Рабочая программа по биологии 5 класс Пасечник В. В

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД БРАТСК

РАССМОТРЕНО

Заседание педагогического совета

МБОУ «СОШ № 35»

Протокол № 17

от «30» августа 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заседание НМС

МБОУ «СОШ № 35»

Протокол № 4

от «29» августа2014 г.

Зам. директора по НМР

Т.В. Уварова _________

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № 151

от «05» сентября 2014г.

Директор

МБОУ «СОШ № 35»

____________М. В. Лебедева

РЕКОМЕНДОВАНО

Заседание ШМО учителей

естественнонаучного цикла

МБОУ «СОШ № 35»

Протокол № 1

от «28» августа 2014 г.

Руководитель ШМО Правилова И.С._________


Рабочая программа

учебного предмета

«БИОЛОГИЯ»

(базовый уровень)

для учащихся 5 А класса


на 2014 - 2015 учебный год



Предметная область: «Естественно-научные предметы»



Разработала:

Правилова Ирина Сергеевна,

учитель биологии, первой квалификационной категории.


Братск, 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа учебного предмета «Биология» для учащихся 5А класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, Г. Г. Швецова «Программа основного общего образования. Биология. 5 - 9 классы», - М.: Дрофа, 2013г., рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами основного общего образования, основной образовательной программой ООО МБОУ «СОШ № 35».

Отличительной особенностью данной рабочей программы по сравнению с авторской программой является перераспределение часов в учебно-тематическом планировании. Перераспределение часов не повлияет на освоение материала и обеспечено посредством организации самостоятельной и исследовательской деятельности обучающихся.

Психолого-педагогические особенности обучающихся данного класса обусловлены:

  1. Переходом детей в основную школу и необходимостью создания условий для адаптации учащихся в новой образовательной среде;

  2. переходом от учебных действий, характерных для начальной школы к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

  3. изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

  4. началом перехода детей к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 5-7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Результаты обучения на начальной ступени обучения следующие: успеваемость 100%, качество - 67%. Уровень мотивации достаточный соответственно 80%. В основном преобладают ситуативный интерес (средний балл 1,8 - оптимальный уровень). Мотивы «учение по необходимости» (средний балл 1,5), «интерес к учебе» (средний балл 1,5) и «познавательный интерес» находятся на достаточном уровне (средний балл 1,4).

Таким образом, с учетом выше изложенного для наиболее эффективной реализации программы необходимо:

- в предметном содержании организовать рефлексию и конкретизацию известных понятий посредством проб и испытаний; многомодельность (изображение одного и того же объекта разными средствами); освоение приемов продуктивной работы с учебником, текстами.

- в формах учебного сотрудничества создать условия для письменного обмена мнениями, как момента индивидуального поиска вопроса и ответа, проектных форм групповой работы (проектная задача).

- в системе оценивания; давать развернутые представления для детей о том, какими знаниями и умениями они должны обладать, и о критериях оценки этих знаний и умений.

Общая характеристика учебного предмета

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.

В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Данный курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе

Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи:

- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.

В 5 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе, узнают, чем живая природа отличается от неживой. Учащиеся узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

В основу данного курса положен системно - деятельностный подход. В соответствии с системно-деятельностным подходом активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования - знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения.

Основными видами деятельности подростков, связанные с освоением данного курса являются:

  • Совместно-распределенная учебная деятельность (С-РУД)

  • Совместно-распределенная проектная деятельность (С-РПД)

  • Учебная исследовательская деятельность (УИД)

  • Деятельность управления системными объектами (группами людей) (ДУСО)

  • Творческая деятельность (техническое и другие виды творчества) (ТД)

Следует учитывать, что учащиеся 5 класса любознательны, им интересно знакомиться с новыми объектами, новыми видами работ, проводить самостоятельные исследования, поэтому учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности

  • Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.

  • Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.

  • Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.

  • Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.

  • Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.

  • Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.

Формы организации учебного процесса:

Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикум.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В процессе реализации программы у учащихся формируется следующая система ценностей:

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность науки - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.

Ценность свободы и социальной солидарности как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный курс «Биология» относится к предметам обязательной части учебного плана образовательной области «Естественно-научные предметы».

