- Преподавателю
- Биология
- Основы организации проектной деятельности на уроках биологии
Основы организации проектной деятельности на уроках биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Макова З.Ф. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Основы организации проектной деятельности на уроках биологии
Содержание
I. Роль исследовательской деятельности в учебном процессе
2.Этапы организации проектной деятельности учащихся
3.Типология проектов, используемых при изучении биологии
4.Заключение.
I. Роль исследовательской деятельности в учебном процессе
Современный этап развития образования в нашей стране можно
назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения
к личностно-ориентированному.
Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, их умения работать с информацией.
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления, чувства ответственности. Ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.
Переход на другой метод обучения в современной школе обуславливается необходимостью применения новых технологий.
Одним из прогрессивных форм обучения в современной школе является метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Роль проектной деятельности учащихся в учебном процессе многогранна:
познавательная - стимуляция мыслительного процесса, направленного на поиск решения поставленных задач, это требует привлечения сведений из разных областей знаний, межпредметных связей;
развивающая - развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;
воспитательная - развитие коллективизма, упорства в достижении; результатов исследования, умения отстаивать свое мнение; практика публичных выступлений;
дисциплинирующая - необходимость строгого выполнения всех методических приемов.
2. Этапы организации проектной деятельности учащихся
Главная причина ошибок, возникающих при организации и проведении школьных исследовательских работ - это слабость научного сопровождения. Научным руководителем в школе чаще всего являются учителя, которые должны организовать исследовательскую работу учащихся.
Этапы организации проектной деятельности учащихся:
1. Подбор исполнителей и формирование творческих групп, определение роли каждого соавтора.
Никто не знает особенности и способности своих учеников так хорошо, как учитель. Некоторые учащиеся склонны к индивидуальной деятельности, некоторые - к коллективной; при коллективной работе каждый участник команды выполняет свою часть исследования, ту, к которой он имеет наибольшую склонность. При индивидуальной работе исполнитель должен выполнять весь комплекс необходимых действий. Учитель предлагает ученикам объединить свои усилия ради достижения поставленной цели, советует, как организовать им свою дальнейшую деятельность. Никакого принуждения, все вопросы решаются сообща, демократически.
2. Выбор темы исследования. Учащиеся могут самостоятельно выбрать или предложить тему исследования, однако учитель лучше ориентируется в существующей проблематике и чаще всего именно он предлагает тему исследования, способную заинтересовать учащихся. Таких тем много, иx нужно только увидеть.
3. Формулировка целей и задач исследования. На этом этапе необходимо сформулировать цель исследования, а также определить задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Необходимо четко представлять, что цель всегда шире задач, что задачи служат достижению цели. Несомненно, руководитель значительно лучше учащихся понимает требования исследования, поэтому, несмотря на то, что цели и задачи формулируются совместно с исполнителями, его помощь в этом вопросе неоценима. Одновременно ученики учатся думать и рассуждать самостоятельно, и, возможно, в будущих исследованиях помощь учителя будет им нужна в гораздо меньшем объеме.
4. Подбор необходимых литературных источников для теоретического обоснования проблемы. Школьники еще не знакомы с научной литературой. Учитель предлагает исследователям либо список необходимых первоисточников, либо предоставляет им нужные книги или статьи. Он помогает учащимся выбрать из них нужную информацию, правильно распределить ее между отдельными частями будущего отчета. Вся дальнейшая работа с литературой проводится исследователями самостоятельно, а на долю учителя приходится периодическое наблюдение за работой.
5. Выбор объекта и методики проведения исследования.
Обсуждение проводится совместно с исполнителями. Вопрос выбора объекта исследования и методики ее проведения - очень важный момент в организации исследовательской деятельности. Связано это, прежде всего, с тем, что существуют определенные ограничения в использовании в качестве экспериментальных объектов высших животных, необходимости соблюдения этических требований, не позволяющих причинять нашим меньшим братьям никаких неприятных ощущений, что абсолютно оправданно, справедливо и правильно. Следовательно, методика проведения исследования выбирается такая, которая позволяет бережно обращаться с выбранным объектом. Ответ со стороны объекта на поставленный вопрос должен быть быстрым, точным и легко интерпретируемым, а методика - достаточно простой, строгой, способной с помощью ее приемов получить непротиворечивые ответы на заданные природе вопросы. Исследование не должно требовать применения уникального или дорогостоящего оборудования, которого попросту нет в школе.
6. Организация собственно исследований и периодический контроль проведения работы. Учитель должен правильно организовать рабочее место для проведения экспериментов, выбрать площадки для природных наблюдений и т.д. Вся дальнейшая деятельность осуществляется учащимися самостоятельно под периодическим контролем и с постоянной помощью преподавателя. Именно на этом этапе учащимся прививаются исполнительская дисциплина, собранность и внимательность.
