Проект «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЭКОЛОГИИ »

В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но, не смотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЭКОЛОГИИ »Проект «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЭКОЛОГИИ »Проект «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЭКОЛОГИИ »ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» КАФЕДРА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

МБОУ «Кулаевская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан





Проект на тему:

«ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЭКОЛОГИИ »







Выполнила: Чижикова Татьяна Михайловна, учитель биологии 1 квалификационной категории МБОУ «Кулаевская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района

Научный руководитель: Павлова Ирина Равильевна, доцент кафедры методики преподавания естественнонаучных дисциплин, к.п.н.











г. Казань, 2011г.



Оглавление



  1. Введение. 3

  2. Актуальность. 6

  3. Организация исследовательской деятельности учащихся. 7

  4. Результат. 11

  5. Выводы. Рекомендации. 12

  6. Литература. 13

  7. Приложение.











  1. Введение.

В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но, не смотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.

Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников. Она является одной из прогрессивных форм обучения в современной школе, позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности ребят.

А что привлекает к исследовательской деятельности самих учащихся? Конечно, прежде всего, любознательность, интерес к поиску новых неизвестных данных. Немаловажное значение имеет престижность- участие в разных конкурсах повышает авторитет школьника в среде товарищей.

Наконец, некоторые вузы учитывают при поступлении на учёбу дипломы и сертификаты абитуриентов, полученные ими на конференциях и конкурсах различного уровня.

Несмотря на то, что в условиях сельской школы, отдалённой от научно-исследовательских институтов, нет достаточной материально-технической базы для проведения настоящих исследований, я считаю, что заинтересовать учащегося, подтолкнуть его к разгадке чего-то более интересного можно и нужно всегда, практически ежедневно, ведь задача учителя, говоря словами В.Розова: «разгребать груды камней- а вдруг под ними окажется человек».

Экология как наука, учебный предмет дает большие возможности для организации такой деятельности, которая способствует развитию интеллекта учащихся, творческому подходу к собственной деятельности, к профессиональному самоопределению ребенка.

Сегодня возрастает социальная значимость научно-исследовательских работ школьников в области экологии и химии. И это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы, сегодня термин "экология" используют с такими словами как «общество», «семья», «культура».

Цель:

научить учащихся работать с научной литературой, познакомить с методами научных исследований, со способами применения ИКТ на разных этапах исследования, развивать умения по подготовке публичного выступления и защите исследовательской работы.

Задачи:

-формировать и развивать творческие способности ученика;

-развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;

-создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;

-заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;

-постараться развивать у ученика коммуникативные умения и навыки.

Проблема:

Создать условия для развития познавательного интереса и творческой активности учащихся, комфортных условий для ведения успешной исследовательской деятельности и успешного взаимодействия учителя и ученика в этой деятельности.







  1. Актуальность.

В настоящее время исследовательская работа учащихся становится актуальной деятельностью внеучебного процесса. При правильной организации исследовательской работы у учащихся развиваются аналитические способности, потребность в творческой деятельности, расширяется кругозор, учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды, осуществляется воспитание у них целостного экологического сознания, углубление знаний о природе родного края.











  1. Организация исследовательской деятельности учащихся.

Приведенный перечень целей и задач не исчерпывает всех целей, достигаемых применением в обучении исследовательского метода, но в качестве ориентира для учителя, решившего работать этим методом, он вполне достаточен.

Учителя и школьники в процессе совместного исследования проблемы учатся следующему:

  • сотрудничеству и сотворчеству;

  • наблюдению и отбору фактов;

  • постановке проблем и видению их решения;

  • определению цели исследования;

  • постановке задач исследования;

  • умению формулировать гипотезы;

  • умению планировать эксперименты;

  • умению работать с информацией - искать, отбирать, анализировать;

  • применять полученные знания для достижения своих целей;

  • конструировать новые способы деятельности;

  • анализировать полученные результаты.

Кроме этих специальных методологических умений школьники учатся и общеучебным умениям, а именно:

  • планировать работу;

  • оформлять результаты исследования и саму работу;

  • письменно и устно представлять результаты работы;

  • защищать свою точку зрения.

Таким образом, исследовательская деятельность, как никакая другая деятельность, формирует у учащегося качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от выбора будущей профессии.

