Программа электива Юный журналист

В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция допрофессионального образования – освоение юными корреспондентам газетного ремесла на базе творческой деятельности. Программа ориентирована на дополнительное образование учащихся   и рассчитана на 12 часов. Под изучением основ журналистики понимается освоение искусства слова, умение практически выявить в повседневной жизни событие, собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ей в избранном для подачи материала газ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция допрофессионального образования - освоение юными корреспондентам газетного ремесла на базе творческой деятельности. Программа ориентирована на дополнительное образование учащихся и рассчитана на 12 часов. Под изучением основ журналистики понимается освоение искусства слова, умение практически выявить в повседневной жизни событие, собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ей в избранном для подачи материала газетном жанре. В соответствии с этим целью допрофессионального образования становится формирование учащегося, способного к полноценному восприятию духовной культуры, подготовки к самостоятельной работе над словом. Учащиеся, рассказывая об интересных, увлеченных людях, усваивают идеи здорового образа жизни, отказываются от вредных привычек, совершенствуют культуру тела и культуру собственного образа в целом. Данный элективный курс подобран с учетом индивидуально-возрастных особенностей.

Цели обучения


Развитие навыков анализа, оценки, редактирования и построения самостоятельного высказывания и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов. Развитие литературно-творческих способностей, расширение представления о жанрах сочинений.

Задачи обучения


- формирование представления о журналистике;

- систематизация и обобщение имеющихся знаний по базовой теории текста;

- развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью (сбор материала в беседах с людьми и подача его в определенном жанре)

- формирование основных этических понятий;

- подготовка учащихся к обучению в средне - специальных и высших учебных заведениях.

Виды деятельности


Программа курса рассчитана на 34 часа.

Программа учебной подготовки включает в себя теоретические и практические занятия по работе с текстом, проведение бесед для создания собственного текста газетного жанра.

Формы учебной деятельности


- лекции;

- беседы;

- практические занятия;

- дискуссии;

- работа в группах.

Методы обучения


Предполагается использование разнообразных методов обучения в зависимости от складывающихся условий:

- словесные (сообщающие, поисковые)

- проблемные (классический проблемный, ситуативный)

- практические (учебные эксперименты).

Ожидаемый результат


Учащиеся после окончания курса должны знать:

- особенности текстов разных стилей и жанров;

- основные правила общения, проведения бесед.

Учащиеся после окончания курса должны уметь:

- грамотно изложить информацию в форме заметки, корреспонденции, интервью, зарисовки;

-оценивать поступки людей в заметках, очерках, интервью с точки зрения и этики, и эстетики;

- вести беседу.

Литература


1. Варустин Л. Тайны газетной строки. Л., 1999.

2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990.

2. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публистических жанров. - М., 2001.

3. Дорохова А. Как себя вести. - М., 2003.

4. КожинаМ.Н. Стилистика русского языка. - М., 1998.

5. Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений разных жанров. - М., «Просвещение», 2004.

6. РЯШ №2, 1999.

7. РЯШ №1, 2001.

8. Мультипортал ЮНПРЕСС

Содержание курса «Юный журналист»


Тема №1 Введение (3 часа)

Что такое журналистика? Корреспондент (репортер) - сотрудник газеты, сообщающий о событиях, происшествиях. Задача газеты - информировать читателя. Газетные жанры - форма подачи материала, информации.

Из чего состоит газета? (паспорт - название, полосы - страницы определенного формата. Размещение материала на полосах. Рубрика, клише, плашки, макет, верстка, корректура, гранки).

Тема № 2. Функциональные стили и типы речи (5 часов)

1. Стили речи. Характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи.

2. Типы речи. Особенности повествования, рассуждения и описания.

3. Стилистические нормы (лексические, грамматические, синтаксические и т.д.).

