• Преподавателю
  • Биология
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ БИОЛОГИЯ 35. 01. 19 «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ БИОЛОГИЯ 35. 01. 19 «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Борисовский агромеханический техникум»




Лукина Е.С.


БИОЛОГИЯ

Методические указания по организации

индивидуальной проектной деятельности учащихся




35.01.19 «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»















п. Борисовка 2015


Рассмотрены

на заседании ПЦК

Протокол № ____

от «____»___________20__г.

Председатель

______________ Крячко Л.П.


Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Биология», разработанной на основе ПРИМЕРНоЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» для профессиональных образовательных организаций

Зам.директора по УМР __________________ Ругаль И.Н.



















Составитель: преподаватель биологии Лукина Е.С.

Содержание


Введение

4

2.

Правила выполнения самостоятельной работы


6

3.

Структура проектной исследовательской работы

8

4.

Указания к выполнению самостоятельной работы

10

5.

Рейтинговая оценка исследовательского проекта

15

6.

Качественные критерии оценки проекта и проектной деятельности

16

7.

Темы индивидуальных проектов

17

8.

Литература

18


Введение


Настоящее пособие составлено в соответствии с рабочими программами по биологии для профессии 35.01.19 «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства».

Проект - специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Проектная деятельность обучающихся - совместная учебная и познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижения общего результата деятельности.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты:

  • самостоятельно и охотно добывают недостающие знания из разных источников;

  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;

  • развивают у себя исследовательские умения (умение выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

  • развивают системное мышление.

Показателями успешности проекта служат следующие критерии: качество усвоения студентами программы; сформированность потребности в продолжении образования; сформированность способности к самостоятельному осуществлению учебной деятельности; уровень интеллектуальных достижений студентов; конкурентоспособность знаний студентов; мотивация студентов на сотрудничество в учебном процессе; демократизация взаимоотношений между преподавателем и студентом.

В пособии представлены указания по выполнению по организации индивидуальной проектной деятельности учащихся.

В зависимости от темы проекта в указаниях представлена литература для самостоятельного изучения.

.

Такая структура методических указаний позволяет рационально организовать выполнение индивидуальных проектов, повышает эффективность изучения материала, способствует формированию общих компетенций обучающихся.

Правила выполнения самостоятельной работы

1. Разработка проектного задания

Преподаватель отбирает возможные темы и предлагает их студентам

Студенты обсуждают и принимают общее решение по теме

1.1. Выбор темы проекта

Преподаватель предлагает студентам совместно отобрать тему проекта

Преподаватель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Группа студентов совместно с преподавателем отбирает темы и предлагает группе для обсуждения

Студенты самостоятельно подбирают темы и предлагают группе для обсуждения

1.2. Выделение подтем и тем проекта

Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Преподаватель принимает участие в обсуждении со студентами подтем проекта

Каждый студент выбирает себе подтему или предлагает новую

Студенты активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый студент выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3. Формирование творческих групп

Преподаватель проводит организационную работу по объединению студентов, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Студенты уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные студенты группы принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением группой

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Преподаватель принимает участие в обсуждении

Студенты в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка проекта

Преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность

Студенты осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность

Студенты вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация

Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов других студентов или параллельную группу, родителей и др).

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по качеству оценок и. активности студентов

Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу.
























Структура проектной исследовательской работы

1. Актуальность исследования

  • почему именно эта тема является актуальной;

  • наличие проблемы в этой теме.

2. Проблемы исследования

  • противоречивая ситуация, требующая разрешения;

  • разрешение противоречий связано с практической необходимостью;

  • несоответствие между желаемым и реальным состоянием

3. Объект и предмет исследования

объект исследования: что рассматривается;

предмет: как будет рассматриваться

4. Цель и задачи исследования

  • цель - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении работы;

  • задачи - выбор путей и средств исследования для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

5. Гипотеза исследования

  • это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто,

  • гипотеза должна быть проверяема, реально опровергаема или доказуема.

7. Методы исследования

  • Наблюдение, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервьюирование, анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, определение понятий.

8. Планирование исследования

  • должны быть изучены источники информации; указаны способы сбора информации; определены критерии оценки результатов; представлены ожидаемые результаты.

9. Научная новизна исследования - в чем заключается новизна.

10. Выводы

11. Продукт исследования

  • презентация; видеофильм; пособие; кейс документов; макет и др.

12. Презентация проекта

В презентации представляется продукт проектной и исследовательской деятельности









Указания к выполнению самостоятельной работы.


Этапы работы:

  1. Написание основы введения по всей работе (основываясь на паспорте работы).

  2. Компоновка текстов.

  3. Редактирование целого текста.

  4. Написание выводов к каждой главе.

  5. Составление списка источников информации.

  6. Корректировка введения по всей работе.

  7. Общее заключение.

  8. Составление списка источников информации.

  9. Подготовка приложений.

Композиция исследовательской работы - это последовательность расположения ее основных частей.

