Методическая разработка недели биологии и химии

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова»

Тимский филиал.











Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Неделя биологии и химии»








Выполнила:

преподаватель биологии

Жигалкина Татьяна Александровна
























Пояснительная записка

Биологию называют наукой 21 века потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации - обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Для студентов сельских профессиональных учебных заведений биология является связующим звеном между общеобразовательными и специальными дисциплинами и незаменимым компонентом целостного восприятия окружающего мира.

Методической целью проведения предметной недели биологии и химии является формирование у обучающихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии на основе реализации межпредметных связей. Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью преподаватель биологии формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития биологических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями. Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся. Воспитательная функция состоит в том, что обучающиеся осознают воздействие человеческой профессиональной деятельности на состояние окружающей природы. Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью преподаватель биологии совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.

В рамках предметной недели были проведены следующие мероприятия: викторина «Химия в разных науках», экологический вечер «Глобальные проблемы человечества», интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», открытый урок-конференция по биологии на тему «Воздействие производственной деятельности на окружающую среду своего региона», экологический КВН «Наш дом - Земля». Среди обучающихся был проведен конкурс «Удачный кадр» на лучшую фотографию, иллюстрирующую экологическую обстановку в Тимском и Мантуровском районах, конкурс презентаций «Химия в разных науках», оформлена подборка материалов «Это интересно» о жизни и деятельности великих ученых - химиков и биологов.


Экологический КВН «Наш дом - Земля»

Мы рады приветствовать вас на экологическом КВН.

Все, кто хочет состязаться в знаниях о богатстве и разнообразии нашей природы, животного и растительного мира. В состязании примут участие две команды "Экологи" и "Хозяева планеты" (приветствуем команды).

Но мало только любить природу, любоваться ее красотой, нужно приложить все силы, чтобы она была еще краше и богаче. В игре, участникам понадобятся любознательность, фантазия, знания о природе и умение работать в команде. Оценивать ваши ответы будет уважаемое жюри (представление жюри).

Итак, команды к бою! По традиции в начале игры команды должны поприветствовать друг друга.

1 Приветствие команд.

Девиз команды "Экологи"

Береги свою планету,
Ведь другой на свет нет.

Девиз команды «Хозяева планеты»:

Мы не хотим стоять в стороне.
Мы - за порядок на нашей земле!

Приветствие команды "Экологи"

Будем бить тревогу вместе
Потому что все в ответе,
Как нам в новом веке жить,
Как природу сохранить!

Приветствие команды "Хозяева планеты"

Есть одна планета - сад,
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Так давайте сбережем
Наш большой природы дом

2 задание «Угадай, что это» (презентация)

3. задание «Что мы выбрасываем или Золотые россыпи помоек»

Команды получают по три таблички с цифрами 1,2,3. на каждый задаваемый вопрос ведущий дает три варианта ответа. По сигналу ведущего команды поднимают табличку с номером ответа.

Вопросы:

1)Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

1.Пластмасса

2.Стекло

3.Металл

2) Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей:

1.Производство упаковочных материалов

2.Переработка мусора

3.Производство автомобилей

3) Прежде чем начать утилизацию отходов их необходимо:

1.Рассортировать

2.Собрать в одном месте

3.Раскрошить

4) Первоочередная забота при выборе места свалки:

1.Защита поверхности земли и грунтовых вод

2.Ограждение места свалки

3.Укоплектование соответствующей техникой

5)Самая «страшная» добавка к воде:

1.Бытовой мусор

2.Пестициды

3. Минеральные удобрения

6) какую страну называют «мусорным ящиком Европы»:

1.Британию

2.Россию

3. Польшу

7)Более половины общего количества отходов в странах Европейского экономического общества приходится:

1.На тяжелую промышленность

2.На легкую промышленность

3. На сельское хозяйство

8) Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

1.Их захоронение

2.Разработка правовых механизмов регулирования процесса

3.рециркуляция (повторное использование отходов)

9) Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

1.Теплоэнергетка

2.Нефте- и газопереработка

3.Автотранспорт

10) Что такое вермикультура:

1.Систематизированный свод сведений о водных ресурсах страны

2.Специальное разведение дождевых червей (для переработки органических отходов и повышения плодородия почвы)

3.Способ определения степени чистоты воды

11) Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

    1. лет

  1. 50 лет

3. 100 и более лет

12) Выброшенную бумагу «съедят» невидимки-микробы за:

1.1-2 года

2. 5-8 лет

3. 20 и более лет.

