- Преподавателю
- Биология
- Программа факультатива Основы здорового образа жизни
Программа факультатива Основы здорового образа жизни
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Смирнова Т.В. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа
Мантуровского муниципального района
Костромской области
Методический конкурс педагогов образовательных учреждений
Костромской области
Программа факультатива
«Основы здорового образа жизни»
8 класс
Автор программы: Смирнова Татьяна Валерьевна,
учитель биологии и географии
1 квалификационной категории
п. Октябрьский
2015
Пояснительная записка
Согласно действующему учебному плану, программа факультатива для 8 класса предусматривает обучение в объёме 0,5 час в неделю (общее количество часов - 17 ч.)
Здоровье - главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья детей и направляющие их на ведение здорового образа жизни
Здоровый образ жизни определяется следующими существенными признаками: духовное оздоровление, психологическое оздоровление, физическое оздоровление, социально-экономическая безопасность окружающей среды. Вести здоровый образ жизни - это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально-экономические условия жизни.
Актуальность и практическая значимость. Необходимость введения факультативного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего - это ухудшение здоровья нации: как физического, так и психического. Растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становятся потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и токсических веществ. Увеличивается число подростков, вовлекаемых в потребление наркотических веществ.
Вследствие истощения душевных и физических сил подростков повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах, проблемах «отцов и детей», росту взаимного отчуждения и равнодушия в обществе.
Как проявление душевного нездоровья можно рассматривать рост агрессивности и жестокости. Это убийства, изнасилования, тяжкие телесные повреждения и т.д.
Крайние проявления кризисного состояния личности можно увидеть в росте количества самоубийств.
Одной из наиболее уязвимых категорий населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к обществу. Тем более, что становление личности у подрастающего поколения происходит в рамках деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей.
Содержание учебного материала носит надпредметный характер и направлено на формирование компетентностей в вопросах о здоровье и здоровом образе жизни. Курс знакомит учащихся с путями реализации здорового образа жизни человека, с возрастными аспектами обеспечения здоровья, рационального построения режима дня и питания; знакомит учащихся с вопросами психофизиологии, социальной и школьной гигиены. Данный курс способствует профориентации учащихся, помогает ориентироваться во множестве профессий, связанных с биологией. Изучение курса связано с такими дисциплинами, как экология, биология, психология, гигиена.
Главная цель: cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи:
- формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления здоровья;
- развитие знаний о гигиене;
- воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью;
- сформировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни и необходимости ведения профилактической работы в современном обществе;
Программой курса предусмотрены практические работы. Они ориентированы на формирование умений: оценивать прогнозировать, объяснять, описывать, определять влияние каких-либо факторов на здоровье человека. Система практических работ позволяет согласовывать, имеющиеся у ученика бытовые представления, и излагаемое ему научное содержание проблем.
Тем самым практические работы программы ведут к достижению результатов обучения, каким и является привитие навыков сохранения и укрепление здоровья.
Реализация программы направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение и следование социально ценным поведенческим нормам, развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий, также связана с формированием представлений о негативном воздействии отрицательных факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие,
При реализации учебной программы предусмотрены разные методы подачи учебного материала, различные формы и методы учебной деятельности учащихся.
Ведущие методы:
-
словесный (лекция, беседа, дискуссия);
-
наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц);
-
частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
-
практический (выполнение практических работ, доказательство на основе опыта и др.).
Формы обучения:
-
коллективные (лекция, беседа, дискуссия и т.п.);
-
групповые (обсуждение проблемы в группах и т.п.);
-
индивидуальные (тестирование, анкетирование и др.)
Основные средства обучения:
-
электронные учебные пособия;
-
теоретические материалы в электронном и печатном формате;
-
презентации;
-
видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;
Содержание программы
Программа курса предусматривает теоретическое и практическое обучение по следующим разделам:
Введение (1 час)
Что изучает валеология. Проблема здорового образа жизни. Понятие здоровья и его критерии. Понятие о здоровом образе жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Отличие ребенка от взрослого. Бережное отношение к пожилым людям. Как сохранить свое здоровье до самой старости? Мой образ жизни и образ жизни моей семьи. Программа здоровья и ее роль.
Тест «Мой образ жизни». (Приложение I).
Раздел 1.Факторы здоровья (1 час)
Биологические и социальные основы охраны здоровья человека. Ознакомление с понятийным аппаратом, выделение факторов и их воздействия на организм человека. Образ жизни. Генетика, биология человека. Внешняя среда, природно - климатические условия. Здравоохранение.
Тест - анкета «Ориентация учащихся на здоровый образ жизни» (Приложение II)
Раздел 2. Опорно- двигательная система и ЗОЖ (2 часа)
Значение физических упражнений для формирования организма человека. (Приложение III). Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему. Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий. Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление и предупреждение.
