Рабочая программа по биологии для 6 класса

Рабочая программа по биологии  в 6 б классе составлена на основе üФедерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (2005 г.) üПримерной программы основного общего образования по биологии  (2006 г.) üПрограммы основного общего образо­вания по  биологии 6-9 класс  авторов Н.И. Сонина, В.Б Захарова, Е.Т. Захаровой //Программы для общеобра­зовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2008-138c.ll, üИнформационно-методического пис...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Чистопольского муниципального района РТ




Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании ПГ зам. директора и введено в действие

протокол № ______ . приказ № _________

от «28» августа 2012г. от «31» августа 2012г от «31» августа 2012г

________________ ___________________ ____________________


Алиева Э.Р. Николаева С.А Нуруллина Г.Г



Рабочая программа

по биологии для 6 б класса

Составитель: учитель первой

квалификационной категории

Тарасова Елена Владимировна



2012-2013 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии в 6 б классе составлена на основе

  • Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (2005 г.)

  • Примерной программы основного общего образования по биологии (2006 г.)

  • Программы основного общего образования по биологии 6-9 класс авторов Н.И. Сонина, В.Б Захарова, Е.Т. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2008-138c.ll,

  • Информационно-методического письма МОиН РТ №1532 от 12.03.09 « Об особенностях преподавания биологии в условиях перехода на компетентносных подход»

Учебно-методический комплект

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

  • Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2006. - 176с;

  • Е.Т.Бровкина, Н.И Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2005- 06 гг.;

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;

  • Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.:Дрофа,2006г.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю, что соответствует учебному плану МБОУ «СОШ №4» на 2012-2013 учебный год.

Характеристика предмета

Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В процессе изучения начального курса биологии формируются базовые знания и умения, необходимые учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций.

Характеристика класса

Класс характеризуется слабой мотивацией к учебе. Качество знаний по предмету за прошлый год составило 52,1 %. Обучающиеся показывают средние результаты по муниципальным срезам, и плановым контрольным работам. У учеников сформированы такие умения как способность воспроизводить информацию (репродукция материала), так и хорошо решают проблемы практического характера. Слабо развиты творческие способности, с трудом анализируют и сопоставляют факты.

Цели и задачи предмета

Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;

  • овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Региональный компонент

В рабочую программу включен национально-региональный компонент. Так при изучении тем «Царство Грибы», «Царство Растения», «Царство Животные» «Природные сообщества» рассматриваются материалы регионального значения.

Содержание тем учебного курса.

Основные свойства живых организмов (11 часов)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Химический состав клеток

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

■ Лабораторные работы
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Строение растительной и животной клеток

Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.

Различия в строении растительной и животной клеток.

■ Лабораторные и практические работы

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)*.

Ткани растений и животных

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

■ Лабораторная работа
Ткани живых организмов*.

Органы и системы органов

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.

Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

■ Лабораторная работа

Распознавание органов у растений и животных*.

Растения и животные как целостные организмы

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx. Живые организмы и окружающая среда.

Жизнедеятельность организма (20 часа)

Питание и пищеварение

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Дыхание

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Передвижение веществ в организме

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).

■ Практическая работа

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю*.

Выделение

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Опорные системы

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

■ Лабораторная работа

Разнообразие опорных систем животных.

Движение

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

■ Лабораторные и практические работы
Движение инфузории туфельки.
Перемещение дождевого червя.

Регуляция процессов жизнедеятельности

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Размножение

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

■ Практическая работа

Вегетативное размножение комнатных растений*.

Рост и развитие

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные и практические работы

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)*.

Среда обитания. Факторы среды (1 час)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов.

■ Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.

Природные сообщества (1 час)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Обобщение 2 часа

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);

  • химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;

  • особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;

  • строение ядерной клетки, основные функции её органоидов;

  • типы деления клеток, их роль в организме;

  • особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;

  • основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);

  • характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать органоиды клетки;

  • узнавать органы и системы органов изученных организмов;

  • составлять простейшие цепи питания;

  • размножать комнатные растения вегетативным способом;

  • пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты.



Календарно-тематическое планирование

Раздел, тема урока.