Судьи подсчитывают баллы.

4. Конкурс «Рыбалка»

Участники команд по очереди подходят к «бассейну» и вытаскивают рыбку с номером вопроса. Обсуждение ответа в команде - в течение 1 минуты. Один верный ответ - один балл. Если команда затрудняется с ответом - право ответа переходит к другой команде.

В О П Р О С Ы:

  1. Какую медицинскую технику запрещено продавать в аптеках на Западе, а у нас свободно можно купить? Даже пользуемся ею мы довольно часто (ртутный термометр)

  2. Какой литературный герой и его автор плохо знали жизнь пресмыкающихся и утверждали, что змея может ползти вверх по веревке? (Ш. Холмс)

  3. Почему древние египтяне достигли совершенства именно в обработке камня, а не дерева? ( Египет лежит в пустыни, а они в основном каменистые)

  4. Один русский министр хотел пересадить чиновников на «Волги». А на какой транспорт хочет пересадить государственных чиновников немецкая партия «зеленых»? (на велосипед)

  5. Как вы думаете. Сколько коробок спичек можно сделать из одного 10-летнего кедра?(Из кедра спичек не делают, ведь он принадлежит к ценным породам деревьев).

  6. Кто из непрошенных жителей наших квартир никогда на пьет? (моль)

  7. Где живет кузькина мать? ( в почве, на растениях. Кузька- маленький жук.)

  8. Откуда родом сибирская кошка? (Южная Америка)

5. Конкурс капитанов.

Капитанам предстоит решить кроссворд. Та команда, капитан которой правильно и быстро выполнит задание, получает 5 баллов. В случае правильного ответа капитаном другой команды - ей присваивается 3 балла.

6. Конкурс
Домашнее задание (5 баллов)

Задание для команды Экологи»:

-Вы - пессимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? (Форма рассказа любая: научная, с юмором, в стихах, можно - рисунок).

Задание для команды «Хозяева земли»:

-Вы - оптимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет?


Далее - подведение итогов, награждение команды - победительницы.







Химия в разных науках

Широко простирает химия руки свои в дела человеческие.

Михайло Ломоносов.

Химия окружает нас повсюду. В современном мире без продуктов химического синтеза жизнь практически стала невозможной. Также химия «запустила свои руки» во все изучаемые школьные предметы. Несмотря на сложность предмета, каждый из вас, даже не имевший отношения к этой науке уже обладает рядом знаний по химии. Давайте их сегодня и проверим.

На игровом поле представлены категории вопросов, каждый вопрос обладает определенной сложностью и соответствующим ему количеством баллов. Команды отвечают в порядке очереди. На обсуждение каждого вопроса дается 1 минута. Если команда, выбравшая вопрос, не справляется с заданием, право ответа переходит к команде соперников. За работой команд будет наблюдать команда экспертов, которая определят победителей.

Удачи!

Химия в истории

1) 5 мая 1821 (51 год), Лонгвуд, Остров Святой Елены скончался император Франции ( 1804-1815 гг), великий французский полководец и государственный деятель Наполео́н I Бонапа́рт. Есть версия, что Наполеон был отравлен. Эту гипотезу выдвинул шведский стоматолог Стен Форсхувуд, исследовавший волосы Наполеона и нашедший в них этот химический элемент (мышьяк).