Лабораторная работа № 1 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия» (Приложение IV)
Раздел 3. Пищеварение и ЗОЖ (2 часа)
Значение пищи и пищеварения. Экологически чистые продукты. Зависимость питания и физической нагрузки. Избыточный вес и «еда на ходу».
Культура питания. Рациональное питание. Вред и польза диет. Голодание. Христианский пост. Биодобавки.
Анкета «Правильно ли вы питаетесь?» (Приложение V)
Раздел 4. Обмен веществ и ЗОЖ (2 часа)
Витамины в нашей жизни. Витамины А, В, С, Д. Переизбыток и недостаток витаминов в организме человека. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.
Лабораторная работа №2 «Обнаружение витаминов» (Приложение VI)
Лабораторная работа № 3 «Расчёт калорийности пищи» (Приложение VII)
Раздел 5. Покровы тела. Теплорегуляция и ЗОЖ (2 часа)
Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.) Правила личной гигиены.
Стили одежды, осознанность выбора стиля одежды в зависимости от ситуации. Из какого материала выбирать одежду? Виды тканей их свойства и особенности и назначение, гигиена одежды. Одежда для отдыха, учебы, занятия спортом, спец./работ, одежда для дома. Закаливание.
Раздел 6. Органы чувств и ЗОЖ (2 часа)
Зависимость здоровья от состояния органов чувств. Боль как сигнал о нарушении работы организма.
Воздействие шума на организм. Шумовая болезнь. Отсутствие адаптации к шуму. Практическая работа по определению уровня слуха.
Лабораторная работа №4 «Определение остроты слуха» (Приложение VIII)
Раздел 7. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика и ЗОЖ (2 часа)
Что такое стресс, его последствия. Психорегуляция стрессовых состояний. Эмоции положительные и отрицательные.
Внутренний мир - типы нервной деятельности, сопротивляемость организма различным заболеваниям в зависимости от типа темперамента. Общение с друзьями - степень коммуникативности; взаимодействие людей с разными типами темперамента, понятие - верные друзья, социометрия. Способности - память, внимание, мышление и т.д.
Лабораторная работа №5 «Определение типа темперамента учащихся» (Приложение IX)
Раздел 8. Привычки (1 час)
Привычки вредные и полезные. Вред наркотических веществ, алкоголя, никотина и др. Пропаганда ЗОЖ. Выяснение степени зависимости от вредных привычек. Разрушающее действие алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм. Личная гигиена. Антибактериальные средства. Правила социально желательного поведения. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. На что идут дети, чтобы выглядеть взрослыми. Влияние вредных привычек на внешний вид и самочувствие человека.
Анкета «Моё отношение к вредным привычкам» (Приложение X)
Раздел 9. Человек и природа (1 часа)
Экологические факторы и их влияние на здоровье организма - абиотические, биотические и антропогенные. Возможные пути решения некоторых экологических проблем.
Лабораторная работа №6 «Определение экологических проблем своей местности, причины их возникновения и возможные пути решения» (Приложение XI)
Заключение (1 час)
Итоговое занятие «Круглый стол»
Расскажи мне о своём образе жизни и я скажу кто ты. Обсуждение результатов.
Тематический план
№
Раздел
Количество часов
1.
Введение
1
2.
Раздел 1. Факторы здоровья
1
3.
Раздел 2. Опорно - двигательная система и ЗОЖ
2
4.
Раздел 3. Пищеварение и ЗОЖ
2
5.
Раздел 4. Обмен веществ и ЗОЖ
2
6.
Раздел 5. Покровы тела. Теплорегуляция и ЗОЖ.
2
7.
Раздел 6. Органы чувств и ЗОЖ
2
8.
Раздел 7. Высшая нервная деятельность. Поведение Психика и ЗОЖ
2
9.
Раздел 8. Привычки
1
10.
Раздел 9. Человек и природа
1
11.
Заключение
1
ИТОГО
17 часов
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
-
основные приемы по определению уровня здоровья;
-
основные факторы, влияющие на состояние здоровья;
-
основные способы сохранения и укрепления здоровья;
-
методы преодоления психологического дискомфорта.
Учащиеся должны уметь:
-
применять усвоенные ранее знания в повседневной жизни, в новой ситуации;
-
объяснять действия факторов среды на человека;
-
обосновать вред курения, алкоголя и наркотических веществ;
-
уметь анализировать свой собственный валеологический взгляд на окружающую среду;
-
уметь находить выходы из различных жизненных ситуаций.
Литература
Для учителя:
-
Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. - Мн.: Нар.
-
Астана, 1996. - 144 с
-
Марьясис В.В. Берегите себя от болезней.- Москва, 1992г.,- с.112.
-
Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. - М.:
-
Издательский центр «Академия», . - 320 с.
