Тренинг с родителями на тему: Умеете ли Вы общаться со своим ребенком?

Цель данного тренинга - дать родителям возможность задуматься над проблемой воспитания детей, поделиться друг с другом опытом воспитания детей среднего возраста. Разобрать ситуации, возникающие с детьми, найти адекватные выходы. Формировать потребность грамотно отвечать на детские вопросы, не подавляя проявления детской инициативы и любознательности. Данная разработка будет интересна и родителям, и педагогам. Тренинг с родителями на тему: «Умеете ли вы общаться со своим ребенком?» Цель: Дать родителям возможность задуматься над проблемой воспитания детей, поделиться друг с другом опытом воспитания детей среднего возраста. Разобрать ситуации, возникающие с детьми, найти адекватные выходы. Формировать потребность грамотно отвечать на детские вопросы, не подавляя проявления детской инициативы и любознательности.                                           Ход тренинга Игровое упражнение «Закончи предложен...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг с родителями на тему: «Умеете ли вы общаться со своим ребенком?»

Цель: Дать родителям возможность задуматься над проблемой воспитания детей, поделиться друг с другом опытом воспитания детей среднего возраста. Разобрать ситуации, возникающие с детьми, найти адекватные выходы. Формировать потребность грамотно отвечать на детские вопросы, не подавляя проявления детской инициативы и любознательности.

Ход тренинга

Игровое упражнение «Закончи предложение»

Ведущий начинает предложение, а родители его продолжают, предавая, друг другу мяч, например:

«Общение с ребенком - это… »

«Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать. » (подводим итог: что он нужен им, любим, он интересен своим родителям, они заботят о нем.)

Ведущий: Общение - одна из социальных потребностей ребенка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребенка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные трудности. Следует, серьезно относятся к детским вопросам и высказываниям, не отмахиваться от них. Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях. К сожалению, можно привести немало негативных примеров, когда мы родители «гасим» детскую любознательность.

Например: Ребенок играет с машинкой-цистерной, мама занята беседой с подругой. Ребенок тщательно обследует машинку и делает «открытие»: «Мама, я понял, что в эту машинку можно заливать воду, молоко, бензин! » Мама не довольно прерывает беседу и строго говорит: Ты что, дурак? Она же пластмассовая! ».

Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик родителей и воспитателей. Иногда дети утомляют взрослых и вызывают не довольство: «Замучили твои «почему? » и «зачем? », престань спрашивать, займись делом! »

Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ»

Ведущий раздает родителям карточки с описанием ситуаций и вариантами ответов. Необходимо выбрать вариант, адекватный ситуации. Поделиться своим опытом выхода из данных ситуаций.

Ситуация 1.

Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваша реакция?

Не сейчас: видишь, я работаю.

Займись чем-нибудь, возьми бумагу и порисуй.

Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем.

Ситуация 2

Вы заходите в комнату и видите, что ребенок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция?

Сколько раз я тебе говорила, как надо играть!

Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.

Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!

Ситуация 3

Ребенок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?

Вечно ты приходишь с улицы как поросенок!

Посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Сережа, а ты!

Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным.

Ситуация 4

Встретившись с коллегой по работе, вы разговорились. Ваш ребенок то и дело прерывает Вас: «Мама (папа, пойдем! » Ваша реакция?

Ты что, не видишь, я с тетей разговариваю!

Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают!

Не мешай нам разговаривать.

Ведущий: В данных ситуациях более эффективной и адекватной реакцией по отношению к ребенку, его поступкам, нашим общение является «Я-выражение» в отличие от «Ты-выражения» оно не унижает и не оскорбляет ребенка.

Ведущий: Ребенок растет, он больше начинает интересоваться окружающим миром, его предметами, жизнью людей, природы, начинает задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий узок, вот почему он прибегает к помощи взрослого задает вопросы. Из детских вопросов можно узнать, чем интересуется ребенок, какие у него знания, как расширяется его кругозор, какие трудности при этом встречаются. В тоже время вопросы показывают, какое влияние оказывают взрослые. Мы должны внимательно прислушиваться к вопросам детей, разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, любознательность, память. Это все поможет в школе. Не которые родители говорят, что их дети не любят читать, чтение это способ получения информации, а у детей нет интереса к этому, так как взрослые в свое время отбили у них желание узнавать новое.

Как отвечать на вопросы детей? Сказать: «Подрастешь - узнаешь! » - значит удерживать их стремление к знаниям.

Не всегда надо отвечать на сложный вопрос ребенка. В отдельных случаях можно дать понять, что надо учиться, что бы много знать. Иногда следует показать ребенку само явление или провести с ним игры и работы с разными предметами, инструментами.