2) Издревле женщины (а в некоторых цивилизациях даже мужчины) пользовались косметикой. На Руси - это чаще всего были соки ягод, отвары трав. К примеру, русские девушки подкрашивали волосы отваром кожицы лука, румянили щеки свеклой. А что использовали они для чернения бровей и беления кожи лица? (сажа/уголь и мел/известь)

3) В истории человечества рассматривается несколько периодов, связанных с металлами. Самый ранний из них период (4-3 тыс. до н. э.) носит научное название энеолит. Преобладают каменные орудия труда, но уже начали появляться металлические. О каком металле и, соответственно, веке идет речь? (медь, медный век)

4) Алхимия - специфическая область натурфилософии, зародившаяся во II веке нашей эры. В начальный период сформировалась символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующее небесное светило. Сопоставьте название небесных тел с названиями соответствующих металлов:

  • серебро - Луна,

  • ртуть - Меркурий,

  • медь - Венера,

  • золото - Солнце,

  • железо - Марс,

  • олово - Юпитер,

  • свинец - Сатурн.

5) Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони. По приказу из Берлина первый же захваченный Т-34 был доставлен в Германию. Здесь за него взялись химики. Они установили: русская броня содержит большой процент этого металла, что делает ее сверхпрочной. Недостаток его в стали привел к тому, что к 1944г. имперские военные заводы вынуждены были изготовлять танковую броню повышенной толщины, и "тигры", и "пантеры", и "фердинанды", одетые в нее, оказывались тяжелее и слабее советских танков и самоходок". О каком металле идет речь? (никель)

Химия в биологии

1) Это «заболевание» связано с металлом, относящимся к группе благородных металлов. Считается, что им болели люди, населявшие в большей степени североамериканский материк. Этим заболеванием болели люди на всех континентах, даже в Евразии - в Сибири. Но самая массовая вспышка этого заболевания произошла в Бразилии в период с 1690 по 1923 год. (золотая лихорадка)

2) В крови человека находится железо, которое входит в состав гемоглобина и, окисляясь на воздухе, дает алую окраску крови. У ракообразных и моллюсков кровь при насыщении кислородом становится голубого цвета. Какой металл находится в крови ракообразных? (медь)

3) Жалящее действие крапивы, пчел и некоторых медуз связано с действием органической кислоты. Впервые она была выделена из яда насекомого и получила его имя. О каком веществе идет речь? (муравьиная кислота)

4) Это вещество входит в состав практически всех жидкостей организма. 0,9% раствор его в воде носит название физиологическим раствором. О чем идет речь? (поваренная соль/ хлорид натрия)

5) Ученые выявили прямую зависимость между повышенным содержанием этого вещества в крови и активностью мозга. У большинства гениев этот показатель был в несколько раз выше нормы. Выражение «моча в голову ударила» возникло отнюдь не случайно. О каком веществе идет речь? (мочевина, карбамид)

Химия в литературе

1) А.С.Пушкин "И дале мы пошли - и страх обнял меня..."

Тогда услышал я (о диво!) запах скверный,

Как будто тухлое разбилось яицо,

Иль карантинный страж курил жаровней серной.

О каком соединении серы идет речь? (сероводород)

2) Имена великих поэтов: Анна Ахматова, Иван Бунин, Борис Пастернак, Николай Заболоцкий, Сергей Есенин, Владимир Маяковский и др., - абсолютно непохожих друг на друга объединяет химия металлов. Какой металл является общим для всех перечисленных великих личностей? (серебро, поэты серебряного века)

3) В таблице Менделеева трудно найти какой-либо иной элемент, с которым так неразрывно связалась бы жизнь всего человечества. Нет другого элемента, при участии которого проливалось бы так много крови, терялось бы столько жизней, происходило бы столько несчастий. Как сказал А. Блок:

Век девятнадцатый …,

Воистину … век,

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек.

