Основы организации проектной деятельности на уроках биологии

Роль исследовательской деятельности в учебном процессе Этапы организации проектной деятельности учащихся Типология проектов, используемых при изучении биологии Заключение. Современный этап развития образования в нашей стране можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения к личностно-ориентированному. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, их...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основы организации проектной деятельности на уроках биологии

Содержание

I. Роль исследовательской деятельности в учебном процессе

2.Этапы организации проектной деятельности учащихся

3.Типология проектов, используемых при изучении биологии

4.Заключение.

I. Роль исследовательской деятельности в учебном процессе

Современный этап развития образования в нашей стране можно
назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения
к личностно-ориентированному.

Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, их умения работать с информацией.

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения гото­вых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления, чувства ответственности. Ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познаватель­ный характер.

Переход на другой метод обучения в современной школе обуславливается необходимостью применения новых технологий.

Одним из прогрессивных форм обучения в современной шко­ле является метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Роль проектной деятельности учащихся в учебном процессе многогранна:

познавательная - стимуляция мыслительного процесса, направленного на поиск решения поставленных задач, это требует привлечения сведений из разных областей знаний, межпредметных связей;

развивающая - развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;

воспитательная - развитие коллективизма, упорства в достижении; результатов исследования, умения от­стаивать свое мнение; практика публичных выступлений;

дисциплинирующая - необходимость строгого выполнения всех методических приемов.

2. Этапы организации проектной деятельности учащихся

Главная причина ошибок, возникающих при организации и проведении школьных исследовательских работ - это слабость научного сопровождения. Научным руководителем в школе чаще всего являются учителя, которые должны организовать исследовательскую работу учащихся.

Этапы организации проектной деятельности учащихся:

1. Подбор исполнителей и формирова­ние творческих групп, определение роли каждого соавтора.

Никто не знает особен­ности и способности своих учеников так хорошо, как учитель. Некоторые учащиеся склонны к индивидуальной деятельности, некоторые - к коллективной; при коллективной работе каждый участник команды выполняет свою часть исследования, ту, к которой он имеет наибольшую склонность. При индивидуальной работе исполнитель должен выполнять весь комплекс необходи­мых действий. Учитель предлагает ученикам объединить свои усилия ради достижения поставленной цели, советует, как органи­зовать им свою дальнейшую деятельность. Никакого принуждения, все вопросы решаются сообща, демократически.

2. Выбор темы исследования. Учащиеся могут самостоятельно выбрать или предложить тему исследования, однако учитель лучше ориентируется в су­ществующей проблематике и чаще всего именно он предлагает тему исследования, способную заинтересовать учащихся. Та­ких тем много, иx нужно только увидеть.

3. Формулировка целей и задач исследо­вания. На этом этапе необходимо сформу­лировать цель исследования, а также опре­делить задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Необ­ходимо четко представлять, что цель всегда шире задач, что задачи служат достижению цели. Несомненно, руководитель значительно лучше учащихся понимает требования ис­следования, поэтому, несмотря на то, что цели и задачи формулируются совместно с исполнителями, его помощь в этом воп­росе неоценима. Одновременно ученики учатся думать и рассуждать самостоятель­но, и, возможно, в будущих исследованиях помощь учителя будет им нужна в гораздо меньшем объеме.

4. Подбор необходимых литературных источников для теоретического обосно­вания проблемы. Школьники еще не знакомы с научной литературой. Учитель предлагает исследователям либо список не­обходимых первоисточников, либо предо­ставляет им нужные книги или статьи. Он помогает учащимся выбрать из них нужную информацию, правильно распределить ее между отдельными частями будущего отче­та. Вся дальнейшая работа с литературой проводится исследователями самостоятель­но, а на долю учителя приходится перио­дическое наблюдение за работой.

5. Выбор объекта и методики проведе­ния исследования.

Обсуждение проводит­ся совместно с исполнителями. Вопрос вы­бора объекта исследования и методики ее проведения - очень важный момент в ор­ганизации исследовательской деятельнос­ти. Связано это, прежде всего, с тем, что существуют определенные ограничения в использовании в качестве эксперименталь­ных объектов высших животных, необхо­димости соблюдения этических требова­ний, не позволяющих причинять нашим меньшим братьям никаких неприятных ощущений, что абсолютно оправданно, справедливо и правильно. Следовательно, методика проведения исследования выби­рается такая, которая позволяет бережно обращаться с выбранным объектом. От­вет со стороны объекта на поставленный вопрос должен быть быстрым, точным и легко интерпретируемым, а методика - до­статочно простой, строгой, способной с помощью ее приемов получить непротиво­речивые ответы на заданные природе воп­росы. Исследование не должно требовать применения уникального или дорогостоя­щего оборудования, которого попросту нет в школе.

6. Организация собственно исследова­ний и периодический контроль прове­дения работы. Учитель должен правильно организовать рабочее место для проведе­ния экспериментов, выбрать площадки для природных наблюдений и т.д. Вся дальней­шая деятельность осуществляется учащи­мися самостоятельно под периодическим контролем и с постоянной помощью пре­подавателя. Именно на этом этапе учащимся прививаются исполнительская дисциплина, собранность и внимательность.

7. Обсуждение результатов исследова­ния и выбор адекватных методов обра­ботки полученных данных. Полученные результаты обязательно обсуждаются сов­местно с авторами работы. В ходе такого обсуждения школьники учатся устанавли­вать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями и применен­ными действующими факторами. Учитель объясняет, как приходят к тому или иному выводу, почему делается именно этот вывод, а не другой. Однако недостаточно сделать только соответствующие выводы из проде­ланной работы, необходимо показать, что и полученные данные, и сделанные на их основе выводы достоверны.

