Урок «Цветок, его строение и функция»

Урок биологии составлен по теме «Цветок, его строение и функции».Ппроверка домашнего задания в игровой форме «Восстановить текст морского послания». Затем учитель актуализирует опорные знания учащихся по теме «Цветковые растения». При изучении нового материала предлагается самостоятельное изучение текста дополнительного материала (см. Приложение). В ходе проверки первичного понимания составляются опорные схемы. Для закрепления и применения новых знаний проводится работа с моделями цветков по кар...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Цветок, его строение и функция».

Цели: Расширить и закрепить знания о цветке, обеспечить усвоение знаний о классификации цветков; способствовать развитию умения сравнивать, анализировать и делать выводы; содействовать воспитанию коммуникативной культуры, чувства прекрасного, развитию познавательного интереса к предмету.

Оборудование: тексты (см. Приложение) - по одному на группу, модели цветков, изготовленные учениками, презентация «Цветок, его строение и функция», тесты «Побег», мультимедийный проектор и ноутбук.

ХОД УРОКА.


  1. Организационный момент.

Класс разбивается на группы по 4-5 человек (Слайд 1).


  1. Проверка домашнего задания.

Приглашается 2 ученика за компьютер для решения тестов по теме «Побег».

- Сегодня было получено послание, которое было переправлено в бутылке по морю. Но, к сожалению, в сосуд попала морская вода, и часть теста была безвозвратно утеряна. Вам предстоит восстановить тест: по смыслу подставить недостающие слова (Слайд 2).Эти слова напишите на листочках и сдайте мне на проверку.


  1. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня мы продолжим изучение цветковых растений. Давайте вспомним: какие растения называются цветковыми? (Это растения, которые имеют специальный орган размножения цветок). Какое второе название у цветковых растений? (Покрытосеменные). Почему? (Семена этих растений покрыты плодами). Назовите органы цветковых растений. (Корень, лист, стебель, цветок, семя, плод). На какие две группы они делятся? (Вегетативные и генеративные органы). (Слайд 3).

- Какие органы относятся к вегетативным? (корень, лист, стебель). Продолжите фразу: генеративными называются органы… (цветок, семя, плод). (Слайд 4). Что такое побег? (Надземная часть растения, состоящая из стебля, листьев и почек).


  1. Изучение нового материала.

- Задача сегодняшнего урока - расширить уже имеющиеся представления о цветке.

Запись в тетрадь: Тема: Цветок, его строение и функция.

- Цветки разных растений отличаются друг от друга размерами, формой, окраской, числом их частей, особенностями строения.

- Читая текст Приложения, вы встретите уже знакомые вам понятия. Повторите их еще раз. Изучая новый материал, подумайте над следующими вопросами:

  • На какие группы можно разделить цветки в зависимости от строения их околоцветника?

  • На какие группы можно разделить цветки по наличию в них главных частей? (Слайд 5)

(самостоятельная работа учащихся)


  1. Проверка первичного понимания.

- Назовите части цветка, кратко охарактеризуйте их строение и функции. (Слайд 6).

- Что такое околоцветник? (Часть цветка, состоящая из чашечки и венчика). Какие бываю околоцветники? (Околоцветники бывают двойные и простые. Простые околоцветники бывают венчиковые и чашечковидные) (Слад 7).

Запись в тетрадь со слайда 7.

- Какие части цветка называются главными? (пестик и тычинки). Почему? (Они участвуют в половом размножении)

- На какие группы делятся цветки по наличию в них главных частей? (Обоеполые, раздельнополые, бесполые). (Слайд 8).

Запись в тетрадь со слайда 8.

- Что такое однодомные и двудомные растения? (Если раздельнополые цветки растут на одном растении, то это однодомное растение. Если женские цветки растут на одном растении, а мужские - на другом, то это двудомное растение).


  1. Закрепление и применение новых знаний.

- А теперь постараемся применить полученные на сегодняшнем уроке знания на практике. Поработаем с моделями цветков.

- Посмотрите на модель цветка и определите, исходя их наличия главных частей и строения околоцветника, какой перед вами цветок. (Обоеполый с двойным околоцветником).

Каждая группа получает карточку с заданием, в соответствии с которым необходимо видоизменить исходный цветок.

Задания:

1-я группа - обоеполый цветок с простым венчиковидным околоцветником.

2-я группа - женский цветок с двойным околоцветником.

3-я группа - мужской цветок с двойным околоцветником.

4-я группа - женский (или мужской) голый цветок.

5-я группа - бесполый цветок.

Каждая группа демонстрирует свой цветок и объясняет, какие части модели они удалили и почему. Одновременно демонстрируются соответствующие слайды 9-13.

- Цветки бывают одиночными или собранными в группы - соцветия. (Слайд 14).

- По способу опыления различают насекомоопыляемые, ветроопыляемые и самоопыляемые. (Слайд 15).


  1. Повторение.

- Выберите верные утверждения из предложенных. (Слайд 16).


  1. Подведение итогов, выставление оценок.

За выполнение тестов по теме «Побег» учащиеся получают соответствующие оценки. Оценивается участие в самостоятельной работе и защите модели цветка.


  1. Домашнее задание.

- Изучить § 28. Заполнить таблицу. Составить синквейн «Цветок», «Соцветие» (Слайд 16).








Приложение.

