- Преподавателю
- Биология
- Открытый урок по биологии 5 класс тема Растения
Открытый урок по биологии 5 класс тема Растения
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зайцева И.А. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа д. Большой Сатнур
Малмыжского района Кировской области
Всероссийский педагогический конкурс методических разработок к урокам «Педагогическое искусство»
Номинация конкурса: «Естественно-научные дисциплины»
Методическая разработка урока
Автор работы: учитель биологии
МКОУООШ д. Большой Сатнур
Малмыжского района
Кировской области
Зайцева Ирина Александровна
2016год
Урок по биологии 5 класс ФГОС
Тема урока: растения
Цели:
Образовательная: ознакомление учащихся с основных характеристик растений, особенностей их строения, принципам деления на группы.
Воспитательная: способствовать развитию интереса к растительному царству и биологической науки, творческому применению знаний.
Развивающая: прививать навыки исследовательского, поискового характера, умение находить причинно-следственных связей.
Тип урока: открытие новых знаний.
Форма урока: исследование.
Основные понятия: корень, побег, споры, слоевище. Цветковые и голосемянные растения.
Решаемые учебные проблемы:
Дать общую характеристику царства растений, найти общие признаки этого царства, научиться определять части растений, объяснять признаки деления по группам растений.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: ЦОР, проектор, экран.
Образовательные ресурсы: учебник биология 5 класс для учащихся образовательных организаций / И.Н.Пономарёва, И.В. Николаев, О.А.Корнилова; пол ред. И.Н.Пономарёвой. - М.: Вентана-Граф,2015.
Рабочая тетрадь 5класс под ред. И.Н.Пономарёвой - М.: Вентана-Граф,2015.
Интернет-ресурсы: - Электронные справочники;
-Общероссийский проект «Школа цифрового века» (официальный сайт: digital.1 september.ru).
- - 3xweb.ru/services/flash/
- sitevision.template-online.com/sitevision.template-online.com/
- tana.ucoz.ru/
- biologymoscow.ucoz.ru/
- mmc74212.narod.ru/Biology/p11aa1.html/
- school-collection.edu.ru/
Для решения поставленных задач учителем предусмотрено использование презентации.
Таким образом, создаются предпосылки для стимулирования самостоятельной работы учащихся на уровне применения проблемных методов за счет многообразия предъявляемой информации и использования разных вариантов самостоятельной деятельности учащихся на уроке. В данном уроке презентация выполняет мотивационную и информационную функции, а также функции закрепления и контроля знаний.
Разработка урока может быть использована учителями биологии общеобразовательных школ.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
-
Этап урока
Содержание учебного материала
Функции и виды деятельности преподавателя
Формы и виды деятельности учащихся
Планируемые результаты УУД
Оценка результатов деятельности ученика
1. Организационный момент
Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.
Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.
Устная оценка учителя
2. Проверка домашнего задания
Задает вопросы учащимся
-
Какие живые существа мы называем бактериями?
-
Какое значение имеют бактерии в природе и жизни человека
-
Какие бактерии полезны человеку.
-
Что такое симбиоз, приведите пример?
1. Устный опрос
Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Устная оценка учителя, учащиеся, давшие полный ответ, получают оценки в журнал и в дневник, после урока учитель проверяет карточки и также выставляет оценки в журнал и в дневник.
3. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока
Давайте теперь посмотрим, что находиться перед вами на столе, что это все объединяет (цветы в горшках, тетради, деревянные предметы). Все это сами растения или вещи сделанные из растений. Рассказ учителя о растениях и о Флоре см. учебник на стр. 46
Тема урока: Растения
Выдвигает проблему, сообщает тему урока ( сл. 1.),
Сл.2.
Записывают тему себе в тетрадь
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Устная оценка учителя
4. Изучение нового материала
Выясним, какой признак объединяет все растения в одно царство?
Давайте теперь определим ещё один признак растений. Посмотрите на свои ногти и на волосы соседа по парте. Что вы можете сказать о них?
Приходим к тому что у растения снова выросли побеги. Можно сравнить с ростом волос, ногтей. Что общего можно здесь найти.
На доске висит таблица «Клетка»
Учитель показывает коллекцию растений или презентацию подводя учеников к тому что все растения зелёные, следовательно в них находиться что-то что их окрашивает.
Ищем в учебнике что же это.
Учитель подводит к тому что растения растут всю жизнь.
Работа с рабочими тетрадями, подписывают основные части клетки.
Работа с учебниками стр. 46.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Устная оценка учителя
5. физкультминутка
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
Молодцы!
Учащиеся выполняют действия, предложенные в стихотворении
Устная оценка учителя
6. Изучение нового материала
Где на нашей планете Земля можно встретиться с растениями. Сл.3.
Давайте вспомним, какие части растений вы знаете?
Сл.4.
Рассказ учителя о разновидностях растений.
Сл. 5.Схема.
Разновидностей растений много, поэтому их определили в разные группы. Но как вы думаете, на основании чего растения будут определенны в ту или иную группу?
Называем: море суша, река, озеро и т.д.
Растения
Водоросли
Папоротники
мхи
гхвойныеолосеменные
Покрытосеменные цветковые
Находят изображение растения в учебнике стр. 46 рис 38.
Работа в рабочих тетрадях стр. 31, з.2.
Делают схему и
подписывают
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.,
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Построение логической цепи рассуждений.
Устная оценка учителя
Исследователи: выполняют работу составляя рассказ по плану:
-
особенности строения
-
местообитание
-
значение
1группа- цветковые растения.
2 группа - голосемянные.
3 группа - Мхи, папоротники, плауны и хвощи.
4 группа - водоросли.
5 группа Эксперты- проводят сравнительный анализ растительной и бактериальной клеток.
Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения
Сл.6,7,8,9,10, 11,12,13.
Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Устная оценка учителя
Первичное закрепление материала.
7 минут.
-
Назовите общие признаки растений.
-
На какие группы делят растения?
-
Какова роль растений в природе?
Выполняют задания
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное
Устная оценка учителя.
7. Закрепление изученного материала
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
(практико-ориентированный подход)
Дайте обоснованный ответ.
- Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: "Ура! Я растение!". Так ли это?
- В реке растёт кубышка жёлтая. К какому отделу растений относится? Почему?
- Какое растение, растёт на стволах деревьев в лесу с северной стороны?
- Что произойдёт, если на Земле исчезнут все растения?
Сл.14,15,16.
Привести учащихся к ситуации успеха
Устные ответы учащихся
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Устная оценка учителя
8. Рефлексия деятельности.
3 минуты
Цель этапа: осознание
Я знал
Я узнал
Я хочу узнать
По результатам урока заполни табличку, и оцени уровень твоей работы
Учащиеся заполняют таблицу и шкалу
Личностные УУД:
Самооценка на основе успешности
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли
Познавательные УУД: Рефлексия.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Сл. 17
ДОМАШНЯЯ РАБОТА: п.11, в.1-4, р.т. с.31-32,з.3 делает Таня,з.4 делает Саша, з.5 делает Илья. Приготовить проект о наиболее интересном вам растении.
-