Программа элективного курса Биоритмика

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Аннинская средняя общеобразовательная школа №1

Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей_________________ _________________________

_________________________

протокол № 1

от «28» августа 2015г.

Рассмотрена и рекомендована к использованию Научно-методическим советом при РИМК

Председатель НМС

_____________ХабароваН.Б.

09сентября 2015 г.

Утверждено.

Директор школы

____________М.В.Попова


приказ № 1

от «28» августа 2015г.


Рабочая программа

элективного курса

«Биоритмика»

для 9 класса

на 2015-2016 учебный год


количество часов в неделю: 0,5

количество часов в год: 17



Составитель: учитель биологии

Бершак Ольга Николаевна










Анна

2015

Пояснительная записка

Курс «Биоритмика» предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе. Курс позволяет обобщить значения ботаники, зоологии, физиологии человека.

Содержание курса рассчитано на 17 часов и включает 8 тем. С содержанием занятий носит проблемный и эвристический характер, предполагает развитие дискуссий и опору на собственный опыт, имеет практический характер.

Данный курс предназначен для того, чтобы учащиеся смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки и соответствующим профилем обучения.


Тема

Кол-во часов

Содержание

Примечание

Введение

Ритмы в природе


Что такое биологические часы.

Свет и биоритмы

Ритмы в жизни животных и растений.


Отсчет времени по биологическим часам


Как ритмы правят человеком?

«Жаворонок» или «сова»? Кому живется лучше?

Тестирование по курсу

1




2






2





2





2







2









2




2



1




История биоритмики, ритмы и их многообразие.


Природа ритмов, классификация. Точность биологических ритмов.


Гены ритма -существуют ли они? Мелатонин и его роль.


Фотопериодизм и его механизмы.


Датчики времени. Характерные особенности циркадных ритмов. Экзогенные и эндогенные ритмы.


Сезонные ритмические процессы у животных. Биологическая природа линьки и миграций.



Часы нашего организма. Околосуточные ритмы человека. Лечение светом. Активность человека и его ритмы. Работа Л.Чижевского ритмы солнечной активности в жизни человека.


Типы работоспособности людей. Особенности адаптации людей различных типов активности к окружающей среде. Нарушение биоритмов и их восстановление



Лекция



Лекция



Лекция



Лекция


Лекция, биологическая игра



Работа с учебником экология, составление мини-конспектов по теме

Распределение и подготовка сообщений по теме. Конференция


Тест на определение своего биоритма: «Сова», «Жаворонок», «Голубь»? Запись практических советов при нарушении биоритмов. Моделирование ситуаций, ведущих к нарушению биоритмов.

Урок - практикум


1

Вычисление биоритмов человека





Содержание программы профильного (элективного) курса

Введение. История изучения биологических часов. Разнообразие ритмов. Значение исследования биологических ритмов.

  1. Ритмы в природе. Природа ритмов. Примеры проявления биологических ритмов. Классификация ритмов. Точность биологических ритмов.

  2. Где находятся биологические часы? Существуют ли гены ритма? Концепция хронона. Трансляционная теория биоритмов. Роль мозга в регуляции ритмов. «Ночной» гормон - мелатонин.

  3. Свет и биологические ритмы. Механизм фотопериодической регуляции. Видовой стереотип активности, определенный совокупностью факторов различной природы. Циклические изменения общего уровня жизнедеятельности.

  4. Ритмы в жизни животных и растений. Датчики времени. Фотопериодизм и фотопериод. Характерные особенности циркадианных ритмов. Правило Ашоффа. Экзогенные и эндогенные ритмы. Датчики времени.

  5. Отсчет времени по биологическим часам. Сезонные ритмические процессы у животных. Окологодичные ритмы. Механизмы, регулирующие сезонные состояния. Нейросекреторная регуляция смены сезонных состояний животных. Механизм фотопериодической стимуляции гипоталамо-гипифизарной системы. Фотопериоды и фоторегуляция у животных. Биологическая природа линьки и миграций. Эндокринная регуляция миграционного состояния птиц.

  6. Как заставить растения цвести? Фотопериодическая реакция у растений. Короткодневные и длиннодневные растения. Связь между ростом и освещением. Рецепторы светового сигнала у растений. Географическое распространение растений и тип фотопериодической реакции. Циркадианные ритмы растений.

  7. Как ритмы правят человеком? «Часы» нашего организма. Циркадианные ритмы человека. Хронотерапия. Активность человека и его ритмы. Работы Л.Чижевского. Ритмы солнечной активности в жизни человека. Биоритмология.

  8. «Жаворонок» или «сова»? Кому живется лучше? Типы работоспособности людей. Особенности адаптации людей различных типов активности к окружающей среде. Нарушение биоритмов и пути их восстановления.

Список литературы к элективному курсу « Биоритмика»

Данилевский А.С. Фотопериодизм и сезонное развитие насекомых. Л.1961.

Детари Л. Биоритмы.М;1997.

Максимов Е.В. Учение о ритмах в природе.СПб,2000.

Моисеева Н.И. Биоритмы жизни.М.,1997.

Путилов А.А. «Совы», «жаворонки» и другие.Новосибирск,1997.


© 2010-2022