Исследовательскую работу учащихся, чаще всего мы проводим во внеурочное время, хотя и на уроках можно практиковать решение некоторых проблем и задач при постановке лабораторных опытов и обсуждать полученные результаты. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что исследовательская работа, выполняемая в течение учебного года не должна отнимать у ученика слишком много времени. Ведь существуют еще учебная программа, домашние задания, множество других общественно-полезных дел, а длительная работа может просто надоесть ученику.

Для того чтобы увлечь учащихся исследованиями, необходимо заранее продумать интересные и посильные формы исследовательской деятельности.

Одной из серьезных проблем исследовательской работы является выбор ее тематики. Дело в том, что исследовательская деятельность многозначна и осуществляется с различными педагогическими целями. В одном случае, она направлена на развитие способностей каждого учащегося класса, независимо от его интереса к конкретному предмету. Например, на уроках биологии все учащиеся занимаются решением проблемных задач или ставят опыты на пришкольном участке. Ученики могут и не интересоваться биологией, но занимаются при этом исследовательской деятельностью, и она приносит определенную пользу. В других случаях, тема работы - это предмет активного интереса ученика, которая выступает как объект изучения, так и собственно исследования. И если в первом случае уровень сложности работ относительно не велик, то во втором случае трудно даже предусмотреть, какие дополнительные шаги придется совершить исследователю для достижения поставленной цели. Все это необходимо предусмотреть, планируя разработку той или иной темы исследования.

Постановка проблемы исследования, выдвижение гипотезы исследования, планирование и проведение новых экспериментов - это следующий шаг.

Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа. Выделяют пять видов творческих исследовательских работ:

Реферативные - работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме. Суть реферативной работы - в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений. Реферат отвечает на вопросы о том, что нового содержится в тексте.

Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Данные работы носят скорее иллюстративные характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Проектные - творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Данные работы могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования.

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Все творческие работы имеют общие элементы:

  1. Все работы выполняются с использованием литературных источников, но при выполнении реферативных работ анализ литературы является основным содержанием работы, а при выполнении проектных, экспериментальных, описательных, исследовательских работ анализ литературных источников выступает в качестве литературного обзора данных об исследуемом явлении.

  2. В методическом плане все виды работ структурированы на постановку проблемы, собственно материал и выводы.

Отличительной особенностью исследовательских работ от других видов творческих работ является:

  1. Практическая методика исследования выбранного явления.

  2. Собственный экспериментальный материал.

  3. Анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Не так важно, сделает ли ученик какое-то важное исследование, открытие, пусть это будут уже известные результаты, но это его личное достижение, его собственное маленькое открытие. Самостоятельно занимаясь сбором информации, анализируя, обобщая, ученик учиться мыслить, он развивает свои коммуникативные способности. Доказывая, защищая свою гипотезу, он формирует собственные убеждения.

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся, как ни какая другая учебная деятельность, помогает учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учёбы, для профессиональной и социальной адаптации, причём, независимо от выбора будущей профессии.



  1. Результаты.

Результатом организации исследовательской деятельности учащихся МБОУ «Кулаевская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района РТ являются участие и победы на районных эколого-биологических и химических конференциях:

2008г - химическая конференция посвящённая 175-летию Д.И. Менделеева, грамота за 3 место;

2009г - химическая конференция посвящённая Казанской школе химиков, грамота за 2 место;

2009г - эколого-биологическая конференция «Зелёная планета», грамота за 3 место - исследовательская работа «Экология жилища»,

грамота за 3 место- экологическая выставка;

2010г - химическая конференция «Химия наша жизнь - наше будущее», грамота за 2 место;

2011г - эколого-биологическая конференция «Зелёная планета», грамота за 1 место, исследовательская работа «Исследование снежного покрова в районе с. Кулаево, расположенного вблизи автотрассы М-7 Волга»,

грамота за 1 место, экологический фотоколлаж.







  1. Выводы.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выгодский, А.И. Васильева, А.В. Кирьякова и др.) указывают на то, что процесс освоения окружающего мира предполагает активное взаимодействие ученика с действительностью. Попытки «внести» в сознание ребёнка готовые знания, готовые оценки, минуя их собственную деятельность,- бесполезны. В результате работы над исследовательскими видами деятельности учащиеся овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество- способность учиться на собственном опыте и опыте других.

Рекомендации



  1. Занимаясь с учащимися исследовательской деятельностью необходимо всегда помнить о главном- нельзя делать за школьника то, что он может сделать самостоятельно.