8. Формулировка выводов, вытекающих из материалов исследования. Совместно с авторами выполненного исследования руководитель формулирует выводы, выте­кающие из полученных данных. Во время этого процесса обучающиеся продолжают учиться устанавливать правильные причин­но-следственные связи, делать логические выводы. Они должны быть корректными, точными, лаконичными, они не должны содержать дискуссионные моменты, в них не должно продолжаться обсуждение результатов исследования. Вы­водов не должно быть много, как правило, достаточно 3-5.

9. Написание отчета о проделанной рабо­те. Выполненная исследовательская работа обязательно представляется в виде научного отчета. Отчет содержит все части, присущие научной статье: введение, формулирование нулевой гипотезы, целей и задач, литератур­ный обзор, описание материала и методики, представление результатов исследования и их обсуждение, выводы, заключение и спи­сок цитированной литературы.

10. Подготовка полученных результатов к публичному представлению - заключи­тельный этап в исследовательской работе.

Презен­тация работы должна быть, прежде всего, зрелищна и наглядна (рисунки и графики всегда предпочтительнее таблиц и текста. Однако следует иметь в виду, что среди слу­шателей может найтись человек, желающий детально разобраться в представленных данных, и для таких людей обязательно надо предусмотреть возможность демон­страции таблицы с исходными данными).

Оценивание проекта и его защита проводятся по следующим критериям:

1. Критерии оценивания выполненных проек­тов:

• аргументированность выбора темы, обос­нование потребности, практическая направлен­ность проекта, значимость выполненной работы;

• объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятель­ность, законченность, подготовленность к вос­приятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта:

• аргументированность предлагаемых реше­ний, подходов, выводов;

• уровень творчества, оригинальность темы, подходов, найденных решений.

2. Оценка защиты выполненного проекта:

• качество доклада (6-7 мин): композиция, пол­нота представления работы, аргументированность, убедительность и убежденность;

• объем и глубина знаний по теме, эрудиция;

• культура речи, использование наглядных средств (мультимедийной презентации), чувство времени, удерживание внимания аудитории;

• ответы на вопросы: полнота, аргументиро­ванность, убедительность, дружелюбность.

3.Типология проектов, используемых при изучении биологии.

В соответствии с доминирующим методом или видом деятельности, лежащим в основе выполнения работы, различают следующие типы проектов: исследовательский, ролево- игровые, информационные, коммуникативные, практико - ориентированные.

1.Например, при изучении темы: »СПИД - глобальна проблема человечества» я использовала исследовательский проект,

Под исследовательским проектом подразумева­ется деятельность учащихся, направленная на ре­шение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением. Этот проект предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

• выявление и постановка проблемы ис­следования;

• формулирование гипотезы;

• планирование и разработка исследова­тельских действий;

• сбор данных (накопление фактов, на­блюдений, доказательств), их анализ и синтез; подготовка и написание сообщения;

• выступление с подготовленным сообще­нием (публикация сообщения); переосмысле­ние результатов в ходе ответов на вопросы; построение выводов, заключений.

суворовцы выполнили исследовательскую работу по теме: «Выявление информированности о путях распространения СПИДа и мерах профилактики».

(Исследовательская работа прилагается.

2.На внеклассном мероприятии. «Генетически модифицированные продукты» я использовала ролево-игровой проект.

. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные харак­тером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные ге­рои; имитация социальных или деловых отноше­ний, осложняемых гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намеча­ются в начале их выполнения, но окончательно они вырисовываются лишь в самом конце. Сте­пень творчества здесь очень высока.

Рассмотрим этапы проведения игры на примере выполнения проекта . «Генетически модифицированные продукты. За и против»:

• Подбор участников.

• Установочная лекция «Генетически модифицированные продукты».

• Распределение ролей.

• Самостоятельная работа (под­готовка индивидуальных ролей).

• Работа с источниками информации.

• Работа в училище под руководством учите­ля биологии.

• Представление в виде ролевой игры.

4.Заключение

Что привлекает учащихся к исследовательской деятель­ности?

Прежде всего, любознательность, интерес к поиску новых неизвестных данных (правильно организованное иссле­дование всегда подразумевает наличие некой задачи, тре­бующей решения). Конечно, увлеченность, повышенный интерес к изучаемому предмету (это могут быть дисцип­лины естественного цикла, технической и гуманитарной областей, где исследовательская деятельность должна всемерно поддерживаться и стимулироваться. Одним из прогрессивных форм обучения в современной шко­ле, который активизирует познавательную деятельность учащихся является метод проектов,

Использованная литература


  1. Фамелис С.А. Тьюторское сопровождение исследований учащихся. // Научно-методический журнал. Биология в школе. № 2, 2007.

  2. Смелова В.Г. Проектная методика в школе. // Научно-методический журнал. Биология в школе. № 6, 2007.

  3. Беседина Л.А. Проектная деятельность в биологическом образовании. // Научно-методический журнал. Биология в школе. № 2, 2010.

  4. Леонтович А.В. К проблеме развития иссле­дований в науке и в образовании // hup:// researcher.ru/development/ist_0003.esp.

  5. Методические рекомендации по организации про­ектной и исследовательской деятельности обучаю­щихся в образовательных учреждениях. Сайт в Интернете ou-link.ru/de/tutor. htm.

6. Сайт в Интернете do.rspu.edu.ru/tutor/ index.htm.


© 2010-2022