Открытый урок биологии с применением уровневой дифференциации (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоспасская средняя общеобразовательная школа



Открытый урок биологии с применением уровневой дифференциации

в 6-м классе по теме:

Открытый урок биологии с применением уровневой дифференциации (6 класс)

«Цветок»

Подготовила: Шутова Наталья Владимировна,

учитель биологии и химии

высшей квалификационной категории

МКОУ Новоспасская СОШ





2014г.



Цель: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.

Задачи:

Образовательные:

  • показать, что цветок это видоизменённый побег,

  • показать, что в цветке есть главные части, околоцветник,

  • показать строение и значение главных частей цветка, околоцветника,

  • ознакомить с классификацией цветов по строению околоцветника и главных частей,

  • определение правильности цветка,

  • умение записывать формулу цветка.

Воспитательные:

  • умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,

  • прививать бережное отношение к природе,

  • воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.

Развивающие:

  • развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,

  • оценивать и сравнивать.

Оборудование: табл. «Строение цветка», «Строение цветов растений», гербарий, модели цветков, Цветущие комнатные растения, компьютер, проектор, презентация.

1. Организационный момент.

Создание комфортного микроклимата на уроке.

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача - быть внимательными, активными, находчивыми, а главное - трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеемработать.
Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

(листок самооценивания)

2.Мы изучаем большую тему, которая называется: Органы растений.

Повторение - учащимся предлагается решить задачу (технология критического мышления): распределить объекты (корень, стебель, листья, цветок, плод, семена) согласно схеме:

Органы растения

Вегетативные Генеративные

Вопрос учащимся: Почему корень, стебель, листья относят к вегетативным органам, а цветок, семена и плод к генеративным?

Корень, стебель, листья - это органы питания, а главная функция цветка, плода и семян - размножение. (листок самооценивания)

Мы изучили несколько органов, а какой орган сегодня будем изучать мы сейчас узнаем, внимание на экран.

Слайд-шоу «Цветы» под музыку

- Ребята, я не случайно начала урок с этих слайдов. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

О цветах.

Учащиеся записывают тему урока.

Когда люди дарят друг другу цветы? В какие моменты жизни человеку хочется побыть на природе в окружении прекрасных цветов?

Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречаются при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, приходят в памятные даты. А когда люди устают от грохота дорог, от стен квартир, они выбираются на природу, где им настроение поднимают животные и цветы. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни.

Ребята, а чего нового мы можем узнать о цветах?

Загадка:

Есть чашка,

Да не разобьешь,

Есть венчик,

Да не разорвешь,

Есть тычинки,

Да очень хрупки,

Есть пестик,

Да без ступки.

И все это вместе

Да на своем месте.

Отвечают на вопрос, тем самым формулируют цель урока.

Формулы цветков - символика - на столах (пока расшифровать не получается).

Учитель предлагается вернуться к формулам позже.

В ходе урока мы ответим на следующие проблемные вопросы:

1 уровень. Зачем растениям нужны цветки и почему они такие красивые?

2 уровень. Какие части цветка самые главные?

3 уровень. Можно ли собирать цветущие растения на букеты?

1. Строение цветка.

«На высоком холме стоит замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зеленых зубцов, а во втором - пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки.»
Что это за замок?

А, теперь, давайте, сконструируем этот замок.

Открытый урок биологии с применением уровневой дифференциации (6 класс)

Таким образом, получили модель цветка.

Цветок- видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки. В нем происходит опыление, оплодотворение, развитие зародыша и образование плодов с семенами.

Давайте запишем основные части цветка.

Каждый цветок прикрепляется к стеблю растения тонким, коротким или длинным стебельком. Этот стебелек называется цветоножкой.

Все части цветка располагаются на цветоложе. Имеет форму чашечки, бывает выпуклым, реже вогнутым, удлиненным или укороченным .

В каждом цветке имеется венчик. Венчик состоит из пяти ярких лепестков, правильной или неправильной формы. На лепестках располагаются нектарники -специализированные железки, выделяющиеся нектар. Яркие окраски лепестков привлекают насекомых для опыления, способен отражать солнечные лучи, предохраняет от перегрева, ночью создает камеру, препятствующую охлаждению (белые листки бумаг).

Венчик окружен чашечкой. Чашечка состоит из пяти зеленых листочков. Эти листочки называются чашелистиками (зеленые листки бумаг).

Пестик состоит из рыльца, столбика, завязи. Количество их - один или несколько. Это женский орган размножения. В завязях находится яйцеклетка (гвоздик).

Тычинка состоит из пыльника, тычиночной нити. Количество может быть самой разной. Это мужской орган размножения (спички).

Оба они участвуют в процессах опыления, оплодотворения и образования плода с семенами.

Лабораторная работа

1. Рассмотрите цветок под лупой.

2. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик.

3. Расчлените цветок. Подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу.

Строение цветка герани

Части цветка

Число частей цветка

Цветоножка

Цветоложе

Чашелистики

Лепестки венчика

Тычинки

Пестики

(листок самооценивания)

2.Разнообразие цветков.

Цветок, будучи уникальным образованием по своей природе и функциям, поразительно разнообразен по деталям строения, окраске и размерам.

Самые мелкие цветки растений семейства рясковых имеют в диаметре всего около 1 мм.