О каком металле идет речь? (железо)

4) Антуан Де Сент - Экзюпери. «Планета людей» писал об этом веществе: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.» О чем идет речь? (о воде)

5) В 1865 году английский математик, поэт и писатель Льюис Кэрролл написал «Алису в стране чудес». Среди главных героев произведения был трагикомический персонаж Сумасшедший Шляпник. В Средние века среди работников шляпных фабрик действительно было распространено заболевание, названное «болезнью сумасшедшего шляпочника», так как им заболевали мастера, применявшие препараты, содержащие это вещество при изготовлении фетровых шляп. О каком веществе идет речь? (ртуть)

Химия в географии

1) Переместимся в Италлию. Совсем недавно скульптурное изображение коней, украшавшее площадь Святого Марка, пришлось заменить копией, так как за последнее время семивековое наследие Венеции оказалось под угрозой. От чего спасли скульптуры? (кислотные осадки )

2) В конце XIX века в Сибирь направилась хорошо снаряженная экспедиция. Казалось, все было предусмотрено, чтобы сибирские морозы не помешали ее успешной работе. Но одну оплошность путешественники все же допустили: они взяли с собой оловянную посуду, которая вскоре вышла из строя. Пришлось вырезать ложки и миски из дерева. Лишь тогда экспедиция смогла продолжить свой путь. Что случилось с посудой? (рассыпалась, превратилась в серый порошок - явление «оловянной чумы»)

3) Существует группа минералов, химическая формула которых Al2O3. Минералы уступают по твердости только алмазам. Корунд - первый представитель этой группы применяется в хозяйстве как абразивный материал. Два других - драгоценные камни, имеющие яркую окраску. О каких камнях идет речь? (сапфир и рубин)

4) По производству этой кислоты Россия занимает 1 место в мире. Районы химических предприятий располагаются вблизи месторождений ископаемого сырья - Уральский, Поволжский, Восточно-Сибирский. О каком веществе идет речь? (серная кислота)

5) Д.И.Менделеев, открывший Периодическую систему, был многогранной личностью - химии были посвящены только 9% его исследований. В 1887 году Французская Академия метеорологического воздухоплавания присудила Менделееву диплом «За проявленное мужество при полете для наблюдения …». За чем наблюдал Дмитрий Иванович из воздушного шара на высоте более 3 километров? (солнечное затмение)

Практическая химия

1) Получение газа из перекиси водорода и распознание его по возгорающейся лучинке. Определить газ. (кислород)

2) Взаимодействие мела и кислоты. Каким образом почвоведы могут определить карбонатность почв? (капнув соляной кислоты на почву)

3) При кипячении в разбавленном растворе едкого натра (щелочь) шерсть растворяется, при более низких температурах в щелочной среде шерстяные изделия также структурно меняются. Какими средствами можно стирать шерстяные изделия? (проверка фенолфталеином - стир. порошок, хоз. мыло, детское мыло)

4) В раствор сульфата меди помещают железный гвоздь. Через минуту гвоздь покрывается налетом. Что это за вещество? (медь)

5) В качестве разрыхлителя в домашних условиях используется гидрокарбонат натрия (пищевая сода) (демонстрация реакции соды с кислотой), при этой реакции тесто становится рыхлым от выделяющегося углекислого газа. Но в пищевой промышленности в качестве разрыхлителя чаще всего используется другое вещество - карбонат аммония (пищевая добавка Е-503). Какие газы, образовавшиеся при разложении этого вещества, образуют пористую структуру кулинарных изделий? (аммиак и углекислый газ).



Викторина «Что? Где? Когда?»

Цель: стимулировать учащихся к получению новых знаний.

Задачи:

  1. Образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету.

  2. Развивающая: развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы.

  3. Воспитательная: развивать навыки коллективной работы.

Правила игры

Игра проводится с обучающимися 1-2 курсов. В игре по очереди принимают участие две команды по 6 человек в каждой. На экране игрового поля находится волчок со стрелкой, положение которой и будет определять, на какой из 12 вопросов необходимо ответить участникам викторины. Ребята выбирают лидера для более четкого обсуждения вопросов во время игры. Остальные школьники выступают в роли болельщиков. Выбирается жюри в количестве трех человек, ими регистрируются очки. На обдумывание каждого вопроса команде дается 1 мин. Время фиксируется песочными часами на экране, при досрочном ответе время останавливают. Игра останавливается после того, как каждой команде будет задано по 6 вопросов. Победившей объявляется та команда, у которой будет больше правильных ответов.