Рабочая программа «Биология» для учащихся 5-Б класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом ООП ООО МБОУ «СОШ № 35» на 2014-2015 учебный год.

Срок реализации программы - 5лет.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


уроков

Разделы, темы

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1 - 6

Введение

6

5

1

7 - 16

Раздел 1. Клеточное строение организмов.

10

4

6

17 - 18

Раздел 2. Царство Бактерии.

2

2


19 - 23

Раздел 3.Царство Грибы.

5

2

3

24 - 32

Раздел 4.Царство Растения.

9

4

5

33

Итоговое занятие

1


1

34

Резервное время

1


1

Итого:

34

17

17


Виды деятельности обучающихся

  • Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции - контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).

  • Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.

  • Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения.

  • Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей).

  • Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Биология. Бактерии, грибы, растения.

(34 ч, 1 ч в неделю)

Введение (6 ч)

Биология- наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого.

Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Лабораторные работы

  1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные работы:

  1. Изучение клеток растения с помощью лупы.

  2. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Практические работы:

  1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

  2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

  3. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника

  4. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибыпаразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные работы:

4.Строение плесневого гриба мукора

5.Строение дрожжей.

Практические работы:

  1. Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Раздел 4. Царство Растения (9 ч)

Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Практические работы

  1. Строение зелёных водорослей.

  2. Строение мха (на местных видах).

  3. Строение спороносящего хвоща.

  4. Строение спороносящего папоротника.

  5. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Резервное время - 2 ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА


Личностные универсальные учебные действия (Л)

В рамках когнитивного (знаниевого) компонента будут сформированы:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • постепенно выстраиваемое собственное целостное мировоззрение.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • любовь к природе, оптимизм в восприятии мира;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

  • экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия (Р)

Обучающийся научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

  • основам саморегуляции эмоциональных состояний;

  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия (К)

Обучающийся научится:

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть устной и письменной речью;

  • строить монологическое контекстное высказывание;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её

участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия (П)

Обучающийся научится:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;


Формирование ИКТ-компетентности обучающихся


Обращение с устройствами ИКТ

Обучающийся научится:

  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

  • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

  • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;


Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Обучающийся получит возможность научиться:

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;


Формирование читательской компетентности,

умений и навыков работы с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;

  • выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текст;

  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;

  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

  • связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

  • находить доводы в защиту своей точки зрения; откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны знать:

-о многообразии живой природы;

-царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

-основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

-признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

-экологические факторы; основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

-правила работы с микроскопом; правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

-строение клетки; химический состав клетки; основные процессы жизнедеятельности клетки; характерные признаки различных растительных тканей.

-строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; разнообразие и распространение бактерий и грибов; роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

-основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

-особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

-роль растений в биосфере и жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

-определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

-отличать живые организмы от неживых;

-пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; работать с лупой и микроскопом;

-характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы;

-проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

-готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; распознавать различные виды тканей.

-давать общую характеристику бактерий и грибов; отличать бактерии и грибы от других живых организмов; отличать съедобные грибы от ядовитых; объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

-давать общую характеристику растительного царства; объяснять роль растений в биосфере; давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

-объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.

В процессе реализации данной программы используются такие технологии и методы обучения как:

  1. технология проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления. Использование этого метода позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.

  2. исследовательский метод - поможет школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, требующей самостоятельного поиска ответа на вопросы.

  3. информационная технология - позволяет совершенствовать практические умения и навыки обучающихся, индивидуализировать процесс обучения, повысить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность;

  4. технология дифференцированного обучения, при которой дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению.

Образовательные пространства реализации программы

Первым образовательным пространством обучения является урок.

Урок - это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. Уроки «открытия» нового знания;

2. Уроки рефлексии;

3. Уроки общеметодологической направленности;

4. Уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: предъявление контролируемого варианта; наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму; оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: написание учащимися варианта контрольной работы; сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Критерии результативности урока:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Вторым образовательным пространством, где осваивается учебное предметное содержание являются практики как совместная работа детей и учителя по накоплению опыта разнообразных практических действий. Проводятся эти практики в форме практических занятий. Практики многофункциональны. С одной стороны, их исключительная роль заключается в восполнении недостающего опыта в разных жизненных сферах (в том числе и бытовой, социальной), что представляется сегодня особенно актуальным. С другой стороны, в практиках происходит важнейшее изменение в действиях учащихся - они начинают осознаваться самим школьником.