-
Обухова Л. А.; Лемяскина Н. А. Уроки здоровья. - Воронеж, 1999.
-
Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы. - М., 1988.
-
Пятьдесят сценариев классных часов. - М.: Центр «Педагогический поиск».
-
Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие . 4-е изд. Доп. - М.: ЦГЛ, 2002
-
Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Ю. Ю. Шведова. /М. , Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 2002.
-
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.1.- М.:Генезис, 2001
-
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2002
Для обучающихся:
-
Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья.. - М.:ТЦ «Сфера», 2000.
-
Большая детская энциклопедия. - М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002
-
Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / Авторизованный перевод Я. и А.Агуреевых. - М.:Джулия, 1992
-
Сухин И.Г. 800 загадок и 100 кроссвордов. - М.: Новая школа, 1996.
-
Что такое? Кто такой? В 3т. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Интернет - ресурсы
-
school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
-
fcior.edu.ru/- Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов.
-
window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
-
chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
-
eorhelp.ru/ - Электронные образовательные ресурсы
-
youtube.com/
Учебно-тематическое планирование факультативного курса «Основы здорового образа жизни»
№
занятия
Тема занятия
Кол-во
часов
Содержание
Знания, умения, навыки
ЦОР и ЭОР
Лабораторная работа
Введение (1 час)
1.
Цели и задачи курса
1
Цели и задачи курса. Что изучает валеология. Проблема здорового образа жизни. Понятие здоровья и его критерии. Понятие о здоровом образе жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Бережное отношение к пожилым людям. Мой образ жизни и образ жизни моей семьи. Программа здоровья и ее роль. Тест «Мой образ жизни».
Знать: задачи и цели курса, основные понятия
Теоретический модуль «Понятие о здоровье и здоровом образе жизни»
fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=19&class=8&learning_character=&accessibility_restriction=&moduletypes%5B0%5D=1&moduletypes%5B1%5D=2&page=8
Раздел 1. Факторы здоровья (1 час)
2.
Факторы здоровья
1
Биологические и социальные основы охраны здоровья человека. Ознакомление с понятийным аппаратом, выделение факторов и их воздействия на организм человека. Образ жизни. Генетика, биология человека.
Тест - анкета «Ориентация учащихся на здоровый образ жизни»
Знать: определение и характеристику факторов, влияющих на здоровье человека.
Видеофильм «Какие факторы влияют на здоровье человека?» youtube.com/watch?v=VgTWgN2B56E
Раздел 2. Опорно- двигательная система и ЗОЖ (2 часа)
3.
Значение физических упражнений для формирования организма человека
1
Опорно - двигательная система. Физические упражнения и их значение для организма.
Знать: значение физических упражнений для организма человека.
Информационный модуль «Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения»
fcior.edu.ru/search.page?hps=10&hp=2&phrase=%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%BD%D0%B0+%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE-+%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%83%D1%8E+%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%83
4.
В здоровом теле - здоровый дух.
1
Зарядка как фактор здоровья. Нарушение осанки и плоскостопие - основные нарушения скелета школьников. Профилактика. Русская баня.
Знать: причины нарушения осанки и плоскостопия и профилактику
Уметь: определять нарушения осанки и плоскостопия.
Теоретический модуль «Нарушение осанки и плоскостопия»
fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=19&class=8&learning_character=&accessibility_restriction=&moduletypes%5B0%5D=1&moduletypes%5B1%5D=2&page=4
Лабораторная работа № 1 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия»
Раздел 3. Пищеварение и ЗОЖ (2 часа)
5.
Еда - мой друг или враг?
1
Значение пищи и пищеварения. Экологически чистые продукты. Зависимость питания и физической нагрузки. Избыточный вес и «еда на ходу».
Культура питания.
Знать: значение пищи, пищевых продуктов, зависимость питания и пищевых нагрузок.
Теоретический модуль «Питательные вещества и пищевые продукты. Культура питания»
fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=19&class=8&learning_character=&accessibility_restriction=&moduletypes%5B0%5D=1&moduletypes%5B1%5D=2&page=7
6.
Диеты.
1
Рациональное питание. Вред и польза диет. Голодание. Христианский пост. Биодобавки
Анкета «Правильно ли вы питаетесь?»
Знать: режим питания, вред и пользу диет.
Уметь: определять режим питания
Практический модуль «Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения» fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=19&class=8&learning_character=&accessibility_restriction=&moduletypes%5B%5D=2
Раздел 4. Обмен веществ и ЗОЖ (2 часа)
7.
Витамины в нашей жизни.
1
Витамины в нашей жизни. Витамины А, В, С, Д. Переизбыток и недостаток витаминов в организме человека.