Тип урока

Домашнее задание

Дата проведения

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Измерители

Элементы дополнительного содержания.

план

факт

РАЗДЕЛ 1. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 ЧАСОВ)


Тема 1.1 ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ(1час)

1.

Основные свойства живых организмов


Вводный урок

Д/З: стр 4-6 учебника, «Подумайте» на стр.8, «Какие утверждения верны» на стр.8.

3.09


Признаки живых организмов: Клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявления

Называть признаки живых организмов, их значение.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов.

Вопросы №2,5 на стр.9 учебника. Рабочая тетрадь, №1,4,5,6. Вопросы со свободным ответом.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Тема 1.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ(1час)

2

Химический состав клетки.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 10-11 учебника, «Подумайте на стр. 15, «Какие утверждения верны» на стр.14

10.09


Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества: вода, минеральные соли), органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты), их роль в жизнедеятельности клетки.

Различать неорганические и органические вещества клетки.

Называть:

неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о химическом составе клетки.

Рабочая тетрадь №8.

Вопросы №3,4,5,7,8,9,10 на стр.15 учебника.

Рабочая тетрадь №8,10.

Вопросы со свободным ответом.

Лабораторная работа «Определение состава семян пше

ницы».

3

Клетка - элементарная частица живого.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 16, 18-19 учебника.

17.09


Клетка - элементарная частица живого. Строение растительного организма и организма животного: клетки.

Строение клетки. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра.

Называть признак живых организмов - клеточное строение.

Распознавать и описывать на таблицах основный части и органоиды клетки.

Выделять особенности строения ядра.

Доказывать, что клетка элементарная частица живого.

Вопросы №2 на стр. 9 учебника.

Рабочая тетрадь №12.

Вопросы №10,11,12 на стр. 23 учебника.

Вопросы со свободным ответом.

Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы, одинарный и двойной набор хромосом.

Деление клетки - основа роста и размножения организмов. Митоз, мейоз - сущность и биологическое значение.

4.

Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 18-19 учебника. «Подумайте на стр. 22, «Какие утверждения верны» на стр.22

24.09


Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение и функции цитоплазмы и ее органоидов (сеть Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр). Правила работы в биологической лаборатории.

Называть признак живых организмов - клеточное строение.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов.

Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения.

Вопросы №2 на стр. 9 учебника. Задание по рисунку на стр. 23 учебника.

Рабочая тетрадь №12,14

Вопросы №1,5,6,7,8,9 на стр. 23 учебника.

Выполнение лабораторной работы №1 «Строение клеток живых организмов» и выводы к ней.

Рабочая тетрадь, № 13.

Методы изучения клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.

Вирусы - неклеточная форма жизни.

Тема 1.4. ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ( 2 часа)

5.

Ткани растений

Комбинированный урок

Д/з: стр. 30,31учебника.

1.10


Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений: образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение, особенности строения.

Давать определение понятию «ткань»

Называть:

-типы тканей растений;

-функции тканей растений.

Различать типы тканей

Рассматривать на готовых микропрепаратах типы ткани живых организмов.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений.

Вопросы №1,8-12 на стр. 37 учебника. Задание по рисунку на стр. 37 учебника.

Рабочая тетрадь №12,14

Вопросы №1,5,6,7,8,9 на стр. 23 учебника.

Выполнение лабораторной работы №2 «Ткани растений» и выводы к ней.

Взаимосвязь между строением и функциями растений. Особенности тканей растений разных природных зон.

6.

Ткани животных

Комбинированный урок

Д/з: стр. 32,33 учебника. «Подумайте» на стр. 36, «Какие утверждения верны» на стр. 36

8.10


Строение организма животного: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей животного: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная, их значение, особенности строения.

Называть:

-типы тканей животных;

-функции тканей животных.

Различать типы тканей

Рассматривать на готовых микропрепаратах типы ткани живых организмов.

Сравнивать ткани растений и ткани животных и делать выводы на основе сравнения.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей животных.

Вопросы №2 на стр. 9 учебника. Задание по рисунку на стр. 37 учебника.

Рабочая тетрадь №12,14

Вопросы № 2-7 на стр. 37 учебника.

