Пчелы и муравьи - общественные насекомые

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме « Пчёлы и муравьи общественные- насекомые»

Цель:

- выделить особенности строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни;

- показать роль в природе и значение в жизни человека; доказать необходимость охраны этих насекомых;

- расширять кругозор учащихся.

Методы обучения: репродуктивный, поисковый, исследовательский, метод коллективного принятия решения

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации занятий: учебный проект.

Типология проекта: информационно - исследовательский, краткосрочный.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Пчёлы и муравьи -общественные насекомые, книги, раздаточный материал, дидактические карточки.

Форма организации работы в классе: классно-урочная, групповая, индивидуальная.

Содержание урока:

I. Организационный момент (Взаимное приветствие учащихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

Стадия вызова:

- Прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я загадаю Вам загадки, а Вы должны угадать, о чем пойдет речь на уроке.

1. Я пахну летом и пыльцой.

Лечу к цветочкам пулей.

Но я бываю очень злой.

К тому, кто лезет в улей!

2.На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.

II.Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала. Активизация опорных знаний и умений.

-На предыдущих уроках мы начали изучать самый многочисленный тип животных - тип Членистоногие.Какие признаки данного типа наблюдаются у пчелы и муравья? ( выслушиваю ответы детей).

-Членистые конечности

-наличие хитинового покрова.

К какому к классу вы бы отнесли данных животных?

(к классу Насекомых).

Как Вы уже поняли героями нашего урока будут пчёлы и муравьи.

В виду того, что информации об этих насекомых очень много, изучать эту тему мы будем в рамках проекта.

Цели проекта:

  • Изучить систематическое положение медоносной пчелы и муравья;

  • изучить строение медоносной пчелы;

  • изучить полиморфизм в улье и муравейнике; найти признаки сходства и отличия;

  • изучить значение пчёл и муравьёв в природе и жизни человека; охрану насекомых;

  • изучить историю пчеловодства;

  • сделать вывод почему пчёл и муравьёв относят к общественным животным;

  • презентовать наш проект.

III.Этапы работы над проектом.

1.Формируются 3 группы учащихся:

Каждая группа получает инструктивную карту, на которой напечатан план изучения области темы. Листы- ответа.

На сегодняшнем уроке работа будет проводится по группам

  1. « Теоретики», 2 « Пчеловоды», 3 « Биологи».

  2. Просьба к участникам групп помнить правила работы в группе, соблюдать время.

  3. На групповую работу отводится 20 минут, время выступления оратора 3-4 минуты.

  4. Просьба начать работу с ознакомления инструктивной карты.

  5. Я желаю вам удачи.

Инструктивная карта «ТЕОРЕТИКИ»

Цель: изучить систематическое положение медоносной пчелы и муравья, выяснить их значение в природе и жизни человека, предложить меры охраны насекомых.

1.Систематичесое положение пчелы и муравья.

2. Внешнее строение пчелы:

- рассмотрите подробнее строение рабочей пчелы на рис. 1 (справочный материал) и ответьте на вопросы?

  • На какие отделы разделено тело пчелы?

  • Сколько пар крыльев?

  • Сколько пар ног?

  • Какие органы чувств различаются на голове пчелы?

  • Особенности в строении задних ног. Как вы думаете, для чего они нужны?

3. Какого значение пчёл и муравьёв в природе и жизни человека.

4. Предложите меры по охране насекомых.

5. Сделайте вывод почему пчёл и муравьёв называют общественными насекомыми?

Инструктивная карта «Пчеловоды»

Цель: изучить историю пчеловодства.

1. Откуда мы могли узнать информацию о том, что пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека?

3. Какими продуктами пчеловодства платили дань, подати и налоги?

4. Что использовали древние славяне вместо сахара, а что - для света?

5. Как называлось древнее пчеловодство?

6. Что изобрёл в 1814 году украинский помещик Пётр Иванович Прокопович?

7.Сделайте вывод в котором отражено значение пчёл в природе и жизни человека.


Инструктивная карта «Биологи»

Цель: изучить полиморфизм в улье и муравейнике; найти признаки сходства и отличия.

  • Теоретическая часть.

1.Полиморфизм пчелиной семьи.

2.Полиморфизм муравьиной семьи.

3.Что называется роением? В чём его биологическая роль?

  • Практическая часть.

Используя материал учебника стр 135-136 и справочный материал заполните таблицу "Полиморфизм пчёл и муравьёв»

Признаки сравнения.

Полиморфизм пчёл и муравьёв

Матка

пчелы

Матка

муравья

Трутень

Самец муравья

Рабочая пчела

Рабочие муравьи

1. Размеры тела.

l = 18-20 мм m = 0,25 г

До 50 мм

l = 15-16 мм m = 0,2 г

До 50 мм

l = 12-14 мм m = 0,1 г

2 мм

2. Количество особей в семье.

1

2 и более

Несколько

десятков

От нескольких десятков до нескольких сотен

70 000

От нескольких десятков до миллиона

3. Сроки жизни.

До 5 лет

12-20 лет

1 сезон

Несколько дней, недель

1 сезон

До 3 лет

4. Особенности строения.

Крупная пчела, длинное заострённое брюшко; связано с её воспроизводительной функцией


похожа на рабочих, но отличаются от них строением груди и более крупными размерами. Имеют крылья, которые откусывают себе после оплодотворения

пчела средней величины с очень крупными глазами, соприкасающимися на затылке, брюшко округлое

Развиваются из неоплодотворённых яиц ,имеют крылья



на задних ногах корзиночки, на брюшке зеркальца, расширение пищевода - медовыйзобик; на конце брюшка жало

Самки с недоразвитой половой системой, Крылья у них отсутствуют, имеется упрощённое строение груди, глаза меньше, чем у самок, или отсутствуют

5. Выполняемые функции.

Спаривание

и откладывание яиц


Спариваие

И откладывание яиц

Оплодотворение

самки

Оплодотворение самки



Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья.

Забота о семье ( Охранники, «няньки», чистят гнездо и тд)

Ответьте на вопросы?

1.Дайте понятие полиморфизм?

2. Сделайте вывод в чём заключается полиморфизм у пчёл и муравьёв,с чем это связано.

2.Поиск информации.

Учащимся предлагается найти ответы на вопросы, указанными в инструктивной карте. Учащиеся работают с учебником, дополнительной литературой.

3.Обработка информации.

Учащиеся в группах заполняют карты ответа, готовят выступление - защиту проекта, определяют из своей группы выступающего.

4.Защита проекта.

Представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях, делают выводы:

1. Пчела и продукты её жизнедеятельности имеют огромное практическое значение. Но самое большое значение деятельности пчёл проявляется в опылении растений.

2. Пчелиная семья состоит из матки, трутней и рабочих пчёл. Между ними в семье распределены обязанности.

4. Особенности строения рабочей пчелы связаны с её "профессиональными" обязанностями.

5. Пчела и муравей - "общественные" насекомое, обладающее сложным инстинктивным поведением, в их заботливом уходе за "деткой", в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве

IV. Домашнее задание.

§28 читать, папочку с проектной работой мы возьмёте в класс и до оформите работу .

Задания на выбор:

-Подготовить сообщения о тутовом шелкопряде

- Производство шёлка

- Насекомых занесённых в Красную книгу.

V. Итоги урока и рефлексия.

Ребята, вы проделали большую работу.

Командиры групп оцените работу группы,учитывая степень участия в проекте.

Делаю свой комментарий. И предлагаю кратко ответить на вопросы

Какое у вас настроение?

Продолжите пожалуйста фразу

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…


© 2010-2022