Оформление результатов исследования - один из самых трудоемких этапов работы. Формы представления результатов научной работы:

  • статья, тезисы;

  • доклад, сообщение;

  • реферат;

  • презентация;

  • текст научного сочинения;

  • отчет.

Структура проектных и исследовательских работ:

  • титульный лист,

  • оглавление,

  • введение,

  • основная часть,

  • заключение,

  • библиографическое описание,

приложения.

Определение формы представления результатов проектной и исследовательской деятельности сопутствует составлению плана исследования.

Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле указывается название темы работы.

Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы (можно указать учебный предмет).

Еще ниже, выравнивая по правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество студента, номер группы. Еще ниже - фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.

В нижнем поле по центру указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).

Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения, но предполагает официальный стиль.

Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть проектной и исследовательской работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование.

Введение должно включать в себя: формулировку темы, проблему исследования, актуальность исследования, объект, предмет, цель, гипотезу, задачи, методы исследования, этапы исследования, структуру исследования, его практическую значимость, краткий анализ литературы и др. источников информации.

Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 2-3 страницы.

Основная часть содержит 2-3 главы, в которых рассматриваются ведущие вопросы темы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа литературы по теме исследования, ее теоретическое обоснование. Главы 2-3 описывают практические этапы работы, анализ полученных данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента или исследования. В конце каждой главы пишутся выводы.

Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Важным требованием к заключению является то, что оно не должно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Список источников информации это список изученных по теме источников информации, представленный специальным образом. Наиболее удобен в исследовательской работе алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавий) способ группировки источников. В список входят все использованные в работе источники. Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т.д.) должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; данные о последующих изданиях; место издания, издательство; год издания и объем в страницах.

Приложения - это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после библиографии. К приложениям относятся копии документов, статистические материалы, и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др. К приложениям тоже предъявляются определенные требования:

  • в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста (приложение 1, приложение 2, …);

  • каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Они содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:

а) в круглых скобках;

б) подстрочно (оформляются как сноски);

в) после параграфов или глав.

Примечанием может быть:

  • библиографическая ссылка;

  • определение терминов или устаревших слов;

  • справочная информация о лицах, событиях, произведениях;

  • перевод иностранных слов и предложений;

  • пояснения основного текста;

  • схемы, таблицы, рисунки, фотографии и.т.д..

В целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности в исследовательской работе размещаются иллюстрации: рисунки, таблицы, графики, фотографии, схемы и др.

Необходимо также разработать методические рекомендации по оформлению проектной работы: её объём, шрифт, вид титульного листа, нумерацию страниц и т.д.

Защита проекта подлежит оцениванию. Рейтинговая оценка и качественные критерии оценки исследовательского проекта представлены в таблице.

































Рейтинговая оценка исследовательского проекта

Оценка этапов

Критерии оценки (Баллы , оценка работы)

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

5,10,20

Объем разработок и количество предлагаемых решений

5,10,20

Практическая ценность

5,10

Уровень самостоятельности участников

10,20

Качество оформления записки, плакатов и др.

5,10,15

Оценка рецензентом проекта

5,10

Оценка защиты

Качество доклада

5,10,20

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

5,10,20

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

5,10,20

Ответы на вопросы преподавателя

5,10

Качественные критерии оценки проекта и проектной деятельности

Качественные

оригинальность идеи и способа решения проблемы;

степень участия в групповой работе и взаимопомощь участников проекта;

доказательность предлагаемых решений;

подготовка презентаций продукта;

раскрытие содержания проекта на презентации продукта;

логика изложения;

культура речи, владение материалом; эстетика оформления результатов;

умение отвечать на вопросы во время презентации продукта;

эмоциональность;

соответствие содержания заявленной теме;

содержательность материала.

новизна и актуальность информации, используемой при выполнении проекта; самооценка студента; социальная и прикладная значимость результатов работы.





Темы индивидуальных проектов

• Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

• Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

• Драматические страницы в истории развития генетики.

• Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

• История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.

• «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.

• Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

• Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения

• Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.

• Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

• Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

• Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

• Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

• Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

• Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной

экосистеме - биосфере.

• Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.

• Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.

• Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их

ступени.

• Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

• Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.

• Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов

(на конкретных примерах).

• Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные

дожди, смоги и их предотвращение.

• Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

ЛИТЕРАТУРА

Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. -

М., 2014.

Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. - М., 2014.

Лукаткин А. С., Ручин А. Б., Силаева Т. Б. и др. Биология с основами экологии: учебник

для студ. учреждений высш. образования. - М., 2014.

Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ. учреждений

высш. образования (бакалавриат). - М., 2014.

  1. Никитинская Т. В. Биология: карманный справочник. - М., 2015.

Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый

уровень, 10-11 класс. - М., 2014.

Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10-

11 класс. - М., 2014.

Интернет-ресурсы

sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по био-

логии).

5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии -

экологии на сервере Воронежского университета).

biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по

биологии, On-line тесты).

informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разрабо-

танного в Московском государственном открытом университете).

nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России - проект Экологического

центра МГУ им. М. В. Ломоносова).

kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,

биологии, химии, другим предметам).

schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).



© 2010-2022