- Преподавателю
- Биология
- Многообразие млекопитающих
Многообразие млекопитающих
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Закирова М.П. |
Дата | 14.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КЫЗЫЛОРДИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ШИЕЛИЙСКИЙ РАЙОН
СШ №244 им И.ЖАХАЕВА
Нуртазаев Бахитбек учитель биологии
Тема урока: «Многообразие млекопитающих»
Цели урока:Продолжить углубленное изучение о классе и многообразии млекопитающих.
Задачи урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных отрядах Млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека.
Продолжить развитие интеллектуальных умений: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
Продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование стандартных форм обучения, и создание ситуации успеха, способствовать воспитанию культуры общения.
Оборудование: набор рисунков с изображением различных представителей класса Млекопитающие, видеоаппаратура, слайды.
Тип урока: комбинированный
План урока:
I. Организационный момент.
II.Этап проверки Д/з.
III.Релаксация - видеоролик.
IV.Этап изучения нового материала.
V.Этап закрепления.
VI.Этап Д/з. Оценивание.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Этап проверки Д/з
Задание №1. "Кто лишний?"
Медведь
Тюлени
Бобр
Зебра
Волк
Моржи
Сурок
Косуля
Рысь
Сивучи
Нутрия
Зубр
Ёж
Касатка
Суслик
Кабан
Соболь
Морские котики
Заяц
Лось
Задание №2. "Цветик-семицветик "(на доске из цветной бумаги наклеен цветок, учащиеся срывают лепестки, на которых с другой стороны написаны названия группа Млекопитающих животных)
Необходимо дать характеристику отряду по плану:
а) представители;
б) среда и место обитания;
в) характерные признаки, приспособленность к среде;
г) значение в природе и жизни человека;
д) интересные факты.
Задание №3. Кроссворд - Млекопитающие.
1. Покров тела у млекопитающих.
2. Железы, вырабатываемые у самок млекопитающих молоко.
3. Сумка, в которой вынашивает детёнышей ехидна.
4. Передвижение кенгуру по суши.
5. Древнее яйцекладущее дожившее до наших дней.
6. Он живёт на эвкалиптовом дереве и питается только его листьями.
7. Тело ехидны покрыто …
8. Кровеносная система млекопитающих.
9. Кругов кровообращения.
10. Уровень организации НС (нервная система).
11. Температура тела яйцекладущих.
12. Сердце.
13. Наиболее высокоорганизованные позвоночные животные.
14. Североамериканское животное размером с кошку.
15. Сумчатая древесная хищница.
16. На верхней и нижней челюстях млекопитающих расположены …
17. Сумчатое животное. Обитает в почве, роет норы, питается насекомыми, червями.
18. Складка кожи в виде кармана у сумчатого животного, куда помещается новорождённый.
III. Релаксация - видеоролик.
IV. Этап изучения нового материала.
« Многообразие млекопитающих».
Все млекопитающие делятся на 2 подкласса: первозвери и настоящие млекопитающие, или зверя.
Первозвери, или яйцекладущие млекопитающие. К ним относятся встречающиеся в Австралии и на близлежащих островах утконосы, ехидны и проехидны. Они не рождают живых детенышей, а откладывают яйца, как и птицы или крокодилы. Скорлупа яиц мягкая и кожистая. Температура тела у них непостоянная.
Настоящие млекопитающие, в зависимости от образа жизни делятся на 2 группы: низшие и высшие звери.
К низшим зверям относятся сумчатые млекопитающие(кенгуру,опоссум,коала,сумчатый барсук, сумчатый волк и д.р). Большинство этих животных распространено в Австралии (250), 70 видов обитают в Южной, Центральной и Северной Америке. Детеныши у сумчатых рождаются недоразвитыми, очень маленькими и беспомощными, поэтому матери долгое время донашивают их в сумке на брюхе. Сумчатые ведут надземный, подземный, древесный и полуводный образ жизни.
Высших млекопитающих называют плацентарными. К ним относятся в настоящее время млекопитающих. Их зародыши развиваются в матке, образующемся в ней детском месте - плаценте.
Плацентарные млекопитающие объединены в 18 современных отрядов. Познакомимся с главными из них.
На высшей ступени находятся приматы - полуобезъяны и человекоподобные приматы, или обезъяны. Для них характерны пятипалые хватательные конечности, причем верхние конечности очень подвижны. У них есть ногти, папиллярные линии и узоры на ладонях и подошвах. Головной мозг большой, с хорошо развитыми полушариями. Живут семьями, парами, стадами. К приматам относятся лемуры, капуцины, павианы, макаки, мартышки, гиббоны, орангутаны, гориллы, шимпанзе.
У отряда хищных сходное строение черепа и зубов. Кроме того хорошо развитых и острых клыков у них есть особенные крупные коренные зубы. Отряд объединяет семейство медвежьих, куньих, гиеновых, волчьих, кошачьих, енотовых и д.р.
Из отряда непарнокопытных сейчас встречаются представители трех семейств - тапиры, носороги и лошади.
К отряду парнокопытных относятся около 190 видов животных: жирафы, бегемоты, лоси, антилопы, олени, сайгаки, архары, зубры, свины и д.р.
Отряд ластоногих объединяет животных, имеющих веретенообразное тело и конечности в виде ласт. Известно около 30 видов ластоногих: моржи, тюлени, морские львы, морские леопарды, нерпы и д.р.
Китообразные, хотя и похожи на гигантских рыб, - настоящие морские звери.Они теплокровные, дышат легкими, рождают живых детенышей и выкармливают их молоком. К отряду относятся киты, кашалоты, дельфины и д.р.
К хоботным относятся два вида слонов: индийский и африканский. Это самые крупные наземные млекопитающие. Их тело покрыто толстой кожей. Их главная особенность - наличие хобота и бивней.
Отряд грызунов многочисленный по видовому составу (около 2,5 тыс. видов) и широко распространенный. У них очень хорошо развиты зубы (особенно резцы). Грызуны распространены повсеместно: на суше и деревьях, в воде и под землей.
Отряд насекомоядных объединяет наиболее древних и примитивных млекопитающих. Головной мозг у них небольшой, полушария не имеют извилин. Зубы мало различаются по форме. Зрение слабое. Кончик морды вытянут в небольшой хоботок. К насекомоядным относятся ежи, выхухоли, землеройки, кроты и т.д.
V. Закрепление
1. - На какие два подкласса делятся класс млекопитающие?
- Кто такие яйцекладущие млекопитающие?
- В чем особенность плацентарных?
2. Сделайте анализ признаков и заполните таблицу, указав их номера под соответствующими классами животных.
Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие
Рефлексия
VI. Этап Д/з
Параграф 55, подготовить калаж на тему: «Многообразие млекопитающих».
Подведение итогов. Выставление оценок.