Тема №3 Информационные жанры (10 часов)

1. Газетные жанры как форма подачи новостей, призванных информировать читателя. Событие - основа жанра (сегодня, вчера, завтра). Оперативность, достоверность. Факты - действительное, невыдуманное событие, происшествие (то, что объективно существует).

Отбор фактов из разных источников (бесед с людьми - организаторами или участниками события; архивных и исторических материалов).

2. Информация - краткое сообщение о событии, которое произошло или произойдет (выставки, конкурсы, начало спортивного сезона, премьеры, юбилеи).

Заметка - расширенное сообщение о событии. Превращение информации в заметку путем сбора дополнительных фактов. Сходство и отличие заметки и информации.

3. Корреспонденция - подробное сообщение корреспондента с места. Трансформация заметки в корреспонденцию.

Репортаж - оперативный и подробный рассказ о событии с места события. Сходство и различие с другими жанрами.

Интервью - беседа в форме вопросов и ответов. Структура построения. Виды и типы интервью.

Фотожанры (фотоинформация, фотоэтюд, фотоотчерк, фотообвинение).

Тема №4. Газетный язык (6 часов)

1. Русский язык - на газетной полосе. Специфика изложения фактов (простота, доходчивость, лаконичность, выразительность). Газетный язык - способ общения журналиста с читателем, помощь в обретении авторского лица. Умение пользоваться словом - личное качество журналиста. Смысловая точность, острота языка. Основа языка - движение и его выражение глагол. Глагол движет фразу. Эмоции, экспрессия в языке.

Прямая речь - помощь автору в обозначении характера героев публикаций. Реплики, монологи, диалоги - речевая характеристика героев.

2. Специфическое оформление материала для публикации: заголовок, рубрика, разбивка на абзацы. Корректорские обозначения.

Тема № 5 Этика (5 часов)

1. Этика - наука о нравственности. Система норм нравственного поведения человека. Мораль: нравы, обычаи, мода, поведение. Категории этики: добро, зло, достоинство, духовность, героизм, любовь, верность, долг, счастье, идеал.

2. Твой внешний облик. Обаяние. Умение общаться. Уход за телом, волосами. Маникюр, педикюр. Использование лекарственных трав в ежедневном уходе за собой.

Помоги себе сам: простейшие способы (народные методы) лечения простуды, головной и зубной боли, расстройства желудка. Оказание первой помощи при ожоге, солнечном ударе, обморожении, ранах.

Тема № 6. Заключительное занятие.

Защита творческих работ, лучшие сочинения публикуются в школьной газете.

Тематический план курса «Юный журналист»


Тема

Форма проведения

Количество часов

1.

Введение

1

2-3.

Понятие о журналистике

Теоретическое занятие

2

4-6.

Функциональные стили и типы речи

3

7-8.

Понятие о сферах общения и функциональных стилях речи. Функционально-стилевая характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи

Теоретическое занятие

2

9.

Понятие о типе речи как способе изложения Повествование, рассуждение, описание

Теоретическое занятие

1

10-11.

Стилистические нормы

Теоретическое занятие

2

12-14.

Изучение информационных жанров

Теоретическое занятие

3

15-16.

Фотожанры, информация, заметка

Теоретическое занятие

2

17-18.

Корреспонденция, интервью, репортаж

Теоретическое занятие

2

19-20.

Портретный очерк, фельетон

Теоретическое занятие

2

21-22.

Газетный язык. Специфика и основные требования. Редактирование. Корректура

2

23.

Специфика изложения фактов (простота, доходчивость, лаконичность, выразительность)

Теоретическое занятие

1

24-25.

Редактирование. Корректура

Практическое занятие

2

26-27.

Этика - наука о нравственности

2

28.

Нормы поведения в быту, обществе, в моде

Теоретическое занятие

1

29-30.

Категории. Основные понятия и их связь с журналистикой

Теоретическое занятие

2

31-32.

Заключительное занятие

2

33-34.

Защита творческих работ (опубликование лучших в школьной газете)

Теоретическое занятие

2



© 2010-2022