Программа по биологии 6 класс

Рабочая  программа  составлена  на основе авторской  программы И. Н. Пономаревой  (сборник  программ  «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы»– М., изд. "Вентана- Граф", 2012 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004г). Рабочая программа  ориентирована на использование учебника: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихс...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШАРАПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

____________Турищев О.Б.

приказ № от 29.08.2014 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

(базовый уровень)

6 класс



Составитель: Агапова И.Н..

2014 год



2013 г.















Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Н. Пономаревой (сборник программ «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы»- М., изд. "Вентана- Граф", 2012 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004г).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. _ М.: Вентана - Граф, 2011г.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что данная программа имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе, формирование эволюционного и экологического мышления; ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах. В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект.

Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.

Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности, рекомендовано в 6 классе 35 часов учебного предмета «Биология» использовать для преподавания интегрированного учебного курса «Краеведение» или для преподавания краеведческого модуля. Для более глубокого изучения биологии края мною выбран учебный курс « Краеведение», который изучается параллельно с курсом биологии

Реализация курса позволит обогатить биологические знания учащихся о своем крае.
Особенность данной программы: увеличение объема экологического содержания, усиление внимания к биологическому разнообразию растений местного края и бережному отношению к ним.

Содержание программы предусматривает не только изучение теоретического материала, учитывающего региональные особенности биологического разнообразия Московской области, но и проведение экскурсий по сбору материала на основе наблюдений; использование лабораторных и практических работ, описание результатов этих работ, что способствует приобщению учащихся к творческой учебно-исследовательской деятельности.

Цель курса : обеспечить понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.

Задачи :

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

-овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

-использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни







Место предмета в учебном плане

В учебном плане МКОУ Шараповской основной общеобразовательной школы на изучение предмета «Биология» в 6 классе отводится 68 учебных часов, из расчета 2 учебных часа в неделю,34 недели (34 часа из федерального компонента и 34 часа из школьного компонента для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности

Авторская программа по биологии рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), на тему «Природные сообщества» отведено 2 часа , а в рабочей программе -1 час.

п/п

Содержание материала

Кол-во часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение . Общее знакомство с растениями

3

6

2

Клеточное строение растений

2

2

3

Органы цветковых растений

10

16

4

Основные процессы жизнедеятельности растений

7

9

5

Основные отделы царства Растений

5

16

6

Историческое развитие растительного мира

1

3

7

Царство Бактерии

2

2

8

Царство Грибы. Лишайники

3

7

9

Природные сообщества

2

7

Итого

35

68



Содержание программы

1. Введение. Общее знакомство с растениями (6 часов)

Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях - ботаника. Начало изучения растений. Об­щие сведения о многообразии растений па Земле. Основные на­правления применения ботанических знаний.

Многообразие мира растений: культурные и дикорасту­щие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоратив­ные растения. Жизненные формы растений, деревья, кустарни­ки, кустарнички, травы.

Общие признаки растений. Строение растений. Ос­новные органы растений. Растение живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Основные экологические фак­торы, влияющие на жизнедеятельность растений своего региона. Среды жиз­ни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Многообразие растений в связи с усло­виями их произрастания в разных средах жизни.

Лабораторная работа. Знакомство с внешним строе­нием цветкового и спорового растения (на примере плодов пастушьей сумки, ветки сосны с шишками и семенами, папорот­ника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).

Экскурсии. Мир растений вокруг нас. Осенние явления в жизни растений (на примере растений своего региона)

2. Клеточное строение растений (2 часа )

Клетка - основная структурная единица организма ра­стения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ци­топлазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлоро­филлом), вакуоль с клеточным соком, включения. Понятие о тканях. Растение - многоклеточный орга­низм. Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. За­висимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

Лабораторные работы. Знакомство с клетками ра­стений (на примере клеток томата и кожицы лука).

3. Органы цветковых растений (16 часов)

Семя

Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых расте­ний. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. Разнообразие и значение семян Московской области. Лабораторные работы. Изучение строения семени дву­дольных растений (на примере фасоли).Корень Внешнее и внут­реннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, вса­сывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Видоизменения корней на примере растений своего региона Побег. Строение и значение побегов для растений. Почка - за­чаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Многообразие побегов в своем регионе. Лист. Внешнее и внутреннее строение листа, Устьица. Мякоть листа и покровная ткань. Разнообра­зие листьев и их значение для растений.

Лист как специализированный орган фотосинтеза, ис­парения и газообмена. Видоизменения листа к условиям жизни в Московской области.

Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.

Многообразие побегов своего региона : вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корне­вище, клубень, луковица.

