Рабочая программа биология 7 класс

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными-правовыми документами: -Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 ; -Федеральный  закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 13.Общие  требования к реализации образовательных  программ, Статья 28.Компентенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации (п.6,7), Статья 66.Начальное ...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными-правовыми документами:

-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 ;

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 13.Общие требования к реализации образовательных программ,

Статья 28.Компентенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации (п.6,7), Статья 66.Начальное общее, основное общее и среднее общее образование (п.2,5);

-Типовое положение об образовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г № 196 с изменениями от 10.03.2009 г. № 216 ст.41;

-Федеральный базисный учебный план основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 ;

- Федеральный перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год № 253 от 31.03.2014;

-Примерная программа основного общего образования по биологии, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии;

- Программа курса биологии для 5-11 классов общеобразовательной школы. Автор - составитель В.В.Пасечник, Москва, «Дрофа», 2010 г.

-Учебный план МОБУ СОШ с. Ишпарсово на 2014-2015 учебный год (приказ № 81 от 21.08.2014)

-Положение о рабочей программе МОБУ СОШ с. Ишпарсово (приказ № 74 от 30.08. 2013г.).

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей и задач:

  • освоение знаний о многообразии объектов животного мира;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, принципах классификации, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы по учебнику В.В.Латюшина «Биология. Животные. 7 класс».М., Дрофа, 2011 год. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии и реализует авторскую программу В.В.Пасечника, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Программа рассчитана на 68 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю, что соответствует федеральному базисному учебному плану для основного общего образования и соответствует учебному плану МОБУ СОШ с. Ишпарсово.

Формы контроля: устный опрос, проверочные работы, тестирование. Предусмотрены: 4 контрольные работы, 11 лабораторных работ, 4 экскурсии.

Основной формой организации учебного процесса является урок. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

  • создание оптимальных условий обучения;

  • исключение психотравмирующих факторов;

  • сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

  • развитие положительной мотивации к освоению школьной программы;

  • развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка.















Содержание программы

№ п/п

тема

количество

часов

Введение. Общие сведения о животном мире

1

Многообразие животных.

Глава 1. Простейшие

2

Глава 2. Многоклеточные животные.

Беспозвоночные

Позвоночные

18ч

19ч

3

Строение, индивидуальное развитие, эволюция

Глава 3. Эволюция строения и функций органов и их систем

15ч

4

Глава 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле

4 ч

5

Глава 5. Биоценозы

6

Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека

4 ч









Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

1.Многообразие животных (39 часов)

Глава 1. Простейшие (2часа)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

2. Глава 2. Многоклеточные животные. (18)

Беспозвоночные. Позвоночные. (19)

Многоклеточные животные. Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа «Знакомство с многообразием кольчатых червей».

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа «Знакомство с разнообразием ракообразных».

Класс Паукообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа «Изучение представителей отрядов насекомых»

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: Круглоротые, Хрящевые, Костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб».

Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающихся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения птиц».

Экскурсия «Изучение многообразия птиц».

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

3. Строение, индивидуальное развитие, эволюция

Глава 3. Эволюция строения и функций органов и их систем (15 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни. Органы чувств. Нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторная работа «Изучение особенностей различных покровов тела».

Лабораторная работа «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»


4. Глава 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 часа).

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.


5.Глава 5. Биоценозы (4 часов).

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населённый пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсии. «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза». «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных».


6. Глава 6.Животный мир хозяйственная деятельность человека (4 часов).

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных. Экскурсия. Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных.






Календарно-тематическое планирование

№ п/п урока

наименование темы

дата проведения

примечания

по плану

фактич.

Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)

1

Инструктаж по ТБ. История развития зоологии.

3.09

2

Современная зоология.

5.09

Многообразие животных (39 часов)

Глава 1. Простейшие (2 часа)

3

Общая характеристика Простейших. Лабораторная работа №1 «Знакомство с многообразием водных простейших»

10.09

4

Многообразие Простейших.

12.09

Глава 2. Многоклеточные животные (37 часов)

Беспозвоночные (18 часов)

5

Тип Губки

17.09

6

Тип Кишечнополостные

19.09

7

Тип Плоские черви

24.09

8

Тип Круглые черви

26.09

9

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Лабораторная работа №2 «Знакомство с многообразием кольчатых червей»

1.10

10

Классы Кольчецов

3.10

11

Тип Моллюски

8.10

12

Классы Моллюсков. Лабораторная работа №3 «Знакомство с разнообразием моллюсков»

10.10

13

Тип Иглокожие.

15.10

14

Тип Членистоногие. Лабораторная работа №4 «Знакомство с разнообразием ракообразных»

17.10

15

Класс Насекомые. Лабораторная работа №5 «Изучение представителей отрядов насекомых»

22.10

16

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки

24.10

17

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы

29.10

18

Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

5.11

19

Отряды насекомых: Перепончатокрылые.

7.11

20

Обобщающий урок по теме: «Беспозвоночные животные»

12.11

21

Контрольная работа №1 по теме: «Беспозвоночные животные»

14.11

22

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные.

19.11

Позвоночные (19часов)

23

Классы рыб. Лабораторная работа №6 «Внешнее строение и передвижение рыб»

21.11

24

Класс Хрящевые рыбы

26.11

25

Класс Костные рыбы

28.11

26

Класс Земноводные, или Амфибии. Лабораторная работа №7 «Особенности строения лягушки в связи с образом жизни»

3.12

27

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

5.12

28

Отряды Пресмыкающихся

10.12

29

Класс Птицы. Лабораторная работа №8 «Изучение внешнего строения птиц»

12.12

30

Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

17.12

31

Отряды птиц: Дневные хищные птицы, Совы, Куриные.