Один человек помогает в ходе игры (выносит «черный ящик»). В ходе игры для отдыха и вовлечения болельщиков в состязание, можно устраивать музыкальные паузы. Например, болельщикам каждой команды предлагается на 1-2 мин. вспомнить и исполнить по одному куплету песен, в которых упоминаются растения...

ХОД ИГРЫ

  1. Организационный момент.

Под мелодию «Что? Где? Когда?» игроки рассаживаются за круглым столом. На экране появляется игровое поле.

Ведущий: Добрый день, уважаемая команда знатоков. Мы находимся в телевизионной студии, где сейчас будет проходить интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».

В игре участвуют две команды, каждая отвечает на 6 вопросов. По результатам ответов подводятся итоги и определяются победители и призеры игры.

Представление команды знатоков под музыку и капитанов команд.

Напоминаю правила игры:

  • игра состоит из 12 раундов;

  • каждый раунд соответствует номеру сектора на игровом поле;

  • на обдумывание и обсуждение вопроса команде дается указанное время, когда игрокам разрешается общаться между собой;

  • после обсуждения вопроса отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа;

  • если выпадет сектор блиц - турнир, команда отвечает подряд на 3 вопроса, на подготовку ответа дается 1 минута;

  • если выпадет сектор суперблиц, за столом остается один игрок, которого выберет команда, ему задается три вопроса подряд, если он проигрывает суперблиц, то он выбывает из игры.

  1. Игра по заданиям.

Вопрос 1.

Основоположник Ислама пророк Мухаммед утверждал, что эти птицы видят ангелов и пением оповещают людей об их приближении. Назовите их.

Ответ: петух.

Вопрос 2.

Во время войны за независимость между Англией и США английский шпион, сумевший устроиться поваром у генерала Вашингтона, приготовил ему блюдо с использованием ядовитых, как тогда считалось, плодов. Написав записку об отравлении Вашингтона, он покончил с собой. Эта записка была найдена только через много лет. Каким же овощем пытался отравить Вашингтона британский агент?

Ответ: помидором.

Вопрос 3.

Это домашнее животное - единственное не упоминающееся в Библии, но А. Дюрер и Ф. Флорис изобразили его у ног Адама и Евы в раю. А согласно Гиляровскому, охотнорядские купцы в Москве устраивали своеобразное состязание - у кого оно упитаннее.

Ответ: кот.

Вопрос 4.

В средневековой Европе эти рыбы имели особое практическое применение в качестве своеобразное единицы обмена, т.к. были примерно одинакового размера.

Ответ: сельдь.

Вопрос 5. (Блиц)

  1. Как называются пластиды зеленого цвета?

Ответ: хлоропласты.

  1. Как называется плод гороха?

Ответ: боб.

  1. Сколько шейных позвонков у жирафа?

Ответ: семь.

Вопрос 6.

Когда египетская царица Клеопатра устроила пир в честь римского полководца Марка Антония, пол в зале был устлан слоем лепестков толщиной в локоть. Лепестки каких цветов это были?

Ответ: лепестки роз.

Вопрос 7.

Этот «цветок белого дракона» с 16 лепестками изображен на гербе Японии, на печатях и монетах этой страны. А еще из него там готовят салаты и пирожные.

Ответ: хризантема.

Вопрос 8.

Один из воинов Александра Македонского писал об этом растении: «… производит мед без помощи пчел…». Назовите это растение.

Ответ: сахарный тростник.

Вопрос 9.

В Древнем Риме их называли «невиданно вкусные оранжевые армянские яблоки». Карл Линней увековечил «армянское» происхождение этого культурного растения в его названии - армениака вульгарис. Что это за растение?

Ответ: абрикос.

Вопрос 10. (Суперблиц)

В Италии это растение называли «тартуфоли», во Франции оно получило название «пом де терр». А как его называют у нас?

Ответ: картофель.

Вопрос 11.

Назовите культурное растение, к которому относится такое выражение: «Аристократ среди злаков, сын воды и солнца, пища богов».

Ответ: рис.