Третье образовательное пространство - домашняя самостоятельная работа как место проб и тренировок

Четвертое образовательное пространство - консультация, которая проводится в форме индивидуальных или групповых занятий для ответов на содержательные вопросы учащихся, которые возникают у младших школьников в ходе выполнения их домашней самостоятельной работы.

При проектировании образовательного пространства (занятий) используются следующие формы организации учебной деятельности, которые определяются по основным видам деятельности подростков:

Основные виды учебной деятельности обучающихся 5 классов

Формы организации учебной деятельности

Совместно-распределенная

учебная деятельность

(С-РУД)

Личностно-ориентированные формы (включающие возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции - контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.: работы с основным текстом учебника, учебных пособий (составление разных видов планов, таблиц, конспектирование и т.д.)беседы, работа в малых группах, заочные экскурсии и т.д.).

Совместно-распределенная проектная деятельность

(С-РПД)

Формы, ориентированные на получение социально-значимого продукта: решение учебных задач, учебный проект,

Учебная исследовательская деятельность

(УИД)

Формы, направленные на получение опыта экспериментирования с объектами, социального экспериментирования: учебные исследования, исторические расследования, изучение и анализ исторических документов, подбор материала, реферирование и т.д.

Деятельность управления системными объектами

(группами людей) (ДУСО)

Формы, ориентированные на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения, управления малыми групами людей: инструктаж, консультации, взаимопроверки и т.д.

Творческая деятельность (художественное, техническое и другие виды творчества) (ТД)

Формы, направленные на самореализацию, самосознание, самоуправление, самокоррекцию, самоконтроль: конференция, создание презентаций и т.д..

С целью развития универсальных учебных действий, ключевых (читательской, информационно-коммуникативной, учебно-исследовательской и проектной) компетентностей применяются учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых действий. Они выстраиваются на предметном содержании и носят надпредметный характер.

Типология учебных ситуаций

  • ситуация-проблема - прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;

  • ситуация-иллюстрация - прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

  • ситуация-оценка - прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

  • ситуация-тренинг - прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Наряду с учебными ситуациями для развития УУД, ключевых компетентностей используются следующие типы задач:

Личностное развитие: на личностное самоопределение; смыслообразование; мотивацию; нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативная деятельность: на учёт позиции партнёра; организацию и осуществление сотрудничества; передачу информации и отображению предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков.

Познавательная деятельность: задачи и проекты сравнение, оцениваниезадачи и проекты на проведение теоретического исследования; задачи на смысловое чтение.

Регулятивная деятельность: на планирование; рефлексию; целеполагание; оценивание; принятие решения; самоконтроль; коррекцию.

Развитию регулятивных действий способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, - при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.

Рефлексивная деятельность

Также одним из условий успешной и продуктивной учебной деятельности является изменение самого обучающегося, его постоянная работа над собой, которая требует постоянной рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем стал».

Рефлексия может осуществляться на любом этапе занятия.

Наиболее оптимальной является классификация, основанная на функциях рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  • рефлексия деятельности;

  • рефлексия содержания учебного материала.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с учащимися и в конце деятельности.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Результативность образовательного процесса по данной программе позволяет в системе отслеживать педагогический мониторинг. Педагогический мониторинг включает в себя:

  • стартовый контроль:

- стартовая диагностическая работа;

  • текущий контроль:

- наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;

- самостоятельные работы;

- текущее выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

- диагностическая экспресс-работа по изучаемой теме и др.;

  • промежуточный контроль:

- тестирование;

- выполнения творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты;

- проверочные работы;

- домашние самостоятельные работы;

  • итоговый контроль:

- контрольная итоговая работа;

- защита исследовательских и проектных работ;

Способами оценивания результативности обучения являются:

  • пятибалльная система оценки;

  • тестирование;

  • учебные проекты;

  • мониторинг качества знаний;

  • критериальное оценивание.