Текст для работы на уроке

ЦВЕТОК

Еще великий немецкий поэт Гете предложил рассматривать цветок как видоизмененный побег. Действительно, в строении цветка и побега есть сходство: цветоножка и цветоложе - это стеблевая часть цветка, а чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы видоизмененными листьями.

Таким образом, цветок - видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного (полового) размножения. Как и всякий побег, цветок развивается из почки. Цветком обычно оканчивается главный или боковой побег.

СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА

Цветоложе - ось цветка, которая, разрастаясь, может принимать различную форму: плоскую, вогнутую, выпуклую и др. Цветоложе внизу переходит в цветоножку - тоненький стебелек, на котором у большинства растений сидит цветок. На цветоножке у многих растений развиваются два (у двудольных) или один (у однодольных) маленьких листочка - это прилистники. Цветок, не имеющий цветоножки, называется сидячим.

Околоцветник, который состоит из чашечки и венчика называют двойным. Такой околоцветник у цветка вишни, капусты, розы и многих других растений.Урок «Цветок, его строение и функция»

Чашечка образует наружный круг околоцветника. Чашечка обычно состоит из мелких зеленых листочков - чашелистиков (Ч). У некоторых растений, например у гвоздики, чашелистики нижними частями срастаются в трубку - такая чашечка называется сростнолистной. У других, например у герани, чашелистики не срастаются, у них раздельнолистная чашечка.

При распускании цветка в некоторых случаях чашечка опадает, но чаще сохраняется и во время цветения.

Чашечка выполняет следующие функции:

1) защищает внутренние части цветка до раскрывания бутона.

2) в зеленых чашелистиках протекает процесс фотосинтеза.

Венчик - внутренняя часть околоцветника, состоит обычно из ярко окрашенных крупных лепестков (Л). У одних растений (душистый табак, паслен черный, примула) лепестки венчика срастаются, образуя сростнолепестный венчик; у других (капуста, яблоня, вишня) венчик состоит из отдельных лепестков и называется раздельнолепестным, или свободнолепестным.

У некоторых растений, главным образом у однодольных (лилия, амариллис, тюльпан), все листочки околоцветника более или менее одинаковы. Такой околоцветник называют простым (О). У одних растений, например у тюльпана, рябчика или орхидеи листочки простого околоцветника крупные и яркие, как лепестки, - это простой венчиковидный околоцветник.

УУрок «Цветок, его строение и функция» других растений, например у ситника, свеклы, крапивы листочки простого околоцветника мелкие, невзрачные, обычно зеленого цвета, похожи на чашелистики, - это простой чашечковидный околоцветник.

Главные функции венчика:

1) привлечение насекомых-опылителей;

2) защита главных частей цветка.

Существуют цветки, не имеющие околоцветника (ясень, осока, ива), их называют голыми.

Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько осей симметрии (яблоня, вишня, капуста и др.). Такие цветки называют правильными. Цветки, через которые можно провести одну ось симметрии (горох, шалфей) или ни одной (канна), называют неправильными.

ПУрок «Цветок, его строение и функция»естик (П) и тычинки (Т) - главные части цветка, в них образуются половые клетки - гаметы.

Тычинка состоит из тычиночной нити, с помощью которой она крепится к цветоложу, и пыльника, который содержит пыльцу с мужскими гаметами - спермиями. Если тычиночной нити нет и пыльник располагается прямо на цветоложе, он называется сидячим.

ПУрок «Цветок, его строение и функция»естик подразделяется на рыльце (верхняя часть из особой ткани, служит для улавливания пыльцы), столбик и завязь (нижняя расширенная часть, в которой созревают женские гаметы - яйцеклетки). Если в пестике нет столбика и рыльце располагается на завязи, то оно называется сидячим. Из пестика цветка развивается плод с семенами.

Большинство растений имеет цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это обоеполые цветки. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики - это пестичные, или женские, цветки, а другие - только тычинки, это тычиночные, или мужские, цветки. Такие цветки называют раздельнополыми.

Бесполыми называют такие цветки, у которых отсутствуют все главные части: и тычинки, и пестики. Они выполняют только функцию привлечения насекомых-опылителей к другим цветкам, в которых главные части имеются. Бесполые цветки есть в соцветиях василька, подсолнечника и других растений.

У некоторых цветков есть нектарники - желёзки, которые вырабатывают сладкую жидкость. Чаще всего они располагаются на цветоложе.

Для условного обозначения строения цветка используют формулы. Для составления формулы используют следующие обозначения:

О - простой околоцветник;

Ч - чашелистики;

Л - лепестки:

Т - тычинки;

П - пестик.

Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше двенадцати, то значком Урок «Цветок, его строение и функция».

Если какие-либо части цветка срослись, то соответствующие цифры пишут в скобках.

Правильный цветок изображают звездочкой *;

неправильный - стрелкой Урок «Цветок, его строение и функция»;

однополые мужские (тычиночные) цветки - Урок «Цветок, его строение и функция»;

женские (пестичные) - знаком Урок «Цветок, его строение и функция»;

обоеполые - знаком Урок «Цветок, его строение и функция».

Например,

формула тычиночного цветка огурца: Урок «Цветок, его строение и функция»*Ч(15)Л(5)Т(5)По;

формула обоеполого цветка вишни: Урок «Цветок, его строение и функция»*Ч5Л5Т5П1.


© 2010-2022