РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ КРАСОТА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие:

«КРАСОТА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ»

10 класс

учитель биологии МБОУ СОШ № 10 г. Вязьмы Смоленской области

Бояршинова Марина Викторовна

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит музыка. Демонстрируются видеосюжеты о животных и растениях.

Вступительное слово учителя:

На наших уроках биологии мы постоянно говорим о том, что в живой природе не бывает ничего случайного. Каждый живой организм предельно приспособлен к окружающей его среде. И мы поистине восхищаемся ими. Каждая форма тела нам кажется совершенной, каждое движение - отточенным и грациозным. Мы восхищаемся животными и растениями - чудесными, прекрасными, удивительно красивыми творениями природы. В продолжение разговора об удивительно высокой степени приспособленности живой природы мы посвятим свой сегодняшний урок красоте человеческого тела, отточенного и доведённого природой до совершенства и природной целесообразности. Человек - это тоже биологическое существо и его становление происходило в течение многих миллионов лет биологической эволюции.

…В цепи человек стал последним звеном

И лучшее всё воплощается в нём…

(Фердоуси)

Сегодня мы затронем вопросы, которые до сих пор будоражат умы людей и на которые до сих пор пытаются найти правильный ответ. И разговор наш о красоте, как природной целесообразности хочется начать с вопроса:

Вопрос: «На что Вы обращаете внимание в первую очередь, встречая незнакомого человека?»

Слово учителя:

Красота в мире существует, но понять, почувствовать и объяснить её порой бывает очень трудно. Чувство красоты лежит в самой глубине нашего существования, нашего сознания и поэтому для её разгадки мы попробуем воспользоваться биологической основой. В теле человека нет ничего случайного. Урок-размышление поможет нам раскрыть тайны красоты человеческого тела с точки зрения их биологической значимости.

Звучит музыка.

Выступление ученика:

«Много миллионов лет назад на Земле зародилось первое необыкновенное создание - живая клетка. Своей красотой, отточенностью линий она обязана природе, которая своим «резцом» - естественным отбором - довела её форму, строение и процессы жизнедеятельности до совершенства. Когда всматриваешься в клетку, то кажется, что начинаешь блуждать в бесконечном космическом пространстве. Только из такой совершенной красоты могло родиться на нашей планете самое непревзойдённое творение природы - Homo sapiens - человек разумный».

Звучит стихотворение:

… Я Человек. Я посредине мира.

За мною - мириады инфузорий

Передо мною - мириады звёзд.

Я между ними, и во весь свой рост

Два берега, связующие море,

Два космоса соединивший мост».

(А. Тарковский)

Слово учителя:

Появившись на Земле примерно 40 тысяч лет назад, человек прошёл длительный путь своего развития и становления, подвергаясь действию биологических (перечисление) и социальных (перечисление) факторов эволюции. Благодаря их влиянию человек стал существом, обладающим определённой психикой, мышлением, сознанием, ВНД. Постепенно человек превращался из существа биологического в существо социальное. Мы имеем особенности внешнего и внутреннего строения. Одним из результатов эволюции человека является его развитый головной мозг. Мозг человека, погружаясь миллиардами нервных окончаний в организм человека, помогает ему из подсознания инстинктивно стремиться к природной гармонии, биологической целесообразности, к красоте.

Миллионы предыдущих поколений людей, подвергающихся действию факторов эволюции, накапливали жизненный опыт, путём проб и ошибок учились определять, что совершенно, что устроено анатомически правильно, наилучшим образом отвечает функциональному предназначению. Действовал «эволюционный механизм» направленный на отбор организмов, наиболее универсальных, более совершенно устроенных для борьбы за существование и продолжение рода. В наших предках закладывалась программа неизбежного совершенства, стремления к лучшему. Таким образом, чувство прекрасного, хороший вкус, стремление к совершенству, красоте - это накопленный опыт жизни всех наших предков, постоянно существующий в потаённых уголках нашего мозга. Мы на уровне интуиции видим красивое. Наш мозг делает правильный выбор, основанный на природной целесообразности.

Слово учителя:

«Неужели всё так просто: красоту можно объяснить только с точки зрения биологической целесообразности?»

Нет, совсем не просто. Красота - это целый океан интереснейших и загадочных явлений. Анатомическое чутьё, заложенное в нас, очень тонкое. Давайте оценим красоту человека с точки зрения физического совершенства его тела. Давайте проверим наличие у нас анатомического чутья.