Знать: какие витамины существуют и в каких продуктах они содержатся
Уметь: находить витамины в разных продуктах питания
Практический модуль «Обмен веществ и витамины» fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=19&class=8&learning_character=&accessibility_restriction=&moduletypes%5B0%5D=2&page=2
Лабораторная работа №2. «Обнаружение витаминов»
8.
Правильное питание - залог здоровья
1
Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.
Знать: нормы и режим питания, состав пищевых продуктов и их калорийность
Уметь: уметь подсчитывать калорийность продуктов
Теоретический модуль «Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи» fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=19&class=8&learning_character=&accessibility_restriction=&moduletypes%5B0%5D=1&moduletypes%5B1%5D=2&page=13
Лабораторная работа № 3. «Расчёт калорийности пищи»
Раздел 5. Покровы тела. Теплорегуляция и ЗОЖ (2 часа)
9.
Встречают по одёжке
1
Экология одежды - что надевать, как выбрать ткань, форму одежды
Знать: гигиенические требования к одежде и обуви
Уметь: анализировать свою повседневную одежду
10.
Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться.
1
Закаливание. Типы закаливания. Принципы закаливания. Способы закаливания
Знать: типы закаливания, принципы закаливания, способы закаливания
Презентация «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья» eorhelp.ru/uchenicheskaya-prizentaciya-solnce-vozdux-i-voda-nashi-luchshie-druzya/
Раздел 6. Органы чувств и ЗОЖ (2 часа)
11.
Наши органы чувств.
1
Зависимость здоровья от состояния органов чувств. Боль как сигнал о нарушении работы организма.
Знать: органы чувств и зависимость здоровья от состояния органов чувств
Онлайн - тестирование «Проверка остроты зрения» very2.ru/1345418128p/okulist/
12.
Шум - медленный убийца.
1
Воздействие шума на организм. Шумовая болезнь. Отсутствие адаптации к шуму.
Знать: влияние шума на организм
Уметь: определять остроту слуха
Лабораторная работа №4. «Определение остроты слуха»
Раздел 7. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика и ЗОЖ (2 часа)
13.
Жизнь без стрессов и конфликтов - жизнь без болезней.
1
Что такое стресс, его последствия. Психорегуляция стрессовых состояний. Эмоции положительные и отрицатель
ные.
Знать: понятие «стресс», его последствия
14.
Познание самого себя
1
Внутренний мир - типы нервной деятельности, сопротивляемость организма различным заболеваниям в зависимости от типа темперамента. Общение с друзьями - степень коммуникативности; взаимодействие людей с разными типами темперамента, понятие - верные друзья, социометрия. Способности - память, внимание, мышление и т.д.
Знать: понятия память, внимание, мышление, типы темперамента
Уметь: определять типы темперамента, виды памяти, внимания, мышления
Практический модуль «Особенности психики человека» fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=19&class=8&learning_character=&accessibility_restriction=&moduletypes%5B0%5D=1&moduletypes%5B1%5D=2&page=6
Лабораторная работа
mirbiologii.ru/opredelenie-tipa-temperamenta-laboratornaya-rabota-po-biologii-8-klassa.html
Лабораторная работа №5 «Определение типа темперамента учащихся»
Раздел 8. Привычки (1 час)
15.
Что такое хорошо и что такое плохо
1
Привычки вредные и полезные. Вред наркотических веществ, алкоголя, никотина и др. Пропаганда ЗОЖ. Выяснение степени зависимости от вредных привычек. Разрушающее действие алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм. Личная гигиена. Антибактериальные средства. Правила социально желательного поведения. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. На что идут дети, чтобы выглядеть взрослыми. Влияние вредных привычек на внешний вид и самочувствие человека.
Анкета «Моё отношение к вредным привычкам»
Знать: всё про вредные и полезные привычки и их влияние на организм
Видеофильм «Вредные привычки» go.mail.ru/search_video?q=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%BA%D0%B8&fr=ws_p&gp=inet2amigo#s=%D0%9C%D0%BE%D0%B9%20%D0%9C%D0%B8%D1%80&sig=e6e2ce7934&d=1109256043
Раздел 9. Человек и природа (1 часа)
16.
Природа и человек
1
Экологические факторы и их влияние на здоровье организма - абиотические, биотические и антропогенные. Возможные пути решения некоторых экологических проблем.
Знать: экологические факторы и их влияние на наш организм
Уметь: определять экологические проблемы своей местности и находить пути решения этих проблем
Презентация «Медицинская экология. Экологические факторы окружающей среды» ppt4web.ru/ehkologija/medicinskaja-ehkologija-ehkologicheskie-faktory-okruzhajushhejj-sredy.html
Лабораторная работа № 6. «Определение экологических проблем своей местности, причины их возникновения и возможные пути решения»
Заключение (1 час)
17.
Круглый стол
«Расскажи мне о своём образе жизни и я скажу кто ты»
1
Выводы учащихся о здоровом образе жизни и о данном курсе