  2. Не следует стремиться к большому количеству выполняемых работ- лучше меньше, да лучше.

  3. Не следует стремиться к выполнению работ требующих слишком больших затрат времени.





















  1. Литература



  1. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся. // Биология в школе №5 2006 с35-38

  2. Ганич Л.Ю. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания: М.: Школа-пресс, 1998.

  3. Демидов В.А. Биологические конкурсы. Как подготовить к ним ученика?//Биология в школе №4 2005- с.53-56

  4. Кузьмина И.И. Требования к оформлению исследовательских и творческих работ школьников: Сунтарский республиканский политехнический лицей, 2004.

  5. Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал «Исследовательская деятельность», 2004,№1.

  6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: ВЛАДОС, 2001.

  7. Фамелис С.А. О научных исследованиях учащихся //Биология для школьников №4 2008 с.31

Используемые сайты интернета:



  1. researcher.ru/

  2. sokolovskaya.86mmc-megionsch2.edusite.ru/p4aa1.html

  3. abitu.ru/researcher/methodics/method/razvitie/polusl.htm

  4. pedsovet.su/load/91-1-0-7503





Приложение 1

Тема проекта: Исследование загрязнения снежного покрова на прилегающей территории к автотрассе Москва- Уфа М7 «Волга» в районе с. Кулаево Пестречинского района РТ.

Цель проекта: провести индикацию уровня загрязнения снежного покрова с помощью химического анализа в районе с.Кулаево Пестречинского района РТ.

Объектная область: экология

Объект исследования: водная среда

Задачи исследований:

  • Практическое: сбор материала для исследования; подготовка материала к исследованию; проведение исследования (химический анализ снега).

Оборудование: Стеклянная посуда для проб воды, аналитические весы, спиртовка, штатив, чашка для выпаривания, мерный цилиндр, набор необходимых реактивов.





















Введение.

Автомобильный транспорт, наряду с промышленностью, является одним из основных источников загрязнения атмосферы. Доля автотранспорта в общих выбросах вредных веществ может достигать 60-80%. Более 80 % всех выбросов в атмосферу составляют выбросы оксидов углерода, двуокиси серы, азота, углеводородов, твёрдых веществ. Из газообразных загрязняющих веществ в наибольших количествах выбрасываются окислы углерода, углекислый газ, угарный газ, образующиеся преимущественно при сгорании топлива. В больших количествах в атмосферу выбрасываются и оксиды серы: сернистый газ, сернистый ангидрид, сероуглерод, сероводород и другие. Самый многочисленным классом веществ, загрязняющих воздух , являются углеводороды. К числу постоянных ингредиентов газового загрязнения атмосферы относятся также свободный хлор его соединения и другие.

Снежный покров- прекрасная возможность исследования загрязнений природной среды. Влияние автотранспорта на загрязнение снега является очень существенным. Снег является индикатором загрязнения атмосферного воздуха, а так же последующего загрязнения вод и почвы. Концентрация загрязняющих веществ в снеге на 2-3 порядка выше, чем в воздухе (Василенко В.Н. и др. Мониторинг загрязнения снежного покрова. Л., Гидромет., 1985). Измерения содержания загрязняющих веществ производятся достаточно простыми методами, при этом не требуется сложного оборудования. Снег является индикатором атмосферного загрязнения веществами: сульфатами, нитратами, аммонием, основаниями, тяжёлыми металлами, карбонатами, хлоридами и другими веществами.

Отбор проб снежного покрова прост, не требует сложного оборудования. Всего лишь одна проба по всей толще снежного покрова даёт представительные данные о загрязнении в период от образования устойчивого снежного покрова до момента отбора пробы. Суммарная проба всех снегопадов усредняет все загрязнения как по направлению сноса, так и по времени. В этом её ценность, т.к. эта проба наиболее близка к среднему уровню загрязнения атмосферы в данном районе за период от начала формирования снежного покрова до времени отбора пробы ( Сонин Г.В. Кондуктометрический метод анализа атмосферных осадков и природных вод.- Казань, 1997).

Для определения источников загрязнения необходимы данные наблюдений за погодой в период формирования снежного покрова ,о преобладающих ветрах в данной местности , о рельефе местности.

