• Преподавателю
  • Биология
  • «Применение элементов работы с ИКТ на любом этапе урока биологии с целью формирования информационной компетентности учащихся»

«Применение элементов работы с ИКТ на любом этапе урока биологии с целью формирования информационной компетентности учащихся»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Ж. Молдагалиева





Творческий отчёт



«Применение элементов работы с ИКТ
на любом этапе урока биологии

с целью формирования информационной компетентности учащихся»



подготовила:

учитель биологии высшей категории

Егорова Е.Ю.





















Уральск, 2013 уч. год.



"Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить".

Роджер Левин

Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:

  • научиться познавать;

  • научиться делать;

  • научиться жить вместе;

  • научиться жить"

определил, по сути, основные глобальные компетентности.

Главная задача современной системы образования - создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода - это важное условие повышения качества образования.По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий..

В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.

Компетенции "закладываются" в образовательный процесс посредством:

  • Технологий;

  • Содержания образования;

  • Стиля жизни ОУ;

  • Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

Итак, что такое "компетенция" и "компетентность"?

Компетенция - 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный - 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью

Компетенция - это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием , опытом.

Например: образовательная компетенция учащихся, педагогическая компетенция учителя, медицинская компетенция врача и т.д.

Другими словами, компетентность - это способность установить и реализовать связь между "знанием - умением" и ситуацией.

И. Хасан отмечает, что компетенции - это цели (поставленные перед человеком), а компетентности - это результаты.

Компетентный специалист, компетентный человек - это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие?

Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.

Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.

В-третьих, адекватное оценивание - себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления

Безусловно, человек, который воплощает в себе такие качества, будет довольно компетентным специалистом. Но механизм достижения такого результата остается пока что не разработанным и кажется довольно сложным. Как вариант предлагают модель психолого-педагогического сопровождения развития учеников, направленного именно на формирование иx компетентности.

Компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения, выделяют виды или направления компетентностей. Их можно разделить на три группы.

1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).

3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития)

Формирование учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.

Комплекс этих жизненных умений является центральным в системе компетентноcтного подхода, а так же конечным результатом обучения.

Механизм психолого-педагогического сопровождения развития учеников принципиально не изменяется при условии использования другой классификации и выделения других основных групп компетентностей.

Компетентности классифицируются:

  1. Ключевые, включают (работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа в команде, решение проблем, быть человеком).

  2. По видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная)

  3. По сферам общественной жизни (бытовая, гражданско-общественная, в искусстве, культурно-досуговая, в физкультуре, спорте, в образовании, в медицине, в политике и т.д.).

  4. В отраслях общественных знаний (в математике, физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии).

  5. В отраслях общественного производства.

  6. По составляющим психологической сферы (когнитивная, технологическая, мотивационная, этническая, социальная, поведенческая).

  7. В областях способностей (в физической культуре, умственной сфере, общественные, практические, исполнительные, творческие, художественные, технические, педагогические, психологические, социальные).

  8. В областях по ступеням социального развития и статуса (готовность к школе, компетентности выпускника, молодого специалиста, специалиста - стажёра, руководителя).

Как видите компетентностей достаточно много, но как вы заметили, что среди них выделяют ключевые (основные).

Понятие "информационная компетентность" достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно (О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых).

Вслед за Тришиной С.В. исходим из того, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.

В 90-х годах XX века в США и странах Западной Европы появился ряд концепций информационной грамотности, под которой понимается способность человека идентифицировать потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать и использовать.

В развитие концепции информационной грамотности внесли большой вклад Американская библиотечная ассоциация (ALA) и Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA).

В 2002 году в ходе 68-й сессии Генеральной конференции и Совета ИФЛА было объявлено о создании Секции по информационной грамотности, задачей которой стало выявление стандартов информационной грамотности, сформировавшихся в разных библиотеках и странах, и создание международного стандарта по информационной грамотности.

В 2006 году в рамках Всемирного библиотечного и информационного конгресса - 72-й сессии Генеральной конференции и Совета ИФЛА - прошел Открытый форум ЮНЕСКО, на котором было объявлено о создании стратегического альянса между ИФЛА и ЮНЕСКО для реализации решений Всемирного саммита по информационному обществу (WSIS), в том числе - решения проблем информационной грамотности.

В 2006 году вышло в свет «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни», подготовленное Председателем Секции по информационной грамотности ИФЛА Хесусом Лау, в которой обобщается и анализируется гигантский массив знаний по данной проблематике, накопленный Секцией за время ее работы.

Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х годах XX века; инициаторами развития и популяризации соответствующей концепции стали работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовался этот термин, были статьи библиографов К.М. Войханской и Б.А. Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре» («Библиотека и информация», 1974 г.) и Э.Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов» (журнал «Научно-технические библиотеки СССР», 1975 г.)

Концепция информационной культуры личности, разработанная в НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ, получила высокую оценку на III сессии Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и была предложена в качестве одного из приоритетных направлений деятельности Программы на 2006-2007 гг.

В Республике Казахстан первые курсы о ликвидации компьютерной безграмотности были проведены на летних каникулах 2007 года. В ноябре этого года первые слушатели данных курсов получили сертификаты о ликвидации компьютерной безграмотности. В дальнейшем обучение компьютерной грамотности получило высокую оценку и до сих пор учителя, медики, и работники других сфер ликвидируют пробелы в знаниях компьютерных технологий. Становятся информационно компетентными.

Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет в нашем понимании суть ИКТ-компетентности (информационно-коммуникационно-технологической компетентности) или информационно-функциональной компетентности (ИФК).

С точки зрения деятельностного подхода в структуре информационно-функциональной компетентности выделяем разделы:

1) сбор и хранение информации;

2) поиск информации;

3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации;

4) организация и представление информации;

5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека;

6) планирование информации, коммуникация;

7) моделирование;

8) проектирование;

9) управление.

В зависимости от развития показателей информационно-функциональной компетентности выделяем репродуктивный, конструктивный, продуктивный уровни.

Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности .

ИКТ_грамотность - это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

ИКТ-компетентность определяется также как «общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех школьных уроках. В дополнение к этому можно добавить, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования. Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов.

Задача учителя сегодня - попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения своему предмету, постараться вплести в канву традиционных умений по предмету те, которых сегодня не хватает учащимся. В частности, умения, составляющие ИКТ-компетентность.

Одной из основных задач, стоящих перед современным образованием является задача формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде. Выполнение этой задачи невозможно без использования в учебном процессе СНИТ (средств новых информационных технологий).

Интерактивная доска (ИД) - современное средство обучения в школе, позволяющее поднять его на качественно новый уровень. С энтузиазмом ее появление встретили абсолютно все обучающиеся, так как интерактивная доска позволяет сделать уроки ярче, интереснее, разнообразнее.

Технология работы с интерактивной доской сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов, в том числе учителями естественного цикла. Использование интерактивной доски существенно изменяет функции учителя и обучающихся, помогает осуществить деятельностный подход к изучаемому материалу.

Можно четко выделить три основных приема использования интерактивной доски на уроке:

  1. Управление компьютером с интерактивной доски без использования традиционных клавиатуры и мыши. Этот прием используется в основном на организационных моментах урока, при работе с файловой системой компьютера, для запуска приложения Windows, для просмотра содержимого CD или DVD-дисков, для начала сеанса в Интернет и т.д.

  2. Совмещение использования электронных заготовок (слайдов, текстов, изображений и др.) с рукописным видом деятельности. Возможность делать надписи и пометки с помощью электронного карандаша (маркера) поверх электронной заготовки позволяет акцентировать внимание обучающихся на наиболее важных блоках информации, добавлять новую информацию, вопросы и идеи к тексту, комментарии к диаграммам или изображениям на экране. Причем, все примечания, пометки и надписи можно сохранить, чтобы позднее просмотреть еще раз или распечатать.

  3. Работа с программным обеспечением, поставляемым непосредственно с интерактивной доской. В отличие от предыдущего приема, здесь к электронным маркерам добавляются дополнительные «электронные инструменты» для создания новых объектов и работы с ними. Объекты можно копировать и вставлять, вырезать и удалять с экрана, выделять и перемещать по рабочему полю, а действия с объектами можно отменять или возвращать.

Успех урока, конечно, полностью не зависит от новых технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, и важно понимать, что эффективность работы с ней во многом зависит от того, как учитель применяет ее те или иные возможности.

К числу общих возможностей применения и использования ИД относится выполнение 64 интерактивных функций, но при подготовке и организации урока чаще других применяются 10 основных возможностей ИД, к которым относятся следующие:

  1. Возьми и тяни.

  2. Сотри и покажи.

  3. Использование изображений.

  4. Использование видео.

  5. Использование прожектора.

  6. Использование шторки.

  7. Использование слоёв.

  8. Инструмент кости.

  9. Инструмент пера.

  10. Часы с обратным отсчётом времени.


