• Преподавателю
  • Биология
  • Методическая статья Применение компетентностно - ориентированных заданий при обучении биологии

Методическая статья Применение компетентностно - ориентированных заданий при обучении биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Методическая статья Применение компетентностно - ориентированных заданий при обучении биологии

Применение компетентностно ориентированных заданий при обучении биологии

По моему мнению, учителю важно анализировать направление и особенности развития мотивации к учебной деятельности обучающихся. Метод наблюдения, беседы с детьми по поводу способов достижения поставленной цели и анализа причин неудач позволяет учителю представить общую картину уровня сформированности учебной мотивации.

Изучая работы А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б.Орлова, связанные с особенностями формирования мотивации учения, я пришла к убеждению о необходимости учёта в своей работе не только типа отношения к учению (хочет- не хочет учиться), но и мотивации учения и умения учиться. Умение учиться рассматривается как обученность (как умеет учиться школьник) и обучаемость (как может учиться). Для формирования целостной картины уровня мотивации, использую сводную карту мотивации учения учащихся и хода её формирования (по А.К. Марковой).(1)

«Именно уровневая дифференциация считается важнейшим средством реализации индивидуального подхода к обучающимся в процессе обучения.

В работе со школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации:

  • обученность - это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психического развития ребенка, которые сложились у него к сегодняшнему дню;

  • обучаемость - характеристика его потенциального развития.

Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, умений и навыков, качества знаний и навыков (например, осознанность и обобщенность), способы и приемы их приобретения.

Если обученность является характеристикой интеллектуального развития, т.е. того, чем уже располагает ученик, то обучаемость - характеристика его потенциального развития. С этой точки зрения понятие «обучаемость» близко понятию к понятию «зона ближайшего развития», предложенного Л.С.Выготским.» (2)

«В качестве дифференциации по уровню обученности целесообразно класс разделить на группы:

  • 1 группа - обучающиеся с хорошим уровнем знаний (высокая степень обученности), осознанной мотивацией, высоким темпом усвоения знаний, высоким потенциалом развития;

  • 2 группа - обучающиеся, усвоившие материал на базовом уровне, с мотивацией, не имеющей четкого определения или далекой от усвоения учебного материала, средним темпом усвоения знаний, хорошим потенциалом развития;

  • 3 группа - обучающиеся, слабо усваивающие материал, с отсутствием мотивации к обучению, средним или низким потенциалом развития.

Особо надо отметить, что немаловажную роль в процессе усвоения учебного материала играет способ восприятия информации, поскольку этот фактор влияет на скорость и способ усвоения информации. В тех случаях, когда материал подается способом, не воспринимаемым обучающимися, и темпом, заведомо им недоступным, эффективность самого передового урока с применением новаторских приемов и методов будет низкой, и, наоборот, традиционная форма организации урока при учете индивидуальных способов восприятия информации дает высокий результат.

Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на следующие категории:

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

В результате использования метода дифференциации на учебных занятиях повышается интерес к предмету; повышается учебная мотивация и успеваемость; появляется уверенность в себе; ученик становится более успешным и по другим предметам. Формируются и развиваются такие личностные качества как умение анализировать собственные успехи и неудачи, умение выявлять собственные возможности, критическое отношение к своим знаниям, умение видеть перспективы собственного роста в плане обученности, умение планировать свою дальнейшую учебную деятельность» (2).

При обучении в 5 - 6 классах я использую карты успешности обучающихся. В них отмечаются достижения по определённым формам работы: работа с текстом, с дидактическими задачами (Компетентностно ориентированными заданиями). Мотивация к учебной деятельности здесь измеряется в баллах. 1 балл - интерес обучающегося к отдельным фактам изучаемой темы на уроке; 2 - балла - интерес к обобщениям и закономерностям, 3 балла - интерес не только к знаниям, но и к способам их добывания, интерес к самообразовательной деятельности - 4; 5 баллов. В каждом задании практическая работа. Можно выполнить весь объём с 1 по 5, задания, а можно - часть. Выбор за ребёнком.

Использованная литература:

1. А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. Формирование мотивации обучения.М.: Просвещение, 1990 - (стр.69 Таблица)

2. Материалы вебинара «Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС» 0d24-0001f56b-8903c43c

Часть 1 Технология дифференцированного обучения. Автор: Иванова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Приложение:

Компетентностно ориентированные задания, используемые для развития мотивации к учебной деятельности при изучении биологии

Предлагаемая работа по выполнению заданий рассчитана на развитие мотивации к учению у детей.

Школьник может самостоятельно выбрать задание, Достижение оценивается по степени усилий с помощью баллов от 1 до 5. Можно перевести их в «отметку», а можно и занести в копилку - индивидуальный лист успешности при работе с текстовыми заданиями.

Если учитель хочет изучить и сопоставить познавательный интерес у своих учеников, он намечает для себя уровни интереса, условно оценивая их некоторым баллом. Например, интерес учащихся к отдельным фактам в учебном предмете - 1 балл, более высокий интерес к обобщениям и закономерностям - 2 балла, интерес не только к знаниям, но и к способам их добывания 3 балла, интерес к самообразовательной деятельности - 4- 5 баллов.