Вопрос:

Какие черты строения тела обеспечивают красоту? Какими чертами, особенностями должна обладать красивая девушка (отвечают юноши) и юноша (отвечают девушки)?

Работа с карточками «Критерии красоты»:

  1. Большие (широко раскрытые) глаза

  2. Курносый нос

  3. Нос с высокой прямой переносицей

  4. Ровные плотно посаженные зубы

  5. Отвислый живот

  6. Длинные густые, загнутые кверху ресницы

  7. Узкие густые («соболиные») брови

  8. Длинные ноги

  9. Узкие покатые плечи

  10. Длинные густые волосы

  11. Узкие бёдра

  12. Тонкая талия

  13. Неуклюжая фигура, искажённые пропорции тела

  14. Высокая грудь

  15. Маленькая грудь

  16. Широкие плечи

  17. Худые руки

  18. Стройная, гибкая, длинная («лебединая») шея

  19. Редкие волосы

  20. Широкие бёдра

  21. Бледное вытянутое лицо

  22. Сильно выраженные (рельефные, выпуклые) мышцы

  23. Прочная широкая шея

  24. Стройное тело

  25. Правильные пропорции тела

Слово учителя:

Мы отложим эту информацию в нашей памяти, чтобы снова к ней вернуться.

Вопрос: «Какой системе органов принадлежит важнейшая роль в формировании красоты человеческого тела?»

Вопрос: «Из каких частей она состоит?»

Вопрос: «Назовите основные функции данной системы органов».

Слово учителя:

Именно хорошо развитая и правильно сформированная опорно-двигательная система человека делает его выносливым, пропорционально сложенным, даёт ему лёгкую и красивую походку, позволяет человеку выдерживать большие физические нагрузки.

Прежде всего, красивым считают физически совершенного человека.

Давайте рассмотрим изображения красивых мужских и женских тел. И, прежде всего, мы обратим своё внимание на эпоху, в искусстве и жизни которой безраздельно господствовала красота - эпоха Античности, создавшая образ человека, считавшийся образцом, идеалом во все времена. Античные скульптуры позволяют наиболее чётко воплотить идеал, передаёт представление о том, каким должен быть красивый, развитый, здоровый, сильный, прекрасный во всех отношениях человек.

Вопрос: «Чем отличаются изображения мужских и женских фигур?»

Вопрос: «Почему сильно выраженные мышцы у женщин не вызывают у нас чувства красоты?»

Вопрос: «Почему нормально сложенная женщина всегда имеет более развитый жировой слой?»

*Мужчина в древности был воином, охотником, добытчиком. Жир делает его медлительным, неповоротливым, неуклюжим. А женщина исторически должна была иметь резервный запас пищи в организме на случай внезапного голода. Это связано с вынашиванием и кормлением ребёнка.

Подкожные жировые запасы расположены в нижней части живота и вокруг таза, то есть они одновременно служат тепловой и противоударной изоляцией для вынашиваемого в чреве ребёнка.

А теперь давайте постараемся объяснить различную ширину бёдер и талии, которые размерами и очертаниями формируют красоту по мужскому и женскому типу.

Вопрос: «Почему идеалом красоты женского тела, самым прекрасным творением природы являются широкие бёдра и узкая талия, а наличие широких бёдер и тонкой талии у мужчин не только не красит их и выглядит безобразно, но и просто им противопоказаны?»

*Проклятие Богом Евы «в муках будешь ты рожать детей своих» - существует на самом деле. Роды у человека - более мучительный и болезненный процесс, чем у животных. Это связано с прямохождением. С течением времени эта особенность усугублялась, так как происходило увеличение размеров головного мозга, а, следовательно, и размеров головы. И чтобы при родах ребёнка с достаточно большой головой не происходило повреждение мозга ребёнка и для наилучшего его вынашивания мать должна быть широкобёдрой. Ещё в древности, обращаясь к женщинам, восклицали: «Красуйтесь бёдрами!». Такое инстинктивное понимание красоты отвечало требованиям продолжения рода. А тонкая талия при этом является анатомической компенсацией для сохранения подвижности и гибкости тела.

