Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по экологии. Рабочая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии.   Цель: формирование представлений об экологии растений – как науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой; о месте экологии растений в ботанической науке; об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования. Задачи: -изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и з...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 164 городского округа Самара

___________________________________________________________

Лесная ул., д. 8, пос. Берёза, г. Самара, Россия, 443901

тел.: (846) 996-68-16, 996-62-42

ПРИНЯТО:

на заседании

Педагогического совета

МБОУ СОШ №164 г.о. Самара

Протокол № ____

от«__»_________ 201_ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МБОУ СОШ №164 г.о. Самара

_____________Кузнецова С.Н.

Приказ №____

от «___»_______ 201_ г.

Рабочая программа

предмета вариативной части

учебного плана «Экология растений»

Ступень, класс: основное общее образование, 7 класс

Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год

Разработана:

Крестьянинова Марина Николаевна,

учитель биологии МБОУ СОШ №164,

I квалификационная категория

г. Самара, 2014-2015 уч. г.


Пояснительная записка

Настоящая рабочая учебная программа курса «Экология растений» для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе регионального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, и авторской программы автора И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана - Граф, 2008. - 176 с.).

Рабочая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии.

Цель: формирование представлений об экологии растений - как науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой;

о месте экологии растений в ботанической науке;

об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.

Задачи:

-изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи растений с окружающей средой;

-изучить анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп;

-познакомить с жизненными формами растений и принципами их классификации,

-познакомить с периодическими явлениями в жизни растений.

В 6 классе практические работы предусматривают формирование умения наблюдать - это важнейший навык в биологии и экологии. При этом основной упор делается на умение вести наблюдение по выявлению «длинных» взаимозависимостей (например, зависимость урожая от количества солнечных дней в конкретной местности). При этом предполагается, что более «короткие» взаимозависимости учащиеся уже научились наблюдать в начальной школе (например, смену сезонных явлений). Большинство практических работ проводится в составе комбинированных уроков или уроков-экскурсий по причине большого их числа в программе и наличия большого теоретического материала при ограниченном количестве часов на изучение каждой темы.

Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природоведение». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.

Изучение курса осуществляется с использованием учебника:

Экология растений: 6 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. - 2-е изд., испр. - М. Вентана-Граф, 2009, - 192 с.: ил.

Целесообразно использовать материалы электронного учебника «Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники».

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час, в том числе

практических работ - 7

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы;

  • экскурсии.

Формы контроля ЗУН:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальный опрос;

  • тестирование;

  • практикум.










Учебно-тематический план


Название темы

Кол-во часов


Введение.

Тема 1.1

Солнечное излучение как один из важнейших экологических факторов.

Тема 1.2

Тепловой режим и его влияние на организмы

Тема 1.3

Влажность среды как один из экологических факторов

Тема 1.4.

Воздух как экологический фактор

Тема 1.5

Сезонные явления в жизни растений

Тема 2.1

Основные среды обитания и приспособленность организмов к жизни в них

10ч

Тема 2.2

Средообразующая деятельность живых организмов


Итого:

34ч


Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по курсу «Экология растений»

1. Называть основные экологические факторы в жизни растений.

2. Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.

3. Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.

4. Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.

5. Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.

6. Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.

7. Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.

8. Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.

9. Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.

10. Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.

11. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.

Учебно-методические средства обучения

Основная литература

1. Программы: И. М.. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М: Вентана-Граф, 2008. - 176 с.)

2. Учебник: Экология растений: 6 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. - 2-е изд., испр. - М. Вентана-Граф, 2010, - 192 с.: ил.

.3 Экология животных 7 кл.. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др.- М.: Вентана- Граф ,2010

Дополнительная литература для учителя

Винокурова Н.Ф. и др. Природопользование.- М.,1994.-255 с.

Лобанова З.М. Основы экологии.- Барнаул,1997.-94 с.

Опарин Р.В. Как организовать экологические исследования?. - Горно - Алтайск, 2002. - 70 с.

Сапунов В.Б., Легков В.В. Основы экологии.-С.Пб.,1998.-136 с.

для учащихся

Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник.- М.,1993.-640 с.

Агеева Г.А., Лаврова К.Г. Цветы в вашем доме. - Петрозаводск., 1992. -174 с.

Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М.,1996.-192 с.

Алексеев С.В. Экология.-С/П.,1999.-240 с.

Атлас комнатных растений. -М., 2005.-432 с.

Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.-М.,2000.-388 с.

Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М., 1951. -348 с.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России.-М.,1995.-232 с.

Новиков Ю.В. Природа и человек.-М.,1991.-223 с.

Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. -Л.,1982. -192 с.

Экология России. Хрестоматия. /Сост. Кузнецов В.Н./. - М., 1995. - с.221 - 243

Оборудование и приборы

Компьютер, проектор, интерактивная доска

Лабораторное оборудование: лупы, термометры, микроскопы, готовые микропрепараты

Таблицы по ботанике, гербарные и комнатные растения











Тематическое планирование

« Экология. Организм и среда»

7 класс

34 ч., 1 час в неделю

Программа: - Швец И.М., Никитина Е.В. «Основы экологии» 6-7 класс

«Природоведение. Биология. Экология. 5-11 кл.: Программы. - М.: Вентана - Граф, 2009.- 176 с.

Учебные пособия: 1. «Экология растений» 6 кл., А.М. Былова, Н.И. Шорина. - М.: Вентана- Граф.

2. Экология животных 7 кл.. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др.- М.: Вентана- Граф.

Раздел, тема урока

Лабораторные и практические работы

Введение - 1ч

1

Среда обитания. Экологические факторы и их классификация. Особенности взаимодействия организмов со средой.

Раздел 1. Основные экологические факторы и их влияние на организм - 22 ч.

Тема 1.1. Солнечное излучение как один их важнейших экологических факторов - 5 ч.

2.

Солнечный спектр. .разнообразие условий освещения.

3

Свет в жизни растений

4

Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособления растений к меняющимся условиям освещения

5

Свет в жизни животных. Разнообразие органов, воспринимающих свет

6.

Влияние интенсивности освещения на смену активности животных. Влияние светового режима на географическое распространение животных

Тема 1.2. Тепловой режим и его влияние на организмы - 4 ч.

7

Тепло - необходимое условие жизни. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле

8

Температурные границы существования. Изменчивость темп. Режима. Приспособления организмов к поддержанию теплового баланса.

9

Температурные адаптации растений

10

Температурные адаптации животных. Способы регуляции температуры тела.

Тема 1.3. Влажность среды как один из экологических факторов - 4ч

11

Вода - основа всех жизненных процессов в биосфере. Значение воды в жизни растений

12

Экологические группы растений по отношению к воде

13

Значение воды в жизни животных

14

Экологические проблемы и охрана вод

Определение степени загрязнения воды в природном водоеме

Тема 1.4. Воздух как экологический фактор - 4ч

15

Газовый состав атмосферы. Значение основных газов для растений

16

Воздух в жизни животных

17

Ветер - движение воздушных масс. Значение ветра для растений.

18

Загрязнение атмосферы. Охрана воздуха.

Определение чистоты воздуха по загрязнению снежного покрова или заболеваниям растений

Тема 1.5. Сезонные явления в жизни организмов - 5ч

19

Цикличность - фундаментальное свойство природы. Ритмы жизни, их соответствие условиям среды.

20

Наука фенология. Фенологические фазы.

Составление фенологического спектра растений

21

Растения весной, летом, осенью, зимой

22

Оцепенение и спячка животных

23

Миграции животных

Раздел 2. Взаимоотношения организмов и среды - 11ч.

Тема 2.1. Основные среды обитания и приспособленность организмов к жизни в них- 10ч

24

Водная среда обитания и ее характеристика. Водоем - многоэтажное жилище.

25

Приспособленность организмов к жизни в воде

Приспособленность организмов к условиям среды

26

27

Наземно - воздушная среда и ее характеристика. Природно - климатические зоны.

28

Приспособленность организмов к жизни в наземно - воздушной среде

продолжение

29

Почва - среде обитания организмов. Состав почвы.

Состав и свойства почвы.

30

Почва и животные

продолжение

31

Почва и растения. Экологические группы растений по отношению к почве.

32

Экологические проблемы почв и пути их решения

33

Живой организм как среда обитания.

34

Тема 2.2. Средообразующая деятельность живых организмов - 1ч.












© 2010-2022