Выполнение лабораторной работы №2 « Ткани животных» и выводы к ней.

Рабочая тетрадь, № 23.

Взаимосвязь между строением и функциями тканей животных .

7.

Строение корня

Комбинированный урок

Д/з: стр. 38 учебника.

15.10


Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы.

Давать определение понятиям ткань, орган.

Называть

Органы цветкового растения, их роль в жизни растений

Типы корневых систем

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - корень, корневые системы.

Изучать биологические объекты - органы цветковых растений

Вопросы №1 на стр.45 учебника. Рабочая тетрадь №12,14

Вопросы № 2-7 на стр. 45 учебника.

и выводы к ней.

Рабочая тетрадь, № 29

Микроскопическое строение корня. Видоизменения корней. Взаимосвязь между строением и функциями органов растения.

8.

Строение и значение побега

Комбинированный урок

Д/з: стр. 38 - 40учебника.

22.10


Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья.

Давать определение понятиям побег, вегетативные органы.

Называть

Органы цветкового растения, их роль в жизни растений

Типы корневых систем

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - побег т его части.

Изучать биологические объекты - органы цветковых растений

Вопросы №5 на стр.45 учебника. Рабочая тетрадь №28,27

Вопросы № 2-7 на стр. 37 учебника. Выполнение лабораторной работы №3 «Изучение органов цветкового растения»

Строение листовой почки. Клеточное строение стебля. Отличие стебля двудольных и однодольных растений.клеточное строение листа. Взаимосвязь между строением и функциями органов растения.

9.

Цветок. Соцветия. Плоды.Строение семян.


Комбинированный урок.


Д/з:стр.40,41 учебника,»Какие утверждения верны» на стр.44.

29.10


Строение растительного организма: органы. Цветок, его значение и строение. Соцветия .Плоды: значение и разнообразие. Строение семян двудольного и однодольного растения.

Давать определение понятиям репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения.

Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения.

Описывать многообразие соцветий.

Приводить примеры многообразия плодов.

Характеризовать строение цветка как органа размножения.

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения.

Изучать биологические объекты-органы цветковых растений.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений.

Вопросы №15,16 на стр.45 учебника.

Рабочая тетрадь.№28

Описание рисунка на стр.40 учебника.

Вопросы со свободным ответом.

Вопросы №13,14 на стр.45 учебника.

Рабочая тетрадь,№32,33

Вопросы со свободным ответом.

Взаимосвязь между строением и функциями органов растений.

10

Системы органов животного.


Комбинированный урок.


Д/зстр.46-49 учебника. «Подумайте» на стр.51, «Какие утверждения верны» на стр.50


12.11


Строение организма животного: системы органов(пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения),их строение и функции.

Давать определение понятиям ткань ,орган, система органов.

Называть:

Органы и системы животных

Функции органов и систем органов животных.

Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных.

Изучать биологические объекты- органы и системы органов животных.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах и системах органов животных.

Вопросы №3,4,5,6,7,8,9,10,12 на стр.51 учебника.

Рабочая тетрадь №41,43. Задание по рисунку учебника на стр.50.

Выполнение лабораторной работы №4 «Распознавание органов и систем органов у животных»

Вопросы со свободным ответом.

Взаимосвязь строения и функций органов и систем органов животных.

Тема 1.6. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЕ ОРГАНИЗМЫ.(1 час)

11.

Организм как единое целое.

Контрольное тестирование по теме «Строение и свойства живых организмов»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Д/з: стр.52-55 учебника.

19.11


Растение, животное - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов, систем органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и окружающая среда.

Давать определение понятиям ткань, орган, система органов.

Называть особенности строения и функции многоклеточных организмов.

Характеризовать причины нарушения целостности организма.

Доказывать что организм единое целое.

Вопрос№1 на стр.45 учебника. Вопросы №1,2 на стр.51 учебника.

Задание «Какие утверждения верны» на стр.56.

Вопросы со свободным ответом. Рабочая тетрадь №46

Саморегуляция, открытая система.

Раздел 2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ.

12.

Особенности питания растительного организма.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.58 учебника

26.11


Питание. Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: питание (воздушное -фотосинтез, минеральное - почвенное)

Давать определение понятиям питание, почвенное питание, фотосинтез.