Лабораторные работы. Строение вегетативных и гене­ративных почек. Внешнее и внутреннее строение стебля. Строение корневища, клубня и луковицы.

Экскурсии. Жизнь растений зимой. Цветок и плод

Цветок, его значение и строение. Околоцветник (ча­шечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Цветение и опыление растений в своем регионе.

Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и соч­ные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распростра­нению плодов и семян в своем регионе.

4. Основные процессы жизнедеятельности растений (9 часов)

Корневое (минеральное) питание растений Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азот­ные, калийные, фосфорные; микроэлементы).

Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез - процесс образования органических веществ из неоргани­ческих. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зелёных расте­ний как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химиче­ских связях органических веществ.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания расте­ний от условий окружающей среды. Обмен веществ - обеспечение связи организма с окружающей средой.

Роль воды в жизнедеятельности растений . Экологи­ческие группы растений на территории Московской области.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Био­логическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения ра­стений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, от­водки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.

Рост и развитие растений. Понятие об индивидуаль­ном развитии. Продолжительность жизни растений. Лабораторные работы. Черенкование комнатных ра­стений.

5. Основные отделы царства растений (16 часов )

Понятие о систематике растений. Растительное цар­ство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида.

Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в приро­де и народном хозяйстве. Многообразие водорослей своего региона. Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характери­стика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Ку­кушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Многообразие мохообразных своего региона.

Папоротникообразные. Общая характеристика папо­ротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных расте­ний на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Многообразие Папоротникообразных своего региона.

Покрытосеменные (цветковые). Их общая характери­стика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Одно­дольные.

Изучение представителей семейства Двудольных и Однодольных на примере растений своего региона (семейства Розоцветные, Бобовые, Крестоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Лилейные, Луковые, Злаковые)

Экскурсии. Представители отделов царства растений (в городском парке, лесопарке или уголке живой природы в школе).

6. Историческое развитие растительного мира на Земле (3 часа)

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культур­ных растений. Значение трудов Н.И.Вавилова. Многообразие культурных растений Подмосковья (полевые,овощные,плодовые,сорные,лекарственные)

7. Царство Бактерии (2 часа )

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.

Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в приро­де и в жизни челов

8. Царство Грибы. Лишайники (7 часов)

Общая характеристика грибов как представителей осо­бого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое раз­множение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одно­клеточные грибы - дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпоч­ные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека.

Многообразие грибов своего региона.

Лишайники, особенности их строения, питания и раз­множения. Многообразие лишайников Московской области . Значение лишайни­ков в природе и в хозяйстве человека. Индикаторная роль ли­шайников.

Лабораторные работы. Изучение строения плесневых грибов.

9. Природные сообщества (7 часов)

Жизнь растений в природе. Понятие о природном сооб­ществе. Природное сообщество как биогеоценоз - совокуп­ность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе на примере Московской области. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообще­ства в биогеоценозе (экосистеме).Понятие о смене природных сообществ своего региона. Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса своего региона.Многообразие природных сообществ Московской области. Охрана природы. Понятие Красная книга. Роль школьников в изучении и охране природы родного края.

Экскурсии. Жизнь растений в весенний период года. Лес (или парк) как природное сообщество. Весна в жизни природного сообществ

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии ученик 6 класса должен:

знать

-химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;

-типы деления клеток, их роль в организме;

-особенности строения тканей, органов и систем органов растительных организмов;

-основные жизненные функции всех важнейших групп растительных организмов (питание, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, размножение, рост и развитие);

-характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

уметь

-узнавать основные формы цветкового растения;

-распознавать органы и системы органов изученных организмов;

-составлять простейшие цепи питания;

-размножать комнатные растения различными вегетативными способами;

-пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты;

-описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблицы;

-различать в описании опыта или наблюдения: цель, условия его проведения и полученные результаты.



Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Планируемая дата

проведения

Фактическая дата

проведения

1

2

3

4

Введение.

Общее знакомство с растениями (6 часов)

1.

Наука о растениях- ботаника. Экскурсия «Мир растений вокруг нас»

04.09

2.

Многообразие растений Особенности внешнего строения растений. Л.р №1 «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения»

05.09

3.

Условия жизни растений: факторы и среды

11.09

4.

Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений Подмосковья

12.09

5.

Осенние работы по уходу за растениями на пришкольном участке

18.09

6.

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений» (на примере растений села Шарапово)

19.09

Клеточное строение растений (2 часа)

7.

Особенности строения растительной клетки. Л.р.№2 «Знакомство с клетками растений».

25.09

8.

