Живые организмы и наша безопасность

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока в 5 классе

Урок № 19

Раздел 1. Мир биологии

ТЕМА жИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ И НАША БЕЗОПАСНОСТЬ.

Тип урока: комбинированный

Методы: пояснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, методы развития критического мышления

Методические приемы:

  1. Вербальные: фронтальная беседа, активное слушание, мозговой штурм.

  2. Работы с текстом: поиск ответов на вопросы в тексте

Оборудование: мультимедийная презентация, гербарий ядовитых растений

Междисциплинарные связи: применение знаний о частях речи и навыков грамотного выражения устной и письменной речи при составлении синквейнов по теме урока.

Тема

Живые организмы и наша безопасность.

Целевые ориентации урока

  • Личностные: формирование мотивации к сохранению своего здоровья

  • Метапредметные: формирование умения выделить необходимую для себя информацию, применить теоретические знания в практической деятельности

  • Предметные: сформировать представление о ядовитых растениях, грибах и животных своей местности, о профилактике отравлений, профилактике вирусных и бактериальных заболеваний.

Тип урока

Комбинированный

Основное содержание темы

Ядовитые растения, грибы, опасные насекомые, дикие животные, опасность вирусных и бактериальных заболеваний

Термины и понятия

Профилактика, ядовитые растения, ядовитые животные, ядовитые грибы.

Планируемые результаты

Личностные

- умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Метапредметные

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение как осмысление цели чтения и извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Регулятивные: ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; умение объяснять свой выбор при работе с одноклассниками и учителем, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

Предметные

Ученик должен знать: Давать характеристику живым организмам, опасным для здоровья и жизни человека. Понимать необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых животных.

Ученик должен уметь: Узнавать на гербарных образцах, слайдах ядовитые растения, животные, применять полученные знания в жизни.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

ОБЖ, русский язык (синквейны)

Информационный материал: слайды, раздаточный материал, рисунки учебника.

Демонстрационный материал: гербарии

фронтальная

индивидуальная

парная

Технология изучения темы, направленная на реализацию системно - деятельностного подхода.

I этап. Мотивация к деятельности.

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

- мотивировать обучающихся к изучению темы «Живые организмы и наша безопасность»;

- стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации;

- проявлять позитивное отношение к процессу.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Перед вами схема царств. Напротив каждого названия запишите по одному примеру опасного для человека представителя. Вы знаете, чем он опасен? Вы знаете все об опасных животных, растениях, грибах, бактериях и вирусах? Хотите знать больше?

Формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия.

РУУД: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

ПУУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Цели деятельности


Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Результат

деятельности

Блок А Знание

- познакомиться с ядовитыми организмами

Просмотр презентации «Живые организмы и наша безопасность»

Метод Активного слушания

Предметные

Ученики знакомятся с понятием «профилактика», основными группами ядовитых организмов всех царств живой природы

Блок Б Смысловое чтение

Работа с информационным текстом по осмыслению чтения

Метод «Инсерт» - осмысление прочитанного с пометками

Задание 1: прочитав текст, осмыслите его и заполните таблицу:

Это мне известно

Этого я не знал

Об этом я хотел бы узнать подробнее


ЛУУД: личностная мотивация учебной деятельности.

ПУУД: использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования.

РУУД: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

КУУД: учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
- адекватно передавать информацию.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Цели деятельности

Групповая и парная работа с диагностическими материалами

Результат деятельности

- научить школьников: соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

Задание для обуч-ся:

Задание 2. Зарисуйте плакат, на котором вы в любой форме изобразите меры профилактики явлений, связанных с данной группой организмов.

1 группа - стр 71-72 (1 абз))

2 группа - стр 72 (до слов «вам могут встретиться…)

3 группа - с 73-74 ( до слов морской дракончик)

Предложить ученикам разработать критерии оценивания по правильным ответам и оценить данную работу по предложенным критериям.

РУУД:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае недостаточного понимания темы

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

IV этап. Рефлексивная деятельность.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

научить школьников:

-соотносить полученный результат с поставленной целью;

-оценивать результат своей деятельности;

-оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

I. Задание на самоанализ.

Закончите предложения:

- Сегодня на уроке я ...

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я выполнял задания…

- У меня получилось…

- Я смог…

- Меня удивило…

II. Задание на самооценку.

С помощью смайликов

ПУУД: общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

КУУД: умение выражать свои мысли.

РУУД: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Домашнее задание:

Для всех обучающихся

  1. параграф 19, заполнить таблицу по материалам параграфа до конца.

Дифференцированное: Задания с 74 (сообщение)

*подготовка презентации по выбранной теме.







СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

  1. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Вспомните, сколько царств живой природы нам известно?

Метод- Мозговой штурм.

Перед вами схема царств. Напротив каждого названия запишите по одному примеру опасного для человека представителя. Вы знаете, чем он опасен? Вы знаете все об опасных животных, растениях, грибах, бактериях и вирусах? Хотите знать больше?

Учебно-познавательная деятельность.

Метод - Активное слушание

Знаете ли вы, что в наших огородах растет одно из сильнейших ядовитых растений, которое мы ежедневно употребляем в пищу? Мы не получаем отравление, потому что едим лишь одну его часть. Его цветки, листья, и особенно плоды - сильнейший яд. И только клубни являются съедобными. Запишите в тетрадь название этого растения.

