- Преподавателю
- Биология
- Программа электива Юный журналист
Программа электива Юный журналист
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вовнянченко С.Ю. |
Дата | 27.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция допрофессионального образования - освоение юными корреспондентам газетного ремесла на базе творческой деятельности. Программа ориентирована на дополнительное образование учащихся и рассчитана на 12 часов. Под изучением основ журналистики понимается освоение искусства слова, умение практически выявить в повседневной жизни событие, собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ей в избранном для подачи материала газетном жанре. В соответствии с этим целью допрофессионального образования становится формирование учащегося, способного к полноценному восприятию духовной культуры, подготовки к самостоятельной работе над словом. Учащиеся, рассказывая об интересных, увлеченных людях, усваивают идеи здорового образа жизни, отказываются от вредных привычек, совершенствуют культуру тела и культуру собственного образа в целом. Данный элективный курс подобран с учетом индивидуально-возрастных особенностей. Цели обучения
Развитие навыков анализа, оценки, редактирования и построения самостоятельного высказывания и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов. Развитие литературно-творческих способностей, расширение представления о жанрах сочинений. Задачи обучения
- формирование представления о журналистике; - систематизация и обобщение имеющихся знаний по базовой теории текста; - развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью (сбор материала в беседах с людьми и подача его в определенном жанре) - формирование основных этических понятий; - подготовка учащихся к обучению в средне - специальных и высших учебных заведениях. Виды деятельности
Программа курса рассчитана на 34 часа. Программа учебной подготовки включает в себя теоретические и практические занятия по работе с текстом, проведение бесед для создания собственного текста газетного жанра. Формы учебной деятельности
- лекции; - беседы; - практические занятия; - дискуссии; - работа в группах. Методы обучения
Предполагается использование разнообразных методов обучения в зависимости от складывающихся условий: - словесные (сообщающие, поисковые) - проблемные (классический проблемный, ситуативный) - практические (учебные эксперименты). Ожидаемый результат
Учащиеся после окончания курса должны знать: - особенности текстов разных стилей и жанров; - основные правила общения, проведения бесед. Учащиеся после окончания курса должны уметь: - грамотно изложить информацию в форме заметки, корреспонденции, интервью, зарисовки; -оценивать поступки людей в заметках, очерках, интервью с точки зрения и этики, и эстетики; - вести беседу.
Литература
1. Варустин Л. Тайны газетной строки. Л., 1999. 2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990. 2. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публистических жанров. - М., 2001. 3. Дорохова А. Как себя вести. - М., 2003. 4. КожинаМ.Н. Стилистика русского языка. - М., 1998. 5. Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений разных жанров. - М., «Просвещение», 2004. 6. РЯШ №2, 1999. 7. РЯШ №1, 2001. 8. Мультипортал ЮНПРЕСС Содержание курса «Юный журналист»
Тема №1 Введение (3 часа) Что такое журналистика? Корреспондент (репортер) - сотрудник газеты, сообщающий о событиях, происшествиях. Задача газеты - информировать читателя. Газетные жанры - форма подачи материала, информации. Из чего состоит газета? (паспорт - название, полосы - страницы определенного формата. Размещение материала на полосах. Рубрика, клише, плашки, макет, верстка, корректура, гранки). Тема № 2. Функциональные стили и типы речи (5 часов) 1. Стили речи. Характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи. 2. Типы речи. Особенности повествования, рассуждения и описания. 3. Стилистические нормы (лексические, грамматические, синтаксические и т.д.). Тема №3 Информационные жанры (10 часов) 1. Газетные жанры как форма подачи новостей, призванных информировать читателя. Событие - основа жанра (сегодня, вчера, завтра). Оперативность, достоверность. Факты - действительное, невыдуманное событие, происшествие (то, что объективно существует). Отбор фактов из разных источников (бесед с людьми - организаторами или участниками события; архивных и исторических материалов). 2. Информация - краткое сообщение о событии, которое произошло или произойдет (выставки, конкурсы, начало спортивного сезона, премьеры, юбилеи). Заметка - расширенное сообщение о событии. Превращение информации в заметку путем сбора дополнительных фактов. Сходство и отличие заметки и информации. 3. Корреспонденция - подробное сообщение корреспондента с места. Трансформация заметки в корреспонденцию. Репортаж - оперативный и подробный рассказ о событии с места события. Сходство и различие с другими жанрами. Интервью - беседа в форме вопросов и ответов. Структура построения. Виды и типы интервью. Фотожанры (фотоинформация, фотоэтюд, фотоотчерк, фотообвинение). Тема №4. Газетный язык (6 часов) 1. Русский язык - на газетной полосе. Специфика изложения фактов (простота, доходчивость, лаконичность, выразительность). Газетный язык - способ общения журналиста с читателем, помощь в обретении авторского лица. Умение пользоваться словом - личное качество журналиста. Смысловая точность, острота языка. Основа языка - движение и его выражение глагол. Глагол движет фразу. Эмоции, экспрессия в языке. Прямая речь - помощь автору в обозначении характера героев публикаций. Реплики, монологи, диалоги - речевая характеристика героев. 2. Специфическое оформление материала для публикации: заголовок, рубрика, разбивка на абзацы. Корректорские обозначения. Тема № 5 Этика (5 часов) 1. Этика - наука о нравственности. Система норм нравственного поведения человека. Мораль: нравы, обычаи, мода, поведение. Категории этики: добро, зло, достоинство, духовность, героизм, любовь, верность, долг, счастье, идеал. 2. Твой внешний облик. Обаяние. Умение общаться. Уход за телом, волосами. Маникюр, педикюр. Использование лекарственных трав в ежедневном уходе за собой. Помоги себе сам: простейшие способы (народные методы) лечения простуды, головной и зубной боли, расстройства желудка. Оказание первой помощи при ожоге, солнечном ударе, обморожении, ранах. Тема № 6. Заключительное занятие. Защита творческих работ, лучшие сочинения публикуются в школьной газете.
Тематический план курса «Юный журналист»
№ | Тема | Форма проведения | Количество часов |
1. | Введение |
| 1 |
2-3. | Понятие о журналистике | Теоретическое занятие | 2 |
4-6. | Функциональные стили и типы речи |
| 3 |
7-8. | Понятие о сферах общения и функциональных стилях речи. Функционально-стилевая характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи | Теоретическое занятие | 2 |
9. | Понятие о типе речи как способе изложения Повествование, рассуждение, описание | Теоретическое занятие | 1 |
10-11. | Стилистические нормы | Теоретическое занятие | 2 |
12-14. | Изучение информационных жанров | Теоретическое занятие | 3 |
15-16. | Фотожанры, информация, заметка | Теоретическое занятие | 2 |
17-18. | Корреспонденция, интервью, репортаж | Теоретическое занятие | 2 |
19-20. | Портретный очерк, фельетон | Теоретическое занятие | 2 |
21-22. | Газетный язык. Специфика и основные требования. Редактирование. Корректура |
| 2 |
23. | Специфика изложения фактов (простота, доходчивость, лаконичность, выразительность) | Теоретическое занятие | 1 |
24-25. | Редактирование. Корректура | Практическое занятие | 2 |
26-27. | Этика - наука о нравственности |
| 2 |
28. | Нормы поведения в быту, обществе, в моде | Теоретическое занятие | 1 |
29-30. | Категории. Основные понятия и их связь с журналистикой | Теоретическое занятие | 2 |
31-32. | Заключительное занятие |
| 2 |
33-34. | Защита творческих работ (опубликование лучших в школьной газете) | Теоретическое занятие | 2 |