1. Исправление ошибок

Упражнения на исправление ошибок или на определение «лишнего» в группе слов, уравнений, формул, рисунков может быть дано с целью закрепления материала (инструменты «электронное перо», «маркер», функция перемещения объекта). Примеры заданий:

«Применение элементов работы с ИКТ на любом этапе урока биологии с целью формирования информационной компетентности учащихся»

«Применение элементов работы с ИКТ на любом этапе урока биологии с целью формирования информационной компетентности учащихся»

2. Установление соответствия

Задания на установление соответствия могут использоваться на разных этапах работы и позволяют выработать умение обобщения знаний, выявления причинно-следственных связей и т.п. (инструменты «электронное перо», «маркер», «линия»). Примеры заданий:

Установите соответствие между продуктами питания и питательными веществами (биология).«Применение элементов работы с ИКТ на любом этапе урока биологии с целью формирования информационной компетентности учащихся»




3. Установление последовательности

Задания позволяют сформировать умения выстраивания логических связей между изучаемыми объектами, явлениями и процессами (инструменты «электронное перо», «маркер», функция перемещения объекта). Примеры заданий:

Установление последовательности строения и функций органов пищеварения:

«Применение элементов работы с ИКТ на любом этапе урока биологии с целью формирования информационной компетентности учащихся»



4. Деление материала на группы

Умение деления материала на группы необходимо при выполнении заданий на классификацию, при этом используется функция перемещения объекта». Примеры заданий:

Распределить картинки или термины (биология).

«Применение элементов работы с ИКТ на любом этапе урока биологии с целью формирования информационной компетентности учащихся»




5. Корректировка текста

Задания данного типа позволяют вставить пропущенные слова в текст, исправить ошибки, составить текст из предложений в правильной логической последовательности и могут применятся на разных этапах урока с использованием инструментов «перо», «шторка», «непрозрачный геометрический объект», функции перемещения объектов. Примеры заданий:

Вставьте пропущенные слова в текст (биология).

«Применение элементов работы с ИКТ на любом этапе урока биологии с целью формирования информационной компетентности учащихся»«Применение элементов работы с ИКТ на любом этапе урока биологии с целью формирования информационной компетентности учащихся»

6. Работа с изображениями

При изучении нового материала поэтапное открытие структурных компонентов рисунка, например, органов пищеварительной системы или питательных веществ, входящих в состав продуктов питания (биология)

«Применение элементов работы с ИКТ на любом этапе урока биологии с целью формирования информационной компетентности учащихся»«Применение элементов работы с ИКТ на любом этапе урока биологии с целью формирования информационной компетентности учащихся»

При обобщении и первичной проверке знаний может использоваться прием подстановки правильных ответов, либо выполнения надписей к рисунку с помощью пера.«Применение элементов работы с ИКТ на любом этапе урока биологии с целью формирования информационной компетентности учащихся»

При обобщении и контроле знаний сравнение (может быть множественное) объектов рисунка и занесение результатов в таблицу.


7. Работа со схемами

Упражнение позволяет структурировать изученный материал, систематизировать и обобщить, может использоваться на разных этапах урока (инструменты «шторка» или «непрозрачный геометрический объект», «электронное перо», «волшебная лупа», функция перемещения объектов). Примеры заданий:

«Применение элементов работы с ИКТ на любом этапе урока биологии с целью формирования информационной компетентности учащихся»


8. Работа с таблицами

Поэтапное заполнение таблицы при изучении нового материала, исправление ошибок при обобщении, систематизации и контроле знаний (инструменты «шторка» или «непрозрачный геометрический объект», функция перемещения объектов). Примеры заданий: по теме Метаболизм и «Пищеварительная система»«Применение элементов работы с ИКТ на любом этапе урока биологии с целью формирования информационной компетентности учащихся»



С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей

С этой точки зрения цели школьного образования в следующем:

  • научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;

  • научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;

  • научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;

  • научить ориентироваться в мире духовных ценностей;

  • научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;

  • научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;

  • научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального

Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности - разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.

Потенциал, например, продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.

Выделяют основные задачи:

- создание условий для развития и самореализации учеников;
- усвоение продуктивных знаний, умений;
- развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:

  1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

  2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества.

  3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. .

  4. Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

  5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

  6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

  7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

  8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.

  9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

  10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

  11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

  12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.

  13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

  14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

  15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные правила-советы - только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими - это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели - формирования и развития личности.

В любой педагогической деятельности важно отслеживать качество знаний. Поэтому все учителя проводят постоянный мониторинг своей преподавательской деятельности и наблюдают за качеством знаний учащихся по своему предмету. По биологии качество знаний за последние три года повышается.








© 2010-2022