танца - все, что доступно.

- Выступление Раченкова Дениса о гиподинамии.

Послушайте притчу:

Ехали два извозчика, с нагруженными телегами, ехали друг за другом.

«Что везешь?»- спросил ехавший вторым у первого.

«Вино и пиво»,- ответил первый.

«О, тогда я еду за тобой!»- воскликнул второй

«Значит, закуску везешь?»- спросил первый.

«Нет, надгробные камни», - последовал ответ.

К сожалению, физический, психический, моральный и экономический ущерб человеку и обществу наносят пьянство, алкоголизм, наркомания. И такая вредная привычка, как курение. Все эти пороки, к несчастью, сегодня широко распространены среди молодежи. Молодые люди порой и не осознают, какой вред может нанести это их здоровью.

О пьянстве сложено немало пословиц и поговорок. Попробуйте объяснить, как вы понимаете их смысл.

1. Пьяному море по колено, а лужа - по уши.

2. Что у трезвого на уме - у пьяного на языке.

3. С хмелем познаться - с честью расстаться.

4. Пить до дна - не видать добра.

Результаты анкетирования по проблеме курения изложит Якушева Юля (Презентация 5). Дрыгайло Антон расскажет о вредном воздействии курения. А Логачёва Наташа нашла видеофрагмент о вреде курения и предлагает вам посмотреть. (Видеофрагмент) и дополнит рассказ Антона (Презентация 8)

Даже при однократном употреблении очень большого количества алкоголя могут возникнуть значительные поражения коры головного мозга.

100 г - пива убивает 3000 клеток головного мозга.

100 г - вина убивает 5000 клеток головного мозга.

100 г - водки убивает 7500 клеток головного мозга.

Думаю, что увиденное вас задело и вы, прежде чем закурить хорошенько подумаете «стоит ли?». Всемирная организация здравоохранения в 1988 году объявила 31 мая всемирным днем без табака. Перед мировым сообществом была поставлена задача - добиться, чтобы в 21 веке проблема табакокурения исчезла.

Чтобы говорить о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они нас подстерегают на каждом шагу. Говорят, что резкое пробуждение и подъем - это уже стресс. Дорога - стресс. Родители ругают… С друзьями поссорился… И так далее… Но нужно учиться избегать утомления, нервных стрессов, быть бодрым и работоспособным.

Попробуйте определить свое физическое состояние с помощью опросника. Внимательно прочтите каждое утверждение. Если ваше ощущение совпадает с его содержанием, в листке для ответов напортив соответствующего номера утверждения поставь ответ «да», в противном случае - «нет». Если затрудняешься с выбором, поставь оба ответа.

Опросник.

1. Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком.

2. В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым я раньше относился спокойно.

3. Я стал вялым и безразличным.

4. Мне трудно удержать в памяти дела, которые необходимо сделать сегодня.

5. В последнее время мне стало труднее учиться.

6. У меня ровный и спокойный характер.

7. Меня мучают боли в висках и во лбу.

8. У меня бывают приступы сердцебиения.

9. Мне трудно сосредоточиться на задании.

10. У меня иногда возникает ощущение тошноты.

11. У меня часто болит голова.

12. Моя учеба и увлечения перестали мне нравиться.

13. Я постоянно хочу спать днем.

14. Мои близкие стали замечать, что у меня портится характер.

15. Мне нравится работать в коллективе.

16. Я с удовольствием прихожу в школу.

17. У меня чаще всего беспокойный сон.

18. Я все время чувствую себя усталым.

Подсчитай баллы.

ответ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

+ 0 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1 1 1

- 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0

Если получилось более 6 баллов, это свидетельствует о наличии начальной формы хронического утомления.

Тому, кто набрал боле 6 баллов, стоит подумать о более рациональном режиме дня, о снижении нагрузок, возможно, о нормализации взаимоотношений со сверстниками, родителями. Конечно, лучше бы выйти на свежий воздух, быстро походить или побегать, сделать несколько дыхательных упражнений. Но если такой возможности нет, выручит холодная вода, которая снимет и усталость, и нервное напряжение, и даже стрессовое состояние.

Жизнь иногда преподносит неприятные сюрпризы: настроение из - за этого неважное, подавленное, порой отчаянное, а то и безнадежное. Естественно, это самым пагубным образом сказывается на здоровье. Что тут можно посоветовать? Главное - не зацикливаться на своих неприятностях! Вспоминай и о том хорошем, что подарила тебе жизнь.

Учитель записывает на плакате «ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ».

Есть еще одно замечательное средство от стресса - это песня. Когда вам плохо, попробуйте петь. Звучит музыка.

На любом концерте обычно люди аплодируют. Аплодисменты зрителей - это не только благодарность певцу, но еще и массаж ваших ладоней, а через них и массаж внутренних органов. Доказано, что чем больше аплодисментов в зале, тем лучше настроение у зрителей. Поэтому многие артисты, прежде чем спеть, просят зрителей поаплодировать.

3.Обобщение. Итоги урока.

Какая у нас получилась формула? Сможем ли мы воспользоваться ею?

Всё зависит от каждого из нас.

Желаю здоровья крепкого,

Что в жизни всего ценней,

Лелеять мечту заветную,

Всем сердцем стремиться к ней.

Пусть сбудутся все желания,

Жизнь будет всегда щедра,

Желаю во всём понимания,

Здоровья, тепла и добра!

Рефлексия.





© 2010-2022