Называть органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках Характеризовать роль корня в почвенном питании.

Описывать сущность биологических процессов: почвенного питания.

Объяснять значение почвенного питания в жизни растений.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о почвенном питании.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Вопрос№1 на стр.67 учебника.

Вопросы №13 на стр.67 учебника.

Вопросы со свободным ответом.

Описание рисмунка на стр.59

Рабочая тетрадь №47.

Минеральные удобрения

13.

Фотосинтез и его значение в жизни растений.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.58 учебника

3.12


Жизнедеятельность растений: фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы.

Давать определение понятию фотосинтез

Называть органы воздушного питания у разных растений и узнавать их на рисунках Характеризовать роль листа в процессе фотосинтеза.

Описывать сущность биологических процессов: воздушного питания растений - фотосинтеза.

Объяснять значение воздушного питания в жизни растений, значение фотосинтеза для жизни на Земле.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о воздушном питании.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Вопрос№4 на стр.67 учебника.

Вопросы №5 на стр.67 учебника.

Вопросы со свободным ответом.

Рабочая тетрадь №48 Выполнение лабораторной работы №5 «Выявление роли света и воды в жизни растений»

14

Особенности питания животных.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.60-62 учебника «Подумайте» на стр.67.

.10.12


Питание. Понятие «питание». Процессы жизнедеятельности животных: питание. Различия организмов по способу питания: травоядные, хищники, трупоеды, симбионты и паразиты.

Давать определение понятию питание

Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках

Описывать сущность биологических процессов: питания животных.

Находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов: симбионты, паразиты.

Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов, симбионтов, паразитов.

Рабочая тетрадь №47. Вопрос №1 на стр.67 учебника. Описание рисунка на стр.63 учебника. Рабочая тетрадь №49

Вопросы №8,9 на стр. 67 учебника.

Отличие питания животных от питания растений.

15.

Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.63 учебника «Какие утверждения верны» на стр.66

17.12


Процессы жизнедеятельности животных: питание. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительной системы животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Давать определение понятиям: питание, пищеварение.

Описывать сущность биологических процессов: питание животных - пищеварение.

Называть особенности строения пищеварительных систем животных.

Сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения.

Вопрос №2 на стр. 67 учебника.

Вопрос №6 на стр. 67 учебника.

Вопросы №7,10 на стр.67 учебника.

Рабочая тетрадь №51,52

Задание по рисунку на стр.67 учебника

Лабораторная работа «Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал». Условия работы ферментов.

Тема2.2 ДЫХАНИЕ (2 часа)

16.

Дыхание растений.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.68 учебника «Подумайте» на стр.73.

24.12


Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождение энергии. Дыхание у растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений.

Давать определение понятию дыхание.

Описывать сущность биологических процессов: дыхание.

Характеризовать: особенности дыхания растений, роль органов растений в процессе дыхания.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании растений.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними

Вопрос №1 на стр.73 учебника.

Вопросы №2,6,10 на стр.73 учебника.

Вопросы №2,3,4 на стр.73 учебника

Рабочая тетрадь №53,54

Вопросы со свободным ответом.

Сообщения учащихся.

Типы дыхания.

17

Дыхание у животных.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.68 -69 учебника «Какие утверждения верны» на стр.72.

14.01


Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания.

Давать определение понятию дыхание.

Описывать сущность биологических процессов дыхания

Характеризовать особенности дыхания животных, роль дыхания в жизни животных

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании животных.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных и ухода за ними.

Вопрос №1 на стр.73 учебника.

Вопросы №2,6,10 на стр.72 учебника.

Вопросы №5,6,7,8,9 на стр.73 учебника

Рабочая тетрадь №56

Вопросы со свободным ответом.

Сообщения учащихся

Усложнение дыхательной системы животных в ходе эволюции.

Тема 2.3. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ (2 часа)

18.

Передвижение веществ в растении.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.74,75 учебника «Подумайте» на стр. 78

21.01


Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ и его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растения, обеспечивающие процесс переноса веществ.

Описывать сущность биологических процессов переноса веществ в растении, его значение.

Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных и органических веществ в растениях

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних растений и ухода за ними.

Вопрос №1 на стр.79 учебника.

Рабочая тетерадь № 57,61,62.

Вопросы 7-10 на стр.79 учебника.

Описание рисунка на стр.75. вопросы со свободным ответом

Движение цитоплазмы, сосудисто-волокнистый пучок, корневое давление.

19

Передвижение веществ в животном организме.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.76,77 учебника «Какие утверждения верны» на стр. 78

28.01


Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ и его значение. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части.

Описывать сущность биологических процессов переноса веществ в организме животного.

Характеризовать особенности транспорта веществ у животных

Называть: органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках и табл., функции органов кровеносной системы, состав крови и ее функции, типы кровеносных систем

Вопрос №4,5 на стр.79 учебника.

Рабочая тетрадь № 58,59,60

Вопросы 2на стр.79 учебника.

Описание рисунка на стр.76-77 . вопросы со свободным ответом

Тема 2.4 ВЫДЕЛЕНИЕ (2часа)

20.

Выделение у растений, грибов и животных.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.80-83 учебника. «Подумайте» на стр. 84, «Какие утверждения верны» на стр. 84

4.02


Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы животных

Описывать сущность биологических процессов выделение у живых организмов, его значение.

Называть: органы выделения растений, органы выделения у животных и узнавать их на рисунках и таблицах.

Характеризовать: особенности процесса выделения у растений, особенности процесса выделения у животных.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных

Вопрос №1,2 на стр. 85 учебника, рабочая тетрадь № 63.

Описание рисунка на стр.83. вопросы №3-5 на стр. 85

Описание рисунка на стр. 80-81 учебника.

Вопросы №6-10 на стр. 85, рабочая тетрадь №63,64,65. вопросы со свободным ответом

Взаимодействие выделительной системы с другими системами органов.

21

Обмен веществ у растений и животных

Комбинированный урок.

Д/з: стр.86- 89 ебника. «Подумайте» на стр. 91, акие утверждения верны» на стр. 90

11.02


Жизнедеятельность растений и животных: обмен веществ и превращение энергии. Сущность и значение обмена веществ. Обмен веществ у растений. Обмен веществ у животных.

Давать определение понятию обмен веществ Описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов , его значение.

Характеризовать: особенности процесса обмена веществ у растений, особенности процесса обмена веществ у животных.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных

Вопрос №1, 2 на стр. 91 учебника,

рабочая тетрадь № 63.

Описание рисунка на стр.90. вопросы №15,16 на стр. 91

Описание рисунка на стр. 91учебника.

Вопросы №2,5,6 на стр. 91,

Задание по рисунку на стр.90 учебника

Тема 2.5. ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ (1 час)

22

Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.92-95 учебника , «Подумайте» на стр.96, «Какие утверждения верны» на стр. 96

18.02


Строение растительного организма и организма животного: опорные системы, их значение. Опорные системы растений. Опорные системы животных: наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.

Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках.

Называть значение опорных систем в жизни растений и животных, типы скелетов у животных.

Приводить примеры животных с разными типами опорных систем.

Распознавать и описывать части внутреннего скелета. Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни.

Вопросы со свободным ответом. Описание рис. На стр. 92-93.

Вопросы № 1,2,3,7 на стр. 97.

Рабочая тетерадь №70-76.

Описание рисунка на стр.92-93 Выполнение лабораторной работы №6 «Изучение внутреннего строения млекопитающего»

Особенности наружных скелетов моллюсков и членистоногих, связанные с условиями обитания. Преимущества внутреннего скелета.

Тема 2.6. ДВИЖЕНИЕ (1 час)

23

Движение.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.98-107 учебника. «Какие утверждения верны» на стр.108

25.02


Признаки живых организмов: движение, их проявления у растений и животных. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение животных. Двигательные реакции растений.

Называть: роль движения в жизни растений и животных, способы передвижения животных.

Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных.

Приводить примеры животных с разными типами передвижения.

Сравнивать движение растений и передвижение животных и делать выводы на основе сравнения.

Вопросы № 3,5,7,8,9,11,12 на стр. 100

Рабочая тетрадь № 78,79,80.