Ответы на вопросы детей о рождении человека затрудняют взрослых и не случайно. Во-первых, потому, что часто они воспринимаются как проявление нездорового любопытства; во-вторых, потому, что на многие из них действительно трудно дать простой и понятный маленькому ребенку ответ. Иногда взрослые ограничиваются кратким ответом, тем самым не поддерживают интерес к этому вопросу. Иногда дают простые объяснения. Иногда создают условия для наблюдения: за котенком, щенком. Нельзя стыдить ребенка, приписывать ему плохие мысли, чаще дети вкладывают в этот вопрос иной смысл.

Например: Мальчик спрашивает: «Откуда я взялся? »

Родители смущаются, пытаются рассказать об аистах и капусте. А потом вдруг спрашивают, почему его интересует эта проблема. И тут слышат неожиданное для них ответ: «А Петька сказал, что он из другого города приехал. А я откуда взялся? (Поделитесь своими выходами из такой ситуации) .

Не стоит отвечать на вопросы детей формально, это может его обидеть, и в дальнейшем он будет стесняться спросить вас, о чем-либо.

Физминутка: «Запрещенная цифра три»

Ведущий предлагает родителям встать в круг.

Инструкция: «Давайте вспомним счет, каждый из вас по очереди называет числа по счету, но при проговаривание числа три вы не должны называть цифру три и те числа, которые можно разделить на три, например: «один, два, на цифре три вы хлопаете в ладоши и присаживаетесь», следующий игрок говорит четыре, следующий пять, а затем опять хлопок и присаживаетесь. »

Игровая ситуация «Разрешение ситуаций»

Ведущий раздает участникам карточки с различными вариантами поведения родителей (приемлемыми и неприемлемыми). Каждый участник, взяв карточку в руки, должен занять определенную позицию - приемлемые и неприемлемые высказывания. В рамках обсуждения ведущий дает название каждому высказыванию и подводит родителей к пониманию - является этот прием приемлемым для воздействия на ребенка, какие последствия они несут.

Общее содержание карточек:

«Если еще раз увижу. » (Угроза)

«Я так и знала. » (Упрек)

«Сколько раз можно вам повторять. » (Нотация)

«Кто это сделал. » (Требование к детям)

«От вас никогда ничего хорошего не дождешься. » (Отрицательная превосходящая оценка)

«Расскажите, как это было» (Выяснение мотива несправедливого отношения к сверстнику)

«Я вам сейчас расскажу, что произошло. » (Убеждение и разъяснение)

«Я думаю, вы сами попробуете понять, что произошло. » (Ориентация на самих детей)

«А вот Миша с Колей из соседнего подъезда всегда играют дружно, а вы. » (Сравнение)

«Ты что! Разве так можно говорить! » (Прямое порицание)

«Меня утомляет громкий крик! » (Убеждение и разъяснение)

«Значит, ты хочешь, чтобы игрушки убирал кто угодно, только не ты? » (Прием смены ролей)

«Ладно, ты можешь играть еще десять минут, но потом сразу надо будет, договорились» (Частичное согласие)

«Извини, пожалуйста, но я сегодня устала! Поэтому хочу тишины и прошу тебя не стучать так громко» (Предупреждение)

«Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь! » (Привлечение союзников)

«Мне стыдно за тебя! » «Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку! » (Выражение разочарования)

«А ну-ка закрой свой рот! » (Порицание)

Тест: «Какой вы родитель? »

Ведущий: «Какой вы родитель? » Кому не хочется получить на этот вопрос! Именно поэтому предлагаем вам тест-игру. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми:

Ведущий предлагает заполнить тест, раздает бланки.

№ Фразы Балл

1. Сколько тебе повторять? 2

2. Посоветуй мне, пожалуйста! 1

3. Не знаю, чтобы я без тебя делала! 1

4. И в кого ты только такой уродился! 2

5. Какие у тебя замечательные друзья 1

6. Ну, на кого ты похож (а)! 2

7. Я в твои годы! 1

8. Ты моя опора и помощник (ца) 2

9. Ну что за друзья у тебя! 2

10. О чем ты только думаешь! 2

11. Какой (какая) ты у меня умница! 1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? 1

13. У всех дети как дети, а ты! 2

14. Какой (какая) ты у меня сообразительная (ый)! 1

Общее количество баллов

Ведущий: Подсчитайте общее количество баллов. Если вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения, способствуют становлению его личности. Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимания его проблем, попытка перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка. 11 баллов и выше вы непоследовательны в общении с ребенком. Его развитие подвержено случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

Игра «Связующая нить»

Участники стоят, по кругу передавал клубок ниток, так чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, какое у них впечатление от собрания, что могут пожелать. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить. Ведущий обращает внимание на то, что искренность ответов и доброжелательный настрой всех сделали данную встречу интересной и познавательной.


© 2010-2022