Пестречинский район находится в северо-западной части Республики Татарстан. Через территорию района проходят важнейшие автомобильные трассы Казань- Набережные Челны(М7 «Волга») и Казань- Богатые Сабы. Площадь района 1362км2; протяжённость района с севера на юг 37км, с востока на запад 38км. Поверхность района представляет волнистую равнину, наибольшая высота 204м. Климат умеренно- континентальный. Средне- месячные температуры воздуха от 18-190C. Годовая сумма осадков 165мм. Село Кулаево расположено на автомобильной дороге Казань-Уфа в 8 км к юго-западу от с. Пестрецы и в 33 км от г.Казани. Население составляет 1094 человек. Производство: сельхоз продукция.

Накапливая различные загрязнения, снег является источником загрязнения подземных вод и почвы.

В с. Кулаево Пестречинского р-на подземные воды являются основным источником водоснабжения.

Эта работа является продолжением исследования качества питьевой воды в нашем селе ,которая нами проводилась в 2007году.



Методика исследований.

Для проведения исследований были взяты 3 пробы снега. Первая проба- обочина автотрассы М7 «Волга», вторая- 25 м от трассы, третья- 100 м от трассы.

Отбор проб проводили, вырезая керны на всю глубину (до земли). С помощью лопаты делали разрез прямоугольного сечения на всю глубину снега, взятую пробу поместили в полиэтиленовый пакет и ведро. Оставили до полного таяния.(методика Сонина Г.В.)

Проект «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЭКОЛОГИИ »

Проект «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЭКОЛОГИИ »

Когда температура воды сравнялась с комнатной, провели анализ на следующие компоненты: рН, обнаружение катионов свинца, обнаружение сульфат-ионов, обнаружение хлорид-ионов, обнаружение нитрат-ионов, обнаружение ионов железа, обнаружение фенола, общее солесодержание. Также провели анализ физических свойств талой воды.

Для определения прозрачности проб талой воды в колбу наливали определенное количество воды и через неё просматривали печатный текст. В качестве контроля использовали дистиллированную воду.

Для определения цвета использовали фон листа белой бумаги.

Суточным отстаиванием воды определяли наличие осадка.

Проект «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЭКОЛОГИИ »

Для определения рН -среды использовали универсальный индикатор, цвет которого сравнивали со шкалой рН.

Методика химического анализа:

  1. Для обнаружения катионов свинца использовали реагент-хромат калия K2CrO4. В пробирку приливали 10 мл пробы воды, прибавили 1мл раствора хромата калия. Если выпадает жёлтый осадок, то содержание катионов свинца более 100мг\л: Pb2++ CrO42-= PbCrO4 , если наблюдают помутнение раствора, то концентрация катионов свинца более 20мг\л, а при опалесценции-0,1мг\л (рассеивание света частицами коллоидной системы).

  2. Для обнаружения хлорид-ионов используют раствор нитрата серебра AgNO3 в присутствии разбавленного раствора азотной кислоты HNO3. В пробирку приливали 10 мл пробы воды ,добавляли 3-4 капли раствора азотной кислоты и приливали 0,5 мл раствора нитрата серебра. Если концентрация хлорид-ионов более100мг\л, то выпадает белый осадок: Cl-+Ag+= AgCl , если концентрация хлорид-ионов более10 мг\л, то наблюдается помутнение. При концентрации более 1 мг\л наблюдается опалесценция.

  3. Для обнаружения сульфат-ионов использовали реагент-хлорид бария . К 10 мл пробы воды прибавляли 2-3 капли соляной кислоты и приливали 0,5 мл раствора хлорида бария. При концентрации сульфат-ионов более 10 мг\л выпадает осадок (белый): SO42- + Ba 2+= BaSO4 если концентрация сульфат-ионов более 1мг\л- наблюдается опалесценция.

  4. Для обнаружения ионов Fe3+ использовали раствор роданида калия KSCN. К 10мл пробы воды добавляли раствор KSCN. При наличии ионов железа раствор меняет цвет на красный.

  5. Для обнаружения фенола использовали реактив FeCl3. При наличии фенола изменяется окраска раствора из желтой в фиолетовую.

Проект «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЭКОЛОГИИ »

  1. Для определения содержания растворённых солей проводили выпаривание одинакового количества воды каждой пробы, сравнивали с контролем- дистиллированной водой, которая не содержит солей.