Описание рисунка на стр. 99,100,103,109. вопросы со свободным ответом. Выполнение лабораторной работы №7 «Наблюдение за передвижением животных- за движением инфузории-туфельки и дождевого червя»

Рабочая тетрадь №77

Приспособления к передвижению животных в различных условиях

Тема 2.7. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3 часа)

24

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.110-115 учебника «Подумайте» на стр. 120. Понаблюдать за поведением домашних животных, объяснить его, используя знания, полученные на уроке.

4.03


Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности ее строения.

Давать определение понятию раздражимость, рефлекс Описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы.

Называть: системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных. Значение нервной системы, принцип работы нервной системы, типы нервных систем у животных.

Приводить примеры животных с разными типами нервной системы

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о нервной регуляции процессов жизнедеятельности.

Вопросы № 4 на стр. 121

Рабочая тетрадь № 84,85,88

вопросы со свободным ответом.

Вопрос №6 на стр. 121.

Описание рисунка на стр. 121, на стр.118-119.

Рабочая тетрадь№ 81,83,82

Безусловные и условные рефлексы, инстинкт.

25.

Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.116учебника

11.03


Жизнедеятельность животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции.

Называть: органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности, роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности

Наблюдать за поведением животных

Вопросы № 1,12,13 на стр. 121

Рабочая тетрадь № 89

Сообщения учащихся о своих наблюдениях

Гормоны.

26

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений

Контрольное тестирование по теме

«Основные процессы жизнедеятельности

Комбинированный урок.

Д/з: стр.116 - 117 учебника

«Какие утверждения верны» на стр.120

18.03


Жизнедеятельность растений : регуляция процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества растений.

Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений

Называть: роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений

Наблюдать за ростом и развитием растений

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними

Вопросы № 14 на стр. 121

Рабочая тетрадь № 90

Сообщения учащихся о своих наблюдениях.

Описание рисунков на стр. 117

вопросы со свободным ответом.

Прищипка, пикировка. Сходство и различие регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных

Тема 2.8. РАЗМНОЖЕНИЕ (3 часа)

27.

Размножение и его виды. Бесполое размножение.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.122 учебника

«Подумайте» на стр.126

«Какие утверждения верны» на стр.126

1.04


Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры) бесполое размножение растений. Споры.

Давать определение понятию размножение, вегетативные органы.

Описывать сущность бесполого размножения растений.

Называть: значение размножения, виды размножения, формы бесполого размножения у растений и животных, органы вегетативного размножения у растений.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними

Вопросы № 1 на стр. 127

Рабочая тетрадь № 91,92,93,94,95

Вопрос №2 на стр. 127

Описание рисунков на стр. 127

вопросы со свободным ответом.

Выполнение практической работы № 8 «Вегетативное размножение комнатных растений: черенкование комнатных растений.»

28

Половое размножение животных

Комбинированный урок.

Д/з: стр.128-130 учебника

«Подумайте» на стр.132

«Какие утверждения верны» на стр.132

8.04


Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

Давать определение понятию размножение, гамета, оплодотворение, зигота. Описывать сущность полового размножения.

Называть: значение полового размножения, органы полового размножения животных( и узнавать их на рисунках и таблицах). Женские и мужские половые гаметы.

Объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым.

Вопросы № 1 на стр. 133

Рабочая тетрадь № 99,97, 100,90

Вопрос №1 на стр. 133

Описание рисунков на стр. 128-129

Вопрос №3 на стр. 133

Наружное и внутреннее оплодотворение. Преимущества внутреннего оплодотворения. Партеногенез.

29

Половое размножение растений.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.134 -136 учебника

«Подумайте» на стр.139

«Какие утверждения верны» на стр.138

15.04


Жизнедеятельность растений : размножение. Половое размножение. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Давать определение понятию размножение, опыление, оплодотворение, самоопыление.

Описывать строение цветка как органа полового размножения, сущность полового размножения у растений (двойного оплодотворении).

