- Преподавателю
- Биология
- Программа элективного курса Биоритмика
Программа элективного курса Биоритмика
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бершак О.Н. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Аннинская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей_________________ _________________________
_________________________
протокол № 1
от «28» августа 2015г.
Рассмотрена и рекомендована к использованию Научно-методическим советом при РИМК
Председатель НМС
_____________ХабароваН.Б.
09сентября 2015 г.
Утверждено.
Директор школы
____________М.В.Попова
приказ № 1
от «28» августа 2015г.
Рабочая программа
элективного курса
«Биоритмика»
для 9 класса
на 2015-2016 учебный год
количество часов в неделю: 0,5
количество часов в год: 17
Составитель: учитель биологии
Бершак Ольга Николаевна
Анна
2015
Пояснительная записка
Курс «Биоритмика» предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе. Курс позволяет обобщить значения ботаники, зоологии, физиологии человека.
Содержание курса рассчитано на 17 часов и включает 8 тем. С содержанием занятий носит проблемный и эвристический характер, предполагает развитие дискуссий и опору на собственный опыт, имеет практический характер.
Данный курс предназначен для того, чтобы учащиеся смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки и соответствующим профилем обучения.
Тема
Кол-во часов
Содержание
Примечание
Введение
Ритмы в природе
Что такое биологические часы.
Свет и биоритмы
Ритмы в жизни животных и растений.
Отсчет времени по биологическим часам
Как ритмы правят человеком?
«Жаворонок» или «сова»? Кому живется лучше?
Тестирование по курсу
1
2
2
2
2
2
2
2
1
История биоритмики, ритмы и их многообразие.
Природа ритмов, классификация. Точность биологических ритмов.
Гены ритма -существуют ли они? Мелатонин и его роль.
Фотопериодизм и его механизмы.
Датчики времени. Характерные особенности циркадных ритмов. Экзогенные и эндогенные ритмы.
Сезонные ритмические процессы у животных. Биологическая природа линьки и миграций.
Часы нашего организма. Околосуточные ритмы человека. Лечение светом. Активность человека и его ритмы. Работа Л.Чижевского ритмы солнечной активности в жизни человека.
Типы работоспособности людей. Особенности адаптации людей различных типов активности к окружающей среде. Нарушение биоритмов и их восстановление
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция, биологическая игра
Работа с учебником экология, составление мини-конспектов по теме
Распределение и подготовка сообщений по теме. Конференция
Тест на определение своего биоритма: «Сова», «Жаворонок», «Голубь»? Запись практических советов при нарушении биоритмов. Моделирование ситуаций, ведущих к нарушению биоритмов.
Урок - практикум
1
Вычисление биоритмов человека
Содержание программы профильного (элективного) курса
Введение. История изучения биологических часов. Разнообразие ритмов. Значение исследования биологических ритмов.
-
Ритмы в природе. Природа ритмов. Примеры проявления биологических ритмов. Классификация ритмов. Точность биологических ритмов.
-
Где находятся биологические часы? Существуют ли гены ритма? Концепция хронона. Трансляционная теория биоритмов. Роль мозга в регуляции ритмов. «Ночной» гормон - мелатонин.
-
Свет и биологические ритмы. Механизм фотопериодической регуляции. Видовой стереотип активности, определенный совокупностью факторов различной природы. Циклические изменения общего уровня жизнедеятельности.
-
Ритмы в жизни животных и растений. Датчики времени. Фотопериодизм и фотопериод. Характерные особенности циркадианных ритмов. Правило Ашоффа. Экзогенные и эндогенные ритмы. Датчики времени.
-
Отсчет времени по биологическим часам. Сезонные ритмические процессы у животных. Окологодичные ритмы. Механизмы, регулирующие сезонные состояния. Нейросекреторная регуляция смены сезонных состояний животных. Механизм фотопериодической стимуляции гипоталамо-гипифизарной системы. Фотопериоды и фоторегуляция у животных. Биологическая природа линьки и миграций. Эндокринная регуляция миграционного состояния птиц.
-
Как заставить растения цвести? Фотопериодическая реакция у растений. Короткодневные и длиннодневные растения. Связь между ростом и освещением. Рецепторы светового сигнала у растений. Географическое распространение растений и тип фотопериодической реакции. Циркадианные ритмы растений.
-
Как ритмы правят человеком? «Часы» нашего организма. Циркадианные ритмы человека. Хронотерапия. Активность человека и его ритмы. Работы Л.Чижевского. Ритмы солнечной активности в жизни человека. Биоритмология.
-
«Жаворонок» или «сова»? Кому живется лучше? Типы работоспособности людей. Особенности адаптации людей различных типов активности к окружающей среде. Нарушение биоритмов и пути их восстановления.
Список литературы к элективному курсу « Биоритмика»
Данилевский А.С. Фотопериодизм и сезонное развитие насекомых. Л.1961.
Детари Л. Биоритмы.М;1997.
Максимов Е.В. Учение о ритмах в природе.СПб,2000.
Моисеева Н.И. Биоритмы жизни.М.,1997.
Путилов А.А. «Совы», «жаворонки» и другие.Новосибирск,1997.