Вопрос 12. («Черный ящик»)

В «черном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено богу науки и искусства Аполлону. Им награждали художников, артистов и ученых в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Что за растение лежит в «черном ящике»? Где оно используется в настоящее время?

Ответ: лавр благородный. В настоящее время его листья используются как приправа благодаря их пряному аромату.

  1. Подведение итогов.

Определение и награждение победителей и призеров - грамоты (шаблоны прилагаются).





УРОК ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ.

Учебная дисциплина: биология.

Тема урока: Воздействие производственной деятельности человека на окружающую среду своего региона.

Цель урока: научить обучающихся применять экологические знания в практической деятельности;

воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;

сформировать чувство ответственности за экологическую обстановку на своей малой родине.

Тип и вид занятия: повторительно-обобщающий урок.

Методы обучения: проблемно-поисковые;

Материальное обеспечение занятия: компьютер, проектор, учебная и справочная литература по предмету.

Ход урока

  1. Организационный момент:

-приветствие обучающихся;

- сообщение темы и цели урока.

  1. Организация работы в микрогруппах.

- формулирование заданий по микрогруппам;

- сообщение последовательности выступления обучающихся.

  1. Защита проектов.

- сообщения обучающихся;

- иллюстрация и дополнение материала преподавателем;

  1. Обобщение и закрепление изученного материала:

- формулирование и запись в тетрадь выводов по уроку.

  1. Подведение итогов урока.

- анализ активности и результативности работы обучающихся на уроке;

- выставление оценок.

  1. Домашнее задание: А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Биология. Общая биология» стр. 339-342.


Ход урока.


Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас сегодня на нашем уроке. Надеюсь, что все присутствуют на занятии?

Ребята, сегодня изучение раздела «Экология» мы продолжим с вашим активным (я надеюсь) участием. Тема нашего урока звучит так: Воздействие производственной деятельности человека на окружающую среду своего региона. Вам были даны опережающие задания по изучению экологической обстановки в регионе. Группа поделена на 4 микрогруппы. Каждая микрогруппа выполняла определенное задание по исследованию экологической обстановки в Тимском районе и по выявлению воздействия производственной деятельности человека на нее. Кроме того вы должны были предложить комплекс мер по защите биологических ресурсов и собрать фотоматериал, иллюстрирующий ваши сообщения. В качестве источников информации вам были рекомендованы периодические издания, информация в сети Интернет, справочная и научная литература. Сейчас я прошу вас представить свои проекты на всеобщее обсуждение. Каждая микрогруппа по очереди представляет свой проект, остальные - участвуют в обсуждении.

Итак, проект №1: «Водные ресурсы Тимского района».

Методическая разработка недели биологии и химии

Ожидаемые результаты:

Территория Тимского района покрыта густой речной сетью. Так как район расположен в восточной части Курской области, большая часть рек относится к бассейну Дона. Большинство рек берут свое начало в верховьях логов и балок, из родников, реже - из болот, получающих обильное грунтовое питание. Основные источники их питания - снеговое и дождевое.

Методическая разработка недели биологии и химии

Водные ресурсы Тимского района - пресные воды, пригодные для использования в хозяйстве, водоснабжения населения. Реки и искусственные водоемы снабжают водой предприятия и сельское хозяйство. В реках водится около 30 видов рыб. В прудах разводят карпа, зеркального карпа, толстолобика, белого амура.

Подземные воды широко используются в хозяйстве и для бытовых нужд населения. Эти воды - ценный дар природы, очень важное полезное ископаемое и поэтому к нему надо относиться особенно бережно и использовать его рационально. Неумеренное использование грунтовых вод ведет к снижению их уровня, что вызывает отрицательные явления в природе. Вот почему надо, чтобы для хозяйственных нужд шире потреблялись не подземные, а речные воды. Следует следить за тем, чтобы подземные и поверхностные воды не загрязнялись.

Проект №2: « Почвенные ресурсы района»

Ожидаемые результаты:

Важнейшим природным богатством Курской области и Тимского района является земельный фонд. Наибольшее распространение получили здесь черноземные типы почв, обладающие высоким природным плодородием. На территории преобладают участки полого-волнистой, всхолмленной равнины, расчлененные речными долинами, балками и оврагами.