Используемые формы, способы и средства проверки результатов обучения учащихся по данной учебной программе:

  • различные виды чтения

  • творческие задания, их проверка: различные виды пересказов (подробный, сжатый,), ответы на вопросы (устные и письменные);

  • составление плана;

  • тестирование;

  • контрольные вопросы;

  • самостоятельные работы;

  • лабораторные работы;

  • практические работы.

Критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:


УСТНЫЙ ОТВЕТ

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

«5»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов

91-100%

Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради.

«4»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров.

71-90%

Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради.

«3»

При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя.

50-70%

Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное.

«2»

Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал.

Менее 50%

Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное.

«1»

Отказ от ответа.

Отказ от выполнения теста.

Отказ от выполнения работы.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


  1. Учебно-методический комплекс:

  • Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс: учебник. - М.: Дрофа, любое издание после 2012г.

  • Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.5класс: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, любое издание после 2012г.

  • Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.5класс: методическое пособие. - М.: Дрофа, любое издание после 2012г.

2. Технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

  • настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;

  • телевизор;

  • видеомагнитофон/видеоплеер;

  • аудиоцентр/магнитофон;

  • мультимедийный проектор;

  • экспозиционный экран;

  • персональный компьютер для учителя;

3.Экранно-звуковые пособия:

  • видеофильмы по тематике программы;

  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

4. Материалы и инструменты:

  • комплект таблиц по биологии;

  • иллюстративный справочный материал;

5. Помещение для занятий:

  • кабинет биологии;

  • кабинет информатики.

6. Оборудование класса:

  • ученические двухместные столы с комплектом стульев;

  • стол учительский с тумбой;

  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;

  • настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

  • подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Литература, использованная при подготовке программы

  1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. - С.158.

  2. Балабанова В.В., Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни, Сост. В.В.Балабанова, Т.А. Максимцева.- Волгоград: Учитель, 2003

  3. Глушкова Н.И..- Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника/ авт.-сост. Н.И. Глушкова.- Волгоград: Учитель, 2007

  4. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2005.-128с. 6ил. - (Дидактические материалы);

  5. Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по биологии: метод.пособие/ Е.В. Тяглова.- М.: Глобус, 2008

  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2009

  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.

  8. Поливанова К А. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2008.

  9. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2007.

Литература, рекомендованная для обучающихся


  1. Георгиевский В. П. Биологически активные вещества лекарственных растений / В. П. Георгиевский, Н. Ф. Комисаренко. - Новосибирск, 2006.

  2. Грау Ю. Дикорастущие лекарственные растения / Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер. - М., 2005.

  3. Гулимова В. И. Эфирные масла в косметике и медицине// Медицина и косметика. - М., 2005.

  4. Потт, Э. Зарождение жизни на Земле. Большая энциклопедия природы. Т. 14. Пер. с нем. М.: ООО «Мир книги», 2005.- 192 с.

  5. Потт, Э. Жизнь животных. Большая энциклопедия природы. Т. 1-3. Пер. с нем. М.: ООО «Мир книги», 2004.- 192 с.

  6. Потт, Э. Поведение животных. Большая энциклопедия природы. Т. 4. Пер. с нем. М.: ООО «Мир книги», 2004.- 192 с.

  7. Потт, Э. Жизнь растений. Большая энциклопедия природы. Т. 5-7. Пер. с нем. М.: ООО «Мир книги», 2004.- 192 с.

  8. Потт, Э. Грибы. Большая энциклопедия природы. Т. 8. Пер. с нем. М.: ООО «Мир книги», 2005.- 192 с.

  9. Потт, Э. Заповедники. Большая энциклопедия природы. Т. 9. Пер. с нем. М.: ООО «Мир книги», 2005.- 192 с

  10. Экология: энциклопедия. - М., 2008.

  11. Энциклопедия лекарственных растений народной медицины. - СПб., 2006.


