• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект урока по физике и биологии Температура и ее значение для живых организмов ( 8 класс)

Конспект урока по физике и биологии Температура и ее значение для живых организмов ( 8 класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Температура, ее значение в жизни человека

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Дать понятие температуры, как меры средней кинетической энергии;

  2. рассмотреть историю создания термометров, сравнить различные температурные шкалы;

  3. формировать умение применять полученные знания для биологических исследований , расширить кругозор учащихся в области тепловых явлений в природе

Развивающие:

  1. содействовать развитию мышления, познавательных и общетрудовых умений;

  2. содействовать овладению методами научного исследования и проведению анализа полученных результатов.

Воспитательные:

  1. воспитание умения работать в группе, воспитание аккуратности, внимательности, последовательности в действиях, развитие наблюдательности,

  2. формирование умения четко выражать свои мысли.

Цели для учащихся:

  • уметь приводить примеры тепловых явлений;

  • знать, что величиной, характеризующей тепловое состояние тел, является температура;

  • знать устройство жидкостного термометра и правила пользования им;

знать, что температура тела определяется энергией его молекул

Оборудование:

проектор, экран, компьютер, термометр лабораторный, стакан с горячей водой, презентация .

Ход урока:

1.Организационный момент: инструктаж по технике безопасности в кабинете физики.

2. Актуализация знаний.

Учитель физики: До сегодняшнего урока объектом наших исследований являлись физические тела, совершающие механические движения.

Вспомним проходимый ранее материал.

  1. Что изучает физика?

  2. Какие явления изучает физика?

  3. Что такое механическое движение?

  4. Приведите примеры таких явлений.

Учитель физики: для того чтобы обозначить тему, которую будем изучать в дальнейшем заполним кроссворд….

В выделенных клетках прочтем нужное нам слово « Тепло».

А явления связанные с понятием тепло называются … (тепловыми).

Учитель физики: Верно. Запишите тему урока «Тепловые явления»

3. Изучение нового материала.

Учитель физики: Приведите примеры тепловых явлений. Какие изменения позволяют нам отнести эти явления к тепловым?

Ученики приводят примеры, высказывают предположения.

Учитель физики: Тепловыми называют явления, связанные с изменением температуры или агрегатного состояния вещества.

Из чего состоят все вещества? ( молекул)

Как ведут себя молекулы? ( непрерывно и беспорядочно движутся)

С какой скоростью движутся молекулы? ( разной)

Учитель физики: такое движение молекул называется тепловым.

Как мы можем сравнить тепловое и механическое движения? ( тепловое движение более сложное, т.к. в нем участвуют гораздо больше тел и их скорость зависит от температуры)

Учитель физики: вот об этой физической величины и пойдет речь.

Что мы знаем о температуре?

Ученики называют единицу измерения температуры, обозначение температуры, прибор для измерения температуры.

Учитель физики: какие слова характерны к понятиям- температура? ( горячо, холодно, тепло). Что будет с более холодным телом если его привести в соприкосновение с горячим? ( тепло переходит по горячего к холодному) До каких пор это будет происходить? ( пока температура не сравняется).

Давайте дадим определение температуры. Температурой называется степень нагретости тела.

При большей температуре молекулы тела движутся быстрее, а при понижении температуры скорость молекул уменьшается.

Значит температура - физическая величина, являющаяся мерой кинетической энергии частиц, из которых состоит вещество.

Запишем эти определения в тетрадь.

Первое, на что обратил внимание человек, это то, что изменение

температуры сопровождается изменениями в окружающем его мире

предметов и явлений.

Охлаждение воздуха к вечеру( t↓)приводит подчас к возникновению тумана,

появлению росы, превращению воды в лед.

Нагревание металлической заготовки в горне- изменение цвета излучения от буро - красного при температуре 500° С до ярко белого при температуре >1700° С.

Физическая величина - температура измеряется в градусах. Существует несколько температурных шкал. Шкалы построены на разных принципах, но 1° в любой шкале одинаков. Самой используемой шкалой у нас является шкала Цельсия. Построена она следующим образом: за ноль принята температура таяния льда, за сто градусов - температура кипения воды, а полученный интервал разделен на 100 частей.