Какие ближайшие родственники этого растения вам известны? Что вы знаете об их ядовитости?

Обучающиеся отвечают, что это картофель.

ПОДВЕСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ТЕМЕ УРОКА.

Совместная формулировка целей и задач урока.

СЕГОДНЯ МЫ ПОГОВОРИМ О ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ВЫЗВАННЫХ ВИРУСАМИ И БАКТЕРИЯМИ, О ПРОФИЛАКТИКЕ ОТРАВЛЕНИЙ ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ И ГРИБАМИ. А ТАКЖЕ О ПРОФИЛАКТИКЕ УКУСОВ НАСЕКОМЫХ И ЖИВОТНЫХ.

Что такое профилактика? (от греч. «предохранительный»)

(запись в тетрадь)

ПРОФИЛАКТИКА - комплекс мероприятий, направленных на устранение каких-либо явлений и рисков, связанных со здоровьем.

  1. Интеллектуально - преобразовательная деятельность

Обучающиеся до начала урока делятся на группы. Работают с текстом учебника.

Метод «Инсерт» - осмысление прочитанного с пометками

Задание 1: прочитав текст, осмыслите его и заполните таблицу:

Это мне известно

Этого я не знал

Об этом я хотел бы узнать подробнее



Задание 2. Зарисуйте плакат, на котором вы в любой форме изобразите меры профилактики явлений, связанных с данной группой организмов.

1 группа - стр 71-72 (1 абз))

2 группа - стр 72 (до слов «вам могут встретиться…)

3 группа - с 73-74 ( до слов морской дракончик)



  1. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ .

Метод инфо-угадайка (работа со слайдами презентации на определение ядовитых растений и грибов.)

Совместно вывести мер профилактики.

  1. РЕФЛЕКСИЯ.

Составьте синквейн по теме урока.

Оценка детей мне.

-Я узнал(а) много нового.

-Мне это пригодится в жизни.

-На уроке было над чем подумать.

-На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

-На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)



  1. Домашнее задание: параграф 19, заполнить таблицу по материалам параграфа до конца.

Дифференцированное: Задания с 74 (сообщение)

*подготовка презентации по выбранной теме.

1 группа

Задание 1: Прочитав текст на стр 71-72 (1 абз)), осмыслите его и заполните таблицу:

Это мне известно

Этого я не знал

Об этом я хотел бы узнать подробнее




Задание 2. Зарисуйте плакат, на котором вы в любой форме изобразите меры профилактики явлений, связанных с данной группой организмов.



Правила составления синквейна.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочная стихотворная форма.

  • 1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)

  • 2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)

  • 3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).

  • 4 строка. Отношение к теме -фраза из 4 слов ( предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.).

  • 5 строка. Суть темы -1 слово (синоним 1 строке).







2 группа

Задание 1: Прочитав текст на стр 72 (до слов «вам могут встретиться…), осмыслите его и заполните таблицу:

Это мне известно

Этого я не знал

Об этом я хотел бы узнать подробнее




Задание 2. Зарисуйте плакат, на котором вы в любой форме изобразите меры профилактики явлений, связанных с данной группой организмов.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочная стихотворная форма.

Правила составления синквейна.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочная стихотворная форма.

  • 1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)

  • 2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)

  • 3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).

  • 4 строка. Отношение к теме -фраза из 4 слов ( предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.).

  • 5 строка. Суть темы -1 слово (синоним 1 строке).





3 группа

Задание 1: Прочитав текст на с 73-74 ( до слов морской дракончик),

осмыслите его и заполните таблицу:

Это мне известно

Этого я не знал

Об этом я хотел бы узнать подробнее




Задание 2. Зарисуйте плакат, на котором вы в любой форме изобразите меры профилактики явлений, связанных с данной группой организмов.

Правила составления синквейна.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочная стихотворная форма.

  • 1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)

  • 2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)

  • 3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).

  • 4 строка. Отношение к теме -фраза из 4 слов ( предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.).

  • 5 строка. Суть темы -1 слово (синоним 1 строке).





Дополнительное задание на дом.

Найдите фотографии ядовитых растений и постарайтесь их запомнить.

  • Акация - ядовиты корни и кора;

  • Белена чёрная - сильный яд;

  • Болиголов крапчатый - ядовита надземная часть растения;

  • Борщевик - ядовита листва;

  • Бузина вонючая (жимолость) - ядовиты ягоды, особенно незрелые;

  • Вех ядовитый - ядовито корневище растения;

  • Волчье лыко - ядовиты ягоды, кора, цветки, листья;

  • Вороний глаз - ядовиты ягоды;

  • Горицвет весенний - ядовит;

  • Дурман обыкновенный - ядовиты семена и листья;

  • Заманиха высокая - ядовиты корневище и корни;

  • Красавка обыкновенная или красавка белладонна - ядовита;

  • Ландыш майский - ядовита надземная часть растения и семена;

  • Папоротник (щитовник) мужской - ядовито корневище;

  • Паслен сладко - горький - особенно опасны глянцевые красные ягоды;

  • Пастернак посевной - ядовит;

  • Чемерица белая - ядовито всё растение;

  • Чистотел большой - ядовит млечный сок.



© 2010-2022