- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа 7 класс 8 вид
Рабочая программа 7 класс 8 вид
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карпова И.А. |
Дата | 02.05.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Администрация Поспелихинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №1»
-
«Рассмотрено»
Руководитель РМО
_________ Карпова И. А.
Протокол № ______
от «____»________2014 г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
________ Кабакова И. А.
«____»__________2014 г.
«Утверждаю»
Директор школы
______ Пустовойтенко Н. А.
Приказ № _______
от «___»_________2014 г.
Рабочая программа
по предмету «Естествознание» (биология)
7 класс
для детей с нарушениями
интеллектуального развития
на 2014-2015 учебный год
Программа составлена на основе образовательной программы
по естествознанию (биология) для 6-9 классов
специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида
Составитель:
Карпова Ирина Анатольевна,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
с. Поспелиха
2014год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана на основе авторской программы «Специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы» под ред. доктора пед. наук В.В.Воронковой, Москва, "Владос", 2010
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год.
В рабочую программу внесено изменение по учебному плану надомного обучения: уменьшено количество часов до 1часа в неделю, 35 часов в год.
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию.
Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ является основой структуры данной образовательной программы.
Цели обучения: формирование элементарных понятий о строении и жизнедеятельности растений, о роли растений в природе и жизни человека.
Преподавание биологии в коррекционной школе 8 вида должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Основными задачами преподавания биологии являются:
-
сообщение обучающимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни растений);
-
экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе;
-
первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними;
-
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
-
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
Биология как учебный предмет в 7 классе состоит из следующих разделов:
-
Введение.
-
Многообразие растений
-
Цветок.
-
Семя растений.
-
Корни.
-
Лист.
-
Стебель
-
Растение - целостный организм.
-
Бактерии.
-
Грибы.
-
Мхи.
-
Папоротники.
-
Голосеменные.
-
Покрытосеменные или цветковые.
-
Однодольные растения.
-
Злаки
-
Лилейные
-
Цветочно-декоративные растения
-
Двудольные растения
-
Пасленовые
-
Бобовые.
-
Розоцветные.
-
Биологические особенности растений сада
-
Сложноцветные.
-
Обобщение.
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.
В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.
В результате изучения курса биологии учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растений.
Формы организации учебного процесса - урок, урок - экскурсия, урок - практическая работа.
Формы учебной деятельности - индивидуальная.
Технологии обучения: дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
Учащиеся должны уметь:
отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить приме ры однодольных и двудольных растений;
выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
различать грибы и растения.
Содержание программы по разделам
№ п/п
Темы. Разделы.
Кол-во часов по программе
Кол-во часов в рабочей программе
Практические
работы
1
Введение.
2
1
2
Общее знакомство с цветковыми растениями.
Подземные и надземные органы цветкового растения
16
15
№1«Органы цветкового растения».
№2 «Строение цветка»
№3«Определение строение семени с двумя семядолями».
№4 «Строение семени с одной семядолей»
№5«Определение всхожести семян»
3
Многообразие цветковых растений.
Однодольные растения.
Двудольные растения.
Многообразие бесцветковых растений.
34
12
№6 «Строение лукавицы»
№7 «Перевалка и пересадка комнатных растений»
№8 «Строение клубня картофеля»
№9 «Выращивание рассады»
4
Бактерии.
2
1
5
Грибы.
2
1
6
Практические работы
3
2
№10 «Вскапывание приствольных кругов на пришкольном участке»
№11 «Рыхление междурядий и прополка на участке»
№12 «Уборка прошлогодней листвы»
7
Итоговое повторение.
Экскурсия в парк «Весенние работы в саду»
2
2
Экскурсия «Весенняя работа в саду»
Всего
66 ч.
35 ч.
П/р -12
Экскурсий - 1
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
№
урока
Раздел, тема
Лабораторные и практические работы
Дата проведения
Введение
(1ч.)
Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.
1 четв
1
1
4.09
Общее знакомство с цветковыми растениями
(15ч.)
Общее понятие об органах цветкового растения: цветок, стебель, лист, корень. Л/р №1«Органы цветкового растения».