Жизнедеятельность клетки. Определение по внешнему виду растений на учебно-опытном участке состояния процессов жизнедеятельности его клеток

26.09

Органы цветковых растений (16 часов)

9.

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени.Л.р.№3 «Изучение строения семени двудольных растений».


10.

Условия прорастания семян.


11.

Разнообразие и значение семян культурных растений Московской области


12.

Корень. Внешнее и внутреннее строение корня.


13.

Видоизменения корней на примере растений Московской области


14.

Побег. Строение и значение побега. Л.р. №4 «Строение вегетативных и генеративных почек»


15.

Многообразие побегов в Подмосковье


16.

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа


17.

Значение листа в жизни растения


18.

Функции листа в жизни растений. Видоизменения листьев к условиям жизни в Московской области


19.

Стебель. Внешнее и внутреннее строение стебля


20.

Видоизменения побеговЛ.р.№5 «Строение корневища, клубня и луковицы»


21

Цветок- генеративный орган, его строение и значение


22.

Цветение и опыление растений Московской области


23.

Плоды: разнообразие и значение.


24.

Способы распространения плодов в Московской области


Основные процессы жизнедеятельности растений (9 часов)

25

Минеральное почвенное питание растений


26.

Воздушное питание растений - фотосинтез


27.

Дыхание и обмен веществ у растений


28

Значение воды в жизни растений.


29

Экологические группы растений по отношению к воде, распространенные в Московской области


30

Размножение и оплодотворение у растения


31

Вегетативное размножение в жизни растений Подмосковья


32.

Искусственное вегетативного размножения человеком Л.р.№6 « Черенкование комнатных растений»


33.

Рост и развитие растительного организма


Основные отделы царства растений (16 часов)

34.

Понятие о систематике растений


35.

Водоросли: строение и жизнедеятельность


36.

Многообразие водорослей. Основные группы водорослей пресноводных водоемов Московской области


37.

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.


38.

Мохообразные Подмосковья


39

Отдел Папоротникообразные.


40.

Видовое разнообразие Отдела Папоротникообразные в Московской области


41.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и многообразие семенных растений


42.

Хвойные растения Московской области и села Шарапово. Значение


43.

Отдел Покрытосеменные .Общая характеристика на примере растений Московской области


44.

Класс Двудольные Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Розоцветные и Бобовые в Московской области


45.

Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Крестоцветные и Пасленовые в Московской области


46.

Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Сложноцветные в Московской области


47.

Класс Однодольные Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Лилейные и Луковые в Московской области


48

Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Злаковые в Московской области


49

Экскурсия « Представители отделов царства растений в парке села Шарапово»


Историческое развитие растительного мира на Земле (3 часа)

50.

Многообразие и происхождение культурных растений


51.

Полевые, овощные и плодовые культуры, выращиваемые в Московской области


52.

Сорные растения, меры борьбы с сорняками. Лекарственные и пищевые дикорастущие растения Московской области


Царство Бактерии (2 часа)

53.

Бактерии - древнейшая группа организмов


54

Разнообразие и значение бактерий


Царство Грибы. Лишайники (7 часов)

55.

Общая характеристика грибов. Питание, дыхание, размножение грибов Л.р.№7 «Изучение строения плесневых грибов»


56.

Многообразие и значение грибов


57.

Видовое многообразие грибов в Московской области

58.

Съедобные и ядовитые грибы Чеховского района


59.

Лишайники. Особенности их строения, питания и размножения


60

Многообразие лишайников Московской области


61

Экскурсия «Распознавание наиболее распространенных лишайников в селе Шарапово»


Природные сообщества (7 часов)

62.

Понятие о природном сообществе. Экскурсия «Жизнь растений в весенний период года»


63.

Природные сообщества Московской области


64.

Приспособленность растений к совместной жизни в растительном сообществе на пришкольном участке


65

Формирование и развитие природного сообщества на примере ближайшего елового леса


66.

Естественные природные сообщества Московской области


67.

Культурные природные сообщества Московской области


68

Охраняемые растения Московской области и своей местности. Красная книга Московской области







Перечень учебно-методического обеспечения:

1.Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. -3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2008.

2.И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс: Методическое пособие (под ред. И.Н. Пономаревой).

3.И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»: 6 класс: дидактические карточки.

4. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии: растения. - М., Просвещение,2004.

5. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии в 6-8 классе. - М., Дрофа,2002.

6. Журналы Биология в школе. 2007-2012


СОГЛАСОВАНО

Протокол ШМО «Человек-знаковая система»

№ 1 от « 28 » августа 2014 года

руководитель ШМО _____________ /Филиппова Р.Ф./

17

© 2010-2022