Называть: значение полового размножения, органы полового размножения растений( и узнавать их на рисунках и таблицах). Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними

Вопросы № 1,15 на стр. 139

Рабочая тетрадь № 103,104

Вопрос №2 на стр. 139

Описание рисунков на стр. 135

вопросы со свободным ответом.

Отличия полового размножения растений от полового размножения животных.

Тема 2.9. РОСТ И РАЗВИТИЕ (2 часа)

30

Рост и развитие растений.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.140-143 учебника

«Подумайте» на стр.144

«Какие утверждения верны» на стр.144

22.04


Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.

Давать определение понятию индивидуальное развитие Описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов.

Называть: роль семян и плодов в жизни растения, условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян; способы распространения семян.

Наблюдать за ростом и развитием растений.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними

Вопросы № 7,10,11,12,13 на стр. 145

Рабочая тетрадь № 107

Вопрос №4,5,6, на стр. 145

Описание рисунков на стр. 134-135,142-143

вопросы со свободным ответом.

Сообщения учащихся, сделанные на основе собственных наблюдений

Типы прорастания семян. Моделирование опытов, доказывающих необходимость тепла, воздуха и воды для прорастания семян.

31.

Рост и развитие животных.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.146-148 учебника

«Какие утверждения верны» на стр.150

29.04


Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша на примере ланцетника. Постэмбриональное развитие животных.

Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития. Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных.

Называть: этапы развития животных, типы постэмбрионального развития животных

Наблюдать за ростом и развитием животных.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных и ухода за ними.

Вопросы № 8 на стр. 151

Рабочая тетрадь № 111,112

Вопрос №1,9 , на стр. 151

Описание рисунков на стр. 146-147

вопросы со свободным ответом.

Выполнение лабораторной работы №9 «Прямое и непрямое развитие насекомых» и выводы к ней.

Стадии развития зародыша ( дробление, бластула, гаструла, нейрула)

Раздел 3. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (2 часа)

Тема 3.1. СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ФАКТОРЫ СРЕДЫ (1час)

32

Среда обитания организмов. Факторы среды.

Комбинированный урок.

Д/з: стр.156-161 учебника

«Подумайте» на стр.162

«Какие утверждения верны» на стр.162

6.05


Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Влияние факторов неживой природы( температура, свет, влажность) на живые организмы. Факторы живой природы, взаимосвязь живых организмов.

Давать определение понятию среда обитания, экология, экологические факторы.

Называть: виды экологических факторов, типы взаимоотношения организмов.

Приводить примеры факторов неживой природы, их влияние на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов, приспособления организмов к действию экологических факторов.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных, ухода за ними

Вопросы № 1 на стр. 163

Рабочая тетрадь № 113,114,115,116

Вопрос №2,7,8,10 , на стр. 163

Описание рисунков на стр. 160-161

вопросы со свободным ответом.

Экологические проблемы нашего региона.

Тема 3.2. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (1 час)

33

Природные сообщества

Комбинированный урок.

Д/з: стр.163-166 учебника

«Подумайте» на стр.170

13.05


Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания.

Давать определение понятию природное сообщество, экосистема, цепи питания.

Называть: 3 группы организмов в экосистеме.

Приводить примеры природных сообществ, продуцентов, консументов, редуцентов.

Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды

Проводить самостоятельный поиск информации (в учебнике, других источниках) о состоянии природных сообществ. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Вопросы № 1,3,10 на стр. 171

Рабочая тетрадь № 117

Вопрос №2,4 , на стр. 171

Описание рисунков на стр. 167

вопросы со свободным ответом.

Описание рисунка на стр. 166-167

Природное сообщество-открытая саморегулирующаяся система.

4. ОБОБЩЕНИЕ (2 час)

34

Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов.

Итоговый контрольный тест по теме «Живой организм»

Урок обобщения и систематизации знаний.

20.05


Особенности строения организмов растений и животных. Особенности жизнедеятельности организмов растений и животных

Называть: Особенности строения организмов растений и животных. Особенности жизнедеятельности организмов растений и животных.

Сравнивать строение и жизнедеятельности организма растения и животного и делать выводы на основе сравнения.

Задание «Выбери правильный ответ»

Вопросы со свободным ответом

35

Летнее задание


27.05





© 2010-2020