2
1
Л/р №1 «Органы цветкового растения»
11.09
3
2
Корни и корневые системы. Строение корня.
18.09
4
3
Значение корня в жизни растений. Видоизмененя корней.
25.09
5
4
Стебель, строение стебля. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
2.10
6
5
Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растений.
9.10
7
6
Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные.
16.10
8
7
Образование из воды и углекислого газа органических веществ в листьях на свету.
23.10
9
8
Испарение воды листьями. Дыхание растений. Листопад и его значение.
30.10
10
9
Строение цветка. Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Л/р№2 «Строение цветка»
Л/р№2 «Строение цветка»
2 четвер
13.11
11
10
Опыление, оплодотворение. Образование плодов и семян.
20.11
12
11
Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
27.11
13
12
Строение семени. Л/р №3, №4 «Определение строение семени с двумя семядолями». «Строение семени с одной семядолей»
Л/р №3, №4 «Определение строение семени с двумя семядолями». «Строение семени с одной семядолей»
4.12
14
13
Условия, необходимые для прорастания семян.
11.12
15
14
Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву. Л/р №5«Определение всхожести семян»
Л/р №5«Определение всхожести семян»
18.12
16
15
Растение - целостный организм.
25.12
Многообразие цветковых растений
(12ч.)
3чет.
17
1
Особенности строения цветковых растений. Деление растений на однодольные и двудольные.
15.01
18
2
Однодольные растения. Злаки. Особенности строения, выращивания и значение.
22.01
19
3
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан. Общая характеристика.
29.01
20
4
Общая характеристика лилейных. Использование человеком.П/р №6 «Строение лукавицы»
П/р №6 «Строение лукавицы»
5.02
21
5
Хлорофитум, лилия, тюльпан - цветочно-декоративные растения. П/р №7 «Перевалка и пересадка комнатных растений»
П/р №7 «Перевалка и пересадка комнатных растений»
12.02
22
6
Двудольные растения. Бобовые.Пасленовые. П/р №8 «Строение клубня картофеля»
П/р №8 «Строение клубня картофеля»
19.02
23
7
Розоцветные. Особенности размножения яблони, малины, земляники, их уборка и использование.
26.02
24
8
Подсолнечник - представитель - сложноцветных. Агротехника выращивания, использование человеком. П/р №9 «Выращивание рассады»
П/р №9 «Выращивание рассады»
5.03
25
9
Голосеменные. Сосна и ель. Отличие от лиственных деревьев. Использование древесины в народном хозяйстве.
12.03
26
10
Папоротники - многолетние травянистые растения.
19.03
27
11
Понятие о мхе как многолетнем растении. Торяной мх и образование торфа.
4 четв.
2.04
28
12
Охрана растительного мира.
9.04
Бактерии
(1ч.)
Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
16.04
29
1
23.04
Грибы
(1ч.)
Строение шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и обработки грибов.
30
1
30.04
Практические работы
(3ч.)
П/р №10 «Вскапывание приствольных кругов на пришкольном участке»
31
1
П/р №10 «Вскапывание приствольных кругов на пришкольном участке»
7.05
32
2
П/р №11 «Рыхление междурядий и прополка на участке»
П/р №11 «Рыхление междурядий и прополка на участке»
14.05
33
3
П/р №12 «Уборка прошлогодней листвы»
П/р №12 «Уборка прошлогодней листвы»
21.05
Повторение
(2ч.)
34
1
Экскурсия «Весенняя работа в саду»
Экскурсия «Весенняя работа в саду»
28.05
35
2
Повторение по теме «Растения - живой организм»
Формы и средства контроля:
Текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования.
Методическая литература
-
«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы» под редакцией В.В.Воронковой \ сборник 1, М.: ВЛАДОС, 2011 г.
-
Учебник для 7 класса З.А. Клепинина Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Москва «Просвещение» 2012
-
Авторская программа «Биология» 7 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В. Сивоглазов). Москва «Гуманитарный издательский центр Владос» 2000.
-
Биология. 6-7 классы. Нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2007.
-
Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 - 11 классы. Школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
-
А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997.