19.12

32

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые

24.12

33

Экскурсия №1 «Изучение многообразия птиц»

26.12

34

Инструктаж по ТБ (повторный). Обобщающий урок по теме: «Птицы»

16.01

35

Класс Млекопитающие, или Звери

21.01

36

Отряды Млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные

23.01

37

Отряды Млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные

28.01

38

Отряды Млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные

30.01

39

Отряды Млекопитающих: Приматы

4.02

40

Обобщающий урок по теме: «Позвоночные животные»

6.02

41

Контрольная работа №2 по теме: «Позвоночные животные»

11.02

Строение, индивидуальное развитие, эволюция (28часов)

Глава 3. Эволюция строения и функций органов и их систем (15 часов)

42

Покровы тела. Лабораторная работа №9 «Изучение особенностей покровов тела»

13.02

43

Опорно-двигательная система.

18.02

44

Способы передвижения животных. Полости тела. Лабораторная работа №10 «Изучение способов передвижения животных»

20.02

45

Органы дыхания и газообмен.

25.02

46

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращения энергии.

27.02

47

Кровеносная система. Кровь.

4.03

48

Органы выделения.

6.03

49

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

11.03

50

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

13.03

51

Продление рода. Органы размножения.

18.03

52

Способы размножения животных. Оплодотворение.

20.03

53

Развитие животных с превращением и без превращения. Лабораторная работа №11 «Определение возраста животных»

1.04

54

Периодизация и продолжительность жизни животных.

3.04

55

Обобщающий урок по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем»

8.04

56

Контрольная работа №3 по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем»

10.04

Тема 4. Развитие и закономерности размещения

животных на Земле (4 часа)

57

Доказательства эволюции животных

15.04

58

Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира

17.04

59

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции

22.04

60

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

24.04

Глава 5. Биоценозы (4 часов)

61

Естественные и искусственные биоценозы.

29.04

62

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

Экскурсия №2 «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных»

6.05

63

Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Экскурсия №3 «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза»

8.05

64

Контрольная работа №4 по теме: «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»

13.05

Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность

человека (4 часов)

65

Воздействие человека и его деятельности на животный мир

15.05

66

Одомашнивание животных

20.05

67

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

22.05

68

Охрана и рациональное использование животного мира.

29.05












































Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны знать и уметь, делать:

- Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому

- Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

- Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ

- Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии 7-ого класса.

- Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

- Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт). Проводят фенологические наблюдения за поведением и сезонными изменениями животных.

- Определение структуры и его характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого. Разделение процессов на этапы, звенья.

Содержание информационной компетенции учащихся 7-х классов.

Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций.

Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.

Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.

Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.

Умение пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах.

Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Содержание коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов

Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).

Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.

Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Перечень учебно - методического обеспечения

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные»: 7класс: Учеб. для общнеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2011г. - 304с.: ил.;

а также методических пособий для учителя:

В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева «Биология. Животные» 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные» 7 класс. - М.: Дрофа, 2004, - 192с.;

Сборник нормативных документов. Биология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

Авторские программы по биологии 5-11 классы (по программе В.В. Пасечника), 2010 год издания.

Список литературы

Дополнительной литературы для учителя:

1. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. «Биология, Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с.6 ил. - (Дидактические материалы);

2. Дидактические карточки-задания по биологии: Животные / Бровкина Е.Т., Белых В.И. - М.: Издательский Дом "ГЕНДЖЕР",1997. - 56с;

3. Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. - М.:Дрофа, 2001. - 192с.;

4. Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс: Рабочая тетрадь для учителя. М.: Дрофа, 2004. -160с.;

5. Никишов А.И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. М.: «РАУБ» «Цитадель», 1996. - 174с.;

6. Теремова, Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 258с.:ил.- («Занимательные уроки»);

7. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. - М.: Дрофа, 2004. - 272с.;

8. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304с.;

Для учащихся:

1. Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. - СПб.: Специальная Литература, 1996. - 240с.: ил.;

2. Животные / Пер. с англ. М.Я. Беньковский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 624с.: ил.;

3. Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2003.

Интернет сайты и ссылки:

Сайт учителя биологии tana.ucoz.ru/

  • FLORANIMAL - растения и животные floranimal.ru/

  • Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru/catalog/res/c18f9c03-c7d3-1f36-55ea-baec59269170/?

  • vostlit.narod.ru/index.htm-roomplants.virtualave.net/ - справочник комнатных растений

  • 9151394.ru/projects/bio/statji/mixcope/index.ahtml про микроскоп

  • learnbiology.narod.ru/ интересная информация

  • floranimal.ru/lists/p.html все о животных по алфавиту и о растениях. От Мышки до слона

  • kozlenkoa.narod.ru/lessons/index.htm медиа-уроки

  • canislupus.ru/ - сайт о волках

  • audit-moscow.ru/great.html великие мудрости жизни

  • evolution.powernet.ru/history/ История развития на Земле

  • sci.aha.ru/ALL/e3.htm продолжительность жизни животных

  • rcio.rsu.ru/webp/works/works.htm#12 работы скачать

  • tambov.fio.ru/vjpusk/vjp043/rabot/31/karta.html открытые уроки

  • udel.edu/Biology/ketcham/microscope/ микроскоп

  • livingthings.narod.ru/ энциклопедия птицы

  • whozoo.org/slideshow/NAanimalindex.html - огромный портал по биологии на английском языке с красивыми картинками

  • allbest.ru/biolog.htm - ссылки по биологии







© 2010-2022