У мужчин дело обстоит иначе. Дело в том, что спереди тело человека не имеет скелетной компенсации. Чтобы поднимать и носить тяжести, быть выносливым на передней поверхности тела, между рёбрами и тазом должна была сформироваться мощная мышечная стенка и на боковых сторонах - косые брюшные мышцы. В этом месте тело мужчины становится шире, чем в бёдрах и приобретает силу и мощь.

У женщин важнее не поверхностные, а внутренние мышцы, способные как в «прочной чаше» удерживать ребёнка, например, поперечные брюшные мышцы. Они очень широкие и сильные и стягивают талию сильнее и глубже косых мышц. Такая особенность строения формировалась в процессе эволюции тысячелетиями. Помощницей брюшных мышц, поддерживающих живот, является ещё и пирамидальная мышца. Если эти мышцы хорошо развиты - у женщины формируются узкая талия и плоский живот - мечта любой красавицы. Такого сложения можно добиться, если заниматься спортом или любым другим физическим трудом.

И здесь наше эстетическое чувство объясняется наивысшей биологической целесообразностью.

А вот ещё одна тема для размышления.

Вопрос: «Почему мужские тела, которые считаются эталоном красоты, изображаются с широкой, мужественной, средней длины, прочной шеей, а женщины всегда изображаются с длинной, стройной, «лебединой», как говорят в народе шеей?»

* Шея у мужчин должна быть таковой для поддержки головы в бою, для переноса тяжестей (добычи, оружия), а женщина в отсутствии мужчины оставалась хранительницей очага, стражем для жилища. Такая форма шеи придавала ей гибкость, пластичность, быстроту движений головы.

Таким образом, и здесь чувство прекрасного совпадает с биологической целесообразностью. Рассмотрим ещё несколько критериев красоты человеческого тела с точки зрения биологической целесообразности.

Работа парами по карточкам:

  1. Длинные ноги.

Являются приспособлением к бегу - быстрому, лёгкому, продолжительному, то есть - к успешной охоте. Именно такие признаки характеризуют наших предков, от которых мы произошли - древних бегунов и охотников.

  1. Густые длинные волосы.

Длинными волосами на заре человечества женщины могли укрывать своих детей от холода.

  1. Узкие густые брови.

Для того чтобы отводить в сторону пот, стекающий со лба, и не давать ему заливать глаза, защищать от пыли и грязи. Узкие для того, чтобы не скапливалась грязь не заводились паразиты.

  1. Длинные и густые, загнутые кверху ресницы.

Наилучшим образом защищают глаз от попадания в него инородных тел. Не слипаются и не смерзаются, тем самым, выполняя функцию защиты наиболее полно.

  1. Нос с высокой прямой переносицей.

Воздух, проходя по крутой дуге, лучше согревается. Меньше вероятность простудных заболеваний.

  1. Ровные, плотно посаженные зубы.

Особенно были необходимы нашим предкам, для разгрызания жёсткой, твёрдой пищи.

  1. Большие, широко расставленные, правильно посаженные (не слишком выпуклые или впалые) глаза.

При этом увеличивается поверхность сетчатки, лучше зрение, выше стереоскопичность зрения, глубина планов. Оптимальное состояние окружающей ткани и точность, гармоничность регулировки. Дочери финикийских царей носили имена: Широковзорая, Широколицая, Широкоглазая.

Ученик: «Мне кажется, что всё давно изменилось. Не существует вечных критериев красоты, они время от времени меняются».

Учитель:

Действительно, в истории человечества были периоды, когда здоровые идеалы красоты подменялись нездоровыми, ложными. Давайте, к примеру, обратим своё внимание на репродукции эпохи Средневековья.

Вопрос: «Какими Вы видите на них человеческие фигуры?»

  • Неуклюжие, странные, непропорционально сложенные;

  • Ощущение болезни;

  • Высокие фигуры;

  • Худые руки, узкие бёдра;

  • Узкие, покатые плечи;

  • Маленькая грудь;

  • Бледные, вытянутые лица;

  • Отвислые животы;

  • Редкие волосы, вплоть до облысения;

  • Землистый цвет лица.

Для этой эпохи свойственно презрение к окружающему миру, глубокий аскетизм, страдание, умерщвление плоти, уединённый, замкнутый образ жизни. Людям не хватало воздуха, света, витаминов, они были склонны к многочисленным болезням.

Вопрос: «А какие критерии красоты свойственны нашему времени? Что в человеке считается красивым у нашего поколения?»