Самый крупный цветок у Раффлезии Арнольда, обитающей в тропических лесах на острове Суматра (Индонезия), достигает в диаметре до 1,5 м и имеет массу около 11 кг.

А сейчас я приглашаю вас в музей на выставку "Цветы в быту"

Давайте на несколько минут отправимся в путешествие. Если вы внимательны, то заметите, что мастера все время отдавали предпочтение растительному орнаменту. Именно цветок - образец для художников - прикладников всех стран.

Дерево - один из самых универсальных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. Ложка - загляденье, золотисто - огненная покрытая желтыми и красными цветами. "Золото из хохломы" ни в воде не тонет, ни в огне ни горит. Название роспись получила от имени села Хохлома, что в Заволжье. Золото - это хлеб и богатая жизнь, а цветы - молодость и сила.

Жостовский художественный промысел возник в 1825 году в деревне Жостово. Прямоугольные, овальные, огромные и крошечные подносы полны роз, астр, ромашек и пионов - цветут они вечным цветом подлинного народного искусства.

Наша повседневная посуда и посуда для встречи гостей также украшена цветочными узорами.

Павловские платки - это небольшой кусок ткани из шерсти или шелка. Появились они в России в середине прошлого века на фабрике купца Семена Лобзина в селе Повлов недалеко от Москвы. Павловские платки также расписаны цветами - астрами, розами, колокольчиками.

(листок самооценивания)

3. Околоцветник и виды цветков.

На доске - цветок с названиямоколоцветника и видами цветков. Каждый из вас подходит к доске, отрывает один лепесток и готовит материал о том, что ему досталось.

Околоцветник: простой, двойной.

Цветок: правильный, неправильный.

Цветок: раздельнополые, обоеполые.

Растения : Однодомные, двудомные.

Учащиеся самостоятельно находят в шпаргалке (заранее приготовленных учителем) характеристику данных видов цветков и рассказывают об этом (мотивы социального сотрудничества).

Простым околоцветником называется такой, который состоит из чашечки или из венчика.

Двойным околоцветником называется такой, в котором присутствуют и чашечка и венчик.

Обоеполые цветки - это цветки, которые имеют в своем строении и пестик и тычинки. Например, цветок вишни.

Раздельнополые цветки - это цветки, которые имеют в своем строении или пестик или тычинки. Поэтому раздельнополые цветки бывают двух видов: пестичные (женские) цветки и тычиночные (мужские) цветки.

Если раздельнополые цветки располагаются на одном и том же растении, то растение называется однодомным. К таким растениям относятся: береза, лещина, дуб, кукуруза, огурцы.

У двудомных растений раздельнополые цветки располагаются на разных растениях. Например: у ивы, тополя.

Правильные цветы - если через листочки околоцветника можно провести несколько плоскостей симметрии.

Неправильные цветы - цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии.

Проблемный вопрос учащимся: Иногда можно услышать: ну вот опять одни пустоцветы на огурцах. Что обозначают эти слова?

Ответ: У огурцов на одном растении и женские и мужские цветки. Мужские цветки отцветают, а плодов не образуют, т.к. у них одни тычинки.

Проблемный вопрос: На новом участке неопытный садовод посадил кусты облепихи. Прошло несколько лет, а он так и не разу не собрал урожай, хотя у соседа облепиха была каждый год усыпана ягодами. Почему не было урожая? Что делать?

Ответ: Урожая не было, так как растения были мужскими и не могли образовывать семена и плоды. Приобрести женское растение.

(листок самооценивания)

Физминутка

Наши тонкие цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепесток колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

4.Формула цветка.

А теперь познакомимся с тем, как правильно составлять формулу цветка. Зная, условные обозначения, давайте попробуем составить формулы цветков вишни: цветок правильный, обоеполый, чашелистиков - 5, лепестков - 5, тычинок много, пестик - 1.

Открытый урок биологии с применением уровневой дифференциации (6 класс)

(листок самооценивания)

Закрепление.

1 уровень.

1. Я вам читаю определение, вы поднимаете карточку с понятием.

Цветоножка Цветоложе Чашелистики Лепестки Пестик Тычинки

Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.(лепестки)

Женский орган размножения. Из завязи пестика развивается плод.(пестик)

Мужской орган размножения.(тычинка)

Похожи на листочки, имеют зеленую окраску. Служат для защиты внутренней части цветка.( Чашелистики)

Прикрепляет к стеблю. (Цветоножка)

Располагаются чашелистики, лепестки, тычинки, пестик.( Цветоложе)

(листок самооценивания)

2 уровень. Тестирование по теме.

3 уровень. Работа с аппликацией.

Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся на доске вокруг оставшейся серединки («цветок») прикрепить листочки определённого цвета: зелёный (урок понравился), красный (было неинтересно - это сигнал учителю, что учащийся был выключен из работы), жёлтый (трудно определиться, понравился урок или нет).

Выставить оценки исходя из следующих критериев:

«5» - красные лепесток, допускается 1-2 зеленых

«4» - 1 - 2 зеленые лепестки, допускается 1-2 синих

«3» - 3 ошибки; - синие лепестки

И в конце урока я хотела бы вернуться к проблемным вопросам, которые мы ставили вначале урока.

1. Зачем растениям нужны цветки и почему они такие красивые?

2. Какие части цветка самые главные?

3. Можно ли собирать цветущие растения на букеты?



© 2010-2022