7. Обсуждение результатов исследования и выбор адекватных методов обработки полученных данных. Полученные результаты обязательно обсуждаются совместно с авторами работы. В ходе такого обсуждения школьники учатся устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями и примененными действующими факторами. Учитель объясняет, как приходят к тому или иному выводу, почему делается именно этот вывод, а не другой. Однако недостаточно сделать только соответствующие выводы из проделанной работы, необходимо показать, что и полученные данные, и сделанные на их основе выводы достоверны.
8. Формулировка выводов, вытекающих из материалов исследования. Совместно с авторами выполненного исследования руководитель формулирует выводы, вытекающие из полученных данных. Во время этого процесса обучающиеся продолжают учиться устанавливать правильные причинно-следственные связи, делать логические выводы. Они должны быть корректными, точными, лаконичными, они не должны содержать дискуссионные моменты, в них не должно продолжаться обсуждение результатов исследования. Выводов не должно быть много, как правило, достаточно 3-5.
9. Написание отчета о проделанной работе. Выполненная исследовательская работа обязательно представляется в виде научного отчета. Отчет содержит все части, присущие научной статье: введение, формулирование нулевой гипотезы, целей и задач, литературный обзор, описание материала и методики, представление результатов исследования и их обсуждение, выводы, заключение и список цитированной литературы.
10. Подготовка полученных результатов к публичному представлению - заключительный этап в исследовательской работе.
Презентация работы должна быть, прежде всего, зрелищна и наглядна (рисунки и графики всегда предпочтительнее таблиц и текста. Однако следует иметь в виду, что среди слушателей может найтись человек, желающий детально разобраться в представленных данных, и для таких людей обязательно надо предусмотреть возможность демонстрации таблицы с исходными данными).
Оценивание проекта и его защита проводятся по следующим критериям:
1. Критерии оценивания выполненных проектов:
• аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта, значимость выполненной работы;
• объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта:
• аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;
• уровень творчества, оригинальность темы, подходов, найденных решений.
2. Оценка защиты выполненного проекта:
• качество доклада (6-7 мин): композиция, полнота представления работы, аргументированность, убедительность и убежденность;
• объем и глубина знаний по теме, эрудиция;
• культура речи, использование наглядных средств (мультимедийной презентации), чувство времени, удерживание внимания аудитории;
• ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбность.
3.Типология проектов, используемых при изучении биологии.
В соответствии с доминирующим методом или видом деятельности, лежащим в основе выполнения работы, различают следующие типы проектов: исследовательский, ролево- игровые, информационные, коммуникативные, практико - ориентированные.
1.Например, при изучении темы: »СПИД - глобальна проблема человечества» я использовала исследовательский проект,
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением. Этот проект предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
• выявление и постановка проблемы исследования;
• формулирование гипотезы;
• планирование и разработка исследовательских действий;
• сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез; подготовка и написание сообщения;
• выступление с подготовленным сообщением (публикация сообщения); переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы; построение выводов, заключений.
суворовцы выполнили исследовательскую работу по теме: «Выявление информированности о путях распространения СПИДа и мерах профилактики».
(Исследовательская работа прилагается.
2.На внеклассном мероприятии. «Генетически модифицированные продукты» я использовала ролево-игровой проект.
. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитация социальных или деловых отношений, осложняемых гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно они вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока.
Рассмотрим этапы проведения игры на примере выполнения проекта . «Генетически модифицированные продукты. За и против»:
• Подбор участников.
• Установочная лекция «Генетически модифицированные продукты».
• Распределение ролей.
• Самостоятельная работа (подготовка индивидуальных ролей).
• Работа с источниками информации.
• Работа в училище под руководством учителя биологии.
• Представление в виде ролевой игры.
4.Заключение
Что привлекает учащихся к исследовательской деятельности?
Прежде всего, любознательность, интерес к поиску новых неизвестных данных (правильно организованное исследование всегда подразумевает наличие некой задачи, требующей решения). Конечно, увлеченность, повышенный интерес к изучаемому предмету (это могут быть дисциплины естественного цикла, технической и гуманитарной областей, где исследовательская деятельность должна всемерно поддерживаться и стимулироваться. Одним из прогрессивных форм обучения в современной школе, который активизирует познавательную деятельность учащихся является метод проектов,
Использованная литература
-
Фамелис С.А. Тьюторское сопровождение исследований учащихся. // Научно-методический журнал. Биология в школе. № 2, 2007.
-
Смелова В.Г. Проектная методика в школе. // Научно-методический журнал. Биология в школе. № 6, 2007.
-
Беседина Л.А. Проектная деятельность в биологическом образовании. // Научно-методический журнал. Биология в школе. № 2, 2010.
-
Леонтович А.В. К проблеме развития исследований в науке и в образовании // hup:// researcher.ru/development/ist_0003.esp.
-
Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях. Сайт в Интернете ou-link.ru/de/tutor. htm.
6. Сайт в Интернете do.rspu.edu.ru/tutor/ index.htm.