В настоящее время античная красота для нас уже утратила былое абсолютное значение непререкаемой нормы и образца. В нашем веке прослеживается возвращение к моде на неправильные формы человеческого тела.

  • Удлинённое, вытянутое тело (особенно у женщин);

  • Хрупкая, слабая, нетренированная фигура;

  • Малый резерв силы;

  • Пропорции не располагают к продолжению рода.

Такие особенности строения тела неправильны с точки зрения здоровья, энергии, природной целесообразности.

Вопрос: «Почему в наше время эталоны красоты так сильно изменились?»

Учитель:

Итак, путь нашего познания прекрасного лежал через поиски тонкой прямой линии целесообразности, сформированную за долгую историю человечества и означающей совершенство.

Демонстрация высказываний о красоте человека.

  1. Прекрасное, как и полезное имеет своё разумное основание (Ж. Фабр)

  2. Красота, истинное счастье и подлинный героизм не нуждаются в громких словах. (В. Раабе)

  3. Самая занимательная для нас поверхность на Земле - это человеческое лицо. (Г. Лихтенберг)

  4. Красота везде желанный гость. (И. Гёте)

  5. Лицо - зеркало души. (М. Горький)

  6. Красивое не нуждается в дополнительных украшениях - больше всего его красит отсутствие украшений. (И. Гердер)

  7. Красота возвышает нравственные достоинства, но без них красота в наше время существует только для глаз, а не для сердца. (В. Г. Белинский)

  8. Внешние чистота и изящество должны быть выражением внутренней чистоты и красоты. (В. Г. Белинский)

  9. Прекрасное - манифестация сокровенных сил природы. (И. Гёте)

  10. Глупая красота - не красота. Вглядись в тупую красавицу, всмотрись в каждую черту лица, в улыбку её, взгляд - красота её превратится мало-помалу в поразительное безобразие. (И. А. Гончаров)

  11. Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. (В. Гюго)

  12. Прекрасное - божественно. (Т. Жуффруа)

  13. Красота тела может привлечь истинных поклонников, но для того чтобы удержать их, требуется красота души. (Ч. Колтон)

  14. Красота души придаёт прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладёт на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение. (Г. Лессинг)

  15. Нет на свете прекраснее одежды, чем бронза мускулов и свежесть кожи. (В. В. Маяковский)

  16. Не наружность надо украшать, но быть красивым и в духовных начинаниях. (Фалес)

  17. «Красота - великое благо, данное людям и достойное быть помещённым словно в лучах света, отчего и сами одарённые этой красотой и остальные, созерцающие, получают наслаждение». (Лоренцо Валла)

  18. «Красивая женщина есть самый прекрасный объект, каким только можно любоваться, и красота - величайшее благо, которое Господь дал человеку». (Фиренцуола)

  19. В человеке всё должно быть прекрасно: и душа и тело. (А. П. Чехов)

Стихотворение «Некрасивая девочка»:

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье, -

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движеньи.

А если это так, то, что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

Вопрос: «Достаточно ли человеку обладать только физическим совершенством, чтобы его могли считать абсолютно красивым?»

Вопрос: «Как Вы думаете, красотой своего тела человек обязан только природе или это продукт развития самого человека? Может ли человек стать более красивым, более совершенным? Что для этого он может предпринять?»

Выступление ученика с рецептами красоты.

Давайте попробуем написать маленькое письмо самому себе и начать его словами: «Я буду более красивым, если…»

Ученики выполняют письменно творческое задание «Письмо самому себе»

Учитель:

Попробуйте высказать свои мысли по поводу того, что Вы сегодня услышали, увидели, поняли, почувствовали.

Рефлексия. Задание «Свободный микрофон»

Заключение:

Мы совершили экскурс в познание прекрасного творения природы - человека. Обратите внимание, что даже музыка, которая звучала сегодня на уроке, помогала нам понять и оценить красоту. Она сама была прекрасна и совершенна. Каждый такт её мелодии соответствует ритму дыхания человека. Это ещё раз подтверждает наше подсознательное стремление к прекрасному, заложенное в нас самой природой. Я хочу Вам подарить особенную красоту - красоту знаний, которая отождествляется с красотой прекрасных цветов. Мне хотелось бы, чтобы вы вспоминали наши уроки, нашу школу, друг друга, пусть вам всегда сопутствует удача на пути познания прекрасного. Спасибо, что Вы были сегодня со мной.






© 2010-2022