Проект «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЭКОЛОГИИ »

Результаты исследовательской работы.

Исследования проводились в январе 2010 года. Было взято три пробы снега (14.01.2010г.). Анализ физических свойств талой воды.

Таблица №1. Физические показатели исследованных проб снега.

№ пробы

Прозрачность

Цвет

Наличие осадка

pH

Дистиллированная вода(контроль)

Идеально прозрачная

Бесцветная

Без осадка

7

проба №1 (обочина дороги)

мутная

серый

Много механических осадков

8

Проба №2 (25м от дороги)

прозрачная

бесцветная

Травинки, песок

7

Проба №3 (100м от дороги)

прозрачная

бесцветная

Песок

6

Таблица №2. Результаты исследования химического состава проб снега.

№пробы

Pb2+

Fe3+

Cl-

SO42-

NO3-

фенол

контроль (дистиллированная вода)

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

нет

Проба №1 (обочина)

опалесценция

нет

Более 100мг/л (белый осадок)

Более 1мг/л (опалесценция)

нет

нет

Проба №2 (25м)

нет

нет

Более 10мг/л (помутнение)

Более 1мг/л (опалесценция)

нет

нет

Проба №3 (100м)

нет

нет

Более 10мг/л (помутнение)

нет

нет

нет



  1. Ионы Pb2+ обнаружены в пробе №1 в очень малой концентрации.

  2. Ионы Fe3+ не обнаружены ни в одной из проб.

  3. Ионы Cl- обнаружены довольно в большой концентрации в пробе №1, в пробах №2,№3 в малых концентрациях.

  4. Ионы SO42- обнаружены в незначительных концентрациях в пробах №1,№2. В пробе №3 не обнаружены.

  5. Ионы NO3- не обнаружены не в одной из проб.

  6. Фенол не обнаружен не в одной из проб.

  7. Во всех пробах после выпаривания на стенках чашек остался белый налёт, что свидетельствует о наличии растворённых солей в пробах снега.

Выводы.

  1. Анализ физических свойств талой воды показал, что наиболее близка к контролю- дистиллированной воде проба №3; во всех пробах присутствует механический осадок, особенно велик в пробе №1.

  2. Показатель pH ближе к норме (рН= 5,6) в пробе №3.

  3. Химические исследования состава проб воды показали высокую степень загрязнения ионами Cl- .

Степень загрязненности проб снега можно объяснить разной удаленностью точек взятия проб снега от источника загрязнения (М7 «Волга»).





Список использованной литературы.

  1. Ахметзянов А.А. География Пестречинского района. ТГГПУ, Казань, 2008г.

  2. Сторчевус В.К. Экология и автомобилизация.-Киев:1990

  3. Алексеев С.В., Беккер А.М. «Изучаем экологию-экспериментально» . Школьный практикум по экологии Пасечника В.В.

  4. ГОСТ 1232-98 Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством.



Приложение 2

8 января 2010 года. Пестречинская СОШ. Экологическая конференция

«Зелёная планета».

Кулаевская СОШ приняла активное участие в работе экологической конференции.

На суд компетентного жюри было представлено веступление агитбригады

«Природа в опасности», экспонаты экологической выставки и исследовательский проект «Экология жилища».

В оформлении экологической выставки приняли участие учащиеся 1-11 кл.Проект «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЭКОЛОГИИ »

На ней были представлены поделки из природного материала, вышивка, рисунки,фотоальбом, альбомы со стихами и экологическими сказками сочиненными нашими учениками, работы по дереву.

Наша школа заняла 3 место и получила грамоту от Пестречинского РОО.









Привлечь внимание окружающих к проблемам охраны окружающей среды, призыву к бережному отношению к природе, формированию экологической культуры личности было посвящено выступление агитбригады «Природа в опасности». Проект «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЭКОЛОГИИ »

Во всех странах, на всех континентах люди думают, как спасти нашу планету. Природа -наше богатство; сберечь это богатство для следующих поколений - наша задача и наш долг!

Ученица 9 кл. Шакирова Галина представила исследовательский проект «Экология жилища» и заняла 3 место . В своём исследовании она определила все компоненты современного жилища, которые оказывают негативное воздействие на наше здоровье. Это и стены из бетона, и напольные покрытия, и СМС, и электробытовые приборы и многое другое.

МОУ Кулаевская СОШ Пестречинского муниципального района РТ











© 2010-2022