При понижении температуры кинетическая энергия молекул тела уменьшается. Наконец при некоторой температуре молекулы перестают двигаться, их энергия равна нулю. Температура при которой у молекул нет кинетической энергии называется абсолютным нулем. Ниже этой температуры ничего охладить нельзя. Абсолютный ноль равен -273° С.

Абсолютная шкала и шкала по Цельсию связаны формулой

Т = ( 273 + t ) К

Измеряют температуру прибором, который называется термометром.

В лабораториях и быту применяют жидкостные термометры ( спиртовые и ртутные). Принцип действия таких термометров основан на зависимости объема жидкости от температуры. В настоящее время т.к. пары ртути вредны для здоровья применение ртутных термометров резко ограничено.В качестве жидкости применяется подкрашенный спирт.

При использовании любого прибора, имеющий шкалу, в том числе и термометра, нужно определить его цену деления, пределы измерения температуры. Для конкретного измерения нужно опустить термометр в жидкость или привести в соприкосновение его с твердым телом. Подождать некоторое время. Для чего? ( пока тело и спирт не станут равной температуры).

Учитель физики: С помощью некоторых фундаментальных постоянных, которые используются при изучении микромира наибольшая температура,

которую можно измерить равна 1027 К.

Оказывается, абсолютный «нуль» недостижим. Расчеты показывают,

что даже при температуре, близкой к абсолютному нулю, скорость

атомов некоторых химических элементов (водорода) , достигает

50 м/с!

Учитель биологии: какие органы чувств ощущают температуру? ( кожа)

Учитель биологии: посмотрим как в природе живые организмы приспосабливаются к различным температурным режимам.

Пресмыкающиеся и земноводные- холоднокровные животные. Это значит, что температура их тела зависит от окружающей среды. Поэтому рептилии любят погреться на солнце и распространены в основном в теплых странах.

Млекопитающие и птицы не переохлаждаются из-за покрывающих их шерсти, пуха, перьев. Другие из - за толстого подкожного жира ( киты, дельфины, моржи). Человек защищает себя от холода теплой одеждой.

Температура тела зверьков, впадающих в зимнюю спячку, понижается у грызунов, летучих мышей - до 0˚ С.

У разных животных нормальная температура тоже различна:

  1. Нормальная температура у человека 36,6˚ С

  2. Нормальная температура у утконоса от 22 до 36˚ С

  3. Нормальная температура у свиньи 40 ˚ С

  4. Нормальная температура у верблюда от 34 до 40,5˚ С.

Потовые железы не дают перегреться. Не у всех зверей они развиты

одинаково хорошо. Их мало у собак, кошек, некоторых грызунов,
а у китов нет вовсе.

Мельчайшие живые существа - бактерии - вездесущи, их находят на глубине

11 км в океане, на высоте 41 км в атмосфере, в недрах земной коры, в

гейзирах с температурой около 105˚ С. Живые бактерии обнаружены в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет.

Диадемеи ( одноклеточные водоросли размером до 1,5 мм) - одно из самых распространенных на Земле растений- составляют четверть всего живого вещества планеты. Они одинаково хорошо себя чувствуют в водах и снегах

Арктики и Антарктиды. Сине- зеленая водоросль формидиум может жить и размножаться при 85 - 93˚ С.

Другие пионеры растительности - лишайники. Их находят и в Антарктиде, и на раскаленных камнях пустыни ( до 10 тыс. лет) и на чем угодно. Благодаря лишайникам установлен возраст каменных истуканов на остове Пасхи- более 400 лет.

5. Домашнее задание.

Запишем домашнее задание: §1, ответить на вопросы 1-4, по желанию

создать свою температурную шкалу или подготовить сообщение о

видах термометров.

Используемые источники:

  • Физика 8 класс. Перышкин А. В.-М. :Дрофа,2013-191с.

  • Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 8 класс, изд. "ВАКО", Москва, 2005 г,336 с.





2. Новый материал

1. часть. ( физика)



© 2010-2022