Интернет-ресурсы


  1. Газета «Биология» -приложение к «1 сентября» -[электронный ресурс]

bio.1september.ru( дата обращения: 20.08.2013)

  1. Бакай-виртуальная школа по биологии school.bakai.ru/?id=newpb041220101544- ( дата обращения: 25.08.2013)

  2. Библиотека «Жизнь растений» - [электронный ресурс] plant.geoman.ru/- (дата обращения: 03.08.2012).

  3. Энциклопедия декоративных растений [электронный ресурс] luzhok.ru/encyclop/-(дата обращения: 03.08.2012).

  4. Живые существа. Энциклопедия-[электронный ресурс] livt.net/index.htm(дата обращения: 08.08.2012).

  5. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий -[электронный

ресурс] megabook.ru/rubric/ (дата обращения: 08.08.2012).

  1. Сайт для учеников и учителей -[электронный ресурс]

modernbiology.ru(дата обращения: 08.08.2012).

  1. Учебник по биологии -[электронный ресурс]biology.ru(дата

обращения: 08.08.2012)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарные сроки

№ уроков

Раздел/Тема

Кол-во часов

Результаты обучения

Контроль

Предметные

Результаты освоения междисциплинарных программ

(УУД, компетентности)

Введение (6 ч)

04.09

1

Введение. Биология - наука о живой природе

1

имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология».

Р: определяет цель и задачи урока, ставит перед собой цель, осуществляет самопроверку;

П: логически сравнивает науки друг с другом, преобразует полученную информацию, ищет необходимую информацию; формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.

К: выражает свои мысли в заданиях, ставит вопросы для обсуждения

Л: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

11.09

2

Методы исследования в биологии

1

знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в биологическом кабинете.

Р: планирует свою работу в группе, контролирует работу других, ищет необходимую информацию;

П: исследует различные методы изучения природы, моделирует изучение природы, анализирует полученные знания;

К: планирует работу со сверстниками, управляет поведением партнера

Л: формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности.

Фронтальный опрос

18.09

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

1

знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы. Выделяют существенные признаки живых организмов; обобщают новые и полученные на уроке знания о живых организмах

Р: определяет цель и задачи урока, ставит перед собой цель, осуществляет самопроверку; корректирует свои знания; контролирует, оценивает разницу между живыми организмами;

П: анализирует полученные знания; структурирует полученные знания, устанавливает связь между живым и не живым организмом; развиваются навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника.

К: выражает в ответах свои мысли,

обсуждает с учителем и учащимися их ответы.

Л: формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого.

25.09

4

Среды обитания живых организмов.

1

умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности.

Р: определяет цель и задачи урока, ставит перед собой цель, осуществляет самопроверку;

П: формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания.

Л: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Читательская компетентность: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию, откликаться на форму и содержание текста.

02.10

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Практическая работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе» (выборочно)

1

умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы.

П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Личностные: формируются элементы экологической культуры.

ИКТ-компетентность: осуществлять информационное подключение к глобальной сети Интернет; входить в информационную среду образовательного учреждения через Интернет.

Практическая работа №1«Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе» (выборочно)

09.10

6

Обобщение и контроль знаний по теме «Многообразие живых организмов»

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений и животных»..

1

имеют начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе.

Р: определяет цель и задачи урока, ставит перед собой цель, осуществляет самопроверку;

П: развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.

Л: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Тест

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)

16.10

7

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа№ 1. «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним»

1

знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов; убеждаются в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение.

Р: определяет цель и задачи урока, ставит перед собой цель, осуществляет самопроверку;

П: развивается умение проводить простейшие исследования и оформлять их результаты, моделирует работу с лупой и световым микроскопом, приготовление микропрепарата, преобразует полученную информацию;

К: разрешает конфликты, ставит вопросы

Л: формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований.

Лабораторная работа№ 1.

23.10

8

Строение растительной клетки.

Лабораторная работа№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы»

1

имеют начальное представление о строении клетки;

Р:определяет цель и задачи урока, корректирует знания, оценивает собственные результаты;

П: предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, моделирует строение клеток, преобразует информацию;

К: выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками

Лабораторная работа№ 2.

06.11

9

Лабораторная работа№3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

1

приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради.

