- Преподавателю
- Биология
- «Орнитологический семинар»
«Орнитологический семинар»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Токсанова А.С. |
Дата | 01.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Орнитологический семинар
"Каким скучным был бы мир без птиц!"
Цель: Углубление и закрепление знаний о птицах, развитие интереса к природе и её изучению, экологическое образование и воспитание.
Урок начинается с сообщений учащихся (4 ученика):
1 ученик:
Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение - все это делает птиц чудесным украшением природы. Не случайно многие строки в стихах Пушкина и Некрасова, а также замечательные творения художников и композиторов посвящены птицам. Всем знакома картина Саврасова "Грачи прилетели"; романсы "Жаворонок" Глинки и "Соловей" Алябьева.
2 ученик:
На дворе зима… По лесному календарю весна наступает 21 марта. Но день заметно прибавился. И мы все чаще слышим пение птиц. Без пения птиц трудно представить леса, сады и парки весной. Но птицы не только украшают природу. Большинство из них приносят пользу человеку.
3 ученик:
Ученые подсчитали, что на земном шаре сейчас обитает примерно 100 млрд. особей диких птиц, что в 20 раз больше, чем людей. и уже одно это указывает на их большое разнообразное значение в жизни нашей планеты.
4 ученик:
Участников 18-го Международного орнитологического конгресса попросили ответить на вопрос: "Что дали птицы человечеству?"
Вот некоторые ответы:
-
Раз птицы летают, значит, летают и Боги, и душа. И мысль, и сам человек.
-
Без птиц человечество мыслило бы более приземлено.
-
Радость жизни.
-
Мечту полета, зримое ощущение свободы, и конечно, очень многое для понимания прекрасного.
-
Эволюционную теорию Дарвина.
-
Главным образом духовную пищу, а не мясо.
-
Глубокое ощущение свободы и радости.
-
Каким скучным местом был бы мир без птиц!
В нашем орнитологическом семинаре принимают участие 4 звена юных орнитологов. В каждом звене есть теоретики, практики, экологи, фольклористы.
Наш семинар будет состоять из нескольких этапов или туров. Начнем мы его с разминки - разгадаем кроссворд
П
е
р
Ь
я
1. Покров птицы
с
Т
в
о
Л
2. Основание контурного пера
к
И
л
ь
3. Высокий гребень на грудной кости птиц
Ц
е
в
К
а
4. Часть ноги птицы
к
р
Ы
л
о
5. Орган передвижения птицы
1 тур - разминка "Дальше-дальше…"
2 тур - "Заморочки из бочки"
В закрытых футлярах номера вопросов. Члены команды выбирают номера вопросов один за другим.
Учитель читает вопрос под данным номером. Члены команды 1 минуту совещаются и отвечают.
3 тур - "Ты мне - я тебе"
К этому конкурсу учащиеся готовятся дома, придумывая оригинальные вопросы для команд-соперников.
4 тур - "Рассказы-загадки"
Каждый рассказ-загадка адресован одному из звеньев юных орнитологов. Если они не справятся, то на помощь могут прийти орнитологи других звеньев.
1) Маленький слепой птенец тащит на спине тяжелый груз - другого птенца. Осторожно подвигается он со своею ношей к краю гнезда. Опускает вниз голову, упирается лбом в дно гнезда и, вдруг, резко откидывается назад. Птенец, который сидит у него "на закорках", падает из гнезда на землю. Птенец-агрессор скатывается на дно гнезда… Минут 10-15 он отдыхает и вновь поднимается на неокрепшие ножки. То же самое он проделывает с другим своим братом. Так и не успокоится до тех пор, пока не выкинет всех из гнезда. Делает он это, подчиняясь приказу инстинкта. Что это за птенец?
(птенец кукушки)
2) Дело было в Сибири. Как-то на зимних каникулах ребята с учителем отправились на экскурсию в лес. Долго ходили по лесу и видели много интересного: разных птиц, следы животных. В одном месте учитель подозвал ребят и показал гнездо на дереве. Кто-то засмеялся: "Похоже, что какая-то птица ошиблась, приняв зиму за весну, и строит гнездо. Вот чудачка, чем же она кормить птенцов будет?" А одна девочка сказала: "Я знаю, как называется эта птица. И вовсе она ничего не перепутала. Она всегда птенцов зимой или глубокой осенью выводит. Только название ее я вам не скажу, сами вспомните". Учитель добавил: "Питаются эти птицы семенами хвойных деревьев, и в поисках урожая семян сосны или ели они кочуют каждый год с места на место. С урожаем связано и размножение этих птиц. Так как семена хвойных пород созревают поздней осенью или даже зимой, то птицы начинают гнездиться в это самое время. Оно для них самое удобное, потому что птенцов они выкармливают тоже семенами. О какой птице идет речь?
(клест)
3) В тот год я жил в деревне. Зима выдалась суровая. Однажды в морозный февральский день я шел вдоль реки. Птиц не было видно. Вдруг близко послышалось щебетание. По краю проруби, у самой воды прыгала белогрудая птичка ростом со скворца. Она дергала коротким хвостом и распевала веселую песенку. Чтобы лучше рассмотреть ее, я сделал к ней несколько шагов, и вдруг птичка с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Это было так неожиданно, что я от удивления застыл на месте. Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь изогнутыми когтями за все его неровности. В одном месте она задержалась, перевернула клювом камешек и вытянула из-под него водяного жука. Под водой она блестела, как серебряная рыбка. Потом я узнал, что перья этой птицы смазаны тонким слоем жира. Когда птица погружается в воду, воздух пузырится на ее жирных перьях. Спустя полминуты птичка выскочила из соседней проруби. У меня на глазах она несколько раз ныряла под ледяную воду, а потом снова появлялась на краю проруби.
(оляпка)
4) Новорожденный птенец, как только выбирается из хрупкой темницы - скорлупы, лежит некоторое время распластавшись. Он весь покрыт будто какой-то слизью. Когда он подсохнет, одет он в густой пух. Птенец поднимается на слабеньких ножках, покачиваясь, озирается. И тут следует действие совершенно непонятное: если он увидит рядом с собой одновозрастного своего брата или сестру, вышедших из другого яйца, тотчас бросается в бой, старается ухватить клювом за шею и задушить. Другой птенец делает то же самое. Так упорно дерутся они, пока сильный не задушит слабого. А родители с полным спокойствием смотрят на это братоубийство и не вмешиваются. Чьи это птенцы, и почему они так поступают?
(птенцы хищных птиц)
Подведение итогов