Доклад на заседании МО «Эксперимент – один из методов формирования УУД»

Доклад на заседании МО «Эксперимент – один из методов формирования УУД»   «Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время» (из опыта работы Жданкиной С.А. учителя биологии и химии МКОУ Алексеевской СОШ)     Современная биология – динамичная, быстро развивающаяся наука.  Важным способом повышения эффективности получения знаний стало освоение технологии проектно-исследовательской деятельности, которая является сквозной при изучении предмета в 5-11клас...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на заседании МО

«Эксперимент - один из методов формирования УУД»

«Проектно- исследовательская деятельность учащихся

на уроках биологии и во внеурочное время»
(из опыта работы Жданкиной С.А. учителя биологии и химии МКОУ Алексеевской СОШ)

Современная биология - динамичная, быстро развивающаяся наука.

Важным способом повышения эффективности получения знаний стало освоение технологии проектно-исследовательской деятельности, которая является сквозной при изучении предмета в 5-11классах. В связи с этим в рабочей программе по учебному предмету «Биология» расширен спектр практических и лабораторных работ.
В своей практике я использую следующие направления организации исследовательской деятельности:
1. Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии. Проблемный подход к ведению урока реализую через представление различных точек зрения по конкретной теме, затем происходит дискуссия, в процессе которой проходит анализ предлагаемых первоисточников и высказываются различные мнения. Организую доклады учащихся по проблемным вопросам.
2. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий. В начале экскурсии перед учащимися ставиться исследовательская задача с фиксацией результата в виде отчётных работ (например «Выявить приспособления у плодов и семян растений для их распространения»).

3. Реализация интегрированных ученических проектов (например: интегрированные проекты по биологии и химии «Натуральный мёд - ценный продукт», экологический проект «Экологическое состояние пруда Симкинский»).
4. Проведение и участие в научно-практических конференциях и конкурах (муниципальная научно-исследовательская конференция «Первый шаг в науку», школьные конференции : «Умники и умницы», «Здоровье - это здорово», уроки - конференции и т.д.).

При организации проектно - исследовательской работы выделяю такие основные функции, как:
• освоение государственных образовательных программ общего образования и достижения качественных образовательных результатов;
• развитие социальной активности для профессионального самоопределения;
• формирование культурных ценностей через традиции школьного научного сообщества.
В рамках технологии учебного исследования работаю с учетом возрастных особенностей. С шестого по восьмой класс для оформления практических заданий учащиеся ведут рабочие тетради. В них ребята оформляют лабораторные работы и наблюдения, которые проводят на уроке и дома, зарисовывают схемы органов, системы органов и частей живых организмов. Большое внимание я уделяю качеству иллюстративных материалов т.к. умение наблюдать и грамотно переносить свои наблюдения на бумагу, является одной из основ в естественнонаучном познании. Такой подход способствует качественному усвоению материала, помогает ученикам приобрести умения фиксации результатов опытов и наблюдений в соответствии с существующими в науке требованиями.

Задания для ребят 9-11 классов требуют нахождения более сложных взаимосвязей и более глубокого анализа проведенных наблюдений и измерений, использование информационно-коммуникационных технологий (поиск разнообразной информации, возможность использования виртуальных лабораторий при проведении тех экспериментов, которые в режиме реального времени не могут быть выполнены, оформление результатов исследования и их презентация).

Проектно- исследовательская деятельность учащихся коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Она делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения. Проектно- исследовательская деятельность учащихся - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Утверждение, что проектной деятельностью можно заниматься только с одаренными детьми на мой взгляд неверное. Даже со слабыми учащимися, работа над проектами может дать свои положительные результаты, в случае если учитель сумеет заинтересовать ученика темой проекта, если ученики осмыслили все этапы работы над проектом. Выполнение проекта требует инициативного, самостоятельного, творческого решения школьником выбранной проблемы, а сама Проектно- исследовательская деятельность учащихся имеет в основном продуктивный характер. Методика организации работы над проектом предусматривает следующие этапы:

Подготовка - основное содержание работы на этой стадии - определение темы и цели проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом исследовательской работы и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей.

Планирование - определение источников информации, способов сбора и анализа информации, определение способа представления информации.

Учитель предлагает идеи, высказывает предложения, учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы.

Исследование - это стадия сбора информации, решения промежуточных задач.

Представление результатов - формы представления результатов разнообразны: устный отчет, письменный отчет, представление модели;

Оценка результата и процесса - учащиеся принимают участие в оценке проекта (исследовательской работы), они обсуждают и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников.

Классификация проектов:

  • по количеству учащихся, участвующих в разработке проекта - индивидуальные или групповые;

  • по содержанию - предметные и межпредметные;

  • краткосрочные (1-2 занятия), среднесрочные (до двух месяцев), долгосрочные;

  • по доминирующей деятельности - информационные исследования, проектно-ориентированные и телекоммуникационные проекты.

Организация исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ работ учащихся свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, что, несомненно, будет способствовать их успешному дальнейшему обучению.





© 2010-2022