Р: определяет цель и задачи урока, корректирует знания, оценивает собственные результаты;

П: предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, развиваются умения выполнения практической работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов, моделирует строение клеток, преобразует информацию;

К: выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками

Л: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Отчёт по работе

13.11

10

Особенности строения клеток. Пластиды.

Лабораторная работа№4

«Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника».

1

имеют понятия о пластидах и хлоропластах; у них развиваются навыки приготовления микропрепаратов, изучения их под микроскопом и умения схематически изображать строение клетки в тетради.

Р: определяет цель и задачи урока, корректирует знания, оценивает собственные результаты;

П: предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки, моделирует строение клеток, преобразует информацию;

К: выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками

Л: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Отчёт по работе

20.11

11

Химический состав

клетки: неорганические и органические вещества

Лабораторная работа№5

1

имеют начальные представления о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке.

Р:определяет цель и задачи урока;

П:развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава, анализирует знание о клетке, её строение и составе, структурирование полученных знаний;

К:ставит вопросы, выражает свои мысли, отвечает на поставленные вопросы, обсуждает их со сверстниками.

Л: формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы.

Лабораторная работа№5

27.11

12

Жизнедеятельность

клетки: поступление

веществ в клетку

(дыхание, питание)

Демонстрация «Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи».

1

формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки.

П: отбирает необходимую информацию об обмене веществ, соотносит свой способ питания с другими; исследует процессы жизнедеятельности, анализирует протекание процесса дыхания;

К: ставит вопросы, выражает свои мысли, отвечает на поставленные вопросы, обсуждает их со сверстниками

Р: определяет цель и задачи урока, корректирует свои знания о процессах жизнедеятельности, осуществляет самоконтроль, оценивает важность знаний о процессе дыхания, корректирует свои знания;

Л: формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов.

04.12

13

Жизнедеятельность

клетки: рост, развитие

1

знают, умеют описать

процесс деления клетки и ее рост.

П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Л: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста

и развития всех живых организмов.

Составление схемы, ответы на вопросы.

11.12

14

Ткани

1

учащиеся имеют первоначальные

представления о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме.

П: развивается умение работать

с текстом и иллюстрациями учебника.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Л: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток.

Таблица «Ткани»

18.12

15

Л. р. № 6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

1

Знают характерные признаки различных растительных тканей; умеют распознавать различные виды тканей

П: анализировать, сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Отчёт по работе

25.12

16

Контрольно - обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов».

1

сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов.

П: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания.

Л: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого.

Тест

Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)

15.01

17

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

1

имеют представление об особенностях строения бактерий и их многообразии. Выделение существенных особенностей строения и функционирования бактериальных клеток. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями.

Р: осуществляет самопроверку, корректирует свои знания;

П: ищет и отбирает необходимую информацию, структурирует знания по царствам живой природы, анализирует разнообразие живых организмов;

К: выражает свои мысли в ответах

Л: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий.

ИКТ-компетентность: осуществлять информационное подключение к глобальной сети Интернет.

Читательская компетентность: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию

Схема «Разнообразие бактерий»

22.01

18

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

имеют начальные сведения о роли бактерий в природе и в жизни человека.

Л: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.

П: умение работать с различными источниками информации, с текстом и иллюстрациями учебника, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Таблица «Роль бактерий в природе и жизни человека»

Раздел 3. Царство Грибы (5 часов)

29.01

19

Общая характеристика грибов.

1

знают о строении грибов, их роли в природе и жизни человека. Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Знание правил сбора съедобных грибов.

Л: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К: умение работать в составе творческих групп.

ИКТ-компетентность: осуществлять информационное подключение к глобальной сети Интернет;

находить необходимую информацию.

Читательская компетентность: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию.

Составление памятки по сбору грибов

05.02

20

Шляпочные грибы.

Лабораторная работа № 7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

1

знают особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, умеют отличать грибы съедобные от ядовитых, знакомы с приемами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

К:умение слушать учителя и одноклассников

Л: формируется понимание ценности

здорового и безопасного образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами.

Лабораторная работа № 7

12.02

21

Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторная работа№ 8 «Строение плесневого гриба мукора».

Л.р. № 9 «Строение дрожжей».

1

знают строение плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни человека.

П: развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы.

Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

К:умение слушать учителя и одноклассников

Л: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.

Отчёт по работе

19.02

22

Грибы-паразиты

1

знают о грибах - паразитах и их роли в природе.

Читательская компетентность: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

К:умение слушать учителя и одноклассников

Л: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.

Устные ответы

26.02

23

Обобщающий урок по теме «Царства Бактерии и Грибы"

1

систематизировали и обобщили знания о строении и роли бактерий и грибов в природе и жизни человека.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, умение выделять

существенные признаки грибов и бактерий.

Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

К:умение слушать учителя и одноклассников

Метапредметные: развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы.

Л: формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы.

Тест

Раздел 4. Царство Растения (9 ч)

05.03

24

Разнообразие, распространение

и значение растений

1

имеют представления о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, умение выделять существенные признаки растений различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения.

Л: формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений.

Ответы на вопросы

12.03

25

Водоросли. Многообразие

водорослей. Среда обитания водорослей.

Лабораторная работа№ 10 «Строение

одноклеточных зеленых водорослей».

1

имеют представление о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках.

Л: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, умение выделять

существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям.

Р:умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

К:умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступления перед одноклассниками.

Отчёт по работе

19.03

26

Строение многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека,

охрана водорослей

1

имеют представление о многоклеточных водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках.

Читательская компетентность: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию, умение работать с иллюстрациями учебника.

К: общение и сотрудничество с одноклассниками в процессе образовательной деятельности.

02.04

27

Лишайники

1

выделение существенных особенностей представителей отдельной группы организмов - лишайников; имеют представление о лишайниках, как симбиотических организмах, умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.

Л: формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал и на его основании делать выводы.

Р:умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

К:умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступления перед одноклассниками.

ИКТ-компетентность: осуществлять информационное подключение к глобальной сети Интернет; входить в информационную среду образовательного учреждения через Интернет.

Читательская компетентность: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию.

09.04

28

Мхи.

Лабораторная работа№ 11 «Строение мха».

1

имеют представление о мхах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках.

Л: формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К: умение работать в составе творческих групп

Отчёт по работе

16.04

29

Папоротники, хвощи, плауны.

Лабораторная работа№ 12«Строение спороносящего хвоща»

Лабораторная работа№ 13 «Строение спороносящего папоротника»

1

имеют представление о папоротниках, плаунах и хвощах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами.

Л: формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении в процессе эволюции.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Р:умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

К:умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.. Овладение навыками выступления перед одноклассниками.

Отчёт по работе

23.04

30

Голосеменные растения.

Лабораторная работа№ 14«Строение хвои и шишек хвойных»

1

имеют представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоили понятие «семенные растения».

Л: формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших

растений и установления усложнений в их строении.

П:умеют выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями. делают выводы на основе полученной информации.

Р:умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умеют представлять результаты работы.

К: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работают в составе творческих групп

Отчёт по работе

30.04

31

Покрытосеменные растения

1

имеют представление о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; могут оперировать понятиями:«плод», «цветок», «жизненные формы».

Л: формируется научное мировоззрение

П:структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки.

Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

К: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения.

ИКТ-компетентность: осуществлять информационное подключение к глобальной сети Интернет;

Читательская компетентность: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию

Фронтальный опрос

07.05

32

Происхождение растений. Основные

этапы развития растительного мира

1

имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира.

Р: развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять схемы; развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира - результат длительного исторического развития (эволюции).

К: умение слушать учителя, высказывать и аргументировать свое мнение.

Личностные: формируется научное мировоззрение

ИКТ-компетентность: осуществлять информационное подключение к глобальной сети Интернет

Читательская компетентность: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию.

14.05

33

Заключительный урок по курсу «Биология. 5 класс». Летние задания

1

умеют давать общую характеристику растительного царства; объяснять роль растений в биосфере;

П:умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты природы. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Р:умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков оценки и самоанализа.

К:умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

тестирование

21.05

28.05

34

Итоговое повторение. Резерв.

1



© 2010-2022