Методическая разработка недели биологии и химии

Огромную роль в почвообразовании играет человек. Влияние его на почву может быть различным. Неправильная распашка склонов, низкая агротехника приводит к развитию почвенной эрозии и к истощению почвы. Уменьшение доли крупного рогатого скота в животноводстве привело к тому, что резко уменьшилось количество органических удобрений, вносимых на поля.

Преобладающие плодородные черноземы благоприятствовали быстрому заселению района и освоению земель под пашню. Были распаханы не только участки междуречий, но и склоны речных долин и балок. На больших площадях были вырублены леса. Все это, в сочетании с низкой агротехникой, вызвало усиление эрозионных процессов на территории района.

Возвышенные формы рельефа часто содействуют развитию эрозии, преимущественно водной.

Методическая разработка недели биологии и химии

На территории района возникло особенно много оврагов, когда людьми уничтожались леса и расширялись посевы сахарной свеклы и пшеницы. Распашка земель велась неправильно, что способствовало быстрому развитию эрозионных процессов.

Методическая разработка недели биологии и химии

Научные методы и комплексы мероприятий, разработанные институтом по защите почв от эрозии и опытными хозяйствами, позволяют более успешно ограничивать эрозионные процессы. К этим мероприятиям относятся: внедрение почвозащитных севооборотов, посадка ветроломных лесных полос, задернение склонов холмов, укрепление стенок оврагов.

Проект №3: «Климат и воздух»

Методическая разработка недели биологии и химии

Ожидаемые результаты:

Климат Тимского района - умеренно континентальный. Расположение района на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности определило главные особенности её рельефа. На территории района преобладают участки полого- волнистой, всхолмленной равнины, рассеченные речными долинами, балками и оврагами. По территории района проходит Тимско - Щигровская гряда. Возвышенные формы рельефа часто содействуют развитию эрозии, преимущественно водной.

Свойства климата, способствующие сельскохозяйственному производству, называют агроклиматическими ресурсами. В Тимском районе эти ресурсы позволяют выращивать большинство сельскохозяйственных культур, типичных для средней полосы России. Из полевых культур наиболее широко представлены зерновые и зернобобовые культуры: пшеница, рожь, ячмень, овес, горох, соя. Из технических - кукуруза на зерно, сахарная свекла, подсолнечник. Много хозяйства района возделывают гречиху, реже - просо.

Методическая разработка недели биологии и химии

На территории района практически отсутствует оросительная сеть, однако, применение искусственного орошения позволило бы значительно повысить продуктивность полей.

Состояние атмосферного воздуха на территории района можно назвать удовлетворительным. В Тимском районе отсутствуют крупные промышленные предприятия. Основным источником загрязнения воздуха является автотранспорт. С ростом парка автомобилей постоянно растет объем выбросов в атмосферу, составив в 1999 г. 40 % массы всех вредных выбросов в атмосферу. Опасной для здоровья населения составляющей выбросов от автотранспорта является не только свинец, окислы углерода и азота, углеводороды, но и бензапирен, который является сильным канцерогеном.

В качестве меры профилактики загрязнения атмосферного воздуха можно рекомендовать усиление контроля за техническим состоянием автотранспорта.

Проект №4: «Население района»

Методическая разработка недели биологии и химии

Ожидаемые результаты:

На территории района на 1 января 2009года проживало 12486 человек. Плотность населения составляет 14,2 человека на 1 кв.м, что является одним из самых низких показателей. Численность населения района вплоть до 1992 года стремительно сокращалась, затем несколько стабилизировалась. С 2006 года наблюдается естественный прирост населения.

Методическая разработка недели биологии и химии

Продолжительности жизни составляет в среднем 66 лет, что ниже среднего показателя по России. Женщины живут в среднем на 13 лет дольше, чем мужчины. Демографические проблемы района связаны в основном с низкой рождаемостью, что приводит к старению населения. Этот процесс начался еще в 60-х годах прошлого столетия. Преобладающее женское и стареющее население района не способствует стабилизации экономики.