Все задания предполагают выполнение практической работы. Если речь идёт об объектах микромира, предполагается работа с цифровым микроскопом. Воспользовавшись им, обучающийся сможет получить фотоснимок на бумажном носителе и работать с ним как с наглядным пособием, отмечая с помощью знаков необходимую информацию; применять изображение для доказательства, например, в качестве доказательства. При этом отрабатываются навыки самостоятельного использования ИКТ.

Работа с коллекциями листьев, семян позволяет отрабатывать навыки, необходимые биологу - систематику, описание экологических факторов среды обитания способствует развитию навыка природоохранительной деятельности.

Метапредметные навыки развиваются в тренировке умения находить причинно - следственные связи, устанавливать закономерности. Ситуативные задачи способствуют развитию коммуникативных качеств, позволяющих аргументировать свою точку зрения в споре или нахождении способов взаимодействия.

_____________________________________________________________________________

Задание на развитие способностей, позволяющих человеку выделять важное свойство или признак. Это качество позволяет быстро принимать решения в сложных ситуациях.

Выполни задания по выбору. Каждое из них оценивается от 1 до 4 баллов. Если все задания выполнены верно и в полном объёме, работа оценивается в 5 баллов что соответствует отметке «5». Можно выполнить не всё задание целиком. В этом случае полученные баллы выставляются в таблице достижений и в журнале.

  1. Задание на 1 балл. Внимательно рассмотри иллюстрации видоизменённых побегов. Отметь на них стебли и почки, обозначь на схеме цифрами.

Методическая статья Применение компетентностно - ориентированных заданий при обучении биологииМетодическая статья Применение компетентностно - ориентированных заданий при обучении биологииМетодическая статья Применение компетентностно - ориентированных заданий при обучении биологии

Методическая статья Применение компетентностно - ориентированных заданий при обучении биологии



  1. Задание на 2 балла.

Заполни таблицу на основе полученной информации

Единичный признак, характерный для одного из побегов

Общий признак, характерный для всех побегов

Кор

Не

ви

ще



Клу

Бе

нь


Лук

о

ви

ца


По

бег

топ

оля






  1. Задание на 3 -4 балла

Предложи условия внешней среды, в которые следует поместить представленные побеги, для того, чтобы почки на них продолжали своё развитие. Опиши их.

4. Задание на 5 баллов. На основе полученных знаний заполни таблицу:

Описание факторов условий

Для чего они необходимы

К каким последствиям могут привести






2.

Задание на развитие способностей, позволяющих человеку подкреплять свои выводы яркими примерами.

*для его выполнения потребуется дополнительное время на работу с микроскопом.

Выполни задания по выбору. Каждое из них оценивается от 1 до 5 баллов. Если все задания выполнены верно и в полном объёме работа оценивается в 5 баллов что соответствует отметке «5». Можно выполнить не всё задание целиком. В этом случае полученные баллы выставляются в таблице достижений как в копилке.

Внимательно прочитай описание ситуации и выполни задание:

Дима и Денис поспорили при рассматривании микропрепарата листа элодеи с помощью светового микроскопа. Сразу же после его приготовления никаких пузырьков с воздухом не наблюдал никто из них, однако спустя время оба увидели рядом с зелёным листом пузырёк. Денис утверждает, что это пузырёк, содержащий кислород, Дима говорит, что такого не может быть, так как препарат помещен в каплю воды, и покровное и предметное стёкла плотно прилегают к друг другу, воздух из окружающей среды никак не может попасть под покровное стекло микропрепарата.

Задание:

1этап -1 балл: Приготовить микропрепарат листа элодеи и внимательно рассмотреть его с помощью микроскопа.

2этап -2 балла: Разобраться, в чём возникло противоречие во взглядах ребят на ситуацию. Записать версию.

3этап: Заполнить таблицу - 4балла:

О каком биологическим процессе недостаточно знаний у одного из мальчиков

Что в качестве ярких доказательств следует использовать второму




4 этап - 5баллов. Предоставление доказательства.

3.Задание на развитие способностей, позволяющих выделять важное свойство или признак. Это качество позволяет человеку быстро принимать решения в сложных ситуациях.

Выполни задания по выбору. Каждое из них оценивается от 1 до 4 баллов. Если все задания выполнены верно и в полном объёме работа оценивается в 5 баллов что соответствует отметке «5». Можно выполнить не всё задание целиком. В этом случае полученные баллы выставляются в таблице достижений как в копилке.

Задание 1 -3 балла.

  1. Заполни пропуски в тексте: Простые листья отличаются от сложных тем, что их листовая пластинка __________________________________________________________________________

  2. Жилкование листьев бывает трёх видов: параллельное - при этом жилки листа располагаются _____________________, Дуговое - при этом жилки листа располагаются в виде _________________, и сетчатое, при котором жилки листа напоминают ___________________________.

  3. Листья, вид которых изменяется, под воздействием факторов внешней среды называются _____________________. Они могут быть в виде иголок, усиков, колючек.





© 2010-2022