Усугубляется эта ситуация еще одним явлением, характерным для нашего района - трудовой миграцией. Большая часть трудоспособного населения района (в основном мужчины) на работу выезжают за пределы района (Москва, Губкин, Ст.Оскол).

Шлейф радиоактивного загрязнения Чернобыльской катастрофы 1986года, коснувшийся в основном территории северо-западных районов области, тем не менее, отразился на здоровье населения Тимского района, в определенной степени ухудшил среду обитания человека. По мнению специалистов, чернобыльский "след" растянется, как минимум, на 70 лет и приведет к росту лейкозов, онкозаболеваний и увеличению бесплодия людей репродуктивного возраста. Многие жители Тимского района оказались в числе «ликвидаторов» последствий аварии.

Уровень медицинского обслуживания жителей района оставляет желать лучшего: сокращается количество койко-мест в районной больнице, профилактические осмотры зачастую носят формальный характер; не хватает квалифицированных специалистов в больницах; ФАПы не укомплектованы диагностическим оборудованием. Как следствие, наш район является «лидером» в области по уровню онкологических заболеваний (наравне с Железногорским и Курчатовским районами). Значительно «помолодели» такие болезни как инфаркт, инсульт, заболевания суставов.

В районе резко возрастает риск различных патологий у детей школьного возраста. Так, за время учебы в школе у детей в 3,5 раза ухудшается зрение, в 5 раз увеличивается заболеваемость пищеварительного тракта, в 8-9 раз - костно-мышечной системы. Уже в начальных классах у 40 % детей обнаруживаются признаки неврологических заболеваний, все больше детей страдают психическими расстройствами.

Методическая разработка недели биологии и химии

Большое влияние на здоровье населения оказывают вредные привычки: табакокурение, алкоголь, наркомания. Значительный процент молодежи имеет проблемы с этими зависимостями. В качестве меры профилактики вредных привычек у населения района можно рекомендовать организацию досуга молодежи. И здесь следует отметить, что возведение спортивно-оздоровительного комплекса на территории поселка способствует популяризации здорового образа жизни населения.

Выступления микрогрупп сопровождаются презентацией.

Ребята, сейчас, с вашей помощью мы попробуем сформулировать выводы из полученной информации и выработать рекомендации по сохранению природы Тимского района.

Ожидаемые результаты:

Исследования последних лет показали, что, несмотря на высокую напряженность экологической обстановки в Тимском районе, ее можно стабилизировать и затем улучшить при увеличении затрат на природоохранные мероприятия и на мероприятия по защите здоровья населения.

Полученные выводы запишите, пожалуйста, в тетрадь.

Ребята, я хочу поблагодарить вас за этот урок! Вы ответственно отнеслись к выполнению заданий, собрали интересный материал, оформили свои сообщения, выразили свою жизненную позицию по очень важному вопросу: сохранение родной природы и здоровья населения своего района. Отдельно хочу поблагодарить тех ребят, которые предоставили снимки для иллюстрации ваших сообщений. Я надеюсь, что это занятие оставит след в вашем сознании и поможет вам в будущем стать настоящими рачительными хозяевами родной земли.

Домашнее задание: в учебнике А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Биология. Общая биология» повторите материал на стр. 339-342.


ТЕМЫ ЗАДАНИЙ


  1. Водные ресурсы Тимского района.

1)Обеспеченность района водными ресурсами.

2) Состояние водных ресурсов.

3) Меры по защите водных ресурсов.


  1. Почвенные ресурсы Тимского района.

  1. Типы почв района.

  2. Состояние и использование почвенных ресурсов.

  3. Почвозащитные мероприятия.


  1. Климатические ресурсы и атмосфера Тимского района.

  1. Климатические условия района.

  2. Состояние атмосферы и источники её загрязнения.

  3. Меры по защите атмосферного воздуха


  1. Население Тимского района.

  1. Структура населения района.

  2. Состояние здоровья жителей района; преобладающие заболевания.

  3. Меры